Классификация видов восприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2015 в 00:25, курсовая работа

Описание работы

Деятельность человеческого восприятия специально направлена на создание такого образа внешней среды, объективного мира. Восприятие - это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Еще Э. Титченером было замечено, что «восприятие» происходит, когда большая часть простых процессов, входящих в состав сложного, являются результатом возбуждения органа ощущения».1 Но это не означает, что восприятие – это простая сумма ощущений. Для того, чтобы создать единый, одновременно постоянный и динамичный образ среды необходима активная работа психики.

Содержание работы

Введение.
1. Восприятие как процесс отражения действительности в сознании человека.
1.1 Классификация видов восприятия

2. Индивидуальные особенности восприятия .
2.1 Диагностика ведущего канала восприятия.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Виды восприятия.docx

— 90.22 Кб (Скачать файл)

 

Курсовая работа «Классификация видов восприятия»

Содержание

Введение.  
1. Восприятие как процесс отражения действительности в сознании человека.  
1.1 Классификация видов восприятия 
 
2. Индивидуальные особенности  восприятия .  
2.1 Диагностика ведущего канала восприятия. 
Заключение.  
Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 Среди психических процессов человека, памяти, внимания, мышления, восприятие занимает особое место. Его можно назвать основой человеческого познания. Видимый и слышимый мир не входит в человека непосредственно. Для его восприятия необходим психический образ, элементами которого затем «оперируют» другие познавательные процессы.

Деятельность человеческого восприятия специально направлена на создание такого образа внешней среды, объективного мира. Восприятие - это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Еще Э. Титченером было замечено, что «восприятие» происходит, когда большая часть простых процессов, входящих в состав сложного, являются результатом возбуждения органа ощущения».1 Но это не означает, что восприятие – это простая сумма ощущений. Для того, чтобы создать единый, одновременно постоянный и динамичный образ среды необходима активная работа психики.

Человек живет не в мире изолированных световых или цветовых пятен, звуков или прикосновений, он живет в мире вещей, предметов и форм, в мире сложных ситуаций. Все, что бы человек ни воспринимал, неизменно предстает перед ним в виде целостных образов. Опираясь на совместную работу органов чувств, происходит синтез отдельных ощущений в сложные комплексные системы. Лишь в результате такого объединения изолированные ощущения превращаются в целостное восприятие, переходят от отражения отдельных признаков к отражению целых предметов или ситуаций.

Человеческое восприятие отличается не только целостностью, оно создает, по большому счету, образ мира, а не только наличной ситуации. В образе мира всегда присутствуют компоненты, которые в данный момент не отвечают никаким потребностям организма или личности.

Психический образ создается «с запасом». Помимо ощущений в восприятии задействованы предыдущий опыт, процессы осмысления того, что воспринимается.

Таким образом,  создается целостная перцептивная система человека. В настоящее время существуют различные теории процесса распознавания образов. В этих теориях основное внимание уделено следующему вопросу: как внешние сигналы, воздействующие на органы чувств, преобразуются в осмысленные перцептивные образы?

Восприятие зависит не только от раздражения, но и от самого воспринимающего субъекта. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности носит название апперцепции. Восприятие – активный процесс, использующий информацию, чтобы выдвигать и проверять гипотезы. Характер гипотез определяется содержанием прошлого опыта личности. Чем богаче опыт человека, чем больше у него знаний, тем ярче и насыщеннее его восприятие, тем больше он видит и слышит. 
 
Содержание восприятия определяется также поставленной задачей и мотивами деятельности. Например, слушая в исполнении оркестра музыкальное произведение, мы воспринимаем музыку в целом, не выделяя звучание отдельных инструментов. Только поставив цель выделить звук какого-либо инструмента, это удается сделать. Существенным фактом, влияющим на содержание восприятия, является установка субъекта, т. е. готовность воспринять что-то определенным образом. Кроме того, на процесс и содержание восприятия оказывают воздействие эмоции. 
 
Все сказанное о влиянии на восприятие личностных факторов (прошлого опыта, мотивов, целей и задач деятельности, установок, эмоциональных состояний) свидетельствует о том, что восприятие – это активный процесс, который зависит не только от свойств и характера раздражителя, но в большой степени и от особенностей субъекта восприятия, т. е. воспринимающего человека. 
 
В зависимости от того, какой анализатор является ведущим, выделяют зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое и обонятельное восприятие. Восприятие окружающего мира, как правило, комплексно: оно представляет собой результат совместной деятельности различных органов чувств. В зависимости от объекта восприятия различают восприятие пространства, движения и времени.

