Семья,
как известно, является основной и первичной
ячейкой общества, выполняющей социальные,
репродуктивные, защитные и другие функции.
В любой ситуации, тем более в стрессонасыщенной,
травматической ситуации, семья выполняет
определенные функции, которые Hirsch B.S.
разделил на пять основных функций социально-психологической
поддержки: эмоциональная, ободряющая,
советующая, общения, материальной поддержки.
1.3 Особенности
психического здоровья женщин
На протяжении всей жизни женщина
проходит через несколько особенно важных
этапов, в период которых в разы повышается
риск развития психических расстройств.
Динамичный образ жизни современной женщины
не дает ей возможности разобраться в
себе, в своих внутренних противоречиях
и зачастую это приводит к серьезным нарушениям
в психо-эмоциональном состоянии. Переходный
возраст, послеродовой период, климакс
– в эти временные промежутки женщины
наиболее подвержены развитию психических
расстройств.
Среди психических заболеваний,
которыми в большей степени страдают женщины
выделяют такие как:
1) нарушения пищевого
поведения;
2) сексуальные нарушения;
3) злоупотребление алкоголем
и алкогольная зависимость;
4) тревожные расстройства;
5) делириум;
6) аффективные расстройства;
7) шизофренические расстройства;
8) ложные расстройства
и соматоформные расстройства [7, c. 78].
Все эти разновидности включают
в себя группы заболеваний, объединенные
общими схожими чертами, единством признаков
и природой происхождения.
Процесс развития всякого психического
расстройства включает в себя проявление
первых симптомов, которые образуют общую
картину болезни.
Признаки заболевания обычно заметны не только самой
женщине, но и родственникам и близким
людям. Отклонения от нормального поведения
проявляются как в физических, так и в
эмоциональных симптомах. Ухудшается
общее самочувствие женщины, головная
боль, проблемы с пищеварением - зачастую
именно так начинаются женские психические
расстройства.
Наряду с физическими признаками,
дают о себе знать и эмоциональные симптомы.
Например, ощущение тревожности, страха,
печали. Внешнее отражение психического
расстройства проявляются, как правило,
в агрессивном поведении, дезорганизованности,
злоупотреблении психотропными веществами.
Женщины более устойчивы к развитию
психических болезней, однако, психические
заболевания у женщин сложнее поддаются
лечению.
Существенным фактором, оказывающим
влияние на психическое здоровье женщин,
является беременность и рождение ребенка.
В первые несколько дней после
родов почти все женщины сталкиваются
с изменением эмоционального состояния,
когда возникает чувство тревоги, депрессии,
а также проявляются физические симптомы
усталости, апатии, а иногда полного пресыщения.
В обычной ситуации эти симптомы постепенно
ослабевают и исчезают в течение десяти
дней. Эмоциональное состояние, известное
под названием «бейби блюз», свойственно
почти всем женщинам, независимо от национальной
принадлежности. Такое состояние проявляется
в повышенном унынии, желании плакать
без причины и общем подавленном настроении.
Это настроение обычно длится не более
трех-пяти дней. У некоторых мам данные
симптомы проявляются несколько дольше.
Считается, что такие эмоциональные проявления
возникают в следствие гормональных изменений,
связанных с рождением ребенка, психологическими
и социальными изменениями в жизни женщины
и являются нормальными проявлениями.
Однако значительное количество женщин
испытывает психические расстройства [14, c. 7].
Разница между периодом повышенной
плаксивости («бейби блюз») - временной
депрессии, длящейся в течение одной-двух
недель после родов, и клинической депрессии
(известной под названием перинатальной
депрессии, если ее признаки проявились
во время беременности, и послеродовой
депрессии, если проявления были замечены
после родов) в том, что последняя проявляется
более сильно, имеет больше дополнительных
симптомов и более длительна. Приметно
у 20-30% рожающих женщин подвержены этой
болезни, т.е. две-три рожающих женщины
из десяти могут испытывать клиническую
депрессию.
Некоторые женщины в большей
степени подвержены риску заболевания
перинатальной депрессией. В эту группу
риска входят женщины, которые страдали
перинатальной депрессией при рождении
предыдущих детей, женщины с детьми до
трехлетнего возраста, те, у кого возникли
денежные затруднения, с безработными
членами семьи и те, у кого отсутствует
поддержка семьи и друзей.
Послеродовой психоз – гораздо
реже встречающаяся болезнь, поражает
одну из тысячи рожающих женщин. Возможность
заболевания гораздо выше среди матерей,
употребляющих наркотики: марихуану, героин,
кокаин, экстази и др. Симптомы послеродового
психоза очень серьезны и включают потерю
связи с реальностью, неверные представления
о себе и других, включая ребенка. Этот
тип болезни обычно требует госпитализации.
