Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2015 в 00:25, курсовая работа
Деятельность человеческого восприятия специально направлена на создание такого образа внешней среды, объективного мира. Восприятие - это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Еще Э. Титченером было замечено, что «восприятие» происходит, когда большая часть простых процессов, входящих в состав сложного, являются результатом возбуждения органа ощущения».1 Но это не означает, что восприятие – это простая сумма ощущений. Для того, чтобы создать единый, одновременно постоянный и динамичный образ среды необходима активная работа психики.
Введение.
1. Восприятие как процесс отражения действительности в сознании человека.
1.1 Классификация видов восприятия
2. Индивидуальные особенности восприятия .
2.1 Диагностика ведущего канала восприятия.
Заключение.
Список литературы.
Восприятие симультанное - развернутое в пространстве, одномоментное, обобщенное, целостное. Например, целостное восприятие лектором всей аудитории при чтении лекции.
Восприятие сукиессивное - развернутое во времени, поэтапное наблюдение. Например, поиск ошибок при проверке диктанта.
4. Основой другого типа классификации восприятий являются формы существования материи: пространство, время и движение.
В соответствии с этой
классификацией выделяют
Восприятие пространства - отражение пространственных форм вещей, их величины, формы, расположения относительно друг друга и направления.
В пространственном восприятии участвуют все органы чувств человека. Ведущая роль принадлежит совместной деятельности зрительного, двигательного, кожного и вестибулярного анализаторов. Важнейшим механизмом зрительного восприятия пространства является механизм фузии, лежащий в основе бинокулярного зрения (зрения двумя глазами).
Восприятие размера предметов определяется величиной их изображения на сетчатке глаза и удаленностью от глаз наблюдателя.
Приспособление глаза к четкому видению различно удаленных предметов осуществляется с помощью двух механизмов: аккомодации и конвергенции.
/ Аккомодация (от лат. accomodatio - приспособление) - изменение кривизны хрусталика глаза в зависимости от удаленности объекта от сетчатки. Увеличение кривизны хрусталика соответствует аккомодации на близкое расстояние, а уменьшение - на дальнее. Изменение кривизны хрусталика осуществляется специальной ресничной мышцей.
Конвергенция - сведение зрительных осей глаз на каком-либо объекте или в одну точку зрительного пространства. Между зрительными осями обычно образуется некоторый угол. Он и несет в себе информацию о расстоянии до объекта./
При восприятии близко расположенных предметов происходит мышечное сокращение, в результате чего уменьшается степень натяжения хрусталика и его форма становится более выпуклой (аккомодация). Конкретное состояние аккомодации вызывает и определенную степень сведения зрительных осей (конвергенция), и, наоборот, тому или иному сведению зрительных осей соответствует определенная степень аккомодации. Взаимодействие величины изображения предмета на сетчатке и напряжения глазных мышц в результате аккомодации и конвергенции и является условно-рефлекторным сигналом размера воспринимаемого объекта. Однако полностью объяснить восприятие расстояния до объекта с помощью этих процессов невозможно.
Восприятие глубины - зрительное восприятие мира в трех измерениях. Это восприятие удаленности объектов от наблюдателя и восприятие трехмерности самих объектов.
При восприятии глубины, и объемности главную роль играет бинокулярное зрение (зрительное восприятие двумя глазами).
Восприятие формы предметов обычно осуществляется с помощью зрительного, тактильного и кинестетического анализаторов. К их механизмам относится и врожденная способность нервных клеток коры головного мозга избирательно реагировать на элементы изображений, имеющие определенную насыщенность, ориентацию, конфигурацию и длину. Восприятие формы требует выделения предмета из фона, а это, в свою очередь, часто требует выделение контура, то есть границы, пространственных элементов фигуры, отличающихся по яркости, цвету, текстуре. Одним из факторов, влияющим на восприятие формы предметов, является жизненный опыт человека, получаемый за счет движений руки по контуру и поверхности объектов, перемещения человека и частей его тела в пространстве.
