Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 13:03, курсовая работа
Цель исследования - изучить проблемы полового воспитания подростков с теоретической и практической сторон.
Задачи исследования:
1) Изучение теоретических аспектов исследуемой проблемы.
2) Исследовать с помощью методики отношение подростков к
сексу.
Оформление концепции
полового воспитания в советской
педагогике носило противоречивый характер.
В первые годы советской власти энтузиазм
по поводу освобождения от многих вековых
ограничений вылился в
Работы советских педагогов
по проблемам полового воспитания долгие
годы сводились к проповеди
Особенности развития детей, связанные с их принадлежностью к тому или другому полу, все более подробно изучаются, и результаты этих исследований постепенно внедряются в практику воспитания.[4,165с.]
1.3 Специфика полоролевой социализации подростков
Проблема полоролевой социализации включает в себя вопросы формирования психического пола ребенка, психических половых различий и полоролевой дифференциации. Без ее решения невозможно разработать методы дифференцированного подхода к воспитанию детей разного пола, для формирования у них основ таких качеств, как мужественность и женственность, необходимых им и для успешного выполнения в будущем своих функций в семье.
Доминирующие взгляды
в обществе на половые социальные
роли мужчин и женщин вызывали необходимость
раздельного воспитания детей. Считалось,
что мужчина должен занимать социально
более значимую позицию, а позиция
женщины - зависимая и подчиненная.[10,
"Отсюда необходимо
было готовить мальчика к
Это достигалось также с помощью социальных организаций: так называемые "мужские дома", в которых мальчикам разного возраста надлежало ночевать под крышей особого жилища, где они выполняли некоторые виды совместных работ, общались, отдыхали".
Половая социализация девочек проходила преимущественно в стенах родительского дома, подле матери и была направлена на приобретение ею определенных форм поведения и приобщения ее к будущей роли жены и связанных с этим обязанностей.[15,95с.]
Современная система воспитания
не отводит места в социализации
мальчиков маскулинным
Социализация девочек
происходит несколько легче, т.к. социальные
признаки фемининности накладываются
на генные образования. Однако, содержательные
компоненты фемининности не способствуют
становлению элементов
По данным экспертов из Alan Guttmacher Institute, только 43 процента подростков до 18 лет, имеющих сексуальный опыт, пользуются презервативами, 57 процентов же считают, что они им ни к чему. По данным Urban Institute, половина юношей в возрасте от 15 до 19 лет занимались со своей партнершей оральным сексом.
В свете этих фактов понятна
обеспокоенность родителей
Статистические данные различных организаций позволяют сделать следующие выводы:
1. Работа в школах по профилактике ВИЧ-инфекции и наркомании проводится недостаточно, несмотря на крайне неблагополучную эпидемиологическую ситуацию среди подростков и школьников в городе и области;
2. Многие преподаватели не готовы обсуждать проблемы ВИЧ-инфекции, наркомании и связанные с этим вопросы сексуального воспитания школьников;
3. Большинство родителей не осознают той опасности для подростков, которая существует в реальной действительности, создавшейся в связи с эпидемией ВИЧ/СПИДа, наркоманией и различными венерическими заболеваниями. [11,116с.]
Следующая проблема кроется в характере изменений, происходящих в организме в подростковый период и психологическом состоянии подростка в период взросления.
У мальчиков в это время происходит "ломка" голоса, начинаются первые поллюции, у девочек – менструации. Наступление их иногда застаёт подростков врасплох и вызывает ряд неприятных, а порой и трагических (если естественые физиологические процессы принимаются за заболевание) последствий.
Физиологическая перестройка
организма в подростковом возрасте,
повышенная выработка половых гормонов
приводят к изменениям отношений
между полами, а это уже имеет
социальную и нравственную окраску.
Взрослые обязаны знать и помнить
об этом. Они не должны ограничиваться
только гигиеническими советами и рекомендациями
(о безвредности поллюций и менструаций
и мерах гигиены в связи
с ними), а более широко оценивать
наступившие в организме
Выводы по I главе
Проанализировав психолого-педагогическую литературу по теме исследования, можно сделать следующие выводы:
1. Половое воспитание
можно рассматривать как
2. Проблемы полового воспитания
было бы неправильно сводить
только к сфере сексуальных
отношений. Задачи полового
3. Эффективность полового
воспитания зависит от учета
связанных с полом
4. Поступление в школу
знаменует начало нового
5. Роль полового воспитания
повышается по достижении
6. Период полового созревания
связан также с формированием
эротических чувств, сексуальной
потребности, половой
7. В половом воспитании
используются общие принципы
воспитательной работы. Оно должно
быть составной частью учебно-
8. Проблема полового воспитания
в школе усугубляется
Глава 2. Эмпирическое исследование проблем полового воспитания в подростковом возрасте
2.1 Описание этапов исследования, инструментария и выборки
Исследование проводилось среди учащихся 8-9 классов лицея с. Хлевное Липецкой области. В исследовании приняло участие 30 человек, 15 мальчиков и 15 девочек. Целью данного исследования было изучение знаний о сексе у подростков.
Изучение осуществлялось с помощью методики разработанной психологами, специалистами в области сексологии, которая носит название «Что Вы знаете о сексе». Данная методика поможет ответить на вопрос о том, как же выглядят наши знания о сексе? Методика состоит из 25 вопросов, которые содержат в себе 2 - 3 варианта ответа.
2.2. Результаты
эмпирического исследования
Что Вы знаете о сексе?
№ Испытуемого |
Подростки – мальчики результат в очках |
Подростки – девочки результат в очках |
1 |
65 |
70 |
2 |
65 |
80 |
3 |
85 |
65 |
4 |
65 |
95 |
5 |
60 |
40 |
6 |
90 |
55 |
7 |
80 |
40 |
8 |
70 |
60 |
9 |
75 |
80 |
10 |
80 |
50 |
11 |
80 |
35 |
12 |
65 |
70 |
13 |
65 |
50 |
14 |
60 |
55 |
15 |
80 |
65 |
В оценке общих результатов хочется отметить общие основные черты. 76,6% испытуемых относятся ко 2 категории результатов исследования, 23,4% подростков находятся в 3 категории ответов. Далее по тексту будет следовать описание и соответственно будет дана оценка результатам тестирования.
Информация о работе Эмпирическое исследование проблем полового воспитания в подростковом возрасте