Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 22:08, курсовая работа
Цель - изучение особенностей эстетического развития детей с задержкой психического развития и разработка методических рекомендаций для коррекционно-педагогической работы, направленной на эстетическое воспитание детей данной категории. Объект – особенности эстетического развития дошкольников с ЗПР. Предмет - содержание коррекционно-педагогической работы по эстетическому воспитанию дошкольников с ЗПР. Поставленная цель определила необходимость решения следующих задач: Изучить психолого-педагогическую, методическую литературу по проблеме исследования. Выявить особенности эстетического развития дошкольников с задержкой психического развития. Разработать методические рекомендации для коррекционно-педагогической работы.
Введение 3
Глава 1.Теоретическое обоснование проблемы в психолого-педагогической литературе 6
1.1.Понятие эстетического воспитания и эстетического развития. 6
1.2.Особенности эстетического воспитания нормально развивающихся дошкольников 10
1.4.Методические подходы к работе по эстетическому воспитанию нормально развивающихся детей дошкольного возраста. 16
1.5.Особенности эстетического воспитания детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. 20
1.6. Методические подходы к работе по эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста с ЗПР. 24
Глава 2. Методические рекомендации для коррекционно-педагогической работы, направленной на эстетическое воспитание дошкольников с ЗПР. 29
Заключение
Список литературы
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
КАФЕДРА ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Курсовая работа по дисциплине «Дошкольная специальная педагогика»
Тема: «Эстетическое воспитание дошкольников с ЗПР».
Выполнила: студентка группы: 4 СДО-211
Михайлова Алена Игоревна
дефектологического образования
Букина Ирина Адольфовна
Череповец 2012
Содержание
Введение 3
Глава 1.Теоретическое обоснование проблемы в психолого-педагогической литературе 6
1.1.Понятие
эстетического воспитания и
1.2.Особенности эстетического воспитания нормально развивающихся дошкольников 10
1.4.Методические
подходы к работе по
1.5.Особенности
эстетического воспитания
1.6. Методические подходы к работе по эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста с ЗПР. 24
Глава 2. Методические
рекомендации для коррекционно-
Эстетическое воспитание - это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребёнка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. Эстетическое воспитание - понятие очень широкое. В него входит воспитание эстетического отношения к природе, труду, общественной жизни, быту, искусству. Однако познание искусства настолько многогранно и своеобразно, что оно выделяется из общей системы эстетического воспитания как особая его часть. Знакомство с красотой в жизни и искусстве не только воспитывает ум и чувство ребёнка, но и способствует развитию воображения, фантазии. В процессе осуществления эстетического воспитания необходимо решить следующие задачи: систематически развивать эстетическое восприятие, эстетические чувства и представления детей, их художественно-творческие способности, формировать основы эстетического вкуса. Эстетическое воспитание - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности (известно, что для дошкольника понятия «красивый» и «добрый» почти идентичны), повышает и познавательную активность, даже влияет на физическое развитие.[26]. В настоящее время ученые разработали теорию эстетического воспитания и конкретизировали её для практики (В.Н.Шацкая, Е.А.Флерина, Н.П.Сакулина, Н.А.Ветлугина, Т.С.Комарова, Т.Г.Казакова, Е.А.Дубровскя и др.).
Вопросы восприятия детьми художественных произведений рассматривали: А.В.Запорожец, Т.А.Репина, Р.И.Жуковская, А.М.Виноградова, Л.П.Стрелкова и др. Восприятие музыкальных произведений - К.В.Тарасова, И.Л.Дзержинская, Е.А.Дубровская, Л.Н.Комиссарова и др. Эти исследования являются весомым вкладом в разработку проблем эстетического развития дошкольников. Результатом эстетического воспитания является эстетическое развитие. Важно, чтобы работа воспитателя строилась на научной основе и проводилась по определенной программе, учитывающей современный уровень развития различных видов искусства, с соблюдением принципа постепенности, последовательного усложнения требований, дифференцированного подхода к знаниям и умениям детей различных возрастов. Эстетическое воспитание тесно связано с современностью и во многом определяется ею. Эстетическое воспитание действительности предполагает близость к жизни, стремление преобразовать окружающий мир, общество, природу, предметную среду.
Актуальность темы связана с тем, что эстетическое воспитание тесно связано со всеми сторонами воспитания. Вопросами эстетического воспитания дошкольников занимались такие ученые как Г. Рошаль, В. Шацкая, М. Румер, Н. Преображенский, Н. Доломанова и др. Они сделали вывод о том, что эстетическое воспитание усиливает эффект других сторон воспитания через формирование эстетических чувств, эстетической отзывчивости, начальных эстетических и этических понятий и оценок. Все это обеспечивает комплексный подход к гармоническому развитию детей.
