СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Наступление нового тысячелетия
совпало с усилением интереса общества
к теме здоровья и здорового образа жизни.
Признанные отечественные специалисты
в области психологии развития и акмеологии
уделяют серьезное внимание состоянию
здоровья человека, от которого, безусловно,
зависит формирование гармоничной личности
и достижение ею «акме», т.е. вершины своего
развития (Б.Г Ананьев, А.А Бодалев., А.А.
Деркач,. Л.А. Рудкевич). Неслучайно Б.Н.Чумаков
подчеркивал, что «здоровье человека -
это, прежде всего, процесс сохранения
и развития его психических и физиологических
качеств, оптимальной работоспособности
и социальной активности при максимальной
продолжительности жизни». В современной
психологической науке уделяется достаточное
внимание проблеме сохранения и формирования
здоровья подрастающего поколения: детей
дошкольного возраста, школьников, студентов.
Однако, к сожалению, практически не уделяется
внимание вопросам сохранения, укрепления
и формирования здоровья взрослого человека
вообще и женщины в частности, что обуславливает
актуальность темы данной курсовой работы.
В период взрослости, т.е. в возрасте 20-35
лет, именно в жизни женщины одно из наиболее
значимых мест занимают такие явления,
как создание семейного очага, беременность,
материнство, воспитание детей. Кроме
того, подавляющее большинство женщин
стремится к профессиональному росту
и развитию, экономической и социальной
независимости и пытаются достичь гармонии
и совершенства во многих областях жизнедеятельности.
Все это, несомненно, откладывает весомый
отпечаток на состояние различных компонентов
ее здоровья и особенно - психического
здоровья, и особенности образа жизни.
Следовательно, проблема здоровья женщин
является одной из актуальнейших в современной
науке и практике.
Объектом исследования
является психическое здоровье женщин.
Предметом исследования
стали социально-психологические факторы
психического здоровья женщин.
Цель исследования
заключается в изучении социально-психологических
факторов психического здоровья женщин.
В соответствии с указанной
целью нами были определены следующие
задачи:
- описать сущность психического
здоровья;
- рассмотреть социальные и психологические
факторы здоровья;
- изучит особенности психического
здоровья женщин;
- провести эмпирическое исследование
социально-психологических факторов психического
здоровья женщин.
ГЛАВА
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ
ФАКТОРОВ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ
1.1 Сущность психического
здоровья
Долгое время здоровье
в целом и психическое здоровье, в частности, определялось от противного
— если нет объективных нарушений в функционировании
организма, нет жалоб и болей, странного
поведения, не зафиксирована болезнь,
значит, можно говорить о здоровье тела
и души. Кроме того, внимание медицинских
практиков и исследователей было больше
сосредоточено на разнообразии болезненных
проявлений, чем на проявлениях здоровья.
Психическое благополучие
не случайно рассматривается как одно
из важнейших составляющих здоровья, как
свидетельство необходимости поддержания
психической нормы. В то же время основой
нормального функционирования психики,
по мнению большинства «мозговедов» —
психиатров, психотерапевтов и психологов, является
отвечающая критериям нормы работа психических
процессов и механизмов, таких, как внимание,
память, восприятие, мышление, воля и другие.
Приведем одно из наиболее исчерпывающих
определений психического здоровья, в
котором акцентируется важность эффективной
работы психических функций, определяющих
все остальные человеческие проявления
[17, c. 55].
Психическое здоровье
— это состояние индивида, которое характеризуется
цельностью и согласованностью всех психических
функций организма, обеспечивающих чувство
субъективной психической комфортности,
способность к целенаправленной осмысленной
деятельности и адекватные (с учетом этнокультурных
критериев) формы поведения.
Отсюда следует,
что, если психические функции находятся
в норме, они обеспечивают:
субъективную психическую
комфортность, когда человек удовлетворен работой
и жизнью в целом, его важнейшие потребности также находят удовлетворение,
а внутриличностное равновесие ведет к гармонии
и переживанию счастья;
способность человека
к целенаправленной осмысленной деятельности, когда
он может ставить цели, планировать, организовывать свою деятельность
и контролировать свое поведение;
развитие адекватных
форм поведения, причем определение адекватности варьирует
относительно социальных и культурных норм (например,
принято ли в обществе громко кричать
или быть замкнутым) [10, c. 95].
