Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 12:04, реферат
В это время активно развиваются теория вероятностей и математическая статистика, на которые впоследствии стали опираться научные методы количественной психодиагностики. Психодиагностика как наука определяется, как область психологии, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально – психологических особенностей личности
3. Надежность метода
– характеризует
возможность получения с
· путем сравнения результатов, получаемых по этой методике разными людьми
· путем сравнения результатов, получаемых по одной и той же методике в различных условиях.
Однозначность методики – характеризуется тем, в какой степени получаемые с ее помощью данные отражают изменения именно и только того свойства, для оценки которого данная методика применяется.
Точность – отражает способность методики тонко реагировать на малейшие изменения оцениваемого свойства, происходящие в ходе психодиагностического эксперимента.
Чем точнее
Типы психодиагностических методик:
ТЕСТЫ |
ОПРОСНИКИ |
ПРОЕКТИВНЫЕ ТЕХНИКИ |
ОПРОС (БЕСЕДА) |
НАБЛЮДЕНИЕ |
ИНТЕРВЬЮ |
Наблюдение
Старейший метод в диагностике. Особо важное значение этот метод имеет для изучения психологических особенностей детей. В нашей стране в 20-е годы наблюдение широко использовалось в работах М.Я. Басова при изучении поведения детей. Им были разработаны методика психологических наблюдений и общие принципы воспитания у педагогов-психологов умений проводить наблюдения.
Основной принцип – максимально возможная фиксация объективных внешних проявлений. Второй принцип – наблюдение непрерывного процесса, а не отдельных его моментов. Третий принцип – избирательность записи. Басовым был единственным в мировой литературе научно разработан метод наблюдения. Т.к. в качестве «измерительного инструмента» выступает сам наблюдатель, важно, чтобы наблюдатель овладел техникой наблюдения. Басов проводит резкую грань между педагогическим наблюдением и научным. Он отмечает, что педагогическое наблюдение пассивно, нецеленаправленно, случайно. Научное наблюдение характеризуется постановкой проблемы, выбором ситуации наблюдения, наблюдение на основе продуманного плана определенных качеств и особенностей поведения, которые должны стать объектом наблюдения.
Цель наблюдения - поисковое и конкретное наблюдение. Поисковое проводится на начальном этапе разработки какой-либо проблемы. Если цель конкретна и определена, то в этом случае производится отбор только нужных фактов и явлений – исследующее наблюдение. Предметное наблюдение может быть частным или широким.
Схема наблюдения включает перечень единиц наблюдения, способ и форму описания наблюдаемого явления. Прежде чем наблюдать необходимо выделить стороны, отдельные акты, доступные прямому наблюдению (единица поведения), которые и есть единица наблюдения. Способы и формы описания наблюдения зависят от того, каков его характер – поисковый или исследующий. Однако имеются общие требования: Запись должна фиксировать наблюдаемый факт в том виде, в котором он существовал реально, без личных впечатлений наблюдателя.
Запись должна фиксировать не только наблюдаемый факт, но и окружающую обстановку, в которой он происходит. Запись должна, по возможности полно, в соответствии с поставленной целью, отражать изучаемую реальность. При поисковом наблюдении обычно используется форма записей в форме сплошного протокола и дневника. Сплошной протокол представляет собой обычную форму без каких-либо рубрикаций. При исследующем наблюдении уже перечислены категории, в которых будет осуществляться запись единиц наблюдения.
Виды наблюдений:
Наблюдения хронологические: лонгитюдные или «продольные» (проводятся в течение длительного времени и предполагают постоянный контакт испытуемого и исследователя), периодические (проводятся в определенное, заранее заданное время) и единичные.
В зависимости от наблюдения могут быть полевые, лабораторные, спровоцированные в естественных условиях.
В зависимости от позиции наблюдателя по отношению к объекту наблюдения: открытые, скрытые, наблюдение со стороны или включенные.
Достоинства:
Недостатки:
Требования к наблюдению (по Кеттеллу):
Опрос (беседа)
Метод сбора первичных данных на основе вербальной коммуникации. Надо знать, как спрашивать, какие вопросы задавать, как убедиться в том, что можно верить полученным ответам. Сложность – формулирование вопросов.
Могут
проводиться устно или
Цель:
Задачи: составить план беседы, подготовить вопросы, проведение беседы.
Беседа имеет некоторые различия по форме и характеру организации.
Сложности, которые могут возникнуть при использовании метода беседы:
1. В процессе беседы психолог вступает в непосредственное взаимодействие с испытуемым и должен использовать информацию, которая содержится не только в беседе, но и невербальную информацию, полученную методом наблюдения. Нужно фиксировать мимику, жесты, позы, отношение к беседе.
2. Психолог обязан обращать внимание и на формальную сторону беседы, на манеру речи испытуемого, так как она важна для оценки личностных особенностей.
3. Психолог, участвуя в беседе сам, влияет на поведение испытуемого своей речью, позой, мимикой; меняя ситуацию, может изменить и содержание ответов испытуемого.
4.Собеседники находятся в неравных позициях (психолог задает вопросы, испытуемый - отвечает).
Интервью – это проводимая по определенному плану беседа. Оно бывает свободное, стандартизированное и частично стандартизированное. Интервью делится на диагностическое (метод получения информации о свойствах Личности) и клиническое (метод терапевтической беседы, помогающей человеку осознать свои внутренние затруднения, конфликты, скрытые мотивы поведения), анализ продуктов деятельности. Это количественно-качественный анализ документальных и материальных источников, позволяющих изучать природу человеческой Деятельности.
Для
получения достоверной
Контент-анализ – метод изучения содержания документов. Сущность – систематическая надежная фиксация заданных единиц изучаемого содержания, подсчета этих единиц и статистический анализ их (единиц).
ПСИХОДИАГНОСТИКА В ПРАКТИКЕ
Чаще всего вопросы, требующие применения психодиагностики, возникают в следующих областях социальной практики:
Ситуация клиента и ситуация экспертизы.
Все случаи обращения за помощью к психологу можно отнести к двум основным типам:
ситуация клиента – когда человек сам обращается к психологу за помощью, например, за консультацией;
ситуация
экспертизы
– когда к психологу обращается администрация
(например, администрация больницы, школы,
суда, предприятия) за помощью в диагностике,
например, уровня психического развития
человека, причин отклоняющегося поведения
подростка, состояния преступника в момент
совершения преступления, профессиональной
пригодности и т.д.
Основные требования к психологическому заключению.
Психологическое
заключение должно соответствовать
цели заказа, а также уровню подготовки
заказчика к получению такого рода информации.
- состояние респондента;
- характер контакта испытуемого с психологом;
- нестандартные условия
тестирования;
В любой науке, в любом искусстве лучший учитель – опыт».
Мигель
де Сервантес
СТРУКТУРА
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
Психологическое заключение имеет свою структуру, т.е. пишется по определенным правилам.
Эти правила сложились в
I. У любого психологического заключения есть заголовок и имеет следующую форму: «Заключение по психологическому обследованию Ф.И.О. пола, возраст ….лет, образование по диплому, последнее место работы».
По желанию, и если этого требует паспортизация испытуемых, в «шапку» заключения могут быть введены дополнительные характеристики.
II. В первом абзаце заключения как правило, но необязательно, приводятся причины обращения клиента или мотивы направления его на обследование. Например, «Обследование проводилось по инициативе (вариант: просьбе) экспериментатора. В этом же абзаце приводятся жалобы (если имеются) испытуемого, относящиеся к целям и содержанию обследования.
Информация о работе Классификация и харктеристика основных психодиагностических методов