Восприятие времени - это отражение длительности, скорости и последовательности явлений действительности.
В основе восприятия времени
лежит ритмическая смена
В восприятии времени участвуют различные анализаторы, наиболее важными являются слуховые и кинестетические. Восприятие продолжительности событий в значительной мере определяется характером переживаний и эмоциональным состоянием субъекта.
Восприятие времени зависит также от характера деятельности, которую человек в данный момент выполняет, мотивации, установок и ожиданий приятных или неприятных событий. Механизм восприятия человеком времени часто связывают с биологическими часами - определенной последовательностью и ритмикой биологических обменных процессов, происходящих в его организме. В качестве биологических часов называют ритм сердечной деятельности и метаболизм (обменные процессы) тела.
Восприятие движения - это отражение изменений положения предмета в пространстве и во времени (отражение направления и скорости). Восприятие движения обеспечивается соответствующими движениями глаз, дифференцировкой объекта (фигуры) от фона и совместной работой нескольких анализаторов (чаще зрения и кинестезии). Наличие или отсутствие движения в поле зрения констатируется нейронами-детекторами движения или новизны, входящими в нейро-физиологический аппарат ориентировочной реакции (рефлекса).
Направленность движения может оцениваться по направлению перемещения отражаемого объекта на поверхности сетчатки, а также отмечаться последовательностью сокращения - расслабления определенной группы мышц глаза, головы, туловища при выполнении прослеживающих движений за объектом. Связь восприятия движения и его направления с перемещением изображения на сетчатке доказывается существованием иллюзии движения и автокинетического эффекта.
Константность восприятия формы предмета— это относительное постоянство видимой формы при изменении по-положения предмета в пространстве. Изображение плоского предмета на сетчатках глаз меняется в зависимости от положения предмета в пространстве. Но видимая форма предмета или совсем не отличается от действительной его формы (полная константность), или отличается незначительно, если сравнить ее с формой изображения предмета на сетчатках (неполная константность). Так, изображение тарелки будет то кругом, то более или менее вытянутом эллипсом, а сетчаточный обрез тетради будет то прямоугольником, то ромбом, то трапецией в зависимости от угла зрения наблюдателя. Но мы обычно воспринимаем эти предметы такими, какими они являются в действительности; тарелку видим круглой, а тетрадь — прямоугольным четырехугольником.
Константность восприятия формы предмета объясняется так же, как и константность восприятия величины. Смотря на предмет, мы очень быстро и незаметно для себя обводим взором его контуры. Если предмет расположен под углом к линии взора, мы замечаем, что один его край ближе к нам, а другой — дальше. Раздражения из конвергенционных и акомодационных мышц объединяются с раздражениями из сетчаток глаз, образуя комплексный раздражитель, с различными вариантами которого (в зависимости от вариантов положения тела в пространстве) человек уже знаком по прежнему опыту.
Константность восприятия цвета — это относительная неизмененность видимого цвета предметов при изменении освещения. Черный бархат и уголь мы видим черными как при полуденном солнечном освещении, так и в сумерки. А сахар и мел в этих же условиях освещения мы видим белыми. Это случай полной константности видимого цвета предметов. Константность видимого цвета предметов при хроматическом освещении выражена слабее. Мы воспринимаем снег белым как при багряном закате солнца, так и при синем свете неоновых ламп. Однако при очень ярком хроматическом освещении константность восприятия цвета может исчезнуть, и предметы приобретут цвет освещения. Эту особенность восприятия широко используют в театре для создания у зрителей нужного впечатления.