Цель работы - изучение особенностей эстетического развития детей с задержкой психического развития и разработка методических рекомендаций для коррекционно-педагогической работы, направленной на эстетическое воспитание детей данной категории.
Объект –
особенности эстетического
Предмет - содержание коррекционно-педагогической работы по эстетическому воспитанию дошкольников с ЗПР
Поставленная цель определила необходимость решения следующих задач:
Идеи эстетического воспитания зародились в глубокой древности. Представления о сущности эстетического воспитания, его задачах, цели изменялись начиная со времен Платона и Аристотеля вплоть до наших дней. Эти изменения во взглядах были обусловлены развитием эстетики как науки и пониманием сущности ее предмета. Термин "эстетика" происходит от греческого "aisteticos" (воспринимаемый чувством). Философы-материалисты (Д.Дидро и Н.Г.Чернышевский) считали, что объектом эстетики как науки является прекрасное. Эта категория и легла в основу системы эстетического воспитания.[3]
В наше время проблема эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед дошкольными и школьными учреждениями. Указанная проблема разработана достаточно полно в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Среди них Д.Н.Джола, Д.Б.Кабалевский, Н.И.Киященко, Б.Т.Лихачев, А.С.Макаренко, Б.М.Неменский, В.А.Сухомлинский, М.Д.Таборидзе, В.Н.Шацкая, А.Б.Щербо и другие.
В широком смысле под эстетическим воспитанием понимают целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности. Это специфический вид общественно значимой деятельности, осуществляемой субъектом (общество и его специализированные институты) по отношению к объекту (индивид, личность, группа, коллектив, общность) с целью выработки у последнего системы ориентации в мире эстетических и художественных ценностей в соответствии со сложившимися в данном конкретном обществе представлениями об их характере и назначении. В процессе воспитания происходит приобщение индивидов к ценностям, перевод их во внутреннее духовное содержание путем интериоризации. На этой основе формируется и развивается:
1) синтез ощущений;
2) включение в каждый момент чувственного созерцания предшествующего опыта, зафиксированного в эстетических образцах и эстетических идеалах, сопоставление объекта с этими образцами, оценка;
3) эстетическое чувство, которое является наиболее очевидным признаком эстетического переживания.
Выделяют следующие
эстетическое образование, закладывающее теоретические и ценностные основы эстетической культуры личности;
художественное воспитание
в его образовательно-
эстетическое самообразование
и самовоспитание, ориентированные
на самосовершенствование
воспитание творческих потребностей
и способностей. Среди последних
особую значимость имеют так называемые
конструктивные способности: индивидуальная
экспрессия, интуитивное мышление,
творческое воображение, видение проблем,
преодоление стереотипов и др.[
Таким образом, эстетическое воспитание обеспечивает комплексный подход к развитию личности, оно включает трудовое и нравственное воспитание. Оно пронизывает все сферы жизнедеятельности человека: и глубину его мышления, и тонкость чувств, характер избирательности и установки, и т.д. В процессе эстетической и художественной деятельности совершенствуются мыслительные операции: синтез, анализ, сравнение, развиваются умственные способности, умение планировать свою деятельность. Это содействует умственному развитию, которое, в свою очередь, обеспечивает полноценное эстетическое воспитание ребенка.
Эстетическое воспитание осуществляется на всех этапах возрастного развития личности. Дошкольный возраст – это период первоначального фактического складывания личности. С самого раннего возраста через игровую деятельность ребенок приобщается к познанию окружающего мира, через подражание овладевает элементами культуры действий и общения с людьми. Получаемый через общение и деятельность опыт формирует у детей элементарное эстетическое отношение к действительности и к искусству. К концу преддошкольного возраста ребенок может переживать элементарные эстетические чувства и состояния. Их вызывает красивая, мелодичная и спокойная музыка (колыбельная), веселая песня, бодрый марш. В этих переживаниях сначала отчетливо выступает прямая подражательность взрослому, в виде сопереживания. Ребенок повторяет за мамой: ”Как красиво!” Поэтому, общаясь с маленьким ребенком, взрослые должны подчеркивать эстетическую сторону предметов, явлений и их качеств словами: «какой красивый красный мяч», «как нарядно одета кукла Формирование в начальный период воспитания навыки, знания, эмоционально-смысловые ориентации, оставаясь исходной базой, получают в последующем свое углубление и обогащение, перерастая в систему эстетической культуры личности. Идёт накопление знаний о художественных и эстетических явлениях, овладение ценностными ориентирами, развитие личностных мотивов общения с эстетическими и художественными объектами, формируется эмоционально психологические установки, оценочно-вкусовые представления, осваиваются многообразные способы образно-эмоционального мышления в художественной и эстетической сферах.[18]
Подрастая, ребенок попадает в новый
коллектив – детский сад, который
берет на себя функцию подготовки
детей к взрослой жизни.
