Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 12:04, реферат
В это время активно развиваются теория вероятностей и математическая статистика, на которые впоследствии стали опираться научные методы количественной психодиагностики. Психодиагностика как наука определяется, как область психологии, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально – психологических особенностей личности
КЛАССИФИКАЦИЯ
И ХАРАКТЕРИСТИКА
ОСНОВНЫХ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИХ
МЕТОДОВ
Современные методы психодиагностики, стали появляться в конце ХIХ начале ХХ вв.
В это время активно развиваются теория вероятностей и математическая статистика, на которые впоследствии стали опираться научные методы количественной психодиагностики. Психодиагностика как наука определяется, как область психологии, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально – психологических особенностей личности.
Теоретическая психодиагностика опирается на основные принципы:
· Принцип отражения – адекватное отражение окружающего мира
обеспечивает человеку эффективную регуляцию его деятельности;
· Принцип развития – ориентирует изучение условий возникновения
психических явлений, тенденции их изменения, качественные и количественные
характеристики этих изменений;
· Принцип диалектической связи сущности и явления – позволяет увидеть взаимное обуславливание этих философских категорий на материале психической реальности при условии их нетождественности;
· Принцип единства сознания и деятельности – сознание и психика формируются в деятельности человека, деятельность одновременно регулируется сознанием и психикой;
Личностный принцип – требует от психолога анализа индивидуальных особенностей человека, учета его конкретной жизненной ситуации, его онтогенеза.
Эти принципы положены в основу разработки психодиагностических методик – способов получения достоверных данных о содержании переменных психической реальности.
Возникновение психодиагностики, как
науки и основные этапы ее развития.
Психологическая диагностика
изучает способы распознавания
и измерения индивидуально-
Классификация
психодиагностических
методов
Наблюдение
1. Объективное наблюдение
2. Субъективное наблюдение (самонаблюдение)
Эксперимент
1 .Лабораторный эксперимент
2. Естественный эксперимент
Моделирование
Характеристика
основных психодиагностических
методов
Средства, которыми располагает современная психодиагностика делятся на две группы: формализованные и малоформализованные методики.
К формализованным относятся тесты, опросники, проективные, психофизиологические методики. Для них характерны определенная регламентация, объективизация процедуры обследования (точное соблюдение инструкций, строго определенные способы предъявления стимульного материала), стандартизация, надежность и валидность.
Эти методики позволяют быстро
собрать диагностическую
К малоформализованным методикам относятся наблюдение, беседа, анализ продуктов Деятельности. Они проверке не подвержены. Эти методики дают очень ценный материал, сведения об испытуемом, особенно когда предметом изучения выступают такие психические явления, которые мало поддаются объективизации. Малоформализованные методики очень трудоемки.
Особые требования, предъявляемые к психодиагностическим методикам
1. Объективность метода
Объективность психологического теста означает, что первичные показатели, их оценка и интерпретация не зависят от поведения и субъективных суждений экспериментатора. Первичными называют показатели, полученные после обработки данных выполнения респондентом тестовых заданий. Выражаются первичные показатели в так называемых "сырых баллах".
Разработка заданий, процедура проведения, обработка результатов теста осуществляется согласно определенным стандартным правилам. Добиться объективности психологического теста можно при выполнении следующих условий:
Эти три условия называют этапами стандартизации психологического теста.
Этапы стандартизации:
На этапе разработки теста, а также любого другого метода проводится процедура стандартизации, которая включает три этапа.
Первый этап стандартизации психологического теста состоит в создании единообразной процедуры тестирования. Она включает определение следующих моментов диагностической ситуации: условия тестирования (помещение, освещение и др. внешние факторы). Очевидно, что объем кратковременной памяти лучше измерять (например, с помощью субтеста повторения цифровых рядов в тесте Векслера), когда нет внешних раздражителей, таких как посторонние звуки, голоса и т.д.
Содержание инструкции и особенности ее предъявления (тон голоса, паузы, скорость речи и т.д.). Например, в тесте "10 слов" каждое слово должно предъявляться через определенный интервал времени в секундах.