В данном определении
психическое здоровье рассмотрено как
многогранная жизнеспособность, которая
поддерживается полноценным развитием
и функционированием психического аппарата.
Психическое здоровье, по определению
Всемирной организации здравоохранения,
- это состояние, способствующее наиболее
полному физическому, умственному и эмоциональному
развитию человека.
Так же, ВОЗ характеризует психическое
здоровье – как состояние благополучия,
при котором человек может реализовать
свой собственный потенциал, справляться
с обычными жизненными стрессами, продуктивно
и плодотворно работать, а также вносить
вклад в жизнь своего сообщества.
В этом позитивном смысле психическое
здоровье является основой благополучия
и эффективного функционирования для
человека и для сообщества.
З. Фрейд предлагал в качестве
критерия здоровья рассматривать способность
личности продуктивно работать и поддерживать
удовлетворительные межличностные отношения.
По Маслоу, для нормального
личностного роста требуется сдвиг относительной
значимости потребностей от наиболее
примитивных (физиологические и потребности
безопасности) к наиболее возвышенным
и наиболее "человеческим" (в истине
и красоте, добре).
По Эриксону, для здоровой личности
характерна прогрессирующая интеграция
фундаментальных видов переживаний в
более широкую систему [16, c. 71].
Так, российские психологи (Б.Д.
Карвасарский, 1982; А.М. Громбах, 1988; А.Ш.
Тхостов, 1993; В.В. Лебединский, 1994 и др.)
выделяют четыре основные группы людей
с разными показателями психического
здоровья:
1 группа - совершенно здоровые,
жалоб нет; 2 группа - легкие функциональные
нарушения, о чем свидетельствуют
эпизодические жалобы астено-невротического
порядка, обусловленные конкретной
психотравмирующей ситуацией; 3 группа
- люди с доклиническими состояниями
и клиническими формами в стадии
компенсации; 4 группа - клинические
формы заболевания в стадии
субкомпенсации.
Основной критерий
разделения людей на группы
уровня их психического здоровья
— наличие жалоб самого человека
на трудности жизни среди людей.
Эти жалобы связаны с тем
мифом о здоровье, который осваивает
человек в конкретных социальных
условиях. В этом понимании здоровья-нездоровья
решается традиционная задача
отделения психической нормы
от патологии.
Проблема определения критериев
нормы и аномалии психического здоровья
человека является одной из самых сложных.
Исторически сложилась ситуация, при которой
критериями нормы выступают социально-культурные
традиции. Одно и то же психическое проявление,
в зависимости от общепринятого понятия
нормы, может считаться как нормальным,
так и аномальным [1, c. 14].
ВОЗ в качестве критериев психического
здоровья рассматривает следующие:
- осознание и чувство непрерывности,
постоянства и идентичности своего физического
и психического "Я";
- чувство постоянства и идентичности
переживаний в однотипных ситуациях;
- критичность к себе и своей
собственной психической продукции (деятельности)
и ее результатам;
- соответствие психических реакций
(адекватность) силе и частоте средовых
воздействий, социальным обстоятельствам
и ситуациям;
- способность самоуправления
поведением в соответствии с социальными
нормами, правилами, законами;
- способность планировать собственную
жизнедеятельность и реализовывать это;
- способность изменять способ
поведения в зависимости от смены жизненных
ситуаций и обстоятельств.
У этих критериев нет их точного
количества. Их границы вычерчиваются
интуитивно. Но, пожалуй, наиболее полный
перечень критериев психического здоровья
представлен в работе Н.Д. Лакосиной и
Г.К. Ушакова. В первую очередь авторы относят
к ним:
1) причинную обусловленность
психических явлений, их необходимость,
упорядоченность;
2) постоянство места обитания;
3) максимальное приближение
между отражением обстоятельств
действительности и отношением
человека к ним;
4) гармонию между отражением
обстоятельств действительности
и отношением человека к ним;
5) соответствие реакций
(как физических, так и психических),
силе и частоте внешних раздражителей;
6) адекватность реакции
на общественные обстоятельства
(социальную среду);
7) постоянство и идентичность
переживаний в однотипных обстоятельствах;
8) способность изменять
способ поведения в зависимости
от смены жизненных ситуаций;
9) самоутверждение в коллективе
(обществе) без ущерба для остальных
членов;
10) способность планировать
и осуществлять свой жизненный
путь [8, c. 69].
