Эстетическое воспитание дошкольников с ЗПР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 22:08, курсовая работа

Описание работы

Цель - изучение особенностей эстетического развития детей с задержкой психического развития и разработка методических рекомендаций для коррекционно-педагогической работы, направленной на эстетическое воспитание детей данной категории. Объект – особенности эстетического развития дошкольников с ЗПР. Предмет - содержание коррекционно-педагогической работы по эстетическому воспитанию дошкольников с ЗПР. Поставленная цель определила необходимость решения следующих задач: Изучить психолого-педагогическую, методическую литературу по проблеме исследования. Выявить особенности эстетического развития дошкольников с задержкой психического развития. Разработать методические рекомендации для коррекционно-педагогической работы.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1.Теоретическое обоснование проблемы в психолого-педагогической литературе 6
1.1.Понятие эстетического воспитания и эстетического развития. 6
1.2.Особенности эстетического воспитания нормально развивающихся дошкольников 10
1.4.Методические подходы к работе по эстетическому воспитанию нормально развивающихся детей дошкольного возраста. 16
1.5.Особенности эстетического воспитания детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. 20
1.6. Методические подходы к работе по эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста с ЗПР. 24
Глава 2. Методические рекомендации для коррекционно-педагогической работы, направленной на эстетическое воспитание дошкольников с ЗПР. 29
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Mikhaylova_Alena.docx

— 85.14 Кб (Скачать файл)

Основные направления  и задачи коррекционно-педагогической работы

  1. Пение.
  2. Музыкально-ритмические движения и танцы.
  3. Игра на элементарных музыкальных инструментах.
  4. Театрализованная деятельность.

Слушание музыки направлено на развитие у детей интереса к окружающему их миру звуков, способствует развитию слухового внимания, 
воспитанию потребности слушать музыку, активизирует эмоции, приучает  
сосредоточиваться в ответ на ее звучание, учит узнавать и запоминать 
знакомые мелодии. 

Пение способствует активизации речевого развития и слухоречевого внимания, развитию у детей желания петь совместно со взрослым (пропевать слоги, слова, целые фразы, подражая его интонации); воспитывает умение действовать сообща в коллективе сверстников (одновременно начинать и заканчивать песню — не отставая и не опережая друг друга, петь с музыкальным сопровождением); учит пользоваться естественным голосом без форсировки.

Музыкально-ритмические движения и танцы способствуют эмоциональному и психофизическому развитию детей. В процессе освоения движений под музыку дети учатся ориентироваться на музыку как на особый сигнал к действию и движению. На занятиях поощряется проявление детьми самостоятельности в движениях под музыку, умение передавать простейшие ритмические движения: ходить по залу, не мешая друг другу сходиться вместе и расходиться, двигаться по кругу по одному и парами, реагировать сменой движения на изменение характера музыки (маршевый, танцевальный, песенный, плясовой, спокойный), выполнять элементарные движения с предметами (платочками, погремушками), помахивать ими, вращать их, владеть простейшими танцевальными и образными движениями по показу взрослого, притопывать ногами, пружинить на двух ногах, вращать кистями рук, помахивать одной и двумя руками, легко прыгать на двух ногах, идти спокойным, мягким шагом, выполнять движения, соответствующие характеру и поведению персонажей (изображаемых людей и животных).В процессе танцев у детей совершенствуется моторика, координация движений, развивается произвольность движений, невербальные коммуникативные способности, формируются и развиваются представления о связи музыки и движений.

Игра на музыкальных инструментах является составной частью музыкального занятия. В процессе совместной игры на музыкальных инструментах у детей развивается умение сотрудничать друг с другом, формируются чувство партнерства и произвольная организация собственной деятельности. Этот вид занятий развивает у детей музыкальные способности, в первую очередь тембровый и мелодический слух, чувство музыкального ритма.

Театрализованная деятельность вызывает у детей желание взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, включаться в исполнение по ролям песенок, коротких потешек, закрепляет умение передавать движения, имитирующие повадки птиц и зверей, стимулирует образно-игровые проявления при использовании элементов костюмов персонажей. В ходе подготовки к инсценировке того или иного спектакля у детей закрепляются умения ориентироваться на свойства и качества предметов, развивается слуховое внимание, память, речь, воображение, желание проявить свои индивидуальные способности. Театрализованные виды деятельности особенно значимы для реализации у детей скрытых возможностей и индивидуальных способностей, что обеспечивает им становление самопринятия и самоуважения, стимулирует формирование позитивной самооценки и положительных личностных качеств.