Константность видимого цвета выше при восприятии предмета на фоне других предметов. Изменение интенсивности освещения или его цвета одновременно меняет цвет всех предметов, находящихся в поле зрения. У человека образуется условный рефлекс на отношение цветовых раздражителей, что позволяет ему узнавать цвета предметов независимо от изменения освещения, т. е. константно. Например, он много раз видел лес, поле, песчаный холм, озеро и небо над ними в солнечный полдень, на заре, в туманные сумерки, ночью. Адаптируясь к изменяющемуся освещению, человек не мог не заметить, что цвета всех знакомых ему предметов изменяются каждый раз в определенном направлении (одни темнеют, другие светлеют, розовеют, синеют и т. п.). Так, песчаный берег реки при ярком солнечном свете кажется светлее водной поверхности реки, а в сумерках, наоборот, темнее ее.
Степень константности восприятия цвета зависит от одновременного или раздельного влияния нескольких условий: адаптации к общему уровню яркости зрительного поля, действия светового контраста, восприятия источника освещения. Влияют и такие дополнительные условия, как удаленность предмета, блеск, световые блики, тени и пр.
Индивидуальные различия в восприятии человеком предметов
В восприятии людей имеются индивидуальные особенности, которые объясняются всей историей формирования каждой личностии характером ее деятельности. Прежде всего различают два типа восприятия: аналитический и синтетический. Для людей аналитического типа восприятия характерно внимание к частностям, деталям, отдельным признакам предмета или явления. Лишь затем они переходят к выявлению общих моментов. Иногда общие моменты остаются недостаточно выявленными. Для людей синтетического типа восприятия характерно внимание к целому, к основному в предмете или явлении, иногда в ущерб восприятию частных признаков. Если первый тип более внимателен к фактам, то второй — к значению их. Однако многое зависит от знаний об объекте восприятия и от цели, стоящей перед человеком. Тип восприятия яснее обнаруживается при непроизвольном восприятии и в тех случаях, когда перед человеком стоит цель сравнить два объекта.
Экспериментальные исследования по выявлению типов восприятия (Л. Р. Венгер) убедительно показали, что одни испытуемые преимущественно выделяют «абсолютные» свойства предметов, а другие — преимущественно отношения между этими свойствами. Первое характерно для аналитического типа, второе — для синтетического.
На восприятие каждого человека влияют переживаемые им чувства. Однако люди, отличающиеся повышенной эмоциональностью и впечатлительностью, гораздо чаще видят объективные факты в свете своих личных переживаний, своих симпатий и антипатий. Тем самым в описание и оценку объективных фактов они невольно привносят налет субъективизма. Таких людей относят к субъективному типу восприятия в отличие от объективного типа, для которого характерна большая точность и в отношениях и в оценках.
Восприятие подпороговое (бессознательное) - феномен, когда информация преодолевает физиологический порог, но не достигает порога осознанного восприятия.
Информация все же воздействует на организм и способна вызвать ответные реакции.
Б) Восприятие человека человеком - процесс психологического познания людьми друг друга в условиях непосредственного общения.
Восприятие человека человеком – процесс психологического познания людьми друг друга в условиях непосредственного общения. Этот процесс включает в себя все уровни психического отражения, начиная от ощущения и кончая мышлением. В этом смысле процесс восприятия человека человеком подчиняется общим закономерностям психического отражения, несмотря на своеобразие объекта восприятия, которое определяется его особой социальной значимостью в ряду других предметов окружающего человека мира. Особая социальная значимость человека как объекта восприятия выводит его на первое место в процессе узнавания среди других объектов. При восприятии нового для себя человека главное внимание субъект уделяет таким особенностям внешности, которые являются наиболее информативными в отношении психических свойств личности, – экспрессии лица и выразительным движениям тела. Доминирующими элементами человеческого лица как комплексного раздражителя являются волосы (прическа) и глаза.
В процессе восприятия человека человеком формируются представления людей друг о друге, умение определять черты характера, способности, интересы, эмоционально-динамические особенности, профессии людей и т.д. Первое место среди этих особенностей занимает профессиональная характеристика личности как наиболее значимая в социальном отношении. Осознание профессиональной характеристики формирует более устойчивое отношение к личности по сравнению с первым впечатлением, которое складывается на основе оценки привлекательности внешнего облика.