Идеи оценки и прогнозирования
профессиональной пригодности людей.
- Учет субъективных факторов труда при беспроцедурном подборе человека для работы. В 1916 г. А. Ф. Лазурский отмечал, что сама идея отбора человека — не гуманная, главное — обеспечить развитие человека в труде. И. И. Рихтер писал, что задача профотбора должна решаться в контексте комплекса организационных задач, где само производство — не стабильная, а развивающаяся (меняющаяся) система. В «Обязательных постановлениях... по предупреждению несчастных случаев... на фабриках и заводах Московской губернии» (1896) акцент делается на явных противопоказаниях к труду.
- Учет субъектных факторов труда с применением некоторых процедур оценки профессиональной пригодности человека. Впервые специальные медицинские освидетельствования в России (применительно к воздухоплаванию) относят к 1847 г. В 1895 г. поднимается вопрос об испытаниях персонала, работающего с паровыми машинами (В. А. Рождественский). В 1909 г. Н. Мельников предлагает следующие процедуры испытаний работников железных дорог: ответы на вопросы (оцениваются в баллах); оценка не по словам, а по делам (по результатам труда). Использовались также и статистические способы оценки (с претензией на «объективность»), а сами деловые качества предлагались не в виде четкого перечня, а на основе «предположения» об их важности для работы.
- Идеи подбора — «приискания» — работы, профессии для человека. Уже в начале XX столетия некоторые авторы считали, что идея подбора работ более гуманна, чем идея отбора людей по принципу профпригодности. Еще народники (Н.В.Левицкий и др.) пропагандировали «артели» именно потому, что они имеют важное воспитательное значение и там происходит «развитие чувства собственного достоинства». В России вплоть до 1917 г. сохранялась жесткая традиция наследования «семейной профессии», что сильно ограничивало людей в выборе профессий.
При этом проблемы помощи людям
в поисках работы решались по трем
направлениям: государственные службы
«приискания труда» (типа «бирж труда»);
помощь молодежи в выборе профессионального
учебного заведения (интересно, что еще
в работе 1900 г. «Кающийся энциклопедист»
выделяются четыре варианта выбора профессии:
соответственно семейной традиции; случайно;
по призванию; по расчету); развитие идеи
«призвания» как следования гражданскому
долгу, т. е. служения высшим идеалам и
т. п. (А. В. Мастрюков, П. П. Блонский). Первые
«Городские посреднические бюро», где
бесплатно давались «указания работы»,
возникли в конце XIX в. (в Москве в 1897 г.)-
В Первую мировую войну «биржи труда»
получают государственный статус (статус
государственных учреждений). В России
с 80-х гг. XIX в. систематически выпускались
справочники по профессиональным учебным
заведениям («Адрес-календарь», «Студенческий
альманах» и др.).
Идеи проектирования и
формирования субъектных факторов труда.
- Формирование познавательных составляющих профессиональной деятельности, т. е. формирование специального профессионального мышления (в этот период еще не были распространены конвейерно-исполнительские виды труда, т. е. требовались реальная деловая инициатива и творчество).
- Формирование исполнительных составляющих труда. Сразу же обозначилась проблема построения рациональных программ и методов профессионального обучения трудовым навыкам в противовес представлению о труде как о «таинственном искусстве», недоступном рационализации. С. М. Шабалов в работе «К вопросу об истории русской системы производственного обучения и ее влияния за рубежом» анализировал опыт конца XIX в. в России и обозначил основные моменты производственного обучения: изучение данной профессии и выделение основных операций (прообраз современной профессиографии); выделение умений, которые обеспечивают выполнение этих операций; создание условий для тренировки этих умений в специальных упражнениях.
