Классификация видов восприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2015 в 00:25, курсовая работа

Описание работы

Деятельность человеческого восприятия специально направлена на создание такого образа внешней среды, объективного мира. Восприятие - это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Еще Э. Титченером было замечено, что «восприятие» происходит, когда большая часть простых процессов, входящих в состав сложного, являются результатом возбуждения органа ощущения».1 Но это не означает, что восприятие – это простая сумма ощущений. Для того, чтобы создать единый, одновременно постоянный и динамичный образ среды необходима активная работа психики.

Содержание работы

Введение.
1. Восприятие как процесс отражения действительности в сознании человека.
1.1 Классификация видов восприятия

2. Индивидуальные особенности восприятия .
2.1 Диагностика ведущего канала восприятия.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Виды восприятия.docx

— 90.22 Кб (Скачать файл)

 

Таким образом, при восприятии нового человека главное внимание субъект уделяет внешним проявлениям: физическому облику, оформлению, экспрессии лица и выразительным движениям тела, голосу, интонациям, а также действиям и поступкам.

 Психологами выделены (А. А. Бодалев) механизмы восприятия другого человека:

 1) идентификация - понимание и интерпретация другого человека путем отождествления себя с ним; 2) социальная рефлексия - понимание другого путем рассуждения за него); 3) эмпатия - понимание другого человека путем эмоционального вчувствования в его переживания; 4) стереотипизация - восприятие и оценка другого человека на основе сложившихся социальных стереотипов.  

 

В) Восприятие речи состоит в ее распознавании. Причем речь воспринимается лишь в обязательной совокупности двух аспектов: как слухового раздражителя и как источника смыслового содержания воспринятых звуков. Первый аспект реализуется слуховой или зрительной системой (в зависимости от формы речи - голосовая или письменная).

Восприятие смыслового содержания задействует более широкий круг психических механизмов человека - таламус, ассоциативную кору полушарий головного мозга и др. Выяснено, что основную роль в восприятии устной речи играет левое полушарие. Правое полушарие более чувствительно к таким характеристикам речи, как ее эмоциональная окраска, интонация, тембр.

Некоторые характеристики восприятия речи: 
- как слуховой раздражитель речь воспринимается лишь в том случае, когда ее скорость не превышает 2,5 слова в секунду; 
- как источник смыслового содержания речь воспринимается в том случае, когда, во-первых, фразы, произносимые без пауз, не превышают 5~6 с и, во-вторых, когда фраза состоит не более чем из 8-13 слов; 
- из общего объема высказываний человек воспринимает в среднем лишь 70% (слуховой аспект) и понимает 60% (смысловой аспект).

Кстати, восприятие речи зависит от пола: мужчина более эффективно воспринимает речь в первые 10-15 с, а затем занят тем, что обдумывает следующие фразы.

 

Еще одна особенность восприятия речи - вербализация зрительного опыта. При восприятии зрительных образов их опознавательные признаки тесно увязаны со словами. Так, североамериканские индейцы не делают различий между голубым и зеленым цветом, так как в их лексиконе присутствует лишь слово «голубой». Однако те из них, кто знает английский язык, без труда различают эти цвета.

В этой связи высказываются две гипотезы: 
- именно вербализация обусловливает величину так называемой зрительной единицы, т.е. тот минимальный по величине зрительный сигнал, из которого, как из кирпичиков, формируется общий зрительный сигнал; 
- процессу обнаружения чего-то нового предшествует процесс формирования соответствующего понятия с помощью слов.

Источник: 

Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы. Мн., 2008.

Г) Психология восприятия музыки

Музыкально-слуховая деятельность осуществляется на двух уровнях -перцептивном, связанном с восприятием музыки и на апперцептивном, связанном с её представлением. 
 
Лишь многократное восприятие музыки позволяет человеку сформировать полноценный целостный образ произведения.  В течение «первоначального восприятия-«ознакомления» содержанием музыкально-слуховой деятельности является ориентировочный охват всего произведения, выделение отдельных фрагментов. В процессе повторного восприятия - «просветления» в структуре деятельности начинают доминировать прогнозирование и предвосхищение на основе ранее сформированных представлений. Слушатель сопоставляет звучащее с ранее воспринятым, с собственными сенсорными эталонами. На этой стадии происходит свертывание ранее освоенных музыкальных структур. Наконец, в процессе последующего восприятия - «озарения» на основе углубленного анализа через синтез происходит рационально - логическое освоение музыкального материала, всестороннее постижение и переживание его эмоционального смысла. Процесс музыкального переживания не ограничивается актом восприятия музыки. И в пост коммуникативной фазе, в отсутствие звучания человек продолжает переживать музыку на уровне слуховых представлений. Процесс переживания, оценки, переработки музыкальной информации может продолжаться в течение очень длительного времени.

