Классификация психического дизонтогенеза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2015 в 13:52, контрольная работа

Описание работы

Классификация дизонтогенеза строится на основе выделения области психики, в которой первично возникли аномальные явления. Однако при этом нельзя не учитывать, что любая классификация является абстракцией и не способна охватить во всей сложности изучение явления.

Содержание работы

1. Введение……………………………………………………………………...……3
1.1. Общее психическое недоразвитие …………………………………………....5
1.2. Задержанное психическое развитие……………………………...…………...6
1.3. Поврежденное психическое развитие…………………………..……………..7
1.4. Дефицитарное психическое развитие……………………………………….…8
1.4.1. Аномалии развития в связи с недостаточностью зрения и слуха…...……..9
1.4.2. Аномалии развития в связи с недостаточностью двигательной сферы….10
1.5. Искаженное психическое развитие………………………………….………..10
1.6. Дисгармоническое психическое развитие……………………..…………….11
Заключение…………………………………………………………………..…….14
Список использованной литературы ………………………….………………….15

Файлы: 1 файл

Контрольная работа Классификация психического дизонтогенеза.doc

— 110.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 «Классификация психического дизонтогенеза»

 

 по дисциплине «Специальная психология» 

 

 

                                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

1. Введение……………………………………………………………………...……3

1.1. Общее психическое недоразвитие …………………………………………....5

1.2. Задержанное психическое развитие……………………………...…………...6

1.3. Поврежденное психическое развитие…………………………..……………..7

1.4. Дефицитарное психическое развитие……………………………………….…8

1.4.1. Аномалии  развития в связи с недостаточностью зрения и слуха…...……..9

1.4.2. Аномалии  развития в связи с недостаточностью  двигательной сферы….10

1.5. Искаженное психическое развитие………………………………….………..10

1.6. Дисгармоническое психическое  развитие……………………..…………….11

Заключение…………………………………………………………………..…….14

Список использованной литературы ………………………….………………….15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Введение

     Классификация дизонтогенеза строится на основе выделения области психики, в которой первично возникли аномальные явления. Однако при этом нельзя не учитывать, что любая классификация является абстракцией и не способна охватить во всей сложности изучение явления.

    Г. Е. Сухарева (1959) с позиций патогенеза нарушений развития личности различает три вида психического дизонтогенеза: задержанное, поврежденное и искаженное развитие; Л.Каннер— недоразвитие и искаженное развитие. Клинически близка к классификациям Л. Каннера и Г. Е. Сухаревой классификация нарушений психического развития, предложенная Я.Лутцем, в которой выделяются пять типов нарушений психического развития:

- необратимое недоразвитие связывается с моделью олигофрении;

- дисгармоническое развитие — с психопатией;

- регрессирующее развитие — с прогрессирующими дегенеративными заболеваниями, злокачественной эпилепсией;

- альтернирующее развитие, включающее состояния асинхронии как в виде ретардации, так и акселерации и наблюдаемое при самой различной соматической и психической патологии;

- развитие, измененное по качеству и направлению, наблюдаемое при шизофреническом процессе.

     По мнению Г. К. Ушакова (1973) и В. В. Ковалева (1979), основными клиническими типами психического дизонтогенеза являются два:

- ретардация, т.е. замедление или стойкое психическое недоразвитие (как общее, так и парциальное);

- асинхрония как неравномерное, дисгармоническое развитие, включающее признаки ретардации и акселерации.

     Психический дизонтогенез может быть представлен следующими вариантами (табл. 2).

Аномалия

Чем вызвана

1. Недоразвитие

Отставание в развитии

2. Задержанное развитие

3. Поврежденное развитие

Поломка в развитии

4. Дефицитарное развитие

5. Искаженное развитие

Асинхронии развития

6. Дисгармоническое развитие


 

 

     В основу этой классификации положены классификации дизонтогенеза Г. Е. Сухаревой (1959) и Л.Каннера. Предлагаемая классификация дифференцирует отдельные варианты аномалий, исходя из основного качества нарушения развития. Выделяется группа аномалий, вызванных отставанием развития: недоразвитие, задержанное развитие; группа аномалий, в которых ведущим признаком является диспропорциональность (асинхрония) развития: искаженное и дисгармоническое развитие; и, наконец, группа аномалий, вызванная поломкой, выпадением отдельных функций: дефицитарное и поврежденное развитие.