Большая часть информации, включенной
в эту брошюру, относится к перинатальной
и послеродовой депрессии. В этой информационной
брошюре термин перинатальная депрессия
включает период от начала беременности
и до трех лет после родов. Причиной этому
является сложность точного определения,
в какой именно период началась депрессия
– во время беременности или после родов.
Для женщины депрессия имеет
краткосрочные и долгосрочные последствия,
которые также распространяются на ребенка
и в целом на всю семью в случае, если признаки
не были вовремя замечены и лечение запущено.
Происходит ухудшение качества жизни
для матери, что также отражается как на
отце ребенка, так и семье в целом.
Внутренняя взаимосвязь матери
и ребенка, их привязанность друг к другу
очень важна для полноценного развития
малыша и не менее важна и для самой матери.
Депрессия может повлиять на этот процесс
и повлиять на развитие ребенка. Однако
негативное влияние можно предотвратить,
если отец ребенка, член семьи или близкий
друг берет на себя роль помощника, заботящегося
о ребенке, и выполняет ее до тех пор, пока
мама не поправится.
Некоторые проблемы, возникающие
у детей, чьи матери подверглись депрессии
и не прошли курса лечения: более высокая
степень риска физических травм, нераскрытый
в полной степени интеллектуальный потенциал,
ночное недержание мочи, прогулы занятий,
сложный подростковый возраст и другие
проблемы поведения, которые иногда переходят
и во взрослую жизнь [14, c. 8].
Для одних женщин симптомы начинают
появляться во время беременности и усугубляются
после родов. У других - вскоре после возвращения
из госпиталя. У некоторый - депрессия
может развиваться на протяжении нескольких
месяцев и проявиться в любое время в течение
трех лет после рождения ребенка. Врачи
ставят диагноз перинатальной депрессии,
основываясь на времени первых проявлений
болезни.
Эмоциональные ощущения во
время депрессии:
• Грусть/слезы без причины
или по пустякам
• Чувство тревоги – беспокойство
по мелочам или вообще без причины
• Напряженное и раздраженное
состояние
• Чувство неадекватности,
потеря уверенности в себе.
• Чувство вины, самобичевание
• Мимолетные или преследующие
мысли причинения себе вреда, включая
самоубийство
• Чрезвычайное беспокойство
по поводу здоровья, страх ракового заболевания
и т. д., в отношении себя, ребенка или семьи
• Потеря чувства удовольствия
от жизни
• Чувство раздражительности/гнева
по отношению к партнеру и/или семьи. Очень
часто результаты этих ощущений выливаются
в споры, крики, швыряние вещей и т.д. (В
этот момент женщина теряет над собой
контроль и не может остановиться). Такое
поведение обычно сопровождается последующим
чувством вины и самобичевания.
• Временами чувство раздражения/гнева
в отношении ребенка, за которым часто
следует чувство вины и самобичевания.
Распространенные физические
симптомы болезни
• Усталость и апатия
• Проявление небольшой или
сильной паники – неприятные ощущения
в желудке, головокружение, учащенное
сердцебиение и чувство обреченности
судьбы
• Тошнота
• Нарушение аппетита – недостаточное
или чрезмерное потребление пищи
• Нарушение сна. Может проявляться
в недостатке сна (не связанном с бодрствованием
ребенка) или чувстве постоянной сонливости
• Потеря сексуального влечения/энергии/удовольствия
• Забывчивость • Неспособность
сосредоточиться
• Возбуждение, приводящее
к ненужной активности, например, бесконечной
уборке, беспрерывному хождению [19]
Другие проявления
• Употребление большего количества
алкоголя (по сравнению с прошлым)
• Попытки наглотаться непрописанных
лекарств, например, микстуры от кашля,
обезболивающих и т.д. (некоторые из них
содержат в себе стимуляторы)
• Попытки принимать наркотики:
марихуану, экстази и другие сильнодействующие
наркотики.
• Нежелание выходить из дома
(боязнь открытого пространства - агорафобия)
• Боязнь остаться дома одной
(или с ребенком)
Распространенные эмоции/симптомы
в отношении ребенка
• Постоянная занятость ребенком
и постоянное, не проходящее о нем беспокойство
• Бесконечные проверки, что
происходит с ребенком
• Повторная уборка, смена подгузников,
когда в этом нет необходимости
• Постоянное беспокойство
о здоровье малыша
• Чувство беспомощности, особенно
в моменты плача ребенка
• Потеря интереса и нежелание
проводить время с ребенком. Иногда нежелание
смотреть на ребенка или иметь
какое-либо к нему отношение
• Потеря интереса/нежелание
заботиться о ребенке
• Чувство гнева по отношению
к малышу. Иногда это ограничивается только
внутренним
чувством, в других случаях
появлением желания накричать и потрясти
ребенка
• Мимолетные или постоянные
мысли о желании причинить вред ребенку
Свойственные болезни негативные
мысли [18]
Очень часто при депрессии мысли
больной женщины искажаются (назовем это
«восприятием») Это искаженное восприятие
бывает обычно негативным, неоднократно
повторяется и возникает без причины.
