Классификация и харктеристика основных психодиагностических методов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 12:04, реферат

Описание работы

В это время активно развиваются теория вероятностей и математическая статистика, на которые впоследствии стали опираться научные методы количественной психодиагностики. Психодиагностика как наука определяется, как область психологии, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально – психологических особенностей личности

Файлы: 1 файл

КЛАССИФИКАЦИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ (1).doc

— 593.00 Кб (Скачать файл)

3. Надежность  метода

– характеризует  возможность получения с помощью  данной методики устойчивых показателей. Надежность психодиагностической методики можно установить двумя способами:

·        путем сравнения результатов, получаемых по этой методике разными людьми

·        путем сравнения результатов, получаемых по одной и той же  методике в различных условиях.

     Однозначность методики – характеризуется тем, в какой степени получаемые с ее помощью данные отражают изменения именно и только того свойства, для оценки которого данная методика применяется.

     Точность – отражает способность методики тонко реагировать на малейшие изменения оцениваемого свойства, происходящие в ходе психодиагностического эксперимента.

       Чем точнее психодиагностическая методика, тем тоньше с ее помощью можно оценивать градации и выявлять оттенки измеряемого качества, хотя в практической психодиагностике не всегда требуется очень высокая степень точности оценок. 
 

Типы  психодиагностических методик:

 
ТЕСТЫ
 
ОПРОСНИКИ
 
ПРОЕКТИВНЫЕ

ТЕХНИКИ

 
ОПРОС

(БЕСЕДА)

 
НАБЛЮДЕНИЕ
 
ИНТЕРВЬЮ
 
 

  Наблюдение

      Старейший метод в диагностике. Особо важное значение этот метод имеет для изучения психологических особенностей детей. В нашей стране в 20-е годы наблюдение широко использовалось в работах М.Я. Басова при изучении поведения детей. Им были разработаны методика психологических наблюдений и общие принципы воспитания у педагогов-психологов умений проводить наблюдения.

     Основной  принцип – максимально возможная фиксация объективных внешних проявлений. Второй принцип – наблюдение непрерывного процесса, а не отдельных его моментов. Третий принцип – избирательность записи. Басовым был единственным в мировой литературе научно разработан метод наблюдения. Т.к. в качестве «измерительного инструмента» выступает сам наблюдатель, важно, чтобы наблюдатель овладел техникой наблюдения. Басов проводит резкую грань между педагогическим наблюдением и научным. Он отмечает, что педагогическое наблюдение пассивно, нецеленаправленно, случайно. Научное наблюдение характеризуется постановкой проблемы, выбором ситуации наблюдения, наблюдение на основе продуманного плана определенных качеств и особенностей поведения, которые должны стать объектом наблюдения.

Цель  наблюдения  - поисковое и конкретное наблюдение. Поисковое проводится на начальном этапе разработки какой-либо проблемы. Если цель конкретна и определена, то в этом случае производится отбор только нужных фактов и явлений – исследующее наблюдение. Предметное наблюдение может быть частным или широким.

Схема наблюдения включает перечень единиц наблюдения, способ и форму описания наблюдаемого явления. Прежде чем наблюдать необходимо выделить стороны, отдельные акты, доступные прямому наблюдению (единица поведения), которые и есть единица наблюдения. Способы и формы описания наблюдения зависят от того, каков его характер – поисковый или исследующий. Однако имеются общие требования: Запись должна фиксировать наблюдаемый факт в том виде, в котором он существовал реально, без личных впечатлений наблюдателя.

Запись  должна фиксировать не только наблюдаемый  факт, но и окружающую обстановку, в  которой он происходит. Запись должна, по возможности полно, в соответствии с поставленной целью, отражать изучаемую реальность.  При поисковом наблюдении обычно используется форма записей в форме сплошного протокола и дневника. Сплошной протокол представляет собой обычную форму без каких-либо рубрикаций. При исследующем наблюдении уже перечислены категории, в которых будет осуществляться запись единиц наблюдения.

Виды  наблюдений:

Наблюдения  хронологические: лонгитюдные или  «продольные» (проводятся в течение  длительного времени и предполагают постоянный контакт испытуемого и исследователя), периодические (проводятся в определенное, заранее заданное время) и единичные.

В зависимости  от наблюдения могут быть полевые, лабораторные, спровоцированные в естественных условиях.

В зависимости  от позиции наблюдателя по отношению  к объекту наблюдения: открытые, скрытые, наблюдение со стороны или включенные.

Достоинства:

  • Можно оценить поведение человека в естественной обстановке.
  • В процессе наблюдения можно выявить основное и отделить от малого.
  • Для осуществления не требуется получение согласия испытуемого и не требуется контакт с ним.

Недостатки:

  • Требует много времени.
  • Трудно дать количественную оценку результатам. Сложно сравнивать разных людей по наблюдению.
  • Крайний субъективизм результатов. Сам человек является измерительным инструментом.

Требования  к наблюдению (по Кеттеллу):

  • Поведение должно исследоваться во многих ролях и ситуациях.
  • Должно быть длительным (2 – 3 месяца, не меньше; несколько раз в неделю или ежедневно).
  • Заранее должны быть определены особенности поведения, и они должны быть соотнесены с результатами.
  • Наблюдатель должны быть подготовлен (натренирован).
  • Исключить ролевые отношения между наблюдателем и испытуемым.
  • Наблюдать должны не 1, а не менее 10 наблюдателей, не зависящих друг от друга. Затем результаты суммируются.