 Влияние опыта на  восприятие можно назвать одной  из наиболее общих закономерностей  психологии. С его исключительно  разнообразными проявлениями человек  сталкивается в жизни на каждом  шагу. 
Зависимость восприятия от самых разных причин - от возраста, профессии, от привычек словоупотребления, от среды, от национальности и т.д. - наблюдается, конечно, не только в области речи, языка, литературы. Она проявляется буквально во всем. Огромную роль играет она и в восприятии музыки. Пожалуй, легче всего обнаружить её в сфере музыкальной изобразительности. Вряд ли требуются, особые доказательства того, например, что «кукушку» Дакена воспримут как звукоподражательную программную пьеску только те, кто в действительности слышал кукушку. Или хотя бы знает, как она кукует. Дети, не слышавшие пение этой бездомной птицы, никогда не воспримут повторяющиеся нисходящие терции как звукоподражание. 
 
Однако пение кукушки ещё больше значит для тех, кто знает, например, русский обычай, услыхав её пение, загадать, - сколько лет жизни, предскажет эта вещая птица. И вот уже простая нисходящая терция в зависимости от всего музыкального контекста становится или символом пророческого, ведовского начала, или знаком сиротливости, бездомности, бесприютности.

Д) Особенности восприятия ситуации

Довольно часто объективное содержание ситуации может отличаться от того, как воспринимает ее познающий субъект. Однако в любом случае не следует упускать из виду того, что в конечном итоге субъект поступает исходя не из того, какая ситуация есть в реальности, а исходя из того, как он ее воспринял и оценил. Именно в связи с особенностью восприятия ситуации субъектом выделяют и так называемые проблемные ситуации, содержащие противоречие, которые не имеют однозначного решения, представляют собой соотношение обстоятельств и условий, где разворачивается деятельность индивида или группы. Проблемная ситуация характеризует взаимодействие субъекта и его окружения, а также психическое состояние познающей личности, включенной в объективную и противоречивую по своему содержанию среду. Осознание какого-либо противоречия в процессе деятельности субъекта приводит к появлению его потребности в новых знаниях о том неизвестном, которое позволило бы разрешить возникшее противоречие. Объективизация неизвестного в проблемной ситуации осуществляется в форме вопроса, заданного субъектом самому себе, и является начальным звеном мыслительного взаимодействия субъекта с объектом ситуации. В ходе такого взаимодействия происходит поиск ответа на вопрос о новом знании относительно предмета, способа или условий действия. Социально-психологический аспект проблемной ситуации связан с отношением к ней познающего субъекта, в котором выражены его интересы, уровень понимания ситуации, эмоциональное ее восприятие. Проблемная ситуация может возникнуть естественным способом - в результате появления противоречия между характером возникающей проблемы и степенью готовности субъекта к ее решению. Проблемная ситуация может быть создана и искусственно, к примеру в дидактических целях для обучения студентов криминалистике. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Виды восприятия

1. По модальности (по анализаторам) выделяют:

а) зрительное,

б) слуховое,

в) осязательное,

г) обонятельное,

д) вкусовое.

 

2. По характеру активности:

а) непроизвольное,

б) произвольное.

3. По степени организованности:

а) неорганизованное,

б) организованное (наблюдение).

4. По характеру и продолжительности:

а) симультанное,

б) сукцессивное.

5. По формам существования  материи:

а) восприятие пространства,

б) восприятие времени,

в) восприятие движения.

6. По объекту восприятия:

а) восприятие предметов,

б) восприятие человека,

в) восприятие речи,

г) восприятие музыки,

д) восприятие ситуаций и т.п.

 

 

 

 

2. Индивидуальные особенности восприятия

Можно выделить следующие индивидуальные особенности восприятия: 
• Конкретность — абстрактность 
Абстрактные фиксируются на выделении, вычленении одной какой-нибудь стороны, свойства явления или предмета и отвлечение от остальных; конкретные привязывают свойство к конкретному предмету; 
• Аналитичность — синтетичность 
Аналитичные проявляют тенденцию к восприятию отдельных частей, испытывая трудности при вычленении целостной структуры, и ориентируются на различие, синтетичные воспринимают явления как интегрированное целое, выделяя сходство между частями; 
• Объективность — субъективность 
Объективисты обладают точным восприятием, в большой мере соответствующим объективной реальности; субъективисты дают субъективную интерпретацию воспринимаемого, в значительной мере искажающую реальность, привносят многое от себя; 
• Описательность — объяснительность