Продолжая разрабатывать проблему
психического здоровья, ВОЗ описывает
уровни психического здоровья:
Эталонное здоровье (идеальное)
– полная адаптация индивида, гармоническое
развитие, позитивно представлены все
критерии психического здоровья, не просматривается
вероятность психических расстройств.
Среднестатистический уровень – состояние
показателей психики соответствует популяционным
с учетом пола, возраста, социального положения,
социокультурных условий и прочего.
Конституциональный уровень
– связан с типологиями устройства психики
и тела. На этом уровне существует группа
риска по причине телосложения. Уровень
акцентуаций – заострение личностных
черт характера. В результате этого человек
делается уязвимым.
Предболезнь – наличие отдельных
симптомов психического расстройства.
Б.С. Братусь выделил три уровня
психического здоровья:
1 уровень психофизиологического
здоровья (определяется особенностями
нейрофизиологической организации
психических процессов);
2 уровень индивидуально-психологического
здоровья (характеризуется способностью
к использованию адекватных способов
реализации смысловых устремлений;
3 уровень личностного
здоровья (это наивысший уровень,
который определяется качеством
смысловых отношений человека).
И.В. Дубровина разделяет понятия
психического здоровья (относится к психическим
процессам и механизмам) и "психологическое
здоровье" (характеризует личность
в целом в непрерывной связи с проявлениями
человеческого духа). При этом подходе
решается задача разделения "психической
нормы" и психического здоровья (здоровья
личности). Здоровая личность отличается
от "нормальной", у которой отсутствуют
серьезные психопатологические симптомы.
Психическое здоровье личности связано
и с окружающей его жизненной средой (жизненным
пространством) [3, c. 49].
Для исследования психического
здоровья важным является изучение среды
обитания человека, которая является сложным
переплетением социальных и природных
факторов. Сегодня, как никогда раньше
человек живет в сложнейшем мире, в котором
как это не парадоксально все создано,
чтобы облегчить его бытовую жизнь (возможно,
это один из парадоксов современного цивилизованного
общества).
1.2 Социальные и
психологические факторы здоровья
Наиболее
значимые для социально-психологического
здоровья населения факторы можно подразделить
на макросоциальные, включающие социально-демографические
факторы и факторы социальной структуры,
и собственно культурные факторы, которые
в поведенческих науках определяются
через культурно детерминированные ценности
и нормы, выступающие «источником» формируемого
культурой поведения, а в психодинамической
традиции - через некие латентные культурные
переменные, детерминирующие психический
склад личности в данной культуре.
К социально-демографическим
факторам здоровья принято относить такие,
как пол, семейное положение и возраст.
Пол. Фактор пола детерминирован биологически,
следовательно, детерминированы и половые
роли, несущие в себе и культуральные особенности,
то есть детерминированные социально.
Разделение труда между мужчиной и женщиной
обусловливает их социальные и культурные
функции. Это обязательным образом отражается
на состоянии здоровья, в том числе и психического.
В плане психической патологии в современных
обществах западного типа отмечаются
различия по полу: у женщин чаще отмечаются
невротические, аффективные (депрессивные)
и инволюционные расстройства, мужчины
более склонны к расстройствам поведенческого,
психопатического круга, к алкоголизму
и интоксикационным психозам. В заболеваемости
эндогенными психическими расстройствами
отчетливых различий не отмечается. Патология
умственного недоразвития и неполноценности
у мужчин выявляется чаще, но следует учесть,
что мужчины чаще подвергаются этой «проверке»
- они впервые устанавливаются при поступлении
в школу и при призыве на воинскую службу.
В то время, как у женщин - только при поступлении
в школу. Психические расстройства у мужчин
протекают тяжелее, но женщины страдают
чаще [6, c. 35].
Что
касается посттравматического реагирования,
то следует заметить, что женщины оказывают
более мягкое сопротивление смене прежних
и принятию новых установок. Они легче
принимают в когнитивную структуру новое
содержание, которое приносит травма.
Женщины более экспрессивны и выражают
свои эмоции через плач, вербализацию,
в то время, как мужчины менее экспрессивны
и склонны к другим формам редукции напряжения,
например, к алкоголизации.