Эстетическое воспитание дошкольников с ЗПР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 22:08, курсовая работа

Описание работы

Цель - изучение особенностей эстетического развития детей с задержкой психического развития и разработка методических рекомендаций для коррекционно-педагогической работы, направленной на эстетическое воспитание детей данной категории. Объект – особенности эстетического развития дошкольников с ЗПР. Предмет - содержание коррекционно-педагогической работы по эстетическому воспитанию дошкольников с ЗПР. Поставленная цель определила необходимость решения следующих задач: Изучить психолого-педагогическую, методическую литературу по проблеме исследования. Выявить особенности эстетического развития дошкольников с задержкой психического развития. Разработать методические рекомендации для коррекционно-педагогической работы.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1.Теоретическое обоснование проблемы в психолого-педагогической литературе 6
1.1.Понятие эстетического воспитания и эстетического развития. 6
1.2.Особенности эстетического воспитания нормально развивающихся дошкольников 10
1.4.Методические подходы к работе по эстетическому воспитанию нормально развивающихся детей дошкольного возраста. 16
1.5.Особенности эстетического воспитания детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. 20
1.6. Методические подходы к работе по эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста с ЗПР. 24
Глава 2. Методические рекомендации для коррекционно-педагогической работы, направленной на эстетическое воспитание дошкольников с ЗПР. 29
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Mikhaylova_Alena.docx

— 85.14 Кб (Скачать файл)

1.5.Особенности эстетического воспитания детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

 

На важную роль искусства  в воспитании и обучении детей  с отклонениями в развитии указывали  представители зарубежной специальной  педагогики прошлого Э. Сеген, Ж. Демор, О. Декроли, а также отечественные психологи и врачи Л. С. Выготский, А. И. Граборов, В. П. Кащенко и др.

У детей с ЗПР недостаточно сформирована способность к эстетическому восприятию окружающего мира. Это обусловлено недостатками внимания, восприятия, мышления и эмоционального развития. В связи с недостаточностью интегративной деятельности мозга дети с задержкой психического развития затрудняются в узнавании непривычно представленных предметов (перевернутые или недорисованные изображения, схематичные и контурные рисунки); им трудно соединить отдельные детали рисунка в единый смысловой образ. Эти специфические нарушения восприятия у детей с задержкой развития определяют ограниченность и фрагментарность их представлений об окружающем мире.[24]

Одной из характерных особенностей детей с задержкой в развитии является отставание в развитии у них пространственных представлений:  ориентировка в направлениях пространства в продолжение довольно длительного периода осуществляется на уровне практических действий; часто возникают трудности при пространственном анализе и синтезе ситуации. У детей этой категории недостаточно сформирована аналитико-синтетическая деятельность во всех видах мышления (работы С.А. Домишкевич, 3. И. Калмыковой, И. Ю. Кулагиной, Т. Д. Пускаевой, Т. А. Стрекаловой и др.). При анализе предмета или явления дети называют лишь поверхностные, несущественные качества с недостаточной полнотой и точностью.

Восприятие у детей поверхностное, они часто упускают существенные характеристики вещей и предметов, при этом специфика восприятия при ЗПР проявляется в его ограниченности, фрагментарности и константности. (И. В. Евтушенко, С. М. Миловская, Е. А. Медведева). Замедлен процесс формирования межанализаторных связей: отмечаются недостатки слухо-зрительно-моторной координации. В связи с неполноценностью зрительного и слухового восприятия у детей с ЗПР недостаточно сформированы пространственно-временные представления.  Они мало замечают красоту окружающей природы, не проявляют выраженной заинтересованности при восприятии музыкальных, литературных и художественных произведений. Дети не всегда адекватно реагируют на характер воспринимаемой музыки, не могут дать вербальную оценку музыкальному произведению.[8]

Изобразительная деятельность

Изобразительной деятельности детей с отставанием в интеллектуальном развитии изучались достаточно широко. Эти результаты отражены в работах  М.Д. Баррета, П. Лайта (1976), К. Маховер (1949), И.И. Будницкой (1958), Т.Н. Головиной (1974), И.А. Грошенкова (1965), А.Н.  Лозовой (1978), В.С. Мухиной (1981), О.П. Гаврилушкиной (1976) и др.

Особенности развития сказываются и на изобразительной деятельности детей с ЗПР. Выделяются следующие особенности: несовершенство цветоразличения (узнавание промежуточных цветов) и таких компонентов восприятия, как дифференцированность, избирательность, целостность, осмысленность, точность. Эти нарушения в развитии не обеспечивают полноценную изобразительную деятельность детей. Ограниченность образов, представлений затрудняет сюжетное и предметное рисование, лепку, аппликацию. Несформированность самоконтроля не позволяет уточнять и сравнивать свое изображение с образцом и давать вербальную оценку. Нарушение в общей и мелкой моторике затрудняют использование и правильное владение инструментами изобразительной деятельности (кистью, стекой, ножницами). Нарушение пространственных ориентировок сказывается на рисовании, наклеивании предметов, человека и их расположение на листе.