- Совершенствование качеств личности работника. В 1886 г. появился закон «Правила о найме рабочих на фабрики, заводы и мануфактуры, а также особенные правила о взаимных отношениях фабрикантов и рабочих». Сам этот документ появился из-за участившихся стачек и оговаривал поведение рабочих, их обязанности по отношению к инспекторам-проверяющим, а задача самих инспекторов заключалась в том, чтобы «заблаговременно узнавать о готовящихся беспорядках и выявлять зачинщиков» (сейчас в некоторых коммерческих фирмах это называется исследованием «лояльности к руководству»). Таким образом, важным становится не просто развитость каких-то отдельных психических функций (памяти, восприятия), но и сама личностная позиция работника, т. е. в начале века уже был реальностью «личностный подход». Только что еще понимать под полноценной личностью — человека лояльного или человека-революционера? Заметим, что сам термин «лояльность» в своем первом значении часто переводится как «держащийся в границах законности, иногда только внешне, формально». Рассуждая о развитии личности работника, К. Д. Ушинский отмечал, что не всякий труд развивает человека, а лишь такой, который является свободным, добровольным (по осознанной необходимости), общественно полезным, разумно организованным (в соответствии с возможностями человека).
- Улучшение труда в связи с саморегуляцией работника. Это можно было бы рассматривать как своеобразный противовес обострившейся к концу XIX в. тенденции все и вся регламентировать и «заорганизовывать». Например, Г. Е. Шумков изучал поведение человека в экстремальных условиях. Он сам участвовал в русско-японской войне и на богатом материале сделал вывод о необходимости учета командирами «особого чувства тревоги» бойца и его влияния на поведение в бою, а также вывод о необходимости обучения бойцов (а позже летчиков) способности к саморегуляции. П. Ф. Каптерев говорил о том, что обучение будет малоэффективным, если не организовать самостоятельную деятельность учащегося. Д. И. Журавский, рассматривая работу руководителя, отмечал, что, контролируя подчиненных, руководитель обязательно должен контролировать и самого себя.
Исследования, обслуживающие
сферу труда (психологический аспект). Многие из предлагавших
проектов опережали свое время, но немало
проектов начинало и внедряться. Вот несколько
таких примеров.
- С. М. Богословский в 1913 г. в книге «Система профессиональной классификации» упорядочил 703 вида производств и промыслов (для сравнения: принятая в то время в Европе классификация Бертильона включала всего 194 вида). В «Системе» С. М. Богословского выделяются семь ярусов, где соотносятся представители населения и их профессиональные занятия. Все население делится на профессиональное и непрофессиональное. В этих группах выделяются варианты пассивного, а для профессионального населения — активного отношения к профессиональному труду. Для активного населения выделяются следующие отделы (в современном звучании — отрасли хозяйства): добывающая промышленность; обрабатывающая; транспорт; торговля; органы общественной организации (церковь, местное самоуправление); обеспечение безопасности (охрана общественного порядка); свободные профессии (наука, искусство, литература); личные услуги. Примечательно, что была выделена и группа «Нищие, воры, шарлатаны», т. е. это была типология реальных занятий реальных людей. С. М. Богословский предложил следующее понимание профессии: «Профессия есть деятельность, и деятельность такая, посредством которой данное лицо участвует в жизни общества и которая служит ему главным источником материальных средств к существованию...», но при этом она должна «признаваться за профессию личным самосознанием данного лица». К этому определению и по сей день не так уж много — по существу — добавлено.
- На базе Педагогического музея в Москве был организован «отдел юношествоведения» (это, по сути, психология юношества в связи с проблемой выбора профессии).
- Многие отечественные исследователи (И. И. Рихтер, Н. А. Шевалев и др.) акцентировали внимание на том, что человек — это не машина, а субъект деятельности, управляемый сознанием, и на первый план выходят именно личностные качества работника.
- Д. И.Журавский и И. И. Рихтер рассматривали отрасль хозяйства как некое «сообщество». Вот некоторые интересные идеи: «отличный техник может быть дурным администратором» (к сожалению, в России до сих пор многие не осознали того, что отличный прораб может быть дурным президентом); при организации крупного производства обязателен учет: способностей людей, профессиональной подготовки, мотивов труда, особенностей их поведения, способности к контролю и самоконтролю деятельности и т. п., т. е. учет чисто психологических моментов. Все это может рассматриваться как некоторая систематизация и конкретизация подходов Ф.Тейлора и Г. Мюнстенберга.