 

Предметом данной курсовой работы выступает субъект воспринимающего с определенным  ведущим типом канала восприятия. В выполненном нами исследовании проверяется гипотеза: психический процесс восприятия проявляет себя как активная познавательная деятельность  субъекта с определённым каналом восприятия

Цель курсовой работы заключается в исследовании видов восприятия как психического процесса. Цель достигается при решении следующих задач:

- изучить научную литературу по избранной теме;

- исследовать  субъект воспринимающего в зависимости от ведущего анализатора восприятия;

- классифицировать полученные данные;

-  описать результаты и сделать выводы.

 

.

Содержание

Введение. 2 
1. Восприятие как процесс отражения действительности в сознании человека.  
1.1 Классификация видов восприятия 
 
2. Индивидуальные особенности  восприятия . 14 
2.1 Диагностика ведущего канала восприятия 18 
Заключение. 27 
Список литературы. 29

1.Восприятие как процесс отражения действительности в сознании человека

При обращении к понятию «восприятие» обнаруживаем, что оно является проблемным и неоднозначно определяется в психологии.

С одной стороны, восприятие рассматривается как психический познавательный процесс (Л.М.Веккер, Б.Ф.Ломов, А.А.Гостев,

С.Л.Рубинштейн, В.Д.Шадриков и др.), который имеет свою процессуальную сторону, и как продукт — первичный образ предметов и явлений внешнего мира, возникающий при непосредственном воздействии раздражителя на органы чувств.

С другой стороны, следует иметь в виду, что в реальном психическом акте частные формы (процессы) слиты и неотделимы: «Когда изучается, например, восприятие, то обнаруживается, что в принципе невозможно создать условия, которые позволили бы его отпрепарировать от памяти, мышления, эмоций и т.д.» [8, С.234].

Наиболее детальной концепцией восприятия обладает когнитивная психология, психология познавательных процессов. Восприятие психических явлений — несомненно более сложная проблема. Однако следует заметить, что и оно в определенной степени подчиняется основным законам восприятия.

Традиционно под восприятием понимают познавательный психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном действии последних на органы чувств [12]. Функциональное назначение восприятия состоит в познании действительности; при этом предметы и явления действительности воспринимаются целостно и структурно.

Восприятие — процесс чувственного познания. Оно является чувственным отображением предмета или явления объективной действительности, воздействующей на наши органы чувств. Восприятие человека — не только чувственный образ, но и осознание выделяющегося из окружения противостоящего субъекту предмета [12]. Осознание чувственное данного предмета составляет наиболее существенную черту восприятия.

Восприятие связано с действием, с деятельностью вследствие его избирательного характера, и само оно есть специфическая познавательная деятельностьсопоставления, соотнесения возникающих в нем чувственных качеств предмета. В восприятии эти качества как бы извлекаются из предмета для того, чтобы быть снова отнесенными к нему. Восприятие — это форма познания действительности.

Возникающие в процессе восприятия чувственные данные и формирующийся при этом наглядный образ тотчас же приобретают предметное значение, т. е. относятся к определенному предмету. Этот предмет определен понятием, закрепленным в слове; в значении слова зафиксированы признаки и свойства предмета, определенные общественной практикой и общественным опытом. Таким образом, существенным звеном восприятия как познавательной деятельности является сопоставление, сличение, сверка образа с предметом, признаки и свойства которого выявлены в ходе общественного опыта и закреплены в слове.

В восприятии целое определяет части (М.Вертгеймер, К.Келер, К.Коффка). Целое несводимо к отдельным частям так же, как восприятие несводимо к сумме отдельных ощущений. Восприятие строится на чувственных данных ощущений, доставляемых нашими органами чувств под воздействием внешних раздражителей, действующих в данный момент. Но восприятие, вместе с тем, не сводится к сумме отдельных ощущений. Оно всегда является более или менее сложным целым. В каждое восприятие входит и прошлый опыт, и мышление воспринимающего, и его чувства и эмоции. Для восприятия характерно единство целого и его частей, единство анализа и синтеза. Отражая действительность, восприятие не делает этого пассивно, потому что в нем преломляется вся психическая жизнь конкретной личности воспринимающего — ее установки, интересы, общая направленность, опыт — и притом не одних представлений, а всего реального бытия личности, ее реального жизненного пути [10]. 

Восприятие как психическое явление изучается в нескольких планах. В плане анализа физического (и химического) взаимодействия предметов и явлений внешней среды с органами чувств (биофизический аспект); в плане отношения между субъектными величинами и отражаемыми в них физическими величинами (психофизический аспект); в плане функционирования органов чувств (психофизиологический аспект); в плане динамики становления перцептивного образа (микрогенетический аспект); в плане анализа операции приема информации, поступающей от технических устройств (инженерно-психологический аспект); в плане влияния социальных установок личности на перцептивные процессы (социальнопсихологический аспект); в плане развития сенсорики (психолого-генетический аспект) и др. К сожалению, различные направления изучения восприятия развиваются пока изолированно друг от друга, эта проблема может в дальнейшем быть решена с помощью реализации системного подхода [8].

