Категория «отношения» в современной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 22:35, курсовая работа

Описание работы

Отношения, пожалуй, самое важное, что есть в нашей жизни. Иногда наши отношения с близкими бывают настолько запутанными, что не приносят нам ни радости, ни удовлетворения, а только лишь приводят к тому, что мы забываем о том, для чего мы живём. А живём мы для того, чтобы радоваться и наслаждаться жизнью, реализовываться и идти к своим мечтам. Психология отношений начала развиваться не так давно. Одной из важных проблем психологии вообще, и психологии отношений, в частности, является дальнейшая разработка системы понятий и вопросов структуры в области психических образований, в частности, в области отношений.
Целью данной работы является определение роли и места категории «отношение» в психологии.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1 «Отношение» как базисная категория…………………………………...4
1.1 Понятия отношения и категории отношения…………………...........4
1.2 Связь понятия отношения и установок……………………………...14
1.3 Личность и отношения……………………………………………….19
Глава 2 Виды отношений…………………………………………………………23
1.1 Интерес, как особый вид отношения………………………………..23
1.2 Оценочные отношения……………………………………………….24
1.3 Убеждения…………………………………………………………….25
1.4 Потребность как основной вид отношения………………………...25
Глава 3 Развитие категории отношений в психологических
концепциях А.Ф.Лазурского и сравнительная характеристика
подходов к определению категории «отношения» А.Ф. Лазурского и
В.Н. Мясищева…………………………………………………………………..29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……….…………………………………………………………32
ЛИТЕРАТУРА...………………………………………………………………... 34

Файлы: 1 файл

курсовая работа Ларионовой Александры первый курс факультет психология.doc

— 149.00 Кб (Скачать файл)

     Общественная  необходимость иногда вынуждает  человека к общению независимо, а  иногда и вопреки отношению. В  связи с этим такие изменения в поведении человека, которые, будучи устойчивыми и генерализованными, становятся выражением и диалектически значимым проявлением характера, имеющим как педагогическое, так и клиническое значение. Если разработка проблем общения без учета отношений не может быть достаточной, то изучение общения и отношений без учета обращения невозможно.

     Личность  — система отношений. Характеризуя личность ее направленностью, уровнем, структурой и динамикой, мы тем же самым характеризуем и ее отношения.

     В основе всех отношений человека лежат  его трудовые отношения. Задачей  образовательной работы является в  окончательном итоге формирование положительных трудовых установок, трудовых умений и знаний.

     Изучая  личность с точки зрения ее отношений, мы должны поэтому в первую очередь изучить ее отношения к труду, выяснить их характер, ход, условия и перспективы их развития. В отношении к труду и в трудовой деятельности, как и в других отношениях, мы тоже можем выявлять ту или иную избирательную направленность, тот или иной уровень их и, наконец, ту или иную структуру трудового отношения или ту или иную динамику трудовой деятельности.

     Так, взрослый и ребенок при развитии в структуре могут иметь одинаково  положительные трудовые установки, любить, интересоваться трудом. Труд может быть центром психических отношений или находиться на периферии интересов личности, вызывая к себе индифферентное или даже отрицательное отношение; запас ее трудовой активности может быть велик; трудовой процесс может увлекать или оставлять вялым, равнодушным.

     Уровень отношения к труду может быть высоким, развитым, дифференцированным. Соответственно этому труд на высшем уровне в сознании его как общественной необходимости вызывает к себе идейное, принципиальное, сознательное отношение. Уровень этого отношения может быть ступенью ниже и иметь только конкретно-личный характер, непосредственно эмоциональный, причем может более выступать то его целевая сторона, то его процессуальная сторона, а соответственно этому отношение к труду может иметь узкий утилитарно-эгоистический характер или не целевой, а процессуальный — развлеченческий характер; трудовая активность может быть обусловлена не непосредственным отношением к труду, но привязанностью или симпатией к учителю. Трудовые установки могут быть еще менее развиты и находиться под властью состояния, в частности, аффективного состояния; тогда в деятельном состоянии и в хорошем настроении учащийся работает, а в плохом настроении, в раздражительном состоянии бросает работу, вступая в конфликт с окружающими.