Лица, относящиеся к описательному типу, ограничиваются фактической стороной того, что видят и слышат, не пытаясь объяснить суть воспринимаемого; лица, относящиеся к объяснительному типу, не удовлетворяются тем, что непосредственно дано в восприятии, всегда стараются объяснить увиденное или услышанное; 
• Цветоориентированность — формоориентированность 
Цветоориентированные предпочитают в качестве основания классификации принимают цветовые признаки, формоориентированные — признаки формы. 
• Визуальность — гаптичность 
Визуальные ориентируются на зрительные образы, гаптические — на осязательно-кинестетический канал информации. Существуют также индивидуальные особенности восприятия, связанные с преобладающей модальностью — визуальной, аудиальной и др.

Литература:

Кондрашихина О.А. Дифференциальная психология

 

 

 

2.1. Виды восприятия  по ведущим каналам восприятия

 
 

Школьное обучение для ребенка - это, в основном, процесс восприятия и усвоения предложенной информации. От того, какой канал у ребенка ведущий, зависит освоение многих важных навыков. В зависимости от особенностей восприятия и переработки информации людей условно можно разделить на четыре категории: Школьное обучение для ребенка - это, в основном, процесс восприятия и усвоения предложенной информации. От того, какой канал у ребенка ведущий, зависит освоение многих важных навыков. В зависимости от особенностей восприятия и переработки информации людей условно можно разделить на четыре категории:


 
 

ВИЗУАЛЫ - люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения. ВИЗУАЛЫ это люди, которые «видят» окружающий мир. У них обычно высокий голос, зоркий взгляд, жесты горизонтальны, направлены от себя. При общении визуал смотрит в глаза и требует этого от собеседника. Около 35% из нас – визуалы.


 
 

АУДИАЛЫ - те, кто в основном получает информацию через слуховой канал. АУДИАЛЫ - это очень редкий тип людей. Они обладают удивительно острым слухом и великолепной памятью. При общении им не обязательно смотреть на собеседника или прикасаться к нему, главное - слышать его. Люди, воспринимающие мир преимущественно посредством звуков, составляют 25% населения.


 
 

КИНЕСТЕТИКИ - люди, воспринимающие большую часть информации через другие ощущения (обоняние, осязание и др.) и с помощью движений. КИНЕСТЕТИКИ «чувствуют» окружающий мир. Люди этой категории не умеют скрывать свои чувства, их выдают глаза, поэтому они часто их опускают. Ответы на вопросы просты, прямолинейны. Решения они принимают, опираясь на свои чувства. Среди населения кинестетики составляют 40%


 
 

ДИСКРЕТЫ - у них восприятие информации происходит в основном через логическое осмысление, с помощью цифр, знаков, логических доводов. Как сказал один мальчик: «Я полюбил чеснок после того, как узнал, какой он полезный.» Эта категория, пожалуй, самая немногочисленная вообще среди людей. А школьникам младших и средних классов такой способ восприятия информации обычно вовсе не свойствен.


 
 

Теперь кратко о том, как мы можем распознать у человека ведущий канал восприятия и переработки информации. Если ребенок учится в начальной школе или в средних классах, выводы делаются в основном по наблюдениям. Если это подросток или взрослый, то ему можно предложить еще и специальный опросник (самодиагностика). Теперь кратко о том, как мы можем распознать у человека ведущий канал восприятия и переработки информации. Если ребенок учится в начальной школе или в средних классах, выводы делаются в основном по наблюдениям. Если это подросток или взрослый, то ему можно предложить еще и специальный опросник (самодиагностика).

 Приложение 1

 

1.Тест аудиал, визуал, кинестетик. Диагностика доминирующей перцептивной модальности С. Ефремцева. (Методика ведущий канал восприятия)

 
Диагностика доминирующей перцептивной модальности С. Ефремцева служит для определения ведущего типа восприятия: аудиального, визуального или кинестетического.

А какие органы чувств скорее “откликаются” у вас при контактах с окружающим миром? К какому типу людей  относятся ваши близкие? Как они воспринимают окружающий мир: визуально, на слух, или на ощупь? Методика  канала восприятия поможет вам лучше понять себя и других.

У каждого из нас среди органов чувств есть  ведущий, который быстрее и чаще остальных  реагирует на сигналы и раздражители внешней среды. Сходство типов может способствовать любви, несовпадение порождает конфликты и недоразумения. Если вы знаете к какому типу относятся дорогие вам люди и просто знакомые, вам будет легче донести до них  информацию и понять, что хотят сказать вам. Например, как люди с определенным видом восприятия узнают, что их кто-то любит?

