Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2015 в 00:25, курсовая работа
Деятельность человеческого восприятия специально направлена на создание такого образа внешней среды, объективного мира. Восприятие - это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Еще Э. Титченером было замечено, что «восприятие» происходит, когда большая часть простых процессов, входящих в состав сложного, являются результатом возбуждения органа ощущения».1 Но это не означает, что восприятие – это простая сумма ощущений. Для того, чтобы создать единый, одновременно постоянный и динамичный образ среды необходима активная работа психики.
Введение.
1. Восприятие как процесс отражения действительности в сознании человека.
1.1 Классификация видов восприятия
2. Индивидуальные особенности восприятия .
2.1 Диагностика ведущего канала восприятия.
Заключение.
Список литературы.
Таким образом, при восприятии нового человека главное внимание субъект уделяет внешним проявлениям: физическому облику, оформлению, экспрессии лица и выразительным движениям тела, голосу, интонациям, а также действиям и поступкам.
Психологами выделены (А. А. Бодалев) механизмы восприятия другого человека:
1) идентификация - понимание и интерпретация другого человека путем отождествления себя с ним; 2) социальная рефлексия - понимание другого путем рассуждения за него); 3) эмпатия - понимание другого человека путем эмоционального вчувствования в его переживания; 4) стереотипизация - восприятие и оценка другого человека на основе сложившихся социальных стереотипов.
В) Восприятие речи состоит в ее распознавании. Причем речь воспринимается лишь в обязательной совокупности двух аспектов: как слухового раздражителя и как источника смыслового содержания воспринятых звуков. Первый аспект реализуется слуховой или зрительной системой (в зависимости от формы речи - голосовая или письменная).
Восприятие смыслового содержания задействует более широкий круг психических механизмов человека - таламус, ассоциативную кору полушарий головного мозга и др. Выяснено, что основную роль в восприятии устной речи играет левое полушарие. Правое полушарие более чувствительно к таким характеристикам речи, как ее эмоциональная окраска, интонация, тембр.
Некоторые характеристики
восприятия речи:
- как слуховой раздражитель речь воспринимается
лишь в том случае, когда ее скорость не
превышает 2,5 слова в секунду;
- как источник смыслового содержания
речь воспринимается в том случае, когда,
во-первых, фразы, произносимые без пауз,
не превышают 5~6 с и, во-вторых, когда фраза
состоит не более чем из 8-13 слов;
- из общего объема высказываний человек
воспринимает в среднем лишь 70% (слуховой
аспект) и понимает 60% (смысловой аспект).
Кстати, восприятие речи зависит от пола: мужчина более эффективно воспринимает речь в первые 10-15 с, а затем занят тем, что обдумывает следующие фразы.
Еще одна особенность восприятия речи - вербализация зрительного опыта. При восприятии зрительных образов их опознавательные признаки тесно увязаны со словами. Так, североамериканские индейцы не делают различий между голубым и зеленым цветом, так как в их лексиконе присутствует лишь слово «голубой». Однако те из них, кто знает английский язык, без труда различают эти цвета.
В этой связи высказываются две гипотезы:
- именно вербализация обусловливает величину
так называемой зрительной единицы, т.е.
тот минимальный по величине зрительный
сигнал, из которого, как из кирпичиков,
формируется общий зрительный сигнал;
- процессу обнаружения чего-то нового
предшествует процесс формирования соответствующего
понятия с помощью слов.
Г) Психология восприятия музыки
Музыкально-слуховая деятельность
осуществляется на двух уровнях -перцептивном,
связанном с восприятием музыки и на апперцептивном,
связанном с её представлением.
Лишь многократное восприятие
музыки позволяет человеку сформировать
полноценный целостный образ произведения.
В течение «первоначального восприятия-«ознакомления»
содержанием музыкально-слуховой деятельности
является ориентировочный охват всего
произведения, выделение отдельных фрагментов.
В процессе повторного восприятия - «просветления»
в структуре деятельности начинают доминировать
прогнозирование и предвосхищение на
основе ранее сформированных представлений.
