Эмпирическое изучение волевой саморегуляции женщин

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2015 в 16:35, курсовая работа

Описание работы

Наступление нового тысячелетия совпало с усилением интереса общества к теме здоровья и здорового образа жизни. Признанные отечественные специалисты в области психологии развития и акмеологии уделяют серьезное внимание состоянию здоровья человека, от которого, безусловно, зависит формирование гармоничной личности и достижение ею «акме», т.е. вершины своего развития (Б.Г Ананьев, А.А Бодалев., А.А. Деркач,. Л.А. Рудкевич). Неслучайно Б.Н.Чумаков подчеркивал, что «здоровье человека - это, прежде всего, процесс сохранения и развития его психических и физиологических качеств, оптимальной работоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ 5
1.1 Сущность психического здоровья 5
1.2 Социальные и психологические факторы здоровья 10
1.3 Особенности психического здоровья женщин 19
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ЖЕНЩИН 26
2.1 Организация и методология эмпирического исследования 26
2.2 Эмпирическое изучение самочувствия, активности и настроения женщин 32
2.3 Эмпирическое изучение волевой саморегуляции женщин 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 45

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА социально-психологические факторы здоровья женщин.docx

— 124.58 Кб (Скачать файл)

При обработке оценки респондентов перекодируются следующим образом: индекс 3, соответствующий неудовлетворительному самочувствию, низкой активности и плохому настроению, принимается за 1 балл; следующий за ним индекс 2 – за 2; индекс 1 – за 3 балла и так до индекса 3 с противоположной стороны шкалы, который соответственно принимается за 7 баллов (внимание: полюса шкалы постоянно меняются).

Положительные состояния всегда получают высокие баллы, а отрицательные низкие. По этим "приведенным" баллам и рассчитывается среднее арифметическое как в целом, так и отдельно по активности, самочувствию и настроению.

Например, средние оценки для выборки из студентов Москвы равны:

    • самочувствие – 5,4;
    • активность – 5,0;
    • настроение – 5,1.

При анализе функционального состояния важны не только значения отдельных его показателей, но и их соотношение. У отдохнувшего человека оценки активности, настроения и самочувствия обычно примерно равны. По мере нарастания усталости соотношение между ними изменяется за счет относительного снижения самочувствия и активности по сравнению с настроением.

Опросник ВСК, разработанный А.Г. Зверковым и Е.В. Эйдманом, направлен на собственную оценку индивидуального уровня развития волевой регуляции, под которым понимается (в самом общем виде) мера овладения собственным поведением в различных ситуациях, т.е. способность, сознательно управлять своими действиями, состояниями и побуждениями.

Опросник ВСК содержит 30 пунктов, из которых 24 рабочих и 6 маскировочных. Первоначально опросник ВСК разрабатывается в одномерном варианте, однако в результате эмпирического анализа его "факторной структуры" были выделены две устойчивые субшкалы.

Первая субшкала характеризует доступный сознательной мобилизации энергетический потенциал завершения действия, вторая отражает уровень произвольного контроля эмоциональных реакций и состояний. В терминах традиционных волевых черт личности субшкалы получили следующие названия: первая — "настойчивость", вторая — "самообладание".

Цель исследования: определить уровень развития волевой саморегуляции.

Процедура исследования.

Исследование волевой саморегуляции с помощью тест-опросника проводится либо с одним испытуемым, либо с группой. Чтобы обеспечить независимость ответов испытуемых, каждый получает текст опросника, бланк для ответов, на котором напечатаны номера вопросов и рядом с ними графа для ответа.

Инструкция испытуемому. Вам предлагается тест, содержащий 30 утверждений. Внимательно прочитайте каждое и решите, верно или неверно данное утверждение по отношению к Вам. Если верно, то в листе для ответов против номера данного утверждения поставьте знак «плюс» (+), а если сочтете, что оно по отношению к Вам неверно, то «минус» (–).

Обработка результатов.

Цель обработки результатов – определение величин индексов волевой саморегуляции по пунктам общей шкалы (В) и индексов по субшкалам «настойчивость» (Н) и «самообладание» (С).

Каждый индекс – это сумма баллов, полученная при подсчете совпадений ответов испытуемого с ключом общей шкалы или субшкалы.