- Визуал (зрительное восприятие) – по тому, как на него смотрят. 
- Кинестетик (тактильное восприятие) – по тому, как его касаются. 
- Аудиал (слуховое восприятие) – по тому, что ему говорят. 
- Дискрет (дигитальное восприятие) - по тому, что подсказывает логика.

(Кто такие дискреты - смотрите далее).

Тест  аудиал, визуал, кинестетик (диагностика доминирующей перцептивной модальности С. Ефремцева / методика на восприятие):

Инструкция к тесту.

Прочитайте предлагаемые утверждения. Поставьте знак "+", если Вы согласны с  данным утверждением, и знак "-", если не согласны.

Тестовый материал (вопросы).

1. Люблю наблюдать за  облаками и звездами.  
2. Часто напеваю себе потихоньку.  
3. Не признаю моду, которая неудобна.  
4. Люблю ходить в сауну.  
5. В автомашине цвет для меня имеет значение.  
6. Узнаю по шагам, кто вошел в помещение.  
7. Меня развлекает подражание диалектам.  
8. Внешнему виду придаю серьезное значение.  
9. Мне нравится принимать массаж.  
10. Когда есть время, люблю наблюдать за людьми.  
11. Плохо себя чувствую, когда не наслаждаюсь движением.  
12. Видя одежду в витрине, знаю, что мне будет хорошо в ней.  
13. Когда услышу старую мелодию, ко мне возвращается прошлое.  
14. Люблю читать во время еды.  
15. Люблю поговорить по телефону.  
16. У меня есть склонность к полноте.  
17. Предпочитаю слушать рассказ, который кто-то читает, чем читать самому.  
18. После плохого дня мой организм в напряжении.  
19. Охотно и много фотографирую.  
20. Долго помню, что мне сказали приятели или знакомые.  
21. Легко могу отдать деньги за цветы, потому что они украшают жизнь.  
22. Вечером люблю принять горячую ванну.  
23. Стараюсь записывать свои личные дела.  
24. Часто разговариваю с собой.  
25. После длительной езды на машине долго прихожу в себя.  
26. Тембр голоса многое мне говорит о человеке.  
27. Придаю значение манере одеваться, свойственной другим.  
28. Люблю потягиваться, расправлять конечности, разминаться.  
29. Слишком твердая или слишком мягкая постель для меня мука.  
30. Мне нелегко найти удобную обувь.  
31. Люблю смотреть теле- и видеофильмы.  
32. Даже спустя годы могу узнать лица, которые когда-либо видел.  
33. Люблю ходить под дождем, когда капли стучат по зонтику.  
34. Люблю слушать, когда говорят.  
35. Люблю заниматься подвижным спортом или выполнять какие-либо двигательные упражнения, иногда и потанцевать.  
36. Когда близко тикает будильник, не могу уснуть.  
37. У меня неплохая стереоаппаратура.  
38. Когда слушаю музыку, отбиваю такт ногой.  
39. На отдыхе не люблю осматривать памятники архитектуры.  
40. Не выношу беспорядок.  
41. Не люблю синтетических тканей.  
42. Считаю, что атмосфера в помещении зависит от освещения.  
43. Часто хожу на концерты.  
44. Пожатие руки много говорит мне о данной личности.  
45. Охотно посещаю галереи и выставки.  
46. Серьезная дискуссия – это интересно.  
47. Через прикосновение можно сказать значительно больше, чем словами.  
48. В шуме не могу сосредоточиться.

Ключ к тесту  аудиал, визуал, кинестетик.

• Визуальный канал восприятия: 1, 5, 8, 10, 12, 14, 19, 21, 23, 27, 31, 32, 39, 40, 42, 45.  
• Аудиальный канал восприятия: 2, 6, 7, 13, 15, 17, 20, 24, 26, 33, 34, 36, 37, 43, 46, 48. 
• Кинестетический канал восприятия: 3, 4, 9, 11, 16, 18, 22, 25, 28, 29, 30, 35, 38, 41, 44, 47.

Уровни перцептивной модальности (ведущего типа восприятия) : 
• 13 и более – высокий;  
• 8-12 – средний;  
• 7 и менее – низкий.

Интерпретация результатов:

Подсчитайте,  количество положительных ответов в каждом разделе ключа. Определите, в каком разделе больше ответов "да" ("+"). Это Ваш тип ведущей модальности. Это ваш главный тип восприятия.