Слушатель сопоставляет звучащее с ранее
воспринятым, с собственными сенсорными
эталонами. На этой стадии происходит
свертывание ранее освоенных музыкальных
структур. Наконец, в процессе последующего
восприятия - «озарения» на основе углубленного
анализа через синтез происходит рационально
- логическое освоение музыкального материала,
всестороннее постижение и переживание
его эмоционального смысла. Процесс музыкального
переживания не ограничивается актом
восприятия музыки. И в пост коммуникативной
фазе, в отсутствие звучания человек продолжает
переживать музыку на уровне слуховых
представлений. Процесс переживания, оценки,
переработки музыкальной информации может
продолжаться в течение очень длительного
времени.
Влияние опыта на
восприятие можно назвать
Зависимость восприятия от самых
разных причин - от возраста, профессии,
от привычек словоупотребления, от среды,
от национальности и т.д. - наблюдается,
конечно, не только в области речи, языка,
литературы. Она проявляется буквально
во всем. Огромную роль играет она и в восприятии
музыки. Пожалуй, легче всего обнаружить
её в сфере музыкальной изобразительности.
Вряд ли требуются, особые доказательства
того, например, что «кукушку» Дакена воспримут
как звукоподражательную программную
пьеску только те, кто в действительности
слышал кукушку. Или хотя бы знает, как
она кукует. Дети, не слышавшие пение этой
бездомной птицы, никогда не воспримут
повторяющиеся нисходящие терции как
звукоподражание.
Однако пение кукушки ещё больше
значит для тех, кто знает, например, русский
обычай, услыхав её пение, загадать, - сколько
лет жизни, предскажет эта вещая птица.
И вот уже простая нисходящая терция в
зависимости от всего музыкального контекста
становится или символом пророческого,
ведовского начала, или знаком сиротливости,
бездомности, бесприютности.
Довольно часто объективное содержание ситуации может отличаться от того, как воспринимает ее познающий субъект. Однако в любом случае не следует упускать из виду того, что в конечном итоге субъект поступает исходя не из того, какая ситуация есть в реальности, а исходя из того, как он ее воспринял и оценил. Именно в связи с особенностью восприятия ситуации субъектом выделяют и так называемые проблемные ситуации, содержащие противоречие, которые не имеют однозначного решения, представляют собой соотношение обстоятельств и условий, где разворачивается деятельность индивида или группы. Проблемная ситуация характеризует взаимодействие субъекта и его окружения, а также психическое состояние познающей личности, включенной в объективную и противоречивую по своему содержанию среду. Осознание какого-либо противоречия в процессе деятельности субъекта приводит к появлению его потребности в новых знаниях о том неизвестном, которое позволило бы разрешить возникшее противоречие. Объективизация неизвестного в проблемной ситуации осуществляется в форме вопроса, заданного субъектом самому себе, и является начальным звеном мыслительного взаимодействия субъекта с объектом ситуации. В ходе такого взаимодействия происходит поиск ответа на вопрос о новом знании относительно предмета, способа или условий действия. Социально-психологический аспект проблемной ситуации связан с отношением к ней познающего субъекта, в котором выражены его интересы, уровень понимания ситуации, эмоциональное ее восприятие. Проблемная ситуация может возникнуть естественным способом - в результате появления противоречия между характером возникающей проблемы и степенью готовности субъекта к ее решению. Проблемная ситуация может быть создана и искусственно, к примеру в дидактических целях для обучения студентов криминалистике.
Виды восприятия
1. По модальности (по анализаторам) выделяют:
а) зрительное,
б) слуховое,
в) осязательное,
г) обонятельное,
д) вкусовое.
2. По характеру активности:
а) непроизвольное,
б) произвольное.
3. По степени организованности:
а) неорганизованное,
б) организованное (наблюдение).
4. По характеру и
а) симультанное,
б) сукцессивное.
5. По формам существования материи:
а) восприятие пространства,
б) восприятие времени,
в) восприятие движения.
6. По объекту восприятия:
а) восприятие предметов,
б) восприятие человека,
в) восприятие речи,
г) восприятие музыки,
д) восприятие ситуаций и т.п.
