Эстетическое воспитание дошкольников с ЗПР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 22:08, курсовая работа

Описание работы

Цель - изучение особенностей эстетического развития детей с задержкой психического развития и разработка методических рекомендаций для коррекционно-педагогической работы, направленной на эстетическое воспитание детей данной категории. Объект – особенности эстетического развития дошкольников с ЗПР. Предмет - содержание коррекционно-педагогической работы по эстетическому воспитанию дошкольников с ЗПР. Поставленная цель определила необходимость решения следующих задач: Изучить психолого-педагогическую, методическую литературу по проблеме исследования. Выявить особенности эстетического развития дошкольников с задержкой психического развития. Разработать методические рекомендации для коррекционно-педагогической работы.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1.Теоретическое обоснование проблемы в психолого-педагогической литературе 6
1.1.Понятие эстетического воспитания и эстетического развития. 6
1.2.Особенности эстетического воспитания нормально развивающихся дошкольников 10
1.4.Методические подходы к работе по эстетическому воспитанию нормально развивающихся детей дошкольного возраста. 16
1.5.Особенности эстетического воспитания детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. 20
1.6. Методические подходы к работе по эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста с ЗПР. 24
Глава 2. Методические рекомендации для коррекционно-педагогической работы, направленной на эстетическое воспитание дошкольников с ЗПР. 29
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Mikhaylova_Alena.docx

— 85.14 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение высшего  профессионального образования

«ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

КАФЕДРА ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа по дисциплине «Дошкольная  специальная педагогика»

Тема: «Эстетическое воспитание дошкольников с ЗПР».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка группы: 4 СДО-211

Михайлова Алена Игоревна

                                                                          Проверил: к.п.н.,доцент кафедры

дефектологического образования

Букина Ирина Адольфовна

 

 

 

 

 

 

Череповец 2012

 

Содержание

 

Введение 3

Глава 1.Теоретическое  обоснование проблемы в психолого-педагогической литературе 6

1.1.Понятие  эстетического воспитания и эстетического  развития. 6

1.2.Особенности эстетического воспитания нормально развивающихся дошкольников 10

1.4.Методические  подходы к работе по эстетическому  воспитанию нормально развивающихся  детей дошкольного возраста. 16

1.5.Особенности  эстетического воспитания детей  дошкольного возраста  с задержкой  психического развития. 20

1.6. Методические подходы к работе по эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста  с ЗПР. 24

Глава 2. Методические рекомендации для коррекционно-педагогической работы, направленной на эстетическое воспитание дошкольников с ЗПР. 29

 

 

 

Введение

 

         Эстетическое воспитание - это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребёнка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. Эстетическое воспитание - понятие очень широкое. В него входит воспитание эстетического отношения к природе, труду, общественной жизни, быту, искусству. Однако познание искусства настолько многогранно и своеобразно, что оно выделяется из общей системы эстетического воспитания как особая его часть. Знакомство с красотой в жизни и искусстве не только воспитывает ум и чувство ребёнка, но и способствует развитию воображения, фантазии. В процессе осуществления эстетического воспитания необходимо решить следующие задачи: систематически развивать эстетическое восприятие, эстетические чувства и представления детей, их художественно-творческие способности, формировать основы эстетического вкуса. Эстетическое воспитание - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности (известно, что для дошкольника понятия «красивый» и «добрый» почти идентичны), повышает и познавательную активность, даже влияет на физическое развитие.[26]. В настоящее время ученые разработали теорию эстетического воспитания и конкретизировали её для практики (В.Н.Шацкая, Е.А.Флерина, Н.П.Сакулина, Н.А.Ветлугина, Т.С.Комарова, Т.Г.Казакова, Е.А.Дубровскя и др.).