В вопроснике 6 маскировочных утверждений. Поэтому общий суммарный балл по шкале «В» должен находиться в диапазоне от 0 до 24, по субшкале «настойчивость» – от 0 до 16 и по субшкале «самообладание» – от 0 до 13:

Ключ для подсчета индексов волевой саморегуляции.

Общая шкала

1-, 2+, 3+, 4+, 5+,6-, 7+, 9+, 10-, 11+, 13-, 14-, 16-, 17+, 18+, 20+, 21-, 22-, 24+, 25-, 27+, 28-, 29-, 30-

«Настойчивость»

1-, 2+, 5+, 6-, 9+, 10-, 11+, 13-, 16-, 17+, 18+, 20+, 22-, 24+, 25-, 27+

«Самообладание»

3+, 4+, 5+, 7+, 13-, 14-, 16-, 21-, 24+, 27+, 28-, 29-, 30-


 

 

Анализ результатов.

В самом общем виде под уровнем волевой саморегуляции понимается мера овладения собственным поведением в различных ситуациях, способность сознательно управлять своими действиями, состояниями и побуждениями.

Уровень развития волевой саморегуляции может быть охарактеризован в целом и отдельно по таким свойствам характера как настойчивость и самообладание.

Уровни волевой саморегуляции определяются в сопоставлении со средними значениями каждой из шкал. Если они составляют больше половины максимально возможной суммы совпадений, то данный показатель отражает высокий уровень развития общей саморегуляции, настойчивости или самообладания. Для шкалы «В» эта величина равна 12, для шкалы «Н» – 8, для шкалы «С» – 6.

Высокий балл по шкале «В» характерен для лиц эмоционально зрелых, активных, независимых, самостоятельных. Их отличает спокойствие, уверенность в себе, устойчивость намерений, реалистичность взглядов, развитое чувство собственного долга. Как правило, они хорошо рефлексируют личные мотивы, планомерно реализуют возникшие намерения, умеют распределять усилия и способны контролировать свои поступки, обладают выраженной социально-позитивной направленностью. В предельных случаях у них возможно нарастание внутренней напряженности, связанной со стремлением проконтролировать каждый нюанс собственного поведения и тревогой по поводу малейшей его спонтанности.

Низкий балл наблюдается у людей чувствительных, эмоционально неустойчивых, ранимых, неуверенных в себе. Рефлексивность у них невысока, а общий фон активности, как правило, снижен. Им свойственна импульсивность и неустойчивость намерений. Это может быть связано как с незрелостью, так и с выраженной утонченностью натуры, не подкрепленной способностью к рефлексии и самоконтролю.

Субшкала «настойчивость» характеризует силу намерений человека – его стремление к завершению начатого дела. На положительном полюсе – деятельные, работоспособные люди, активно стремящиеся к выполнению намеченного, их мобилизируют преграды на пути к цели, но отвлекают альтернативы и соблазны, главная их ценность – начатое дело. Таким людям свойственно уважение социальным нормам, стремление полностью подчинить им свое поведение. В крайнем выражении возможна утрата гибкости поведения, появление маниакальных тенденций. Низкие значения по данной шкале свидетельствуют о повышенной лабильности, неуверенности, импульсивности, которые могут приводить к непоследовательности и даже разбросанности поведения. Сниженный фон активности и работоспособности, как правило, компенсируется у таких лиц повышенной чувствительностью, гибкостью, изобретательностью, а также тенденцией к свободной трактовке социальных норм.

Субшкала «самообладание» отражает уровень произвольного контроля эмоциональных реакций и состояний. Высокий балл по субшкале набирают люди эмоционально устойчивые, хорошо владеющие собой в различных ситуациях. Свойственное им внутреннее спокойствие, уверенность в себе освобождает от страха перед неизвестностью, повышает готовность к восприятию нового, неожиданного и, как правило, сочетается со свободой взглядов, тенденцией к новаторству и радикализму. Вместе с тем стремление к постоянному самоконтролю, чрезмерное сознательное ограничение спонтанности может приводить к повышению внутренней напряженности, преобладанию постоянной озабоченности и утомляемости.