Особенности изобразительной деятельности детей с ЗПР:

1) отсутствие интереса к результатам  деятельности;

2) слабость ассоциаций между  собственными графическими построениями  и реально существующими предметами  и явлениями;

3) затрудненность процесса узнавания  в собственных графических образах  реальных предметов и их быстрое  забывание;

4) обилие графических штампов;

5) статичность и схематичность  рисунков по форме и содержанию;

6) отсутствие преднамеренного выбора  цвета;

7) бедность цветового решения;

8) неразвитость композиционных  сюжетных построений;[5]

Особенности восприятие художественной литературы

Детям дошкольного возраста с задержкой психического развития доступна деятельность пересказа художественного текста, в частности, сказок, не слишком сложных по построению и содержанию. На качество пересказа влияют особенности общего развития детей указанной категории - недостаточность соответствующих возрасту знаний об окружающем мире, бедность запаса обобщенных представлений и понятий, а также словарного запаса, фрагментарность восприятия, снижение памяти, логического мышления. Усложнение сюжета, увеличение количества даже небольших по объему частей (эпизодов) текста вызывает затруднения у детей с задержкой психического развития в большей степени, чем у их нормально развивающихся сверстников, и приводит к большему снижению полноты и самостоятельности пересказа. Отмечается недостаточно активное использование при пересказе образцов авторской речи, бедность используемого словаря, малое употребление средств художественной выразительности. Особенно недостаточно использование традиционных художественных средств народного языка при воспроизведении сказок на установление смысловых связей, содержащихся в произведениях и отражающих взаимоотношения персонаже. Эмоциональная отзывчивость на содержание прочитанного, выражение нравственных чувств (справедливости, сопереживания, благодарности) у детей с ЗПР недостаточны, определение 
доступных возрасту морально-нравственных категорий передается хуже, чем детьми с нормой в развитии.[5]

Таким образом, у детей с ЗПР  фрагментарное, не четкое восприятие окружающего мира, что связано с нарушениями процессов мышления, памяти, восприятия, внимания и эмоционально - потребностных особенностей данных детей. Представленные психические особенности ребенка с ЗПР влияют на его эстетическое развитие и воспитание.

1.6. Методические подходы к работе по эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста с ЗПР.

 

Задачи эстетического  воспитания реализуются в процессе музыкальной, изобразительной, театрализованной  деятельности и при ознакомлении с художественной литературой и  произведениями изобразительного искусства.

Музыкальная деятельность

Организация восприятия музыки с такими детьми требует использования коррекционно-направленных приемов, подготавливающих их к данному процессу. Это может быть рассказ педагога, беседа о музыке, небольшие подсказки в виде вопросов, словесные методы в сочетании с наглядными (показом иллюстраций, картинок, графических моделей, цветных таблиц и др.). Целая система разнообразных ритмических упражнений разработана с целью развития движений под музыку. Известно, что, например, младшие дошкольники с проблемами в развитии, слушая энергичную, ритмичную музыку, воспринимают ее общее настроение в связи с определенным характером движения. Разнообразные двигательные упражнения под музыку позволяют им лучше почувствовать ее характер и те изменения, которые происходят в процессе звучания произведения. На музыкальных занятиях решаются в основном традиционные задачи, которые стоят перед любым дошкольным образовательным учреждением. Детей учат слушать музыку, выполнять музыкально-ритмические движения, петь, обучают музыкально-дидактическим играм и игре на музыкальных инструментах в рамках программы детского сада. У детей развивают способность к появлению дифференцированных эмоций на разные музыкальные произведения.

В специальном детском  саду образовательное содержание адаптируется на основе диагностических данных и  обогащается коррекционно-развивающим  содержанием, направленными на развитие слухового восприятия, ориентировку в пространстве, чувства ритма, двигательных качеств (плавности движений, их координации  и др.), эмоциональной и двигательной выразительности и др. Занятия  проводит руководитель по музыкальному воспитанию, преимущественно, в первой половине дня.[19]

 
Изобразительная деятельность

На занятиях изобразительной деятельностью, кроме ранее перечисленных задач, знакомят с произведениями изобразительного искусства. Знакомят с элементарными средствами выразительности образа (форма, пропорции, цвет, характерные детали, движения). У детей формируют положительный эмоциональный отклик на красоту природы, произведений искусства (изделия народного промысла и малые скульптурные формы, книжные иллюстрации, предметы быта и др.), архитектуры. Знакомят с произведениями народного творчества, живописи, скульптуры, разными видами художественной деятельности и творческими профессиями (художник, скульптор, архитектор). []

Театрализованная деятельность

Так же детей знакомят с различными видами театра: теневым, пальчиковым, кукольным, воспитывают любовь к театру. У детей развивают умение разыгрывать сценки из знакомых сказок, учат чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами. Занятия театрализованной деятельностью детей с задержкой психического развития дают положительную динамику в качественном развитии воображения, формировании его творческого компонента. Они обеспечивают становление знаково-символической функции мышления, произвольного внимания, коррекции психоэмоционального состояния, а также способствуют развитию многих компонентов личности детей данной категории (Е. А. Медведева).