Вопросы восприятия детьми художественных произведений рассматривали: А.В.Запорожец, Т.А.Репина, Р.И.Жуковская, А.М.Виноградова, Л.П.Стрелкова и др. Восприятие музыкальных произведений - К.В.Тарасова, И.Л.Дзержинская, Е.А.Дубровская, Л.Н.Комиссарова и др. Эти исследования являются весомым вкладом в разработку проблем эстетического развития дошкольников. Результатом эстетического воспитания является эстетическое развитие. Важно, чтобы работа воспитателя строилась на научной основе и проводилась по определенной программе, учитывающей современный уровень развития различных видов искусства, с соблюдением принципа постепенности, последовательного усложнения требований, дифференцированного подхода к знаниям и умениям детей различных возрастов. Эстетическое воспитание тесно связано с современностью и во многом определяется ею. Эстетическое воспитание действительности предполагает близость к жизни, стремление преобразовать окружающий мир, общество, природу, предметную среду.

 Актуальность темы связана с тем, что эстетическое воспитание тесно связано со всеми сторонами воспитания. Вопросами эстетического воспитания дошкольников занимались такие ученые как Г. Рошаль, В. Шацкая, М. Румер, Н. Преображенский, Н. Доломанова и др.  Они сделали вывод о том, что эстетическое воспитание усиливает эффект других сторон воспитания через формирование эстетических чувств, эстетической отзывчивости, начальных эстетических и этических понятий и оценок. Все это обеспечивает комплексный подход к гармоническому развитию детей.

Цель работы - изучение особенностей эстетического развития  детей с задержкой психического развития и разработка методических рекомендаций для коррекционно-педагогической работы, направленной на эстетическое    воспитание детей данной категории.

Объект –  особенности эстетического развития дошкольников с ЗПР

Предмет - содержание коррекционно-педагогической  работы по эстетическому воспитанию дошкольников с ЗПР

Поставленная  цель определила необходимость решения  следующих задач:

  1. Изучить психолого-педагогическую, методическую литературу по проблеме исследования.
  2. Выявить особенности эстетического развития дошкольников  с задержкой психического развития
  3. Разработать методические рекомендации для коррекционно-педагогической работы, направленной на эстетическое воспитание дошкольников с ЗПР.

 

Глава 1.Теоретическое  обоснование проблемы в психолого-педагогической литературе

1.1.Понятие эстетического воспитания и эстетического развития.

 

Идеи  эстетического воспитания зародились в глубокой древности. Представления  о сущности эстетического воспитания, его задачах, цели изменялись начиная со времен Платона и Аристотеля вплоть до наших дней. Эти изменения во взглядах были обусловлены развитием эстетики как науки и пониманием сущности ее предмета. Термин "эстетика" происходит от греческого "aisteticos" (воспринимаемый чувством). Философы-материалисты (Д.Дидро и Н.Г.Чернышевский) считали, что объектом эстетики как науки является прекрасное. Эта категория и легла в основу системы эстетического воспитания.[3]

В наше время проблема эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед дошкольными и школьными учреждениями. Указанная проблема разработана достаточно полно в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Среди них Д.Н.Джола, Д.Б.Кабалевский, Н.И.Киященко, Б.Т.Лихачев, А.С.Макаренко, Б.М.Неменский, В.А.Сухомлинский, М.Д.Таборидзе, В.Н.Шацкая, А.Б.Щербо и другие.

В широком смысле под эстетическим воспитанием понимают целенаправленное формирование в человеке его эстетического  отношения к действительности. Это  специфический вид общественно  значимой деятельности, осуществляемой субъектом (общество и его специализированные институты) по отношению к объекту (индивид, личность, группа, коллектив, общность) с целью выработки у  последнего системы ориентации в  мире эстетических и художественных ценностей в соответствии со сложившимися в данном конкретном обществе представлениями об их характере и назначении. В процессе воспитания происходит приобщение индивидов к ценностям, перевод их во внутреннее духовное содержание путем интериоризации. На этой основе формируется и развивается:

  • способность человека к эстетическому восприятию - непосредственное, целостное, объединяющее чувственный, рациональный и эмоциональный моменты отражения действительности. В его структуру входят: 

1) синтез ощущений;

2)      включение в каждый момент чувственного созерцания предшествующего опыта, зафиксированного в эстетических образцах и эстетических идеалах, сопоставление объекта с этими образцами, оценка;

3)      эстетическое чувство, которое является наиболее очевидным признаком эстетического переживания.           

