Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2013 в 05:23, курсовая работа
Цель исследования: изучить особенности межличностных отношений в подростковом возрасте.
Задачи исследования:
1. изучить состояние теоретической разработанности проблемы особенностей подросткового возраста в психологии.
2. эмпирически изучить особенности межличностных отношений в подростковом возрасте.
3. сформулировать выводы.
Общая характеристика работы………………………………………………...3
1. Особенности подросткового возраста………………………………….......5
1.1. Место и значение подросткового периода в развитии ребенка…....5
1.2. Подростковый возраст как этап психического развития……………8
1.3. Анатомо-физиологическая перестройка организма подростка……16
1.4. Различные теоретические подходы к проблеме «кризиса» подросткового возраста ……………………………………………………...20
1.5. Общение подростка со сверстниками……………………………….24
Выводы по главе 1……………………………………………………………..36
2. Эмпирическое исследование межличностных отношений в подростковом возрасте…………………………………………………………………………37
2.1. Этапы проведения эмпирического исследования…………………...37
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования межличностных отношений в подростковом возрасте…………………………………………38
Выводы по главе 2……………………………………………………………..43
Заключение …………………………………………………………………….44
Список использованных источников…………………………………………
Представляется, что наиболее адекватно очерчены границы подросткового возраста в периодизации онтогенеза, предложенной Д. Б. Элькониным, в которой, в отличие от всех вышеупомянутых периодизаций, акцент делается не на физическом развитии организма, а на появлении новых психических образований, обусловливаемых сменой и развитием ведущих типов деятельности. Границы подросткового возраста в данной периодизации устанавливаются между 10—15 годами. Подростковый возраст необходимо рассматривать не как отдельно взятый этап, а в динамике развития, поскольку без знания закономерностей развития ребенка в онтогенезе, противоречий, составляющих движущую силу этого развития, невозможно выявить психические особенности подростка, а тем самым выработать психологические рекомендации по его воспитанию [6,58].
Наши знания о процессе протекания разных периодов детства как особых, неповторяемых, имеющих свою специфику, свои внутренние противоречия, раскрывают дискретный характер этого развития. В то же время необходимо рассмотреть развитие как целостный процесс, в котором каждый этап есть только форма проявления общих закономерностей. В последнем случае исследование направляется на выяснение места каждого этапа в процессе становления личности. Именно знание закономерностей детства в целом и каждого возрастного этапа в частности позволяет корректировать и, главное, направлять психическое развитие личности, осуществляемое в закономерной смене типов деятельности.
В основе такого исследования лежит деятельностный подход, рассматривающий формирование личности как процесс, движущей силой которого является, во-первых, разрешение внутренних противоречий, во-вторых, смена типов деятельности, обусловливающая перестройку сложившихся потребностей и зарождение новых. Отсюда понятно, почему изучение смены типов деятельности позволяет выявить пути, механизмы становления личности в онтогенезе [16, 52].
Выявление в каждом периоде
детства ведущих типов
Советские психологи Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Б. Г. Ананьев, Д. Б. Эльконин и другие выделяют в деятельности две стороны — предметную (практическую и познавательную) и направленную на развитие взаимоотношений с людьми, обществом. В ходе исследовательской работы выяснилось, что для подросткового возраста как раз характерна направленность деятельности на усвоение норм взаимоотношений [5, 76].
Вопрос о характере
ведущей для подросткового
В специально задаваемой общественно полезной деятельности, отвечающей мотивационно-потребностной сфере личности подростка, реализуется его потребность в самоопределении, в самовыражении, в признании взрослыми его активности. Однако целенаправленное построение этой деятельности требует дальнейших исследований, во-первых, ее генезиса, во-вторых, ее содержания, структуры, условий ее возникновения, критериев сформированности. В настоящее время ведется активный поиск оптимальных вариантов построения общественно полезной деятельности подростков как основы организации системы их воспитания в условиях школы, ПТУ, внешкольных учреждений.