Наличие стандартного стимульного материала. Например, достоверность полученных результатов существенно зависит от того, предлагаются ли респонденту изготовленные самодельные карты Г. Роршаха или стандартные – с определенной цветовой гаммой и цветовыми оттенками.
Временные ограничения выполнения данного теста. Например, для выполнения теста Равена взрослому респонденту дается 20 минут.
Стандартный бланк для выполнения данного теста. Использование стандартного бланка облегчает процедуру обработки.
Учет влияния ситуационных переменных на процесс и результат тестирования.
Под переменными
подразумевается состояние
Учет влияния поведения диагноста на процесс и результат тестирования.
Например, одобрительно-поощряющее поведение экспериментатора во время тестирования может восприниматься респондентом как подсказка "правильного ответа" и др.
Учет влияния опыта респондента в тестировании. Естественно, что респондент, который уже не в первый раз проходит процедуру тестирования, преодолел чувство неизвестности и выработал определенное отношение к тестовой ситуации. Например, если респондент уже выполнял тест Равена, то, скорее всего, не стоит предлагать ему его во второй раз.
Второй этап стандартизации психологического теста состоит в создании единообразной оценки выполнения теста: стандартной интерпретации полученных результатов и предварительной стандартной обработки. Этот этап предполагает также сравнение полученных показателей с нормой выполнения этого теста для данного возраста (например, в тестах интеллекта), пола и т.д. (см. ниже).
Третий этап стандартизации психологического теста состоит в определении норм выполнения теста.
Нормы разрабатываются для различных возрастов, профессий, полов и др. Вот некоторые из существующих видов норм:
Школьные
нормы |
разрабатываются на основе тестов школьных достижений или тестов школьных способностей. Они устанавливаются для каждой школьной ступени и действуют на всей территории страны. |
Профессиональные нормы | устанавливаются на основе тестов для разных профессиональных групп (например, механиков разного профиля, машинисток и др.). |
Локальные
нормы |
устанавливаются
и применяются для узких |
Национальные
нормы |
разрабатываются для представителей данной народности, нации, страны в целом. Необходимость таких норм определяется конкретной культурой, моральными требованиями и традициями каждой нации. |
Наличие нормативных данных (норм) в стандартизованных методах психодиагностики является их существенной характеристикой.
Нормы необходимы при интерпретации тестовых результатов (первичных показателей) в качестве эталона, с которым сравниваются результаты тестирования.
2. Валидность метода
Валидность – “полноценность”, “пригодность”, “соответствие”. Есть несколько разновидностей валидности.
· Валидность теоретическая – определяется по соответствию показателей исследуемого качества, получаемых с помощью данной методики, показателям, получаемым с помощью других методик. Теоретическую валидность проверяют по корреляциям показателей одного и того же свойства, получаемым при помощи различных методик, опирающихся или исходящих из одной и той же теории.
· Валидность эмпирическая – проверяется по соответствию диагностических показателей реальному поведению, наблюдаемым действиям и реакциям испытуемого.
По критерию эмпирической валидности методику проверяют путем сравнения ее показателей с реальным жизненным поведением людей.
· Валидность внутренняя - означает соответствие содержащихся в методике заданий, субтестов, суждений и т. п. общей цели и замыслу методики в целом.
Она считается внутренне не валидной, когда все или часть вопросов, заданий или субтестов измеряют не то, что требуется от данной методики.
· Валидность внешняя – примерно то же, что и эмпирическая валидность, но тут речь идет о связи между показателями методики и наиболее важными внешними признаками, относящимися к поведению испытуемого.
Критерии валидности:
· Поведенческие показатели – реакции, действия и поступки испытуемого в разных жизненных ситуациях.
· Достижения испытуемого в различных видах деятельности: учебной, трудовой, творческой и др.
· Данные о выполнении различных контрольных проб и заданий. Данные, полученные от других методик, валидность которых или связь с данной методикой считаются достоверно установленными.
Информация о работе Классификация и харктеристика основных психодиагностических методов