 

  • эстетический вкус-форма эстетического сознания, которая объединяет в себе эстетическое чувство и идеал. В нем отражается связь человека с природой и социальным миром. С одной стороны эстетический вкус заключается в способности высказывать суждение об эстетических достоинствах предметов и явлений природы и общества, продуктов материального и духовного производства, с другой  - в выражении переживания, благодаря чему реализуется субъективное начало личности, ее индивидуальная неповторимость.

 

  • эстетическое чувство - сложное психическое образование, сфера человеческой психики, - своеобразная форма отражения действительности, в которой объективно-субъективные отношения существенно отличаются от этих же взаимоотношений в познавательном отражении действительности. Субъективные переживания личности - это часть ее собственной индивидуальной жизни, кровь и плоть ее реального бытия. Чувства и эмоции являются той формат психической деятельности, в которой не существует различий между рассудочной личностью и внешним миром. Эстетическое чувство связывает человека с объективным миром. С помощью эстетического чувства человек общается с художественными ценностями.

 

  • художественная культура - высшая форма эстетической культуры. Она связана с удовлетворением  художественных потребностей личности: познавательными, нравственными, политическими, с глубинными слоями духовной жизни человека.[6]

 

Выделяют следующие структурные  компоненты эстетического воспитания:

эстетическое образование, закладывающее теоретические и  ценностные основы эстетической культуры личности;

художественное воспитание в его образовательно-теоретическом  и художественно-практическом выражении, формирующее художественную культуру личности в единстве навыков, знаний, ценностных ориентации, вкусов;

эстетическое самообразование  и самовоспитание, ориентированные  на самосовершенствование личности;

воспитание творческих потребностей и способностей. Среди последних  особую значимость имеют так называемые конструктивные способности: индивидуальная экспрессия, интуитивное мышление, творческое воображение, видение проблем, преодоление стереотипов и др.[27]

 

Таким образом, эстетическое воспитание обеспечивает комплексный подход к развитию личности, оно включает трудовое и нравственное воспитание. Оно пронизывает все сферы жизнедеятельности человека: и глубину его мышления, и тонкость чувств, характер избирательности и установки, и т.д. В процессе эстетической и художественной деятельности совершенствуются мыслительные операции: синтез, анализ, сравнение, развиваются умственные способности, умение планировать свою деятельность. Это содействует умственному развитию, которое, в свою очередь, обеспечивает полноценное эстетическое воспитание ребенка.

 

1.2.Особенности эстетического воспитания нормально развивающихся дошкольников

 

Эстетическое воспитание осуществляется на всех этапах возрастного  развития личности. Дошкольный возраст – это период первоначального фактического складывания личности. С самого раннего возраста через игровую деятельность ребенок приобщается к познанию окружающего мира, через подражание овладевает элементами культуры действий и общения с людьми. Получаемый через общение и деятельность опыт формирует у детей элементарное эстетическое отношение к действительности и к искусству. К концу преддошкольного возраста ребенок может переживать элементарные эстетические чувства и состояния. Их вызывает красивая, мелодичная и спокойная музыка (колыбельная), веселая песня, бодрый марш. В этих переживаниях сначала отчетливо выступает прямая подражательность взрослому, в виде сопереживания. Ребенок повторяет за мамой: ”Как красиво!” Поэтому, общаясь с маленьким ребенком, взрослые должны подчеркивать эстетическую сторону предметов, явлений и их качеств словами: «какой красивый красный мяч», «как нарядно одета кукла Формирование в начальный период воспитания навыки, знания, эмоционально-смысловые ориентации, оставаясь исходной базой, получают в последующем свое углубление и обогащение, перерастая в систему эстетической культуры личности. Идёт накопление знаний о художественных и эстетических явлениях, овладение ценностными ориентирами, развитие личностных мотивов общения с эстетическими и художественными объектами, формируется эмоционально психологические установки, оценочно-вкусовые представления, осваиваются многообразные способы образно-эмоционального мышления в художественной и эстетической сферах.[18]