При поиске путей организации
системы общественно полезной деятельности
и, главное, формировании ее как ведущего
типа в психическом развитии подростка
возникают и трудности
Важное место в этих исследованиях занимает выяснение взаимоотношений подростков со сверстниками и со взрослыми, складывающихся в процессе осуществления общественно полезной деятельности. В этом плане интерес представляет психологическая значимость таких видов общения, как индивидуально-личное, стихийно-групповое, социально ориентированное. Без этого трудно выявить пути интегрирования всех видов общения в социально ориентированные. Такое общение предполагает формирование интегральной потребности принести пользу другим людям, обществу в целом. Основной потребностью растущего человека на рубеже детства и взрослости всегда было утверждение себя в обществе. Конечно, для разработки психологических основ процесса воспитания подростков особое значение имеет знание иерархии мотивов деятельности, условий, возможностей, механизмов их перестройки и целенаправленного формирования. В этом плане в психологии проведены серьезные исследования (Л. И. Божович, 1968; В. В. Давыдов, 1972; А. Н. Леонтьев, 1977; Д. И. Фельдштейн, 1982; В. Э. Чудновский, 1981). Однако недостаточно изучены само понятие мотива, а также функции и особенности соотношения мотивов. Вместе с тем исследование конкретного соотношения мотивов, механизма изменения их иерархии, условий и причин их перестройки исключительно важно, поскольку структура личности представляет собой относительно устойчивую конфигурацию главных, внутри себя иерархизированных мотивационных линий. Представляется, что формирование потребностей и мотивов — это один из наиболее значимых моментов в общей системе изучения современного подростка, поскольку именно в этот период складываются личностные образования, имеющие особое значение для овладения ребенком социальной ситуацией взрослого [9, 92].
Вот почему становятся столь актуальными исследования, направленные на выявление условий такого построения общественно полезной деятельности, при котором перестройка иерархии мотивов подростка осуществляется в заданном направлении.
С проблемой иерархии мотивов тесно связан вопрос о целях, так как именно цель превращает активность в деятельность. Исследование зависимости между характером цели и выполнением действий, а также формированием умений и навыков позволяет раскрыть соотношение различных типов деятельностей. При этом необходимо учитывать особую чувствительность 10—15-летнего ребенка к специфическим воздействиям, связанным с проявлениями его индивидуальности как члена общества. Иными словами, в этот период онтогенеза складываются особо благоприятные условия для проявления и закрепления общественной сущности индивида.
Усилия психологов направлены на то, чтобы выявить суть чувствительности подростка к определенным влияниям, а вместе с тем внутренние связи между периодами, в которые развивается мотивационно-потребностная сфера личности. При этом важно иметь в виду, что при описании сензитивных периодов как критических не следует вкладывать в них тот же смысл, какой вкладывается в термин «критический» в физиологии при обозначении узловых точек онтогенеза. Если в возрастной физиологии критические периоды рассматриваются главным образом с точки зрения возможности нарушения нормального хода развития, то в психологии этим термином обозначается чувствительность ребенка к формирующим воздействиям. В отличие от стабильных (литических) критические периоды являются поворотными пунктами развития, когда в относительно короткий промежуток времени происходят кардинальные сдвиги в формировании личности [3, 66].
Пристального
изучения требует вопрос об
особенностях перехода от
В этом отношении интерес представляет сравнительный анализ материалов исследований особенностей психического развития подростков, которые были осуществлены в 40—50-е и в 80-е гг. Известно, что важнейшим психологическим новообразованием подросткового этапа является становление самосознания. Здесь требуются исследования, раскрывающие особенности самосознания подростка, его отличия от самосознания юноши и от тех форм самосознания, которые сформированы у ребенка в предыдущие возрастные периоды.
Важным признаком, характеризующим самосознание подростка, считается так называемое чувство взрослости. Вопрос о чувстве взрослости как новообразовании подросткового возраста весьма проблематичен. Прежде всего вызывает сомнение сам термин, слишком неопределенный, расплывчатый. Понятие «чувство взрослости» необходимо наполнить психологическим содержанием. Невозможно употреблять этот термин лишь в том значении, какое имелось в виду 15—20 лет назад, поскольку его содержание не охватывает главные моменты, характеризующие психологические особенности современного подростка. В частности, спорным является положение о том, что чувство взрослости проявляется у подростка в основном в желании подражать взрослым. С фактами, на которых основывается названное положение, мы действительно сталкиваемся достаточно часто (подростки хотят быть мужественными, как взрослые, смелыми, как они, красиво одетыми и т. п.), но они лежат на поверхности, не к этому сводится психологическая сущность данного феномена. Полученные результаты показывают, что взрослость подростка субъективно связывается им не с подражанием, а с приобщением к миру взрослых, с появлением у него чувства социальной ответственности как возможности и необходимости отвечать за себя и за общее дело. Если дошкольник играет во взрослого, младший школьник подражает ему, то подросток ставит себя в ситуацию взрослого в системе реальных отношений. Поэтому для подростка и мужество, и смелость, и одежда важны только в связи с социальной позицией, с формированием социальной активности [20, 52].