Вопросы эстетического воспитания в детском
саду начинаются с тщательно продуманного
оформления помещения. Все, что окружает
ребят: парты, столы, пособия – должно
воспитывать своей чистотой, аккуратностью
и чистотой. Еще одним из главных условий
является насыщенность здания произведениями
искусства: картинами, художественной
литературой, музыкальными произведениями.
Ребенок с раннего детства должен быть
окружен подлинными произведениями искусства.
Большое значение в эстетическом воспитании
детей дошкольного возраста имеет народно
декоративно-прикладное искусство. Обучение,
которое целенаправленно осуществляется
в детском саду, направлено также и на
развитие эстетических чувств, поэтому
большое значение имеют такие систематические
занятия, как музыкальные, ознакомление
с художественной литературой, рисование,
лепка и аппликация. Эстетические чувства
развиваются на занятиях изобразительной
деятельностью, особенно если воспитатель
учит детей подбирать формы, цвета, составлять
красивые орнаменты, узоры и т.д.[2]
Очень важную роль в создании эстетической
среды играет музыка. Она должна
звучать как на музыкальных занятиях,
так и включаться в другие виды
деятельности. Музыка, начиная звучать
на утренней зарядке, создает у детей
бодрое настроение, активизирует и
повышает их жизненный тонус. Игры с
пением и хороводами строятся на произведениях
народного творчества, являясь прекрасным
материалом нравственно-эстетического
воспитания детей. Усваивая народные образы,
дети начинают чувствовать красоту родных
напевов, выразительность языка – все
это способствует формированию музыкально-эстетического
вкуса.[20] Также одним из важнейших средств
эстетического воспитания является природа
– вечный источник разнообразных эстетических
переживаний. Живая природа воздействует
на малыша, вызывая у него эмоциональный
отклик, поэтому на экскурсиях, прогулках
взрослые должны обращать внимание детей
на своеобразие красок природы, учить
слышать «живой» голос леса, поля.
Прогулки должны создавать у детей радостное
настроение. Необходимо дать воспитанникам
почувствовать удовольствие от пребывания
на природе: прохладно, поют птицы, шумят
деревья.
Правильно организованные наблюдения учат ребенка не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и слышать. Именно на их основе рождаются самостоятельные суждения, умения обобщать, замечать изменения, что приводит к постепенному накоплению и углублению знаний. Наблюдения помогают детям систематически знакомиться с миром животных и проявлять свое внимательное отношению к нему. Формирование первых эмоционально-эстетических оценок, воспитание художественного вкуса во многом зависит от игры. Общеизвестно влияние художественных игрушек на эстетическое воспитание детей. Примером служат народные игрушки: матрешки, веселые дымковские свистульки и другие. Пример воспитателя, его эмоциональная отзывчивость на красивое особенно необходимы детям для становления их собственного эстетического вкуса. Немалую роль играют занятия по ознакомлению детей с художественной литературой. Через веселые рассказы, стихи, басни дети осваивают категорию комического и смешного, с их помощью можно развить у ребенка чувство юмора. Юмор – форма комического, в которой предметы, события и их поступки изображаются в смешном виде .У ребенка очень важно воспитывать чувство юмора с самого раннего детства, оно способствует душевному здоровью, помогает противостоять трудностям и невзгодам. К. Чуковский писал в книге “От двух до пяти”: ”…Это задача немалая – воспитать в ребенке юмор, то драгоценное качество, которое, когда ребенок подрастет, увеличит его сопротивление всякой неблагоприятной среде и поставит его высоко над мелочами и дрязгами. Исследователи – психологи С.П.Рубинский, М.М.Конина считают, что развивать у детей способность замечать и понимать смешное – значит развивать у них гибкость ума и сообразительность. Для того, что бы понять комическое, ребенку нужно мысленно восстановить правильное положение вещей, сделать ряд умозаключений, сопоставить с окружающей действительностью. Это обогащает мысль и фантазию.
Информация о работе Эстетическое воспитание дошкольников с ЗПР