     Характер  отношения к труду может не вполне совпадать с уровнем развития трудового процесса; как известно, сложные формы трудовой деятельности выражают высокое интеллектуальное развитие работающего, тогда как  отношение к ним может находиться на невысоком — утилитарно-эгоистическом или процессуальном уровне. Возможно и обратное, т.е. положительное отношение и создание необходимости труда при не особенно высоком развитии интеллектуального процесса работы. Такое расхождение между уровнем отношения и уровнем процесса, однако, возможно только в известных пределах и может быть связано с тем, что уровень отношения или процесса в одном направлении тоже может в известной мере не совпадать с их уровнем в других направлениях, а также с тем, что развитие личности, выражающееся в ее отношении к действительности, включает в себя умственное развитие, но им не ограничивается. Впрочем, трудовая деятельность, как центральная, характеризующая возможный оптимум личности, допускает это расхождение в минимальной степени.

     Со  стороны их структуры трудовые установки  могут быть устойчивыми даже при  отсутствии благоприятных объективных  условий, активно-положительными к  труду или колебаться иногда контрастно в зависимости от ряда моментов —  своего состояния, внешних условий  работы, взаимоотношений с другими лицами по работе. Отношение к работе может включаться целостно в систему отношений или вступать в противоречия с ними, может подчинять или определять все другие отношения, подчиняться или оставаться в неразрешенном конфликте с ними. Так, принципиальная трудовая установка может в силу известной ситуации разойтись с личным интересом, может быть в противоречии с конфликтным взаимоотношением с другими работающими и т.п. Цельность, последовательность отношений тесно связана с действенностью установок. Расхождение принципиальных установок и конкретных отношений, обнаруживаемых поступками, является показателем вербализма установок, при котором слова и дела, не соответствуя друг другу, создают немалые трудности в педагогической практике.

     Нет надобности говорить о том, что развитие личности и ее отношений тесно  связано с условиями социальной среды. Здесь можно только показать зависимость отношений от структуры  той социальной среды, в которой  вырастает человек. Так, в общественно  и культурно отсталой обывательской семье, в семье дезорганизованной — антисоциальной в широком смысле слова — принципиальные установки будут недоразвиты.

     Отношения связывают человека со всеми сторонами  действительности, но при всем их многообразии можно установить три ее основные категории: 1) явления природы или мир вещей, 2) люди и общественные явления, 3) сам субъект-личность. Нельзя не подчеркнуть, что восприятие природы опосредовано общественным опытом, а отношение человека к себе самому связано с его отношениями к другим людям и их отношением к нему.

     Таким образом, правильное понимание структуры  характера, его уровня, динамики и  функциональных особенностей возможно лишь с позиций психологии отношений.

     Принцип отношений позволяет учению о  характере преодолеть формализм и стать на путь содержательного изучения личности.

     Этот  принцип помогает не только на словах отбросить аналитико-механический, расщепляющий, функциональный подход, но в единстве отношений человека к каждому моменту и элементу многогранной действительности видеть подлинное единство характера, проявляющееся в многообразии отдельных индивидуальных особенностей. Он позволяет преодолеть метафизические позиции во взгляде на характер и сформировать правильное динамическое его понимание, ликвидирующее теоретические предпосылки педагогического фатализма.

     Личность, формируясь в обществе, тесно связана  с определенной ячейкой общества, с непосредственно формирующим  и регулирующим его поведение  коллективом. Человек как член общества, оставаясь единым индивидом, является одновременно членом ряда коллективов, например, ученик — член семьи, класса; взрослый человек — член семьи, в то же время член производственного коллектива, представитель своего класса, а иногда — член и партийного коллектива. Эти коллективы оказывают общее и каждый свое особенное влияние на человека.

     Характеристика  обстановки на производстве в общественном, в производственном и культурном отношении является существенным источником понимания особенностей личности.

     Отношения человека — это потенциал, проявляющийся сознательной активной избирательностью переживаний и поступков человека, основанной на его индивидуальном, социальном опыте.

     Собственно-человеческий уровень отношений является продуктом  общественно-исторического существования  человека, его общения с членами человеческого коллектива, его воспитания, его сознательной трудовой деятельности в коллективе[11].

     А. Ф. Лазурский, основатель психологического учения об отношениях человека, писал, что экзопсихика, иначе говоря, отношения, и эндопсихика представляют собой две стороны психики человека. Его позиция обозначает синтез двух обязательных планов рассмотрений. Аналогично этому характеристика силы электрического тока существует одновременно с характеристикой напряжения тока, что вовсе не обозначает дуализма в понимании природы электричества.

     Как мною неоднократно указывалось, отношения  человека — это не часть личности, а потенциал ее психической реакции  в связи с каким-либо предметом, процессом или фактом действительности.