Визуал. Часто употребляются слова и фразы, которые связаны со зрением, с образами и воображением. Например: “не видел этого”, “это, конечно, проясняет все дело”, “заметил прекрасную особенность”. Рисунки, образные описания, фотографии значат для данного типа больше, чем слова. Принадлежащие к этому типу люди моментально схватывают то, что можно увидеть: цвета, формы, линии, гармонию и беспорядок.

Кинестетик. Тут чаще в ходу другие слова и определения, например: “не могу этого понять”, “атмосфера в квартире невыносимая”, “ее слова глубоко меня тронули”, “подарок был для меня чем-то похожим на теплый дождь”. Чувства и впечатления людей этого типа касаются, главным образом, того, что относится к прикосновению, интуиции, догадке. В разговоре их интересуют внутренние переживания.

Аудиал. “Не понимаю что мне говоришь”, “это известие для меня…”, “не выношу таких громких мелодий” – вот характерные высказывания для людей этого типа; огромное значение для них имеет все, что акустично: звуки, слова, музыка, шумовые эффекты.

Несмотря на то, что основных каналов восприятия существует три, человек обрабатывает свой жизненный опыт четырьмя способами. Ведь существует еще и дигитальный канал – некий внутренний монолог, связанный со словами и числами. Дигитал (он же дискрет) – весьма своеобразный и достаточно редко встречающийся типаж, которому свойственно особое восприятие мира. Выражения эмоций, разговоров о чувствах, красочного описаний картин природы и т.п. от дискретов дождаться сложно. Этот тип ориентирован, прежде всего, на логику, смысл и функциональность. В разговоре с дискретом складывается впечатление, что он как будто ничего не чувствует, но много знает, и еще больше – стремится узнать, осмыслить, понять и разложить по полочкам. Но это совсем не так! Люди с дигитальным каналом восприятия как раз невероятно чувствительны и ранимы 
Среди представителей этого типа особенно много шахматистов, программистов, а также всевозможных исследователей и ученых. В их лексиконе часто встречаются выражения: "где тут логика?", 'надо проанализировать ситуацию', 'итак, методом исключения мы выясняем…" Поскольку дискреты воспринимают мир через логическое осмысление, общаться с ними стоит именно с помощью логических доводов, желательно еще и подкрепленных статистическими данными.

Отличительные признаки

Визуальный тип

Способ получения информации

Посредством зрения – благодаря использованию наглядных пособий или непосредственно наблюдая за тем, как выполняются соответствующие действия

Восприятие окружающего мира

Восприимчивы к видимой стороне окружающего мира; испытывают жгучую потребность в том, чтобы мир вокруг них выглядел красиво; легко отвлекаются и впадают в беспокойство при виде беспорядка

На что обращают внимание при общении с людьми

На лицо человека, его одежду и внешность

Речь

Описывают видимые детали обстановки – цвет, форму, размер и внешний облик вещей

Движения глаз

Когда о чем-нибудь размышляют, обычно смотрят в потолок; когда слушают, испытывают потребность смотреть в глаза говорящему и хотят, чтобы те, кто их слушают, также смотрели им в глаза

Память

Хорошо запоминают зримые детали обстановки, а также тексты и учебные пособия, представленные в печатном или графическом виде


Отличительные признаки

Аудиальный тип

Способ получения информации

Посредством слуха – в процессе разговора, чтения вслух, спора или обмена мнениями со своими собеседниками

Восприятие окружающего мира

Испытывают потребность в непрерывной слуховой стимуляции, а когда вокруг тихо, начинают издавать различные звуки – мурлычут себе под нос, свистят или сами с собой разговаривают, но только не тогда, когда они заняты учебой, потому что в эти минуты им необходима тишина; в противном случае им приходится отключаться от раздражающего шума, который исходит от других людей

На что обращают внимание при общении с людьми

На имя и фамилию человека, звук его голоса, манеру его речи и сказанные им слова

Речь

Описывают звуки и голоса, музыку, звуковые эффекты и шумы, которые можно услышать в окружающей их обстановке, а также пересказывают то, что говорят другие люди

Движения глаз

Обычно смотрят то влево, то вправо и лишь изредка и ненадолго заглядывают в глаза говорящему

Память

Хорошо запоминают разговоры, музыку и звуки


Отличительные признаки

Кинестетический тип

Способ получения информации

Посредством активных движений скелетных мышц – участвуя в подвижных играх и занятиях, экспериментируя, исследуя окружающий мир, при условии, что тело постоянно находится в движении

Восприятие окружающего мира

Привыкли к тому, что вокруг них кипит деятельность; им необходим простор для движения; их внимание всегда приковано к движущимся объектам; зачастую их отвлекает и раздражает, когда другие люди не могут усидеть на месте, однако им самим необходимо постоянно двигаться

На что обращают внимание при общении с людьми

На то, как другой себя ведет; что он делает и чем занимается

Речь

Широко применяют слова, обозначающие движения и действия; говорят в основном о делах, победах и достижениях; как правило, немногословны и быстро переходят к сути дела; часто используют в разговоре свое тело, жесты, пантомимику

Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.