Эти мысли/восприятие провоцируют/усугубляют
состояние депрессии.
Выводы
В период взрослости,
т.е. в возрасте 20-40 лет, именно в жизни
женщины одно из наиболее значимых мест
занимают такие явления, как создание
семейного очага, беременность, материнство,
воспитание детей. Кроме того, подавляющее
большинство женщин стремится к профессиональному
росту и развитию, экономической и социальной
независимости и пытаются достичь гармонии
и совершенства во всех областях жизнедеятельности.
Все это, несомненно, откладывает весомый
отпечаток на всю ее жизнь в целом и на
состояние различных компонентов здоровья,
в частности. Следовательно, проблема
развития и формирование здоровья женщин
является одной из актуальнейших в современной
науке и практике. Центральное место для
решения этой проблемы необходимо отвести
именно психологической науке, так как
процесс развития и формирования здоровой
гармоничной личности женщин имеет психологические
особенности.
ГЛАВА
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ
ФАКТОРОВ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ЖЕНЩИН
2.1 Организация
и методология эмпирического исследования
Для эмпирического изучения
социально-психологических факторов здоровья
женщин на данном этапе применялись методы
психологического тестирования, методы
статистической обработки данных – количественный
анализ, расчет Н-критерия Краскела-Уоллиса.
- Методика САН.
- Опросник ВСК.
В исследовании приняли участие
60 женщин: 20 незамужних, 20 замужних, но
не имеющих ребенка и 20 состоящих в браке
и имеющих детей.
Методика САН является разновидностью опросников
состояний и настроений. Разработан В.А.Доскиным,
Н.А.Лаврентьевой, В.Б.Шарай, М.П.Мирошниковым
в 1973 г. При разработке методики авторы
исходили из того, что три основные составляющие
функционального психоэмоционального
состояния — самочувствие, активность
и настроение могут быть охарактеризованы
полярными оценками, между которыми существует
континуальная последовательность промежуточных
значений. Однако получены данные о том,
что шкалы САН имеют чрезмерно обобщенный
характер. Факторный анализ позволяет
выявить более дифференцированные шкалы
«самочувствие», «уровень напряженности»,
«эмоциональный фон», «мотивация» (А.Б.Леонова,
1984).
Конструктная валидность САН
устанавливалась на основании сопоставления
с результатами психофизиологических
методик с учетом показателей критической
частоты мельканий, температурной динамики
тела, хронорефлексометрии. Текущая валидность
устанавливалась путем сопоставления
данных контрастных групп, а также путем
сравнения результатов испытуемых в разное
время рабочего дня. Стандартизация методики
проведена на материале обследования
выборки 300 студентов.
САН нашел широкое распространение
при оценке психического состояния больных
и здоровых лиц, психоэмоциональной реакции
на нагрузку, для выявления индивидуальных
особенностей и биологических ритмов
психофизиологических функций.
Самочувствие — это комплекс
субъективных ощущений, отражающих степень
физиологической и психологической комфортности
состояния человека, направление мыслей
чувств и т.п. Самочувствие может быть
представлено в виде некоторой обобщающей
характеристики (плохое/хорошее самочувствие,
бодрость, недомогание и т.п), а также может
быть локализовано по отношению к определенным
формам ощущения (ощущение дискомфорта
в различных частях тела).
Активность — 1) всеобщая характеристика
живых существ, их собственная динамика
как источник преобразования или поддержания
жизненно значимых связей с окружающей
средой, имеющее свою иерархию: химическая,
физическая нервная психическая активность,
активность сознания, личности, группы,
общества.. Активность строится в соответствии
с вероятностным прогнозированием развития
событий в среде и положением в ней организма;
2) одна из сфер проявления темперамента
которая определяется интенсивностью
и объемом взаимодействия человека с физической
и социальной средой. По этому параметру
человек может быть инертным, пассивным,
спокойным, инициативным, активным или
стремительным.
Настроение — сравнительно
продолжительные, устойчивые состояния
человека которое может быть представлено
как 1) эмоциональный фон (приподнятое,
подавленное) т.е. являться эмоциональной
реакцией не на непосредственные последствия
конкретных событий, а на их значение для
субъекта в контексте общих жизненных
планов, интересов и ожиданий; 2) четкое
идентифицируемое состояние (скука, печаль,
тоска, страх, увлеченность, радость, восторг
и пр.). Настроение в отличие от чувств
всегда направлено на тот или иной объект.
Настроение будучи вызванным определенной
причиной, конкретным поводом, проявляется
в особенностях эмоционального отклика
человека на воздействия любого характера.
Ключ обработки
Вопросы на самочувствие –
1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26.
Вопросы на активность – 3, 4,
9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28.
Вопросы на настроение – 5, 6,
11, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30.