     Отношение целостно, как и сама личность. Исследование личности является, в значительной степени, ее исследованием в ее отношениях. Развитие личности представляет процесс образования усложняющихся, обогащающихся, углубляющихся связей с действительностью, накопление в мозгу потенциала действий и переживаний. Развитие личности — это развитие психики, а значит, это развитие и усложнение психических процессов и накопление опыта — психического потенциала. Опыт осуществляется в форме накопления:

     1) знаний;

     2) навыков;

     3) умений;

     4) отношений.

     Все четыре вида потенциального психического в той или иной мере характеризуют  личность. Но, вместе с тем, ясно, что  личность характеризуют не знания, навыки и умения, а, как уже говорилось выше, отношения. Исследование личности в ее развитии представляет историческое изучение личности в динамике ее содержательных отношений[6].

     Исследование  отношений представляет тот необходимый  для психологии подход, в котором  объединяется объективное с субъективным, внешнее с внутренним. Отношения  существуют между личностью человека — субъектом и объектом его отношений. Отношение реализуется или проявляется во внешнем факторе, но вместе с тем отношение выражает внутренний «субъективный» мир личности. Личность — это субъект отношений так же, как субъект внешней деятельности. На этом единстве внутреннего и внешнего, объективного и субъективного основывается материалистическая психология.

     Мотивом отношения может быть то или иное переживание, например, переживание  учебной неудачи может стать  мотивом отрицательного отношения к учению; успехи другого ученика могут стать мотивом враждебно-завистливого отношения к нему. Таким образом, понятие «мотив» не имеет определенного однопланового психологического содержания. Действенность того или иного обстоятельства всегда связана с отношением к нему человека, но неправильно смешивать мотивы и отношения или говорить о мотивах независимо от отношения и подменяя отношение мотивами.

     В основном характер — это единство отношений и способа их осуществления  в переживаниях и поступках человека. Личность — это человек, рассматриваемый с точки зрения собственно человеческих социальных его особенностей. Некоторые психические свойства могут относиться и к характеру, и к личности, некоторые же только к тому или другому[4].

     Сами  отношения при этом, имея личностный характер, являются элементами, в которых реализуется личность в процессе ее деятельности. Человек как личность является не только сознательно преобразующим действительность, но и сознательно относящимся к ней.

     Рассмотренные только что интегральные понятия, таким образом, имеют существенное значение, их нельзя отвергать, но они получают уточнение, и в этом уточнении существенное место занимают их различные связи с понятием отношений.

     В связи с вопросом о развитии личности упоминался вопрос о развитии отношений. Мы здесь коснемся еще только одной стороны, а именно, изменчивости и устойчивости реакций личности. Нередко устойчивость и лабильность или изменчивость рассматривается в формально-динамическом плане, но это рассмотрение становится содержательным лишь с учетом отношений. Стойкость при этом рассматривается в связи с определенными содержаниями, например, стойкость и привязанность к близкому лицу, стойкость убеждений, нравственная стойкость. Указанные черты выражают отношение человека. Реакции, выражающие эти отношения, а следовательно, и сами отношения, могут быть устойчивые или неустойчивые, варьируя от моментальной ситуативной лабильности до высокой стабильности. Но стабильные отношения могут быть и инертно стойкими. Не эта стабильность является основой в развитии отношений, важна принципиальная устойчивость. Принципиальная устойчивость основывается на некотором осознанном и обобщенном принципе.

     Установление  различий в устойчивости отношений  в зависимости от инертности механизма  или от стойкости принципа требует рассмотрения отношений личности и психофизиологических механизмов деятельности, в которой они осуществляются. Нет отношений без отражения, т.е. отношения всегда связаны с объектом, который отражается в сознании. Для понимания личности и психики существенно не только их единство, но и различие. Человеческое суждение, мышление вообще, может быть бесстрастным, страстным и пристрастным. Первое не препятствует адекватному отражению, но и недостаточно для глубины его, второе содействует глубине и богатству отражения, а третье искажается тенденциями, в которых субъективные компоненты отношения делают отражение неадекватным, неправильным.

     Успешное  развитие регулятивной доминирующей роли идейных отношений приводит к  формированию полноценных личностей. Воспитание человека есть, прежде всего, воспитание его отношений.

     1.2Связь  понятия отношения и установок

Информация о работе Категория «отношения» в современной психологии