2. Индивидуальные особенности восприятия
Можно выделить следующие индивидуальные
особенности восприятия:
• Конкретность
— абстрактность
Абстрактные фиксируются на выделении,
вычленении одной какой-нибудь стороны,
свойства явления или предмета и отвлечение
от остальных; конкретные привязывают
свойство к конкретному предмету;
• Аналитичность
— синтетичность
Аналитичные проявляют тенденцию к восприятию
отдельных частей, испытывая трудности
при вычленении целостной структуры, и
ориентируются на различие, синтетичные
воспринимают явления как интегрированное
целое, выделяя сходство между частями;
• Объективность
— субъективность
Объективисты обладают точным восприятием,
в большой мере соответствующим объективной
реальности; субъективисты дают субъективную
интерпретацию воспринимаемого, в значительной
мере искажающую реальность, привносят
многое от себя;
• Описательность
— объяснительность
Лица, относящиеся к описательному типу,
ограничиваются фактической стороной
того, что видят и слышат, не пытаясь объяснить
суть воспринимаемого; лица, относящиеся
к объяснительному типу, не удовлетворяются
тем, что непосредственно дано в восприятии,
всегда стараются объяснить увиденное
или услышанное;
• Цветоориентированность
— формоориентированность
Цветоориентированные предпочитают в
качестве основания классификации принимают
цветовые признаки, формоориентированные
— признаки формы.
• Визуальность
— гаптичность
Визуальные ориентируются на зрительные
образы, гаптические — на осязательно-кинестетический
канал информации. Существуют также индивидуальные
особенности восприятия, связанные с преобладающей
модальностью — визуальной, аудиальной
и др.
2.1. Виды восприятия по ведущим каналам восприятия
Школьное обучение для ребенка - это, в основном, процесс восприятия и усвоения предложенной информации. От того, какой канал у ребенка ведущий, зависит освоение многих важных навыков. В зависимости от особенностей восприятия и переработки информации людей условно можно разделить на четыре категории: Школьное обучение для ребенка - это, в основном, процесс восприятия и усвоения предложенной информации. От того, какой канал у ребенка ведущий, зависит освоение многих важных навыков. В зависимости от особенностей восприятия и переработки информации людей условно можно разделить на четыре категории: |
ВИЗУАЛЫ - люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения. ВИЗУАЛЫ это люди, которые «видят» окружающий мир. У них обычно высокий голос, зоркий взгляд, жесты горизонтальны, направлены от себя. При общении визуал смотрит в глаза и требует этого от собеседника. Около 35% из нас – визуалы. |
АУДИАЛЫ - те, кто в основном получает информацию через слуховой канал. АУДИАЛЫ - это очень редкий тип людей. Они обладают удивительно острым слухом и великолепной памятью. При общении им не обязательно смотреть на собеседника или прикасаться к нему, главное - слышать его. Люди, воспринимающие мир преимущественно посредством звуков, составляют 25% населения. |
КИНЕСТЕТИКИ - люди, воспринимающие большую часть информации через другие ощущения (обоняние, осязание и др.) и с помощью движений. КИНЕСТЕТИКИ «чувствуют» окружающий мир. Люди этой категории не умеют скрывать свои чувства, их выдают глаза, поэтому они часто их опускают. Ответы на вопросы просты, прямолинейны. Решения они принимают, опираясь на свои чувства. Среди населения кинестетики составляют 40% |
ДИСКРЕТЫ - у них восприятие информации происходит в основном через логическое осмысление, с помощью цифр, знаков, логических доводов. Как сказал один мальчик: «Я полюбил чеснок после того, как узнал, какой он полезный.» Эта категория, пожалуй, самая немногочисленная вообще среди людей. А школьникам младших и средних классов такой способ восприятия информации обычно вовсе не свойствен. |