На другом полюсе данной субшкалы – спонтанность и импульсивность в сочетании с обидчивостью и предпочтением традиционных взглядов ограждают человека от интенсивных переживаний и внутренних конфликтов, способствуют невозмутимому фону настроения.

Социальная желательность высоких показателей по шкале неоднозначна. Высокие уровни развития волевой саморегуляции могут быть связаны с проблемами в организации жизнедеятельности и отношениях с людьми. Часто они отражают появление дезадаптивных черт и форм поведения. Отличие от них низкие уровни настойчивости и самообладания в ряде случаев выполняют компенсаторные функции. Но также свидетельствуют о нарушениях в развитии свойств личности и ее умении строить отношения с другими людьми и адекватно реагировать на те или иные ситуации.

Получив информацию об осознаваемых особенностях саморегуляции, можно разработать программу совершенствования, отметив те свойства, которые в первую очередь нуждаются в развитии или коррекции.

 

2.2 Эмпирическое изучение самочувствия, активности и настроения женщин

 

Задачей данного этапа исследования являлось изучение самочувствия, активности и настроения. Для этого использовалась методика САН.

По результатам изучения самочувствия, активности и настроения женщин, полученные данные были занесены в сводную таблицу (см. Приложение 2). На основе полученных результатов была построена таблица 2.1.

Таблица 2.1 – Результаты по методике САН

                 Кол-во респондентов

Показатели

Незамуж.

Без детей

С детьми

АВ

%

АВ

%

АВ

%

 

Самочувствие

Выс.ур.

13

65

10

50

7

35

Ср.ур.

6

30

9

45

6

30

Низ.ур.

1

5

1

5

7

35

 

Активность

Выс.ур.

14

70

11

55

5

25

Ср.ур.

5

25

8

40

8

40

Низ.ур.

1

5

1

5

7

35

 

Настроение

Выс.ур.

14

70

12

60

4

20

Ср.ур.

5

25

7

35

9

45

Низ.ур.

1

5

1

5

7

35


 

 

Анализ данных, полученных по методике САН, и представленных в таблице 2.1, позволяет заключить, что большинство незамужних женщин обладают высокой активностью (70%), хорошим самочувствием (65%) и приподнятым настроением (70%). Лишь у одной женщины из данной группы были диагностированы низкие показатели по всем параметрам.

Замужние женщины, у которых пока нет детей, также характеризуются в большинстве своем высокой активностью (55%), хорошим самочувствием (50%) и приподнятым настроением (60%). Лишь у одной женщины из данной группы были диагностированы низкие показатели по всем параметрам.

Из 20 замужних женщин, имеющих детей, хорошим самочувствием обладают 35%. Такое же количество женщин в данной группе было выявлено с низким уровнем самочувствия. Высокоактивными являются 25% женщин, средней активностью характеризуются 45%, а низкой – 35%. Приподнятое настроение отмечено у 20% женщин, имеющих детей, средний уровень у 45%, а низкий у 35% женщин.

Полученные результаты можно представить графически в вде следующей диаграммы (рисунок 2.1).

Рисунок 2.1 – САН

 

Полученные результаты изучения самочувствия, активности и настроения женщин свидетельствуют о том, что большинство женщин, не имеющих мужа или детей, бодры, активны, веселы, находятся в приподнятом настроении. Женщины, состоящие в браке и имеющие детей, отличаются большей пассивностью, подавленностью, сниженностью настроения и самочувствия.

Для установления статистически значимых различий по изучаемым параметрам, данные, полученные тремя группами респондентов, были подвергнуты анализу с помощью Н-критерия Краскела-Уоллиса. Результаты проведенного анализа представлены в таблицах 2.2 – 2.4.

 

 

Таблица 2.2 – Результаты изучения различий в самочувствии

 

Количество

 

Н

Уровень

значимости

(р)

Ранговая сумма

Незамужние

20

 

 

 

0,002

5519,500

Без детей

20

14,9

5449,500

С детьми

20

 

3657,000


 

 

 

Таблица 2.3 – Результаты изучения различий в активности

 

Количество

 

Н

Уровень

значимости

(р)

Ранговая сумма

Незамужние

20

 

 

 

0,005

5527,000

Без детей

20

12

5438,500

С детьми

20

 

3917,000

Информация о работе Эмпирическое изучение волевой саморегуляции женщин