Подросток требует признания своей самостоятельности, своего равенства, хотя для этого отсутствуют реальные условия — и физические, и интеллектуальные, и социальные. Только в специально организуемой общественно полезной деятельности создается ситуация, в которой подросток вступает в действительно равноправные отношения со взрослыми. Психологическая значимость этой деятельности заключается в том, что в ней он включается в широкую систему взаимоотношений, удовлетворяет свои притязания на отношения со взрослыми. Кстати, и в отношениях с товарищами, коллегами по утверждению своего места в обществе, главное состоит в совместном их стремлении быть признанными в мире взрослых отношений [7, 64].
Подростковый возраст—трудный период психического развития; он труден не только для самого подростка, но и для общающихся с ним. Особый интерес представляет исследование перестройки деформированной структуры личности так называемых трудных подростков, поскольку система работы с трудными детьми может стать своеобразной моделью для работы с любыми подростками [21, 49].
Таким образом, важность проблем подросткового возраста обусловливается не только особой ситуацией психического развития 10—15-летнего ребенка, но и теми требованиями, которые общество предъявляет к растущему человеку. Решение проблем формирования активной жизненной позиции невозможно без знания особенностей психического развития в подростковый период.
1.3. Анатомо-физиологическая
перестройка организма
Проблема биологического фактора в развитии подростка обусловлена тем, что именно в этом возрасте происходят кардинальные изменения в организме ребенка на пути к биологической зрелости, развертывается процесс полового созревания. За всем этим стоят процессы морфологической и физиологической перестройки организма.
Начало перестройки
организма связано с
В исследованиях не было выявлено строгой зависимости между уровнем полового созревания и соматометрическими показателями, но, с другой стороны, именно рост в длину, увеличение веса и окружности грудной клетки являются специфическими моментами физического развития в подростковом возрасте, которые обозначаются особым термином «скачок в росте». Благодаря этому изменяется облик подростка по сравнению с обликом ребенка и общие пропорции тела приближаются к характерным для взрослого. Меняется и лицо вследствие интенсивного развития лицевой части черепа, но мозг в размерах увеличивается незначительно. В период от одиннадцати – двенадцати до пятнадцати – шестнадцати лет позвоночник отстает в годичной прибавке от темпа роста тела в длину. Поскольку до четырнадцати лет пространство между позвонками еще заполнено хрящом, это определяет податливость позвоночника к искривлению при неправильном положении тела, длительных односторонних напряжениях или чрезмерных физических нагрузках. Наибольшие изменения в осанке происходят в одиннадцать – пятнадцать лет, хотя в этом возрасте подобные дефекты устраняются легче, чем потом. Срастание костей таза (в которых заключены половые органы девочек) заканчивается к 20 – 21 году. Их смещение и смещение несросшихся костей возможно при прыжках с большой высоты, а при ношении обуви на высоких каблуках возможно изменение формы таза, что впоследствии может вредно повлиять на родовую функцию [23, 76].
Увеличение массы мышц и мышечной силы происходит наиболее интенсивно в конце периода полового созревания. Развитие мускулатуры у мальчиков происходит по мужскому типу, а мягких тканей у девочек — по женскому типу, это сообщает представителям каждого пола соответственно черты мужественности или женственности, но завершение этого процесса находится за пределами подросткового возраста.
Рост различных органов и тканей предъявляет повышенные требования к деятельности сердца. Оно тоже растет, но быстрее, чем кровеносные сосуды. Это может быть причиной функциональных нарушений в деятельности сердечно-сосудистой системы и проявляться в виде сердцебиений, повышения кровяного давления, головокружения, головных болей, быстрой утомляемости [14, 23].
В подростковом возрасте наступают резкие перемены во внутренней среде организма в связи с изменениями в системе активно действующих желез
внутренней секреции, причем гормоны щитовидных и половых желез являются, в частности, катализаторами обмена веществ. Поскольку эндокринная и нервная системы функционально связаны между собой, подростковый возраст характеризуется, с одной стороны, бурным подъемом энергии, а с другой — повышенной чуткостью к патогенным воздействиям. Поэтому умственное или физическое переутомление, длительное нервное напряжение, аффекты и сильные отрицательно окрашенные эмоциональные переживания (страх, гнев, чувство обиды и оскорбления) могут быть причинами эндокринных нарушений (временное прекращение менструального цикла, развитие гипертериоза) и функциональных расстройств нервной системы (некоторые признаки этого — повышенная раздражительность, чувствительность, утомляемость, слабость сдерживающих механизмов, рассеянность, падение продуктивности в работе, расстройства сна). Перестройка нейрогуморальных соотношений часто является основой общей неуравновешенности подростка, его раздражительности, взрывчатости, двигательной активности, периодической вялости, апатии. У девочек появление таких состояний нередко наблюдается незадолго до начала или во время менструального цикла [17, 102].
Информация о работе Эмпирическое исследование межличностных отношений в подростковом возрасте