     Как показывают клинико-психологические данные, при одном и том же заболевании могут сосуществовать различные варианты дизонтогенеза. Например, при ранней детской шизофрении можно наблюдать как задержанное и искаженное развитие, так и более грубую форму — недоразвитие (так называемый «олигофренический плюс») и даже поврежденное развитие (при злокачественном течении процесса). Эта особенность позволяет рассматривать отдельные варианты дизонтогенеза не как самостоятельные, независимые, образования, а, скорее, как синдромы аномального развития, которые нередко могут сочетаться друг с другом при преобладании какого-либо ведущего.

     Далее, при более подробном рассмотрении отдельных вариантов дизонтогенеза рассматривается ряд закономерностей, характерных для того или иного типа дизонтогенеза.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. . Общее психическое недоразвитие

    Типичной моделью психического недоразвития является олигофрения. По этиологии ее можно разделить на две основные группы — эндогенную (генетическую) и экзогенную.

    По мере развития ряда естественных наук (генетики, биохимии, эмбриологии, общей биологии и т.д.) все большее значение придается генетическим факторам, которые, как полагают, служат причиной более чем половины случаев умственной отсталости.

     Сюда прежде всего относится патология хромосомного набора. В настоящее время описано более 200 видов хромосомных аберраций, обусловливающих олигофрению. Как известно, наиболее часто из них встречается трисомия в 21-й паре аутосом (болезнь Дауна), частота которой составляет 1:700 новорожденных. Среди аномалий половых хромосом (синдромы Шерешевского—Тёрнера, Клайнфельтера и др.) слабоумие чаще всего наблюдается при синдроме Клайнфельтера (в 50 % случаев).

     Олигофрения, обусловленная поражением мозга в раннем детстве, связана с заболеванием менингитом, менингоэнцефалитом, возникшим как в результате нейроинфекции, так и тяжелых форм общесоматических инфекций: дизентерии, кори, скарлатины и т.д. Определенное место принадлежит черепно-мозговым травмам, реже — опухолям.

     Психическое развитие в условиях патологической инертности обладает рядом особенностей.

    Во-первых, не происходит своевременная инволюция более ранних форм психического реагирования. Сами новообразования характеризуются неустойчивостью, наблюдаются выраженные регрессивные тенденции при возникновении трудностей возвращения к более ранним формам активности.

    Во-вторых, явления патологической инертности задерживают формирование сложных психологических образований, построенных по иерархическому принципу. В психической организации олигофрена доминируют жестко организованные системы связей, обладающие малой пластичностью и тенденцией к усложнению.

     Рассмотрим критерии, положенные в основу деления олигофрении, которые определяют степень тяжести умственного дефекта (Эскироль): 1) идиотия, 2) имбецильность и 3) дебильность.

   Идиотия представляет собой наиболее тяжелую степень олигофрении, при которой имеется грубое недоразвитие всех функций. Мышление, по существу, отсутствует. Собственная речь представлена нечленораздельными звуками либо набором нескольких слов, употребляемых для согласования. В обращенной речи воспринимается не смысл, а интонация. Элементарные эмоции связаны с физиологическими потребностями (насыщением пищей, ощущением тепла и т.д.). Формы выражения эмоций примитивны: они проявляются в крике, гримасничанье, двигательном возбуждении, агрессии и т.д. Все новое часто вызывает страх. Однако при легких степенях идиотии обнаруживаются определенные зачатки симпатических чувств.

При идиотии отсутствуют навыки самообслуживания, поведение ограничивается импульсивными реакциями на внешний раздражитель либо подчинено реализации инстинктивных потребностей.

    Имбецильность характеризуется меньшей выраженностью степени слабоумия. Имеются ограниченная способность к накоплению некоторого запаса сведений, возможность выделения простейших признаков предметов и ситуаций. Нередко доступны понимание и произнесение элементарных фраз, есть простейшие навыки самообслуживания. В эмоциональной сфере помимо симпатических эмоций обнаруживаются зачатки самооценки, переживание обиды, насмешек. При имбецильности возможно обучение элементам чтения, письма, простого порядкового счета, в более легких случаях — овладение элементарными навыками физического труда.