Приложение 2

 
 

Приложение 2

Тест «Ключи глазного доступа»

Если во время разговора следить за движением глаз собеседника, можно точно определить его тип мышления. «Ключи глазного доступа» Если во время разговора следить за движением глаз собеседника, можно точно определить его тип мышления. «Ключи глазного доступа»


 
 

В процессе мышления визуалы обычно смотрят в трех направлениях. Вверх-вправо, когда думают о будущем и создают образы ("Интересно, какое лицо было бы у моего мужа, если бы он узнал, что я купила это платье?"). Вверх-влево, когда думают о прошлом ("Ах, что это была за вечеринка. Просто чудо!"). Прямо перед собой расфокусированным взглядом (верный признак того, что перед Вами размышляющий визуал).


 
 

Когда аудиалы размышляют, их взгляд имеет несколько характерных направлений: В сторону-вправо - размышляя о будущем ("Интересно, что скажет мой друг, когда узнает, что я так быстро иду в гору?"). В сторону-влево - вспоминая прошлое ("Хорошо бы вспомнить, что он ответил на мои возражения..."). И... если, отвечая на Ваш вопрос о том, что было, аудиал устремляет взгляд вправо, будьте уверены: он кривит душой! Подобно визуалу, оценивающему информацию расфокусированным взглядом прямо перед собой, аудиал "переваривает сказанное" взглядом вниз-влево.


 
 

Когда кинестетики пытаются определиться со своими чувствами, их взгляд направлен вниз-вправо.

Приложение 3


 
 

Несложпный экспресс - анализ
 

Если при переплетении пальцев рук в замок сверху окажется левый палец (Л), то это связано с эмоциональным складом личности, если правый (П) – с аналитическим. Ведущий глаз. Вытяните вперёд руку с поднятым большим пальцем, посмотрите обоими глазами и зафиксируйте его положение. Затем закройте левый глаз, снова его откройте и закройте правый. Ваш палец «сместился» в сторону в тот момент, когда вы будете смотреть на него ведущим глазом, ведущий правый глаз соответствует –твёрдости, настойчивости, левый – мягкости, уступчивости. Поза Наполеона. Если при переплетении рук на груди. Та рука, которая окажется сверху, и будет ведущей. Ведущая рука. Аплодирование. Если удары совершаются правой рукой, то она является ведущей, если левой – наоборот. Иногда аплодирование осуществляется обеими руками, но и тогда можно определить, какое аплодирование для данного человека более удобно – правое или левое.

Ведущий палец. Если при переплетении пальцев рук в замок сверху окажется левый палец (Л), то это связано с эмоциональным складом личности, если правый (П) – с аналитическим. Ведущий глаз. Вытяните вперёд руку с поднятым большим пальцем, посмотрите обоими глазами и зафиксируйте его положение. Затем закройте левый глаз, снова его откройте и закройте правый. Ваш палец «сместился» в сторону в тот момент, когда вы будете смотреть на него ведущим глазом, ведущий правый глаз соответствует –твёрдости, настойчивости, левый – мягкости, уступчивости. Поза Наполеона. Если при переплетении рук на груди. Та рука, которая окажется сверху, и будет ведущей. Ведущая рука. Аплодирование. Если удары совершаются правой рукой, то она является ведущей, если левой – наоборот. Иногда аплодирование осуществляется обеими руками, но и тогда можно определить, какое аплодирование для данного человека более удобно – правое или левое.

Сочетание ЛЛЛЛ соответствует художественному типу, а ПППП присуще мыслителям.

 

 

 

Приложение 4


 
 

Кто Вы: Художник или мыслитель?

Цель: определение доминирующего полушария мозга и соответствующего типа личности. Инструкция: прочтите следующие утверждения и оцените свою степень согласия с ними. пользуясь одиннадцатибалльной системой. Категорическому отрицанию соответствует 0 баллов, безоговорочному согласию -10. Если же вам несвойственны подобные категоричные ответы, то в вашем распоряжении все остальные баллы - от 1 до 9.

1. У меня преобладает  хорошее настроение.