Ознакомление  с художественной литературой

Ознакомление дошкольников с нарушениями интеллекта с произведениями художественной литературы является важным направлением в коррекционно-воспитательной работе с ними.

Художественная  литература благодаря своей образности, выразительности и эмоциональности позволяет ребенку проникнуть в мир чувств и переживаний сказочных героев и литературных персонажей, вызывает в нем интерес к взаимоотношениям героев, побуждает к установлению причинно-следственных связей, учит видеть связь чувств и действий персонажей с образами природы.

Базируясь на тесной связи с игровой деятельностью  ребенка-дошкольника, художественная литература позволяет ему осмыслить игровую ситуацию, наполнить ее действием и художественными образами, способствует появлению замысла. Такая игра насыщает слово конкретным содержанием, этим самым обогащает словарный запас ребенка, развивает его память, стимулирует развитие связной речи.

Первоначально взрослые воспитывают у детей эмоциональное  отношение к речи и рассказываемому сюжету, что является одним из факторов успешного речевого развития. Это можно делать на фольклорном материале, богатом своей ритмичностью и музыкальностью, повторами и аллитерациями. Фольклорный материал хорош для детей тем, что он ярко и эмоционально окрашен, сопровождается движениями, вводит ребенка в игровую ситуацию. Перед педагогом стоит задача — формировать положительное, эмоционально окрашенное отношение к речи взрослого, умения слушать речь и чувствовать интонацию.

С первых дней пребывания ребенка в детском саду проводится работа над простым текстом параллельно с фольклорным материалом. Педагог учит детей сосредоточивать внимание на рассказываемом тексте, воспитывает умение соблюдать на занятии тишину, не мешать друг другу, дослушивать рассказ до конца. Первые тексты или стихотворения должны быть небольшими по объему, несложными по содержанию, с малоразвернутым сюжетом, в котором число действующих лиц ограничено. При работе над текстом педагог раскрывает детям смысл совершаемых персонажами действий и поступков, вызывает правильное отношение к положительному герою и отрицательному персонажу. Педагог показывает детям, как надо поступать правильно, постепенно воспитывая у них положительные нравственные представления и черты характера, одновременно уча детей правильно выражать свои мысли и оформлять высказывания.

Работа над художественным текстом строится в определенной последовательности:

  • рассказывание текста детям;
  • обыгрывание текста с использованием настольного, кукольного или пальчикового театра;
  • повторное рассказывание текста с использованием фланелеграфа или художественных иллюстраций;
  • пересказ текста детьми по вопросам педагога;
  • пересказ текста детьми с опорой на игрушки или иллюстрации;
  • пересказ текста детьми без опоры на внешние стимулы;
  • беседа педагога по тексту и закрепление в сознании детей (на основе произведенных выводов) нравственных принципов, утверждаемых данным художественным произведением.

Постепенно, по мере того как дети овладевают навыками слушания и рассказывания, тексты усложняются. К концу первого года обучения детям предлагаются сказки, короткие истории и рассказы.

Одним из направлений  работы является составление и рассказывание коротких историй, связанных с яркими, запоминающимися событиями, происходящими в ближайшем окружении детей, в жизни семьи и группы. Составление и обсуждение таких историй способствуют пониманию детьми причинно-следственных связей в жизненных ситуациях, насыщают содержание текста реальными событиями, сплачивают детский коллектив.

В работе над  текстами широко используются приемы драматизации и игры-драматизации. Именно эти приемы играют огромную роль в усвоении детьми текста. Особое влияние оказывает та игра-драматизация, в которой участвуют сами дети. В такой игре ребенок связывает слово с действием, образом, учится брать на себя определенную роль, действовать согласно замыслу. В процессе речевого общения в игре-драматизации дети овладевают особенностями родного языка, его звучанием, словесными формами — вопросом, ответом, диалогом, беседой, повествованием. В этих играх ребенок оказывается в различных условиях: то он должен спрашивать, то отвечать, то рассказывать от другого лица. Так практически усваивается нужная форма речи, формируются коммуникативные и языковые способности.