Теперь кратко о том, как мы можем распознать у человека ведущий канал восприятия и переработки информации. Если ребенок учится в начальной школе или в средних классах, выводы делаются в основном по наблюдениям. Если это подросток или взрослый, то ему можно предложить еще и специальный опросник (самодиагностика). Теперь кратко о том, как мы можем распознать у человека ведущий канал восприятия и переработки информации. Если ребенок учится в начальной школе или в средних классах, выводы делаются в основном по наблюдениям. Если это подросток или взрослый, то ему можно предложить еще и специальный опросник (самодиагностика). Приложение 1
1.Тест аудиал, визуал, кинестетик. Диагностика доминирующей перцептивной модальности С. Ефремцева. (Методика ведущий канал восприятия) А какие органы чувств скорее “откликаются” у вас при контактах с окружающим миром? К какому типу людей относятся ваши близкие? Как они воспринимают окружающий мир: визуально, на слух, или на ощупь? Методика канала восприятия поможет вам лучше понять себя и других. У каждого из нас среди органов чувств есть ведущий, который быстрее и чаще остальных реагирует на сигналы и раздражители внешней среды. Сходство типов может способствовать любви, несовпадение порождает конфликты и недоразумения. Если вы знаете к какому типу относятся дорогие вам люди и просто знакомые, вам будет легче донести до них информацию и понять, что хотят сказать вам. Например, как люди с определенным видом восприятия узнают, что их кто-то любит? - Визуал (зрительное
восприятие) – по тому, как на него смотрят. (Кто такие дискреты - смотрите далее). Тест аудиал, визуал, кинестетик (диагностика доминирующей перцептивной модальности С. Ефремцева / методика на восприятие): Инструкция к тесту. Прочитайте предлагаемые утверждения. Поставьте знак "+", если Вы согласны с данным утверждением, и знак "-", если не согласны. Тестовый материал (вопросы). 1. Люблю наблюдать за
облаками и звездами. Ключ к тесту аудиал, визуал, кинестетик. • Визуальный канал
восприятия: 1, 5, 8, 10, 12, 14, 19, 21, 23, 27, 31, 32, 39,
40, 42, 45. Уровни перцептивной модальности
(ведущего типа восприятия) : Интерпретация результатов: Подсчитайте, количество положительных ответов в каждом разделе ключа. Определите, в каком разделе больше ответов "да" ("+"). Это Ваш тип ведущей модальности. Это ваш главный тип восприятия. Визуал. Часто употребляются слова и фразы, которые связаны со зрением, с образами и воображением. Например: “не видел этого”, “это, конечно, проясняет все дело”, “заметил прекрасную особенность”. Рисунки, образные описания, фотографии значат для данного типа больше, чем слова. Принадлежащие к этому типу люди моментально схватывают то, что можно увидеть: цвета, формы, линии, гармонию и беспорядок. Кинестетик. Тут чаще в ходу другие слова и определения, например: “не могу этого понять”, “атмосфера в квартире невыносимая”, “ее слова глубоко меня тронули”, “подарок был для меня чем-то похожим на теплый дождь”. Чувства и впечатления людей этого типа касаются, главным образом, того, что относится к прикосновению, интуиции, догадке. В разговоре их интересуют внутренние переживания. Аудиал. “Не понимаю что мне говоришь”, “это известие для меня…”, “не выношу таких громких мелодий” – вот характерные высказывания для людей этого типа; огромное значение для них имеет все, что акустично: звуки, слова, музыка, шумовые эффекты. Несмотря на то, что основных
каналов восприятия существует три, человек
обрабатывает свой жизненный опыт четырьмя
способами. Ведь существует еще и дигитальный
канал – некий внутренний монолог, связанный
со словами и числами. Дигитал (он же дискрет) – весьма своеобразный и достаточно
редко встречающийся типаж, которому свойственно
особое восприятие мира. Выражения эмоций,
разговоров о чувствах, красочного описаний
картин природы и т.п. от дискретов дождаться
сложно. Этот тип ориентирован, прежде
всего, на логику, смысл и функциональность.
В разговоре с дискретом складывается
впечатление, что он как будто ничего не
чувствует, но много знает, и еще больше
– стремится узнать, осмыслить, понять
и разложить по полочкам. Но это совсем
не так! Люди с дигитальным каналом восприятия
как раз невероятно чувствительны и ранимы
Приложение 2
|