2. Я помню то, чему учился  несколько лет назад.

3. Прослушав раз-другой  мелодию, я могу правильно воспроизвести  её.

4. Когда я слушаю рассказ, то представляю его в образах.

5. Я считаю, что эмоции  в разговоре только мешают.

6. Мне трудно даётся  алгебра.

7. Я легко запоминаю  незнакомые лица.

8. В группе приятелей  я первым начинаю разговор.

9. Если обсуждают чьи-то  идеи, то я требую аргументов.

10. У меня преобладает  плохое настроение


 
 

Обработка результатов. Подсчитайте отдельно сумму баллов по строкам: 1,2, 5, 8, 9 (левое полушарие) 3, 4, 6, 7, 10 (правое полушарие). 1. Если ваш « результат более чем на 5 баллов превышает «правополушарный» (П), то значит вы принадлежите к мыслительному типу, который характеризуется преобладанием логического мышления, склонностью к теоретизированию, логическим рассуждениям. 2. Если ваш результат более чем на 5 баллов превышает «левополушарный» (Л), это означает, что вы человек художественного склада. Для художественного типа характерно яркое, образное, эмоциональное восприятие мира. 3. Перед человеком, в равной степени сочетающим в себе признаки логического и художественного мышления, открывается широкое поле деятельности. Зоны его успеха там, где требуется умение быть последовательным в работе и одновременно образно, цельно воспринимать события, быстро и тщательно продумывать свои поступки. Обработка результатов. Подсчитайте отдельно сумму баллов по строкам: 1,2, 5, 8, 9 (левое полушарие) 3, 4, 6, 7, 10 (правое полушарие). 1. Если ваш «левополушарный» (Л) результат более чем на 5 баллов превышает «правополушарный» (П), то значит вы принадлежите к мыслительному типу, который характеризуется преобладанием логического мышления, склонностью к теоретизированию, логическим рассуждениям. 2. Если ваш «правополушарный» результат более чем на 5 баллов превышает «левополушарный» (Л), это означает, что вы человек художественного склада. Для художественного типа характерно яркое, образное, эмоциональное восприятие мира. 3. Перед человеком, в равной степени сочетающим в себе признаки логического и художественного мышления, открывается широкое поле деятельности. Зоны его успеха там, где требуется умение быть последовательным в работе и одновременно образно, цельно воспринимать события, быстро и тщательно продумывать свои поступки.

 

 

Приложение 5


 
 

Тест на выявление ведущего канала восприятия информации. Перед вами четыре высказывания. Они не закончены. Под каждым из них имеются четыре окончания. Обозначьте окончание, которое больше всего подходит Вам цифрой 4, которое немного хуже подходит Вам – цифрой 3 и т. д. Поставьте 1 перед окончанием, которое меньше всего подходит Вам. Проделайте это под каждым из четырех высказываний. Сосчитайте общую сумму баллов, относящихся к каждой группе, и сравните их. Больше всего баллов соответствует ведущей системе восприятия. Чуть меньше - вспомогательной системе, то есть той, которая тоже довольно активно участвует у вас в сборе информации. На третьем и четвертом местах окажутся менее приоритетные для вас системы. Но если суммы баллов по всем буквам приблизительно равны, вы умело переключаетесь с одной системы на другую, гармонично сочетаете их и в результате извлекаете максимальный объем нужной информации, что позволяет вам более верно строить поведение в общении и понимать других. (А) - аудиал (К) - кинестетик (В) - визуал (Д) –дискрет


 
 

1.Вы принимаете важные  решения опираясь на... - чувства и интуицию; (К) - то, что лучше звучит; (А) - то, что лучше выглядит и более красиво; (В) - точное и педантичное изучение всех обстоятельств и перспектив. (Д)

2.Во время конфликта  с человеком на вас сильнее  всего влияет... - тон и интонации  голоса; (А) - могу ли я или нет, ясно видеть точку зрения другого  человека; (В) - логика его аргументации; (Д) - насколько вы находитесь в  контакте с его чувствами, делится  ли он своими переживаниями. (К)

3. Вы проще всего понимаете, что происходит с вами, когда... - смотрите на себя внимательно  в зеркало и решаете, что надеть; (В) - ловите свои ощущения; (К) - выражаете  это словами; (Д) - прислушиваетесь  к тону своего голоса. (А)


 
 

4. Для вас самое простое... - подобрать идеальные громкость и звучание на стереосистеме; (А) - работать с текстом, выбирая наиболее удачные места, относящиеся к изучаемому предмету; (Д) - выбрать чрезвычайно удобную мебель. (К) - подобрать идеальные сочетания цветов. (В)

