Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 13:03, курсовая работа
Цель исследования - изучить проблемы полового воспитания подростков с теоретической и практической сторон.
Задачи исследования:
1) Изучение теоретических аспектов исследуемой проблемы.
2) Исследовать с помощью методики отношение подростков к
сексу.
Введение
С давних времен проблемы полового воспитания относились к числу, во-первых, наиболее запутанных, а, во-вторых, пренебрегаемых, а то и попросту изгоняемых областей педагогики и психологии. Половое воспитание – это часть общего воспитания человека, но отличается большей неопределённостью из-за закрытости темы. Если другие направления воспитания более или менее чётко выражены и могут передаваться собственным примером, а также корректироваться советами и наставлениями, то многое, что касается полового воспитания, остаётся запретной темой, даже терминология.
На современном этапе достигнуты положительные сдвиги в массовом и педагогическом сознании по вопросам полового воспитания, но это отнюдь не означает, что все проблемы в данной области решены. Широкое обсуждение проблемы взаимоотношений полов в советском обществе находилось под запретом.
Глубокое изучение полового воспитания подростков началось лишь в XX в. Но эта проблема была актуальна во все времена. В отечественной науке разработана проблема сексологии и повышенного полового влечения - представлена работами И. С. Кона. Появились работы и других исследователей, И конечно 3. Фрейд, который первый открыл роль сексуального поведения в жизни человека, и роль гиперсексуальности подростков. Появилось половое воспитание подростков и старшеклассников в нравственном отношении.[3,35с.]
Эта тема актуальна сейчас тем, что она стала предметом идеологической борьбы. Педагоги и воспитатели сталкиваются в непосредственной близости с этой проблемой на практике и испытывают большие трудности, связанные с непросвещенностью в данном вопросе. Воспитателю направляют энергию подростков в нужное русло, дают понять подросткам, что необходимо владеть своими влечениями. Среди многих взрослых существует предубеждение, что невозможно влиять на сексуальное поведение школьников. Более того, что раннее преподавание в школе основ знаний о сексуальной жизни подталкивает детей к очень раннему сексу. Противники полового воспитания в нашей стране многочисленны и сильны - это большая трудность для практических работников. Имеются случаи, когда консервативные родственники требовали привлечения к суду педагогов, развращающих детей своими беседами на тему секса.
Сейчас много информации о сексе поступает из средств массовой информации; причем она же не является позитивной, культурно-развивающей, а, наоборот, развращает молодежь. Пропагандирует извращения и жестокость. А это может привести к необратимым последствиям.
От установившихся в этом возрасте взглядов, отношений к противоположному полу зависит вся дальнейшая жизнь. От этого зависит, сможет ли подросток в будущем, в браке, построить свои отношения с противоположным полом.
Объектом исследования является личность подростка.
Предмет исследования — процесс полового воспитания..
Цель исследования - изучить проблемы полового воспитания подростков с теоретической и практической сторон.
Задачи исследования:
1) Изучение теоретических аспектов исследуемой проблемы.
2) Исследовать с помощью методики отношение подростков к
сексу.
Обобщить результаты исследования.
Методы исследования.
1) Изучение содержания литературных источников.
2) Анкетирование подростков.
3) Проведение методики.
Глава 1. Теоретические аспекты организации полового воспитания подростков
1.1 Принципы, содержание, основные направления и задачи полового воспитания
Принцип реалистичности имеет в виду построение полового воспитания на основе реалистичного понимания половой дифференциации, половых различий и человеческой сексуальности, а не на основе обывательских суждений.
Принцип активности побуждает не ждать возникновения
проблемных ситуаций, а
пользоваться всеми существующими
ситуациями и при необходимости
создавать их, чтобы снабжать подрастающее
поколение установками и
Принцип понятности и ясности ориентирован на учет реальных возможностей понятия и осмысления преподносимого материала детьми и подростками.
Принцип доверия предполагает
доверие к ребенку как к
партнеру, серьезное отношение к
его переживаниям, интересам и
проблемам с желанием понять и
помочь. Он исключает «презумпцию
виновности» ребенка в
Принцип деловитости определяет тональность работы - недопустимость многозначительных, тем более двусмысленных намеков, жестов, и интонаций, смущения и беспокойства, взрослых при обсуждении проблемы пола.
Принцип чистоты предполагает нравственное наполнение и
оформление сведений о
поле и отношения людей разного
пола, но не подмену половой
Принцип контроля и поддержки. Контроль не должен означать диктатуру взрослых. Поддержка должна отвечать актуальным потребностям ребенка.[12,34с.]
