Классификация и харктеристика основных психодиагностических методов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 12:04, реферат

Описание работы

В это время активно развиваются теория вероятностей и математическая статистика, на которые впоследствии стали опираться научные методы количественной психодиагностики. Психодиагностика как наука определяется, как область психологии, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально – психологических особенностей личности

Файлы: 1 файл

КЛАССИФИКАЦИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ (1).doc

— 593.00 Кб (Скачать файл)

     III. Второй и третий  абзацы заключения посвящены характеристике отношения к обследованию и контакта.

     Эти данные имеют исключительную важность, поскольку определяют уровень валидности и достоверности результатов  обследования. Они особенно важны  в контексте  исследования личности, поскольку  в него часто включаются проективные методики и опросники, требующие открытости  и сотрудничества со стороны  испытуемого.

       Метод психодиагностики предполагает  строго  индивидуальное обследование. Это обследование начинается  с того момента, как испытуемый (пациент, клиент) переступил порог  вашего кабинета. Тесный контакт, который устанавливается в течение всей процедуры обследования между испытуемым и психологом, позволяет значительно повысить понимание важных психологических особенностей испытуемого, А ТАКЖЕ ОЧЕНЬ ТОНКО КОНТРОЛИРОВАТЬ СТЕПЕНЬ ДОСТОВЕРНОСТИ И ВАЛИДНОСТИ,  РЕЗУЛЬТАТОВ ОБСЛЕДОВАНИЯ

     Если  с испытуемым не удается  установить свободный контакт и он не заинтересован  в сотрудничестве, это ставит под  сомнение все результаты, о чем  психолог обязан указать в заключении.

     Говоря  более академичным языком, помимо знания психодиагностических процедур, психолог должен владеть навыком анализа совместной деятельности. 

     ХАРАКТЕРИСТИКА  ОТНОШЕНИЯ К ОБСЛЕДОВАНИЮ

     Самый короткий способ описания характеристики отношения к обследованию  «адекватное», «неадекватное»,  «формальное». Квалификация  отношения  к обследованию  - важная часть исследования личности, так как от этих характеристик прямо зависит  валидность и достоверность результатов. Мотив экспертизы  - важный элемент клинического обследования. Это единственный «рычаг», при помощи которого вы можете манипулировать поведением испытуемого. 

     ПРИЗНАКИ  АДЕКВАТНОГО ОТНОШЕНИЯ  К ОБСЛЕДОВАНИЮ

  1. Сформированность мотива экспертизы.

    ПРИЗНАКИ  СФОРМИРОВАННОСТИ МОТИВА ЭКСПЕРТИЗЫ.

     а) адекватность эмоциональных реакций  на успех и на не успех;

     б) адекватность реакции  на корригирующие  замечания экспериментатора;

     в) заинтересованность в результатах  обследования.

     Последнее (в) проявляется в следующем:

    • прямые вопросы по поводу успешности /неуспешности выполнения заданий;
    • уточнение неясных аспектов инструкции;
    • аккуратность  и старательность  при  выполнении задания.
  1. Отсутствие признаков установочного  поведения (см. ниже по тексту).
  1. Отсутствие признаков психической патологии, препятствующей формированию мотива экспертизы.

    ПРИЗНАКИ  НЕАДЕКВАТНОГО  ОТНОШЕНИЯ К ОБСЛЕДОВАНИЮ

  1. Несформированность  мотива экспертизы. Анализируются те же признаки, что и в случае сформированности мотива (см. выше), но с обратным знаком.

       Наличие признаков  установочного поведения. Под установочным  поведением подразумевается  симуляция, аггравация и диссимуляция.

       СИМУЛЯЦИЯ – намеренное предъявление жалоб на психологические проблемы и затруднения, отсутствующие у испытуемого,  с целью ввести психолога в заблуждение  с последующим получением каких  - либо выгод.

       АГРАВАЦИЯ – намеренное преувеличение серьезности психологических проблем и затруднений, существующих у испытуемого, с целью ввести психолога в заблуждение с последующим получением каких либо выгод.

       ДИССИМУЛЯЦИЯ  - намеренное отрицание либо преуменьшение значимости психологических проблем затруднений, существующих у испытуемого, с целью ввести психолога в заблуждение с последующим получением какой либо выгоды.

  1. Наличие признаков психической патологии, препятствующей формированию мотива экспертизы. Примером может служить патология эмоционально - мотивационной сферы при некоторых формах шизофрении, патологии лобных отделов мозга, алкоголизме и т.п.
 

    ПРИЗНАКИ  ФОРМАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ  К ОБСЛЕДОВАНИЮ

    Признаки  те же, что и при неадекватном отношении к обследованию, но формальное отношение отличается тем, что наблюдается в ситуации принуждения к обследованию.  В  ситуации принуждения такое поведение следует признать адекватным ответом на нарушение суверенитета личности. 