При обучении художественно-речевой деятельности детей с задержкой психического возможна композиция таких методов, как словесные, наглядные, практические. Так, детям может быть предложена беседа по сюжету знакомой сказки, рассматривание иллюстраций с разными эпизодами из нее, а затем инсценирование сюжета сказки с помощью собственных образных движений или с помощью выкладывания силуэтных изображений персонажей сказки на фланелеграфе. При этом большую роль может играть образец педагога — интонационно-выразительная речь, показ характерных движений персонажей сказки, их мимики и пантомимики.[18]

Использование репродуктивных методов  особенно эффективно при организации  художественных занятий детей с задержкой психического развития Они широко используются в изобразительной деятельности, музыкальной, театрализованной. Эти методы эффективны, когда учебный материал носит в основном информативный характер и не требует от учащихся самостоятельных поисковых действий. Вместе с тем они не позволяют активно развивать мышление ребенка, не нацеливают на поисковые действия, формализуя процесс обучения. Чрезмерное использование репродуктивных методов ведет к зубрежке, т. е. формальному заучиванию материала, что недопустимо в случае общения с искусством.

Здесь важно оптимальное сочетание методов самостоятельной работы учащихся с работой под руководством педагога. Самостоятельная работа формирует необходимые умения и навыки, развивает волевые качества, уверенность в своих действиях. В Работе с детьми с задержкой психического развития следует, помимо методов, активизирующих их познавательную деятельность, использовать, например, показ ярких художественных произведений, иного дидактического материала в поэтапной динамике.

Важное место в эстетическом развитии имеет развивающая среда. Педагоги специального детского сада должны обратить внимание на эстетическое оформление помещений и дидактических пособий. Учитывая особенности восприятия детей с ЗПР, следует обратить внимание на колер краски, которая используется для окрашивания помещений. Он должен быть спокойного светлого тона, на котором особенно ярко выделяются картины, игрушки, элементы декора. Следует ограничивать количество игрушек и декоративных элементов, так как загромождение помещения не способствует сосредоточению внимания детей и дезорганизует их деятельность. Через некоторое время для поддержания интереса часть игрушек необходимо заменять. [17]

Таким образом, в силу разнообразия и множественности нарушений  коррекционная работа с детьми требует  привлечения разнообразных приемов  и методов. Воздействие на ребенка  с задержкой психического развития с помощью искусства может  сыграть положительную роль в  развитии речи, познавательной деятельности в целом, совершенствовании его  саморегуляции, игровой деятельности, преодолении личностной незрелости, нарушений эмоционально-волевой сферы, в развитии моторики. Организуя коррекционное воздействие средствами искусства на детей с задержкой психического развития, следует помнить, что отклонения в развитии этих детей часто вызваны органическим поражением центральной нервной системы.

 

Глава 2. Методические рекомендации для коррекционно-педагогической работы, направленной на эстетическое воспитание дошкольников с ЗПР.

 

Методические рекомендации представлены из книги: Е.А.Екжанова, Е.А.Стребелева. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта.[12]

Значимость эстетического развития для становления личностных качеств ребенка с нарушением интеллекта очень велика. Именно в процессе музыкальных, художественно-ритмических занятий и занятий изобразительным искусством ребенок может проявлять те индивидуальные возможности, которые не находят своего выражения во время других занятий в рамках коррекционно-развивающего обучения. Позитивная обстановка и образность выразительных средств на занятиях эстетического цикла позволяют создавать условия для регуляции детского поведения и общения, способствуют накоплению у детей собственного опыта успехов и достижений.

Музыкальное воспитание и театрализованная деятельность

Музыкальное воспитание является частью системы коррекционно-педагогической работы, проводимой с детьми дошкольного возраста с нарушением интеллекта. Органично вписываясь в эту систему, а именно в ее эстетический блок, оно решает как собственно музыкальные, так и коррекционно-развивающие задачи.

При проведении музыкальных занятий необходимо соблюдать ряд условий:

  • регулярность проведения занятий;
  • простоту и доступность для восприятия детьми музыкального материала (по форме и содержанию);
  • выразительность предлагаемых детям музыкальных произведений, их яркость и жанровую определенность;
  • сочетание в рамках одного занятия различных методов работы учителя и видов деятельности детей;
  • повторяемость предложенного материала не только на музыкальных, но и на других видах занятий;
  • использование ярких дидактических пособий (игрушек, элементов костюмов, детских музыкальных инструментов и т. д.);
  • активное и эмоциональное участие взрослых (воспитателей, педагогов-дефектологов, родителей) в проведении музыкальных занятий, праздников, досуга.

Информация о работе Эстетическое воспитание дошкольников с ЗПР