     Дебильность — наиболее легкая по степени и наиболее распространенная форма олигофрении. Мышление имеет наглядно-образный характер, доступны определенная оценка конкретной ситуации, ориентация в простых практических вопросах. Имеется фразовая речь, иногда неплохая механическая память.

     Дети, страдающие олигофренией в степени дебильности, обучаемы по адаптированным к их интеллектуальным возможностям программам специальных вспомогательных школ. В пределах этой программы они овладевают навыками чтения, письма, счета, рядом знаний об окружающем, получают посильную профессиональную ориентацию.

Вышеописанная систематика по степени умственного недоразвития имеет первостепенное значение в дефектологии, так как служит одним из критериев отбора во вспомогательные школы.

     Подведем итоги. При дизонтогенезе по типу недоразвития наблюдаются явления асинхронии между физическим и психическим развитием, между мышлением и другими психическими процессами. Первичная недостаточность интеллектуальной деятельности определяет структуру недоразвития «сверху вниз». Явления асинхронии наблюдаются также между аффективным и познавательным развитием (большая сохранность базальных эмоций).

 

1.2. Задержанное психическое развитие

 

     Термин «задержка психического развития» был предложен дефектологами. Тем самым был выделен и обозначен еще один вариант, отличный от стойкого недоразвития. При задержке психического развития речь идет лишь о замедлении его темпа, которое чаще обнаруживается при поступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленности, преобладании игровых интересов, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности. В отличие от детей, страдающих олигофренией, эти дети достаточно сообразительны в пределах имеющихся знаний, значительно более продуктивны в использовании помощи. При этом в одних случаях на первый план будет выступать задержка развития эмоциональной сферы (различные виды инфантилизма), а нарушения в интеллектуальной сфере выражены нерезко. В других случаях, наоборот, преобладает замедление развития интеллектуальной сферы.

     Различают четыре основных варианта задержки психического развития [Лебединская К.С., 1969]:

- задержка психического развития конституционального происхождения;

- задержка психического развития соматогенного происхождения;

- задержка психического развития психогенного происхождения;

- задержка психического развития церебрально-органического генеза.

     В клинико-психологической структуре каждого из перечисленных вариантов задержки психического развития имеется специфическое сочетание незрелости эмоциональной и интеллектуальной сферы.

 

1.3. Поврежденное психическое развитие

 

    Характерной моделью поврежденного психического развития является органическая деменция.

    Этиология органической деменции связана с перенесенными инфекциями, интоксикациями, травмами нервной системы, наследственными дегенеративными, обменными заболеваниями мозга.

     В отличие от олигофрении, которая также нередко имеет аналогичное происхождение, деменция возникает либо начинает грубо прогрессировать в возрасте после 2—3 лет. Этим хронологическим фактором в значительной мере определяется отличие патогенеза и клинико-психологической структуры деменции от олигофрении. К 2—3-летнему возрасту значительная часть мозговых структур относительно сформирована, поэтому воздействие вредности вызывает их повреждение, а не только недоразвитие. Задержка же психического развития церебрально-органического генеза от органической деменции отличается значительно меньшей массивностью поражения нервной системы.

     Большое значение в структуре дефекта при органической деменции имеют нарушения целенаправленности мышления, которые при прочих равных условиях также выражены более грубо, чем при олигофрении.

     Весьма характерны нарушение критичности, отсутствие понимания и переживания своей несостоятельности, равнодушие к оценке, отсутствие планов на будущее даже у детей старшего возраста.

Б. В. Зейгарник (1976) выделяет три преимущественных типа нарушения мышления при органической деменции у взрослых больных:

- снижение функции обобщения;

- нарушение логического строя мышления;

- нарушения критичности и целенаправленности.

     Изменения личности большей частью диссоциируют с уровнем интеллектуального снижения. В одних случаях они выступают очень резко и особенно проявляются в малой привязанности к родным и близким, частом отсутствии чувства стыда, жалости и других симпатических эмоций. В ряде же случаев, наоборот, личностные изменения выражены менее грубо, чем нарушения интеллекта.

Информация о работе Классификация психического дизонтогенеза