В процессе ознакомления детей  с произведениями художественной литературы большую роль играет иллюстрация как основное опорное средство, позволяющее ребенку следить за развитием действия и понимать текст. Необходимо использовать высокохудожественные, нестереотипные иллюстрации, выполненные в различных художественных манерах и техниках. Работа над восприятием художественного текста должна проводиться с детьми на протяжении всех лет их пребывания в группе специализированного дошкольного учреждения, охватывать как организованные, так и свободные формы деятельности, согласовываться с чтением ребенку в семье.

Эстетическое  воспитание средствами изобразительного искусства

Для обогащения содержания изобразительной деятельности педагог организует наблюдение за окружающей природой в разное время года, обращая внимание детей на ее красоту, вызывая эмоциональный отклик и желание ее передать, пользуясь доступными изобразительными средствами. Дети сначала под руководством взрослого, а затем сами выбирают фон и размер листа бумаги, ту цветовую гамму, которая им нравится.

В работе с детьми эффективны сотворчество, использование игровых приемов. Внесение игрушек, персонажей, беседы с детьми от лица того или иного персонажа рождают у них живой интерес к образу, создают непринужденную обстановку на занятии. Дети проявляют большой интерес к созданию коллективных композиций, при этом главное — научить детей согласовывать действия друг друга, находить свое место в общей работе.

Изобразительная деятельность дает возможность ребенку создать рисунок или аппликацию на основе собственного замысла, реализуя в них свои потенциальные возможности и реальные умения оперировать конкретными графическими образами и действиями; использовать цвета, нестандартные формы, оригинальное сочетание материалов, не подражая другим работам.

Создание и проявление собственного замысла оказываются трудной задачей, особенно без специального обучения. Поэтому работа по эстетическому воспитанию должна проводиться в процессе становления всех видов изобразительной деятельности — лепки, аппликации, рисования. В результате целенаправленного обучения на четвертом году пребывания в специализированном учреждении дети могут научиться создавать изображения сначала с использованием элементов замысла, а в последующем и по собственному замыслу.

Центральной линией эстетического воспитания становится знакомство с произведениями изобразительного искусства, формирование умений видеть прекрасное в предметах окружающей природы, жизни и быта людей. Особую роль в становлении эстетического воспитания у детей играет развитие их художественного восприятия при ознакомлении с произведениями живописи, графики, скульптуры, предметов декоративно-прикладного искусства. В беседе педагог обращает внимание детей на эмоциональное содержание картины, на собственное настроение, которое вызывает та или иная иллюстрация. Важно вести детей от позиции «нравится — не нравится» к обоснованной позиции: почему нравится, что привлекает внимание, какие чувства вызывают изображение и его персонажи.

Практическое  воплощение идей эстетического воспитания дошкольников данной категории связано с художественно-декоративной деятельностью по благоустройству предметно-окружающей среды. Дошкольники должны принимать посильное участие в благоустройстве территории детского сада, украшении группы, сборе минералов и сухостоев, создании композиций из цветов и природного материала.Закрепить представления детей о роли и месте изобразительного искусства в жизни человека можно в ходе регулярных посещений музеев изобразительного искусства, выставок, при посещении архитектурных памятников и заповедников.Педагог должен знать, что ребенок с отклонениями в умственном развитии способен порой очень тонко почувствовать красоту природы, отреагировать неожиданным образом на понравившийся ему предмет декоративно-прикладного искусства, оценить роль центрального персонажа картины, радоваться скульптурным композициям, получать удовольствие от посещения музеев, театров и выставок.

Таким образом, Вся целостная система эстетического воспитания способствует личностному развитию ребенка-дошкольника, усвоению норм правильного, адекватного поведения в общественных местах и последующей социализации ребенка в обществе.

 

                                          Заключение

  Эстетическое воспитание – неотъемлемая часть всестороннего воспитания. Эстетическое воспитание основывается на опыте, приобретаемом ребёнком, и придает этому опыту новое звучание с позиции прекрасного.

