Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 12:04, реферат
В это время активно развиваются теория вероятностей и математическая статистика, на которые впоследствии стали опираться научные методы количественной психодиагностики. Психодиагностика как наука определяется, как область психологии, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально – психологических особенностей личности
III. Второй и третий абзацы заключения посвящены характеристике отношения к обследованию и контакта.
Эти данные имеют исключительную важность, поскольку определяют уровень валидности и достоверности результатов обследования. Они особенно важны в контексте исследования личности, поскольку в него часто включаются проективные методики и опросники, требующие открытости и сотрудничества со стороны испытуемого.
Метод психодиагностики
Если с испытуемым не удается установить свободный контакт и он не заинтересован в сотрудничестве, это ставит под сомнение все результаты, о чем психолог обязан указать в заключении.
Говоря
более академичным языком, помимо
знания психодиагностических процедур,
психолог должен владеть
навыком анализа совместной
деятельности.
ХАРАКТЕРИСТИКА ОТНОШЕНИЯ К ОБСЛЕДОВАНИЮ
Самый
короткий способ описания характеристики
отношения к обследованию
«адекватное», «неадекватное»,
«формальное». Квалификация отношения
к обследованию - важная часть исследования
личности, так как от этих характеристик
прямо зависит валидность и достоверность
результатов. Мотив
экспертизы - важный
элемент клинического
обследования. Это единственный
«рычаг», при помощи
которого вы можете
манипулировать поведением
испытуемого.
ПРИЗНАКИ АДЕКВАТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ОБСЛЕДОВАНИЮ
ПРИЗНАКИ СФОРМИРОВАННОСТИ МОТИВА ЭКСПЕРТИЗЫ.
а) адекватность эмоциональных реакций на успех и на не успех;
б) адекватность реакции на корригирующие замечания экспериментатора;
в) заинтересованность в результатах обследования.
Последнее (в) проявляется в следующем:
ПРИЗНАКИ НЕАДЕКВАТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ОБСЛЕДОВАНИЮ
Наличие признаков установочного поведения. Под установочным поведением подразумевается симуляция, аггравация и диссимуляция.
СИМУЛЯЦИЯ – намеренное предъявление жалоб на психологические проблемы и затруднения, отсутствующие у испытуемого, с целью ввести психолога в заблуждение с последующим получением каких - либо выгод.
АГРАВАЦИЯ – намеренное преувеличение серьезности психологических проблем и затруднений, существующих у испытуемого, с целью ввести психолога в заблуждение с последующим получением каких либо выгод.
ДИССИМУЛЯЦИЯ - намеренное отрицание либо преуменьшение значимости психологических проблем затруднений, существующих у испытуемого, с целью ввести психолога в заблуждение с последующим получением какой либо выгоды.
ПРИЗНАКИ ФОРМАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ОБСЛЕДОВАНИЮ
Признаки
те же, что и при неадекватном
отношении к обследованию, но формальное
отношение отличается тем, что наблюдается
в ситуации принуждения к обследованию.
В ситуации принуждения такое поведение
следует признать адекватным ответом
на нарушение суверенитета личности.
ХАРАКТЕРИСТИКИ КОНТАКТА С ИСПЫТУЕМЫМ
В кратной форме характеристики контакта могут быть даны в четырех терминах. Контакт может быть свободным, затрудненным, формальным.
1. Свободный контакт отличается следующим: устанавливается легко и поддерживается в течение всего обследования. Испытуемый искренне отвечает на поставленные вопросы. Эмоциональные реакции живые, адекватные. Испытуемый эмоционально «синтонен».
2. Затруднение контакта возникает в силу различных в том числе не психологических причин. Например, ослабление слух, зрения, наличие заикания.
Контакт затруднен при низком интеллекте или при аутистическом или подростковом негативизме.
IV. За описанием отношения к обследованию и контакта следует основной раздел заключения. Как правило, здесь психолог максимально свободен в выборе «композиции». Обязательным является только указание на то, какие психодиагностические методики были использованы при обследовании.
В
большинстве обследований необходимо
использовать более чем одну методику,
что усложняет структуру
У начинающих специалистов в такой ситуации возникает сильное искушение описывать результаты каждой методики по отдельности, т.е. написать два заключения под одной «шапкой».
Это не верное решение, которого всячески следует избегать!
В результате у читающего наше заключение должно сложится ЦЕЛОСНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЛИЧНОСТИ ИСПЫТУЕМОГО! ОБЪЕДЕНИТЬ РАЗРОЗНЕННЫЕ ДАННЫЕ ВОЕДИНО - ЭТО ЗАДАЧА ПСИХОЛОГА!
Планируя исследование и подбирая психологический инструментарий, специалист, как правило, учитывает «пересечение» характеристик выявляемых каждой методикой. Такой подход позволяет повысить валидность и достоверность выводов, ведь тогда результаты разных методик подтверждают друг друга.
«Пересечение» характеристик позволяет объединить результаты в целом. Естественно что, помимо пересечений , каждая методика имеет свои уникальные характеристики, которые тоже должны быть учтены при составлении заключения.
V. Заключение завершает резюме. Резюме выделяется в отдельный абзац и начинается водными словами: «Итак…..» или «Таким образом» Это краткое и сжатое изложение результатов обследования. У резюме несколько задач:
ВАЖНОЕ ПРАВИЛО: в резюме недопустимы рассуждения и анализ, но только изложение уже полученных результатов. Поэтому в нем не может быть ничего нового, что не присутствовало в основной части заключения.
При написании резюме обычно используются три стилистических приема, помогающих кратко синтезировать несколько мыслей в одном предложении
ПЕРВЫЙ прием использует метафору «Фигура – фон» примерно так: «Таким образом, на фоне того – то на первый план в исследовании выступило нечто». В качестве «фона» следует избирать особенности личности, так или иначе оказавшие влияние на большинство результатов обследования. Это может быть «фон настроения», общая неустойчивость самооценки и целеполагания, либо важная особенность отношения к обследованию и т.п.
В конечном счете, психолог сам выбирает, что сделать «фоном», а что «фигурой», поскольку основное здесь – объединить результаты и подчеркнуть главное.
ВТОРОЙ стилистический прием использовать тогда, когда результаты не дают использовать ПЕРВЫЙ прием. Этот прием служит задаче: подчеркнуть главное. Он выглядит примерно так: «Итак, на первый план в исследовании выступило то - то и то - то».
ТРЕТИЙ
прием используется для дополнения
с комбинациями предыдущими: «Таким
образом, исследование
выявило следующее того
с тем то».
ПРОТОКОЛ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ
Ф.И.О.________________________
Краткие
сведения (пол, возраст,
образование, последнее
место работы)_______________________
______________________________
Причина обращения (выбор сферы деятельности профессии, социальная адаптация, психологическая поддержка, самозанятость, иные причины)
______________________________
Психодиагностические
методики использованы
при обследовании______________
Методы неинструментальной
психодиагностика
______________________________
Рекомендовано:________________
Информация о работе Классификация и харктеристика основных психодиагностических методов