Подрастая, ребенок попадает в новый  коллектив – детский сад, который  берет на себя функцию подготовки детей к взрослой жизни. 
Вопросы эстетического воспитания в детском саду начинаются с тщательно продуманного оформления помещения. Все, что окружает ребят: парты, столы, пособия – должно воспитывать своей чистотой, аккуратностью и чистотой. Еще одним из главных условий является насыщенность здания произведениями искусства: картинами, художественной литературой, музыкальными произведениями. Ребенок с раннего детства должен быть окружен подлинными произведениями искусства. Большое значение в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста имеет народно декоративно-прикладное искусство. Обучение, которое целенаправленно осуществляется в детском саду, направлено также и на развитие эстетических чувств, поэтому большое значение имеют такие систематические занятия, как музыкальные, ознакомление с художественной литературой, рисование, лепка и аппликация. Эстетические чувства развиваются на занятиях изобразительной деятельностью, особенно если воспитатель учит детей подбирать формы, цвета, составлять красивые орнаменты, узоры и т.д.[2]

Очень важную роль в создании эстетической среды играет музыка. Она должна звучать как на музыкальных занятиях, так и включаться в другие виды деятельности. Музыка, начиная звучать  на утренней зарядке, создает у детей  бодрое настроение, активизирует и  повышает их жизненный тонус. Игры с пением и хороводами строятся на произведениях народного творчества, являясь прекрасным материалом нравственно-эстетического воспитания детей. Усваивая народные образы, дети начинают чувствовать красоту родных напевов, выразительность языка – все это способствует формированию музыкально-эстетического вкуса.[20] Также одним из важнейших средств эстетического воспитания является природа – вечный источник разнообразных эстетических переживаний. Живая природа воздействует на малыша, вызывая у него эмоциональный отклик, поэтому на экскурсиях, прогулках взрослые должны обращать внимание детей на своеобразие красок природы, учить слышать «живой» голос леса, поля. 
Прогулки должны создавать у детей радостное настроение. Необходимо дать воспитанникам почувствовать удовольствие от пребывания на природе: прохладно, поют птицы, шумят деревья.

Правильно организованные наблюдения учат ребенка не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и  слышать. Именно на их основе рождаются  самостоятельные суждения, умения обобщать, замечать изменения, что приводит к  постепенному накоплению и углублению знаний. Наблюдения помогают детям  систематически знакомиться с миром  животных и проявлять свое внимательное отношению к нему. Формирование первых эмоционально-эстетических оценок, воспитание художественного вкуса во многом зависит от игры. Общеизвестно влияние  художественных игрушек на эстетическое воспитание детей. Примером служат народные игрушки: матрешки, веселые дымковские свистульки и другие. Пример воспитателя, его эмоциональная отзывчивость на красивое особенно необходимы детям для становления их собственного эстетического вкуса. Немалую роль играют занятия по ознакомлению детей с художественной литературой. Через веселые рассказы, стихи, басни дети осваивают категорию комического и смешного, с их помощью можно развить у ребенка чувство юмора. Юмор – форма комического, в которой предметы, события и их поступки изображаются в смешном виде .У ребенка очень важно воспитывать чувство юмора с самого раннего детства, оно способствует душевному здоровью, помогает противостоять трудностям и невзгодам. К. Чуковский писал в книге “От двух до пяти”: ”…Это задача немалая – воспитать в ребенке юмор, то драгоценное качество, которое, когда ребенок подрастет, увеличит его сопротивление всякой неблагоприятной среде и поставит его высоко над мелочами и дрязгами. Исследователи – психологи С.П.Рубинский, М.М.Конина считают, что развивать у детей способность замечать и понимать смешное – значит развивать у них гибкость ума и сообразительность. Для того, что бы понять комическое, ребенку нужно мысленно восстановить правильное положение вещей, сделать ряд умозаключений, сопоставить с окружающей действительностью. Это обогащает мысль и фантазию.

Информация о работе Эстетическое воспитание дошкольников с ЗПР