  Опрос (беседа)

     Метод сбора первичных данных на основе вербальной коммуникации. Надо знать, как спрашивать, какие вопросы  задавать, как убедиться в том, что можно верить полученным ответам. Сложность – формулирование вопросов.

Могут проводиться устно или письменно, индивидуально или в группе, один раз или многократно. Вопросы могут формулироваться в прямой форме и косвенной. Они могут иметь открытый или закрытый характер.

Цель:

  • Создание мотивации к обследованию (подготовка) как положительная подготовка к диагностике.
  • Снизить тревожность.
  • Получение информации – диагностическое интервью. Клиническое интервью – оказание психологической помощи.

Задачи: составить план беседы, подготовить  вопросы, проведение беседы.

Беседа  имеет некоторые различия по форме  и характеру организации.

 Сложности, которые могут возникнуть при использовании метода беседы:

 1. В процессе беседы психолог вступает в непосредственное взаимодействие с испытуемым и должен использовать информацию, которая содержится не только в беседе, но и невербальную информацию, полученную методом наблюдения. Нужно фиксировать мимику, жесты, позы, отношение к беседе.

 2. Психолог обязан обращать внимание и на формальную сторону беседы, на манеру речи испытуемого, так как она важна для оценки личностных особенностей.

 3. Психолог, участвуя в беседе сам, влияет на поведение испытуемого своей речью, позой, мимикой; меняя ситуацию, может изменить и содержание ответов испытуемого.

 4.Собеседники находятся в неравных позициях (психолог задает вопросы, испытуемый - отвечает).

         Интервью – это проводимая по определенному плану беседа. Оно бывает свободное, стандартизированное и частично стандартизированное. Интервью делится на диагностическое (метод получения информации о свойствах Личности) и клиническое (метод терапевтической беседы, помогающей человеку осознать свои внутренние затруднения, конфликты, скрытые мотивы поведения), анализ продуктов деятельности. Это количественно-качественный анализ документальных и материальных источников, позволяющих изучать природу человеческой Деятельности.

     Для получения достоверной информации был разработан специальный метод  – контент-анализ – анализ содержания. Он был разработан, начиная с 1920 гг. для обработки материалов средств массовой информации. Основная процедура анализа связана с переводом качественной информации на язык счета. Для этого выделили несколько типов единиц: смысловые и количественные единицы.

     Контент-анализ – метод изучения содержания документов. Сущность – систематическая надежная фиксация заданных единиц изучаемого содержания, подсчета этих единиц и статистический анализ их (единиц).

ПСИХОДИАГНОСТИКА  В ПРАКТИКЕ

      Чаще  всего вопросы, требующие применения психодиагностики, возникают в следующих областях социальной практики:

  1. расстановка кадров, профотбор, профориентация;
  2. оптимизация обучения и воспитания;
  3. прогнозирование социального поведения (психологическая экспертиза призывников и др.);
  4. судебно-психологическая экспертиза;
  5. консультативная, психотерапевтическая помощь;

Ситуация  клиента и ситуация экспертизы.

Все случаи обращения за помощью к психологу  можно отнести к двум основным типам:

      ситуация  клиента – когда человек сам обращается к психологу за помощью, например, за консультацией;

      ситуация  экспертизы – когда к психологу обращается администрация (например, администрация больницы, школы, суда, предприятия) за помощью в диагностике, например, уровня психического развития человека, причин отклоняющегося поведения подростка, состояния преступника в момент совершения преступления, профессиональной пригодности и т.д.  

Основные  требования к психологическому заключению.

      Психологическое заключение должно соответствовать  цели заказа, а также уровню подготовки заказчика к получению такого рода информации.  

  1. Содержание  заключения должно вытекать из целей диагностики.
  2. В содержание заключения должны входить конкретные рекомендации в зависимости от характера полученных данных, если таковые требовались заказчиком.
  3. Заключение должно включать краткое описание процесса психодиагностики, то есть используемые методы, полученные с их помощью данные, интерпретация данных, выводы.
  4. В заключении необходимо указывать наличие ситуационных переменных во время проведения исследования, таких как:

       - состояние респондента;

       - характер контакта  испытуемого с  психологом;

       - нестандартные условия  тестирования;  

В любой науке, в  любом искусстве  лучший учитель –  опыт».

Мигель  де Сервантес 

СТРУКТУРА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ 

     Психологическое заключение имеет свою структуру, т.е. пишется по определенным правилам.

       Эти правила сложились в результате  длительной практики  и облегчают   структурировать  его  содержание  и понимание. Данная форма   близка к структуре  патопсихологического  заключения.

     I. У любого психологического заключения  есть заголовок и имеет следующую форму: «Заключение по психологическому обследованию Ф.И.О.  пола, возраст ….лет,   образование по диплому, последнее место работы».

     По  желанию, и если этого требует  паспортизация  испытуемых, в  «шапку» заключения могут быть введены дополнительные характеристики.

     II. В первом абзаце заключения как правило, но необязательно, приводятся причины обращения клиента или мотивы направления его на обследование. Например, «Обследование проводилось по инициативе (вариант: просьбе) экспериментатора. В этом  же абзаце приводятся жалобы (если имеются) испытуемого, относящиеся к целям и содержанию обследования.

Информация о работе Классификация и харктеристика основных психодиагностических методов