Исходя из общих задач полового воспитания, можно выделить несколько основных его направлений:
1. Половое воспитание, помогающее формированию
психологической мужественности и женственности, и
установление оптимальных
коммуникативных установок
и женщин.
2. Сексуальное воспитание, направленное на оптимизацию
формирования сексуально-
сексуального сознания в контексте психосексуальной культуры и
нравственных требований.
3. Подготовка к ответственному супружеству.
4. Подготовка к ответственному родительству,
предполагающая формирование ролевого поведения матери и
отца по отношению к детям и выработку оптимальных
репродуктивных установок.
5. Формирование здорового
образа жизни через
Говоря о содержании хочется
заметить, что все то, что воспитывает
здоровую и целостную личность женщины
и мужчины, способных адекватно
осознавать и переживать свои физиологические
и психологические особенности
в соответствии с существующими
в обществе социальными и нравственными
нормами и благодаря этому
устанавливать оптимальные
Оно включает в себя ряд аспектов: общесоциальный, этический, правовой, психологический, физиолого-гигиенический, педагогический, эстетический, хозяйственно-экономический. Научным изучением проблем, связанных с полом человека как системой, занимается, как мы уже говорили, междисциплинарная сексология, и в этом смысле половое воспитание можно охарактеризовать как аспект прикладной сексологии.[7,94с.]
Задачи полового воспитания
заключаются в формировании общественно
полезных установок личности в различных
аспектах взаимоотношений между
представителями
В связи с этим, дефектным
выступает такой стиль полового
воспитания, при котором задается
ложное направление проявлениям
психосексуального развития ребенка,
либо они просто подавляются (эти
два момента тесно
Ошибки педагогов и родителей в половом воспитании в основном сводятся к следующим:
- Подавление естественных
реакций - не только половых,
но и просто непосредственно
эмоциональных; это приводит к
возникновению препятствующих
- Излишне строгое,
- Выработка неприязни к
- Сглаживание половых различий, своеобразная половая унификация; уход от детских вопросов и выдача неверных ответов.
- Привитие исключительного
отношения к целомудрию, своеобразная
фетишизация невинности и
Для того чтобы эти ошибки
не были совершены, а уже совершенные
преодолены, необходимо воспитание уважения
к лицам другого пола, формирование
навыков общения с ними, недопустимость
сведения представлений о
1.2 История полового
воспитания в контексте
Половые отношения, стихийные
и практически нерегулируемые на
ранних этапах развития общества, по мере
общественного развития в истории
человечества приобрели более определенные
и регламентированные формы. Это
было прежде всего связано с укоренением
собственности и возникшей
Необходимые с точки зрения
общественной целесообразности ограничения
сексуальной активности породили крайние
формы идеологических, нравственных
и бытовых установок. Согласно им,
сексуальные отправления
В Средние века образ ребёнка
был неоднозначным. С одной стороны,
ребёнок считался воплощением чистоты
и невинности, а с другой –
и-за деревенского уклада и повседневного
участия детей в жизни
В Европе резкой границей понимания сущности полового воспитания стал семнадцатый век. Провозглашая принципы строжайшего контроля над поведением и чувствами ребёнка, родители старались полностью оградить его от вопросов пола, даже от возможности видеть собственное обнажённое тело. В обиходе стали появляться такие “творения” человеческой мысли, как противомастурбационные замки, что-то вроде “поясов верности”. И если в начале семнадцатого века родители и другие взрослые не только свободно обсуждали при детях вопросы пола, но и не видели ничего дурного в том, чтобы “поиграть” с половым членом мальчика, вызывая у него эрекцию, то уже в середине века нравы стали диаметрально противоположными. В дворянских семьях, например, стали отделять детей от взрослых, что привело к отчуждённости между родителями и их детьми. А заботу о детях доверили специально приставленным воспитателям. К тому же разделение детей на мальчиков и девочек стало более жёстким, и появился запрет на детскую наготу. Даже спать детям предписывалось так, чтобы подошедший к постели не смог разглядеть формы тела и распознать пол ребёнка.[8,75с.]
В восемнадцатом веке утвердилось
мнение, что онанизм (самомастурбация
у мальчиков) - опасная болезнь. Считалось,
что онанизм порождает безумие
и моральную деградацию. В доказательство
своей теории врачи приводили
неверно истолкованную
На рубеже XIX – XX веков
значительное изменение отношения
к проблемам пола и половому воспитанию
произошло под влиянием учения З.
Фрейда. Идеи Фрейда о сексуальной
детерминированности и
Информация о работе Эмпирическое исследование проблем полового воспитания в подростковом возрасте