- Исследование проблемы работоспособности и утомления в труде. В 1909 г. А. Л. Щеглов предложил новое направление — «эргометрию» (для изучения работоспособности человека). В начале прошлого века И. Н. Спиртов экспериментально исследовал влияние музыки и цветовых ощущений на мышечную работу. На базе Психоневрологического института, под руководством В. М. Бехтерева и А. Ф. Лазурского выполнен ряд работ по проблеме умственной работоспособности и утомления (при этом сам труд рассматривался как фактор развития человека и общественного прогресса). И.М.Сеченов впервые дал психофизиологическое обоснование эффективности чередования работ (по принципу «активного отдыха»): это важно для повышения эффективности труда (особенно в эпоху нарождающегося «конвейерного производства»); это еще более важно для формирования отношения человека к труду как к «значимому делу».
- И. М. Сеченов по-своему объяснил и механизмы волевой регуляции трудовой деятельности: «центральное торможение» позволяет задерживать влияние центров головного мозга на двигательную активность организма; это значит, что человек действует не по принципу «рефлекторной дуги» (стимул—реакция), т. е. механически, а способен к произвольности, особенно когда это касается высших нравственных принципов (напомним, что сам Сеченов был революционером).
- Интересны рассуждения К. Д. Ушинского о труде: главнейшая цель семейного и школьного воспитания — «готовить дитя к труду», к труду «общественно полезному»; стремление к постоянной смене душевных состояний — фундаментальная психологическая закономерность (еше И. Кант отмечал, что «для человека важнее иметь цель жизни (задачу, труд жизни), чем достигать ее»; базовое стремление человека (в отличие от животных) — существовать для деятельности, а не наоборот (это «стремление к деятельности сознательной и свободной»); труд должен иметь препятствия, быть «трудным»; жизненные наслаждения должны «уравниваться трудом». Это важнейший «психологический закон», в этом состоит «внутренняя, животворная сила труда»; основные причины лени («фальшивые жизненные пути»): стремление обойти трудности (на этой основе часто возникают ложные увлечения и склонности); «заблуждения воли»: в отличие от «слабой воли» они состоят не только в том, что используются ложные (иногда безнравственные) средства достижения цели, но и в ложности самих целей (ненужных обществу, презираемых людьми).
3. Российская психология
труда в годы Великой Отечественной войны
и в послевоенные годы.
В целом состояние отечественной
психологии труда к этому времени
было весьма плачевным, поскольку сталинский
режим не пощадил многих выдающихся
психотехников. Но, как это нередко
бывает, в критические моменты о специалистах
«вдруг» вспоминают и даже «разрешают»
им вести некоторые свои исследования.
Отметим направления работ, по которым
проводились исследования в те годы.
Прежде всего это —
проблемы повышения эффективности
воинского труда. К ним относятся:
1) использование психологии
в маскировочной технике (Б.
М. Теплов написал несколько
работ по данной проблематике,
в частности «Война и техника», «Белый
халат» и др.);
2) проблемы повышения
зрительной и слуховой чувствительности
бойцов. К. X. Кекчеев в работе «Ночное зрение»
предлагал специальные памятки для разведчиков,
пилотов-истребителей, для наблюдателей
— в артиллерии оказалось возможным увеличить
чувствительность зрения и слуха на 50—100
% в течение 1,5—2 часов);
3) исследование роли личностных,
морально-волевых качеств бойцов
и командиров (работы Н.Д.Левитова
«Воля и характер бойца», М.
П. Феофанова «Воспитание смелости
и мужества», знаменитая книга
Б. М.Теплова с первоначальным
названием «Ум и воля военачальника»
и др.);
4) подготовка военных
летчиков (И. Н. Шпильрейн с
сотрудниками в 1934 г. разработал систему
подготовки военных летчиков. Если раньше
до 90% курсантов были профнепригодны (а
сама подготовка велась по старинке: сзади
сидел инструктор и бил курсанта палкой
за ошибки), то после рекомендаций психологов
были выявлены необходимые умения и условия
для их тренировки. К сожалению, с 1936 по
1957 г. профотбор в армию не проводился
(из-за известного постановления «О педологических
извращениях в системе Наркомпроса» от
1936 г.);
5) психология восстановительной
трудотерапии после операций. Ранения
верхних конечностей были наиболее распространенными
(до 85 % всех ранений). После операций необходимо
было восстановление двигательных функций.