Образ восприятия является субъективным, т. е. в не меньшей степени, чем от действительности, зависит от воспринимаемого объекта. Восприятие всегда в той или иной мере опосредуется и дополняется имеющимися у субъекта знаниями и опытом. С точки зрения В.Д.Шадрикова, поскольку все люди обладают разными знаниями и опытом, то и восприятие одних и тех же предметов у них не совпадает и у одного и того же человека отличается в зависимости от возраста [12]. Не только предмет воздействует на субъекта, но и происходит обратный процесс — активное принятие или непринятие образа субъектом. При определенных условиях происходит внутреннее отталкивание образа, стремление его ослабить, отделаться от него [11]. Образ, мысль не допускаются человеком во внутренний мир.

Знание человека всегда субъективно, у каждого складывается своя чувственная картина мира, в центре которой стоит сам человек. Из всего потока чувственных впечатлений предметный смысл приобретает и отбирает то, на что обращено наше внимание, что для нас важно. Так формируется внутренний мир человека, который, в свою очередь, оказывает влияние на отражение внешнего мира [12]. Душевная жизнь пополняется предметным содержанием и одновременно выступает в качестве формирующей силы в строении предметного сознания. В этом процессе формируется предметнодуховная жизнь (термин В.Д.Шадрикова), а предметное сознание выступает в тесном единстве с переживанием. Внутренняя жизнь человека: страсти, порывы, любовь — открывает для него глубины бытия, недоступные рассудку. В указанных процессах формируются способности личности.

Обусловленность восприятия внутренним миром человека в последние годы получила подтверждение в современных нейропсихоло- гических исследованиях. Как экспериментально показал К.Прибрам, «входные системы представляют собой некий фильтр для входных сигналов, экран, непрерывно настраиваются на входные воздействия. Одной из характерных особенностей этого фильтра является то, что он создает самоадаптирующиеся системы, параметры адаптации которых находятся под контролем его собственной истории» [цит. по: 12. С.109]. С учетом этого рассматривают ряд классификации восприятия: 
 
Читать полностью:http://www.km.ru/referats/334249-vospriyatie-psikhicheskikh-yavlenii-kak-psikhologicheskaya-problema

 

2. Классификация  видов восприятия

Восприятие, как и ощущение, - рефлекторный физиологический процесс. И.П. Павлов показал, что в основе восприятия лежат условные рефлексы, временные нервные связи, образующиеся в коре больших полушарий головного мозга при воздействии на рецепторы предметов или явлений окружающего мира. Последние выступают в качестве комплексных раздражителей. В ядрах корковых отделов анализаторов осуществляется сложный анализ и синтез этих комплексных раздражений. Анализ обеспечивает выделение объекта восприятия из фона. На основе анализа осуществляется синтез всех свойств объекта восприятия в целостный образ.

По сравнению с ощущениями восприятие более высокая форма аналитико-синтетической деятельности мозга. Без анализа невозможно осмысленное восприятие. Так, незнакомая иностранная речь воспринимается как сплошной звуковой поток. Для осмысленного восприятия речи, т. е. ее понимания, необходимо расчленить речь на отдельные фразы, слова с их значениями. В то же время в процессе восприятия речи одновременно с анализом имеет место и синтез, благодаря чему мы воспринимаем не отдельные разрозненные звуки, а слова и фразы. Основу синтеза составляет процесс установления временных нервных связей.

В основе восприятия лежат два вида нервных связей: связи, образуемые в пределах одного анализатора, и межанализаторные связи. Первый случай наблюдается при воздействии на организм комплексного раздражителя одной модальности. Таким раздражителем может быть мелодия, представляющая собой своеобразное сочетание отдельных звуков, воздействующих на слуховой анализатор. Весь этот комплекс действует как один сложный раздражитель. При этом нервные связи образуются не только на сами раздражители, но и на их отношение - временное, пространственное и другие (так называемый рефлекс на отношение). В результате в коре больших полушарий происходит процесс интегрирования, сложный синтез.

Другой вид нервных связей, образующихся при воздействии комплексного раздражителя, - это связи в пределах разных анализаторов. И.М. Сеченов объяснял восприятие предмета или пространства ассоциацией зрительных, кинестетических, осязательных и других ощущений. К этим ассоциациям у человека обязательно присоединяется и слуховой образ слова, которым обозначается данный предмет или пространственное отношение

Информация о работе Классификация видов восприятия