Дошкольный возраст является наиболее сензитивным периодом для развития музыкальной, изобразительной, художественно-речевой деятельности и становления элементарных видов художественной деятельности, что способствует формированию у детей эстетического отношения к окружающему миру.Богатство и красота окружающего мира постепенно открываются ребенку, если он прислушивается к звукам природы, всматривается в ее меняющиеся образы и картины, если взрослый постоянно обращает его внимание на красоту окружающего мира. Ребенок должен научиться видеть красоту во всем: в одежде людей и кукол, предметах быта, праздничном оформлении зала, красках и явлениях постоянно меняющейся природы, звуках музыки, плавности и занимательности рассказанной сказки, теплоте объятия и человеческой поддержке.[12]

После изучения психолого-педагогической литературы, мы выяснили, что дети задержкой психического развития по сформированности эстетических представлений отстают от нормально развивающихся сверстников.

Целенаправленное занятия по художественному, музыкальному, изобразительному искусству  представляют собой одно из важнейших  средств эстетического воспитания. Они являются неотъемлемой частью всестороннего  развития детей и активно содействуют  этому развитию. Конкретно-практический характер занятий создает благоприятные  условия для мобилизации положительных  возможностей детей с ЗПР, что  позволяет успешнее управлять их эмоциями и интеллектуальной деятельностью.[15] 

                               Список литературы

  1. Божович Л.М. Личность и её формирование в детском возрасте. - М., 1968.
  2. Болотина Л.Р., Комарова Т.С, Баранов С.П. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие. - М.: Академия, 1998.
  3. Ванслова Е. Раздвигаем границы эстетического образования / Е. Ванслова // Искусство. - 2008. - №2
  4. Вопросы воспитания и обучения аномальных детей дошкольного возраста. /Под ред. Л.П. Носковой. - М., 1980.
  5. Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников.-М., 1985.
  6. Гачев Г. Творчество, жизнь, искусство. - М., 1980.
  7. Готовимся к школе. Программно-методическое оснащение коррекционно-развивающего воспитания и обучения дошкольников с ЗПР. /Под ред. С.Г. Шевченко. - М., 1998.
  8. Дети с временными задержками развития./ Под ред. Т.А. Власовой, М.С. Певзнер- М., 1971.
  9. Дошкольное воспитание детей с проблемами интеллектуального развития.//Хрестоматия/Сост. Л.Б. Баряева, А.П. Зарин, Е.Л. Ложко. - СПб, 1999
  10. Е.А.Екжанова . Изобразительная деятельность в воспитании и обучении дошкольников с разным уровнем умственной отсталости. – СПб.: Сотис, 2002. 
  11. Е.А.Екжанова, Е.А.Стребелева. Коррекционно-педагогическая поддержка детей раннего и дошкольного возраста. – Спб.: КАРО, 2008
  12. Е.А.Екжанова, Е.А.Стребелева. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. – М.: Просвещение, 2005.
  13. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений . —— М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
  14. Коррекционно-воспитательная работа в специальных дошкольных учреждениях: Сб. научных трудов/ Под ред. Н.Г. Морозовой.-М., 1976.
  15. Лабковская Г.С. Эстетическая культура и эстетическое воспитание / Г.С. Лабковская- М. : Просвещение, 1983.
  16. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. - М.: Просвещение, 1992.
  17. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Они ждут нашей помощи. -, М.: Педагогика, 1991. 
  18. Мосина Н. В. Эстетическое воспитание дошкольников [Текст] / Н. В. Мосина // Педагогическое мастерство: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.).  — М.: Буки-Веди, 2012
  19. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Е. А. Медведева, Л. Н. Комиссарова, Г. Р. Шашкина, О. Л. Сергеева; Под ред. Е. А. Медведевой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.
  20. Музыкально-эстетическое воспитание школьников / сост. О.П. Власенко. - Волгоград: Учитель, 2007.
  21. Мухина В.С. Детская психология / под. ред. Л.А. Венгера. – М., 1985
  22. Н.А.Ветлугина « Эстетическое воспитание в детском саду» 1978г
  23. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития. /Под ред. Б.П. Пузанова. - М.: Академия, 2000.
  24. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта: коррекционно-развивающее обучение и воспитание. – М. «Просвещение», 2005.
  25. Рабочая книга школьного психолога / И.В. Дубровина, М.К. Акимова, Е.М. Борисова и др; под. ред. И.В. Дубровиной. М.: Просвещение, 1991
  26. Рукавицын М.М. Эстетическое воспитание детей / М.М. Рукавицын. - М.: Знание - 2002.
  27. Эстетика. Под ред. А.А. Радугина. - М., 1998.

Информация о работе Эстетическое воспитание дошкольников с ЗПР