А. Р. Лурия в 1942 г. пригласил в свой военный
госпиталь известного психотехника С.
Г. Геллерштейна для руководства мастерской
трудотерапии. Методика Геллерштейна
оказалась очень эффективной (положительный
результат в 80% случаев). Суть методики
(по С. Г. Геллерштейну): «Самой существенной
особенностью трудовых движений является
их предметно-целевой характер... Цель
трудовой операции лежит вовне, и рабочий
орган призван мобилизовать все богатство
своих двигательных и чувствующих возможностей
для наилучшего достижения поставленной
цели... Умея правильно подбирать и видоизменять
трудовые задания и воздействовать на
инструмент, на изделие, на "рабочее
пространство", мы научаемся управлять
трудовыми движениями, вызывать к жизни
одни, заглушать другие и направлять по-своему
ход восстановления движений». Известный
пример: больному предлагается поднять
травмированную руку — не получается,
тогда предлагается достать шапку с вешалки
(т. е. задается цель) — больной справляется
с задачей... А. Н.Леонтьев и А. В. Запорожец
также критиковали так называемые «трудоподобные
движения», считая, что восстановительное
действие должно быть «предметным».
В послевоенный период прикладная
психология развивалась с учетом
потребностей гражданской хозяйственной
жизни. С 1957 г. психология труда вновь
обрела государственный статус (после
совещания по психологии труда как ветви
психологии был одобрен программный доклад
Е. В. Гурьянова «Состояние и задачи психологии
труда»). Психология труда была обозначена
как преемница психотехники.
На основе анализа докладов
на конгрессах Международной ассоциации
прикладной психологии (как преемницы
Международной психотехнической ассоциации)
были выделены основные направления развития
современной психологии труда. В русле
этих решений самой представительной
остается область хозяйственных задач
(хотя еще в психотехнике пытались рассматривать
целый комплекс проблем, связанных с трудом,
включая медицинские, педагогические
вопросы); причем усложнение техники становится
проблемой не только одной страны, но и
всего человечества (пример Чернобыльской
аварии).
В настоящее время вопросы
организационной психологии часто
«поглощают» другие проблемы психологии
труда, т. е. в «моде» психология управления,
менеджмент. В организационной психологии
традиционные вопросы психологии труда
все больше сближаются с проблемами социальной
психологии. В настоящее время распространен
термин «организационная психология и
психология труда», объединяющий знания
о труде в организациях и о самом работающем
человеке (примечательно, что в МГУ на
факультете психологии именно такое название
используется для обозначения бывшей
кафедры «Психология труда и инженерная
психология»).
4. Культурно-исторический
смысл возникновения проблемы профессионального
самоопределения
Психологические
причины возникновения профориентации
Чтобы лучше понять, в
чем суть проблемы профессионального
самоопределения, следует задать себе
вопрос: когда и где должна была
бы возникнуть профориентация? Первые
лаборатории профориентации появились
в 1903 г. в Страсбурге (Франция) и в 1908 г.
в Бостоне (США). Обычно называют следующие
причины появления первых профориентационных
служб: бурный рост промышленности, миграция
людей из сельской местности в города
в поисках работы и лучшей жизни, проблема
самого поиска и выбора работы, проблема
отбора наиболее «подходящих» людей работодателями.
Но все это — причины социально-экономические.
Остается открытым вопрос, каковы же психологические
причины возникновения профориентации?
Иными словами, что изменилось в сознании
людей в тот период и именно в этих странах?
Главная психологическая
причина появления профориентации
заключается в том, что у значительного
количества людей появилась свобода выбора,
чего раньше не было (или было характерно
лишь для отдельных людей, которые не хотели
жить по заранее заведенному, патриархальному
порядку). Сама проблема свободы порождает
у людей значительные трудности, так как
предполагает ответственность за свой
выбор. Страх перед ответственностью за
свою судьбу и свое счастье часто вызывает
внутреннюю напряженность, и даже особые
неврозы. Но поскольку далеко не все люди
готовы к такой ответственности, то на
этой основе и возникает насущная потребность
в специальных помощниках-консультантах,
облегчающих сложнейшие жизненные решения.