5. Лучше всего вы запоминаете... - мелодии и звуки; (А) - логические  построения; (Д) - ароматы и вкус; (К) - лица, цвета, картины. (В)

6. Вы... - настраиваетесь на  звуки в своем окружении; (А) хорошо  умеете осмысливать новые факты  и данные; (Д) - очень чувствительны  к тому, как ткань, из которой  сшита ваша одежда, воздействует  на вашу кожу; (К) - всегда обращаете  внимание на цвет помещения, в  котором оказываетесь. (В)

Приложение 6


 
 

Деление учащихся на группы по способам восприятия информации. ВизуалАудиалКинестетик тихий, задумчивый; с трудом завязывает контакты с людьми; друзей почти нет; послушен; учится легко (успешно); любит конструктор, телевизор, компьютер; к животным равнодушен, хотя может полюбоваться; гулять не любит; очень разборчив в еде и одежде; зрелища производят сильные впечатления, но рассказывает о них мало; при переживании стресса замыкается в себе. говорит без умолку; без труда вступает в контакты с детьми и взрослыми; любит слушать, когда читают или рассказывают; с трудом запоминает написание букв; непослушен; на замечания взрослых возражает; к еде и одежде равнодушен; не любит красочных зрелищ; при переживании стресса срывается на крик; не способен сосредоточиться; склонен к всевозможным угадываниям очень подвижен; главное - заниматься делом; очень самостоятелен и талантлив; все надо потрогать; хорошо воспринимает запахи; отлично развит вкус; очень любит животных Дифференциация возможна на различных этапах урока, но чаще всего используется на этапе закрепления. Рассмотрим типы заданий, которые можно предложить учащимся, и способы дифференциации учебных заданий. ВизуалАудиалКинестетик задания предлагать в виде записей; писать карточки ярко, красиво, красочно; давать задание: найти что-то в учебнике, тетради самостоятельно, рассмотреть, сделать вывод вызвать к доске во время математического диктанта; прочитывать задание вслух учителю или родителям; давать задание сочинить что-либо, рассказать классу, объяснить своему другу что-либо задания, направленные на перекладывание фишек, на рисование, моделирование, пересчет предметов


Приложение 7
 

Варианты известной детской песенки, в обработке для Кинестетиков, Визуалов, Аудиалов и Дискретов. В лесу родилась елочка… Варианты известной детской песенки, в обработке для Кинестетиков, Визуалов, Аудиалов и Дискретов. В лесу родилась елочка… Кинестетик-версия. В лесу я чую ёлочку Растет на ощупь ель. Зимой и летом чувствую, Что есть у ёлки цель. Метель, погладив елочку, Укутала снежком. Мороз об ёлку стукнулся – Умчался кувырком. Тяжелою походкою Прошел в лесу лесник. Взмахнул лесник топориком – И лес в мгновенье сник. И вот она, пушистая, На праздник к нам пришла И массу теплой радости Детишкам принесла.


 
 

Визуал-версия. В лесу я вижу елочку Смотрю – она стоит. Гляжу и вижу – стройная, Зеленая блестит. Метель глядит на ёлочку, Очерченную ясно. Мороз увидел елочку: На вид она прекрасна. В широкой перспективе Обрисовалась ель. Мелькнула тень лесничего – Остался серый пень. И вот она нарядная Блистает на балу. А дети в ярких шапочках Играют на снегу.


 
 

Аудиал-версия. В лесу мы слышим песенку – То ёлочка поет. Зимой и летом, громкая, Со скрипом ель растет. Метель ей пела песенку: "Спи, ёлочка, бай-бай", Мороз играл на дудочке: "Ты, слышь, не замерзай". Вокруг нее веселую Мы песенку поем. Звенит она игрушками, Так шумно мы живем!


 
 

Дискрет-ВЕРСИЯ. В лесу возникла елочка В центральной полосе. Функционально стройную Ее ценили все. Порывы ветра снежного Вводили елку в транс. Температуры низкие Случаются у нас. Прохожий озадаченный Случайно проходил - Мужчина нашу елочку Ножовкою спилил. Теперь она на празднике Работает в ДК. И стала популярною Нам темой для стиха!


 
 

Разумеется, любой человек в своей жизни, и ребенок в том числе, использует самые разные каналы восприятия. Он может быть по своей природе визуалом, и это не значит, что другие органы чувств у него практически не работают. Их можно и нужно развивать. Чем больше каналов открыто для восприятия информации, тем эффективнее идет процесс обучения.


Информация о работе Классификация видов восприятия