    ХАРАКТЕРИСТИКИ  КОНТАКТА С ИСПЫТУЕМЫМ

         В кратной форме характеристики контакта могут быть даны в четырех терминах. Контакт может быть  свободным, затрудненным, формальным.

    1. Свободный контакт  отличается следующим: устанавливается  легко и поддерживается в течение всего обследования. Испытуемый искренне  отвечает на поставленные вопросы. Эмоциональные реакции живые, адекватные. Испытуемый эмоционально «синтонен».

    2. Затруднение контакта возникает в силу различных в том числе не психологических причин.  Например, ослабление слух, зрения, наличие заикания.

    Контакт затруднен при низком интеллекте или при аутистическом или подростковом негативизме.

  1. Нарушение контакта приводит к невозможности установления либо поддержания продуктивного контакта и конечном счете недоступности испытуемого обследованию.
  2. Формальный контакт, как правило, отмечается в совокупности с формальным  отношением  к обследованию. Характеристика формального контакта: «Испытуемый активно в контакт не вступает, держится настороженно, уклоняется от прямых ответов на вопросы (вариант: часто отказывается отвечать на поставленные вопросы). Держится на дистанции, старается контролировать эмоциональные реакции, тяготится ситуацией обследования».

    IV. За описанием отношения к обследованию и контакта следует основной раздел заключения. Как правило, здесь психолог максимально свободен в выборе «композиции». Обязательным является только указание на то, какие психодиагностические методики были использованы при обследовании.

         В большинстве обследований необходимо использовать более чем одну методику, что усложняет структуру заключения и требует от психолога умения совмещать результаты нескольких методик.

         У начинающих специалистов в такой  ситуации возникает сильное искушение  описывать результаты каждой методики по отдельности, т.е. написать  два  заключения под одной «шапкой».

         Это не верное решение, которого всячески следует избегать!

     В результате  у читающего наше заключение должно сложится ЦЕЛОСНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЛИЧНОСТИ ИСПЫТУЕМОГО! ОБЪЕДЕНИТЬ РАЗРОЗНЕННЫЕ  ДАННЫЕ ВОЕДИНО - ЭТО ЗАДАЧА ПСИХОЛОГА!

     Планируя  исследование и подбирая психологический инструментарий, специалист, как правило, учитывает «пересечение»  характеристик выявляемых каждой методикой. Такой подход позволяет повысить валидность и достоверность выводов, ведь тогда результаты разных методик подтверждают друг друга.

     «Пересечение» характеристик позволяет объединить результаты в целом. Естественно что, помимо пересечений , каждая методика  имеет свои уникальные характеристики, которые тоже должны быть учтены при составлении заключения.

     V. Заключение завершает резюме. Резюме выделяется в отдельный абзац и начинается  водными словами: «Итак…..» или «Таким образом»  Это краткое  и сжатое изложение  результатов обследования. У резюме несколько задач:

    • обобщить  выводы анализа, проделанного в основной части  заключения;
    • подчеркнуть самые важные моменты и результаты обследования;
    • сделать последнюю попытку разъяснить неспециалисту, читающего заключение, его основной смысл.

    ВАЖНОЕ  ПРАВИЛО:  в резюме недопустимы рассуждения и анализ, но только  изложение  уже полученных результатов. Поэтому в нем не может быть ничего нового, что не присутствовало в основной части заключения.

         При написании резюме обычно используются  три стилистических приема, помогающих  кратко синтезировать  несколько  мыслей в  одном предложении

         ПЕРВЫЙ  прием использует метафору «Фигура – фон» примерно так: «Таким образом, на фоне того – то на первый план в исследовании выступило нечто». В качестве  «фона» следует избирать особенности личности, так или иначе оказавшие влияние  на большинство результатов обследования. Это может быть «фон настроения», общая неустойчивость самооценки и целеполагания, либо  важная особенность отношения к обследованию и т.п.

           В конечном счете, психолог  сам выбирает, что сделать «фоном»,  а что «фигурой», поскольку  основное здесь – объединить результаты и подчеркнуть главное.

         ВТОРОЙ стилистический прием использовать тогда, когда результаты не дают использовать ПЕРВЫЙ прием. Этот прием служит задаче: подчеркнуть главное. Он выглядит примерно так: «Итак, на первый план в исследовании выступило то - то и то - то».

         ТРЕТИЙ прием используется для дополнения  с комбинациями предыдущими: «Таким образом, исследование выявило следующее того с тем то». 
     

ПРОТОКОЛ  ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ

Ф.И.О.____________________________________________

Краткие сведения (пол, возраст, образование, последнее место работы)_________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Причина обращения (выбор сферы деятельности профессии, социальная адаптация, психологическая поддержка, самозанятость, иные причины)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Характеристика отношения к обследованию__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Психодиагностические  методики  использованы при обследовании__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Методы  неинструментальной

  психодиагностика  ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендовано:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Информация о работе Классификация и харктеристика основных психодиагностических методов