Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 22:06, реферат
Естественно, что клиническая психология с самых ранних этапов и по настоящее время была и остается одним из ведущих направлений психологии, имеющим к тому же наибольшую практическую ценность. Сохранение психического здоровья граждан — трудная задача, требующая твердых психологических знаний.
Важно подчеркнуть тот факт, что клинический психолог — это специалист, который может работать и в учреждениях других профилей — образования, социальной защиты — там, где необходимо углубленное изучение личности человека и оказание ему психологической помощи.
Введение 3
История возникновения клинической психологии 4
Предмет, цели и структура клинической психологии 5
Кризисные состояния физиологического и психических уровней 7
Стресс как разновидность функционального состояния 7
Стресс и состояние здоровья человека 9
Проявления стресса и модели преодолевающего поведения 11
Психическая травма 13
Психогенные нервно-психические заболевания 14
Неврозы 15
Конфликт и фрустрация 16
Заключение 21
Список литературы 22
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
высшего профильного образования
«Нижегородский
Факультет социальных наук
Специальность 030301.65 «Психология»
РЕФЕРАТ
Дисциплина Введение в профессию
Тема Клиническая психология
Выполнил студент
_1__курса,__14-14__группы
____Широкова А.А._______
(Ф.И.О.)
Преподаватель
___проф. Шляхтин Г.С.____
(Ф.И.О)
Оглавление
Введение 3
История
возникновения клинической
Предмет, цели и структура клинической психологии 5
Кризисные состояния физиологического и психических уровней 7
Стресс как разновидность функционального состояния 7
Стресс и состояние здоровья человека 9
Проявления стресса и модели преодолевающего поведения 11
Психическая травма 13
Психогенные
нервно-психические заболевания
Неврозы 15
Конфликт и фрустрация 16
Заключение 21
Список литературы 22
Актуальность изучения клинической
психологии обусловлена тем, что
современная клиническая
Будущее современной медицины заключается в усилении в ней роли специалистов гуманитарного профиля. Практическое здравоохранение уже сегодня требует привлечения к участию в лечебном процессе клинических психологов, социальных работников. Поэтому в системе подготовки психологов, педагогов и социальных работников существенно возрос объем необходимых знаний, умений и навыков по клинической психологии.
Естественно, что клиническая психология с самых ранних этапов и по настоящее время была и остается одним из ведущих направлений психологии, имеющим к тому же наибольшую практическую ценность. Сохранение психического здоровья граждан — трудная задача, требующая твердых психологических знаний.
Важно подчеркнуть тот факт, что клинический психолог — это специалист, который может работать и в учреждениях других профилей — образования, социальной защиты — там, где необходимо углубленное изучение личности человека и оказание ему психологической помощи.
Термин «клиническая психология» появился в 1896 г., когда американский психолог Лайтнер Уитмер (Ligthner Witmer), обучавшийся в Институте экспериментальной психологии В. Вундта, по возвращении Лейпцига основал первую в мире психологическую клинику при Университете штата Пенсильвания в США.1 Фактически эта клиника являлась психолого-педагогическим центром, в котором обследовались и проходили курс коррекции дети с плохой успеваемостью и другими проблемами в обучении. Примечательно то, что термин «клиническая» по отношению к деятельности своего психолого-педагогического центра был использован Л. Уитмером в узком смысле: он подразумевал под ним особый метод индивидуальной работы с проблемными и, в котором главенствующую роль играла диагностика их интеллектуальных способностей посредством специальных тестов. Уникаой особенностью клинико-психологического метода Л. Уитмер считал возможность его применения по отношению к любым людям — взрослым или детям, которые отклоняются в какую-либо сторону от средних показателей психического развития, т.е. не вписываются в стандартные рамки образовательных и воспитательных программ.
На европейском континенте, в том числе в России, термин «клини¬ческая психология» не имел хождения вплоть до середины XX в. Впер¬вые это словосочетание появилось в Европе в 1946 г. в названии книги немецкого психолога В. Гельпаха (W. Hellpach), в которой он рассма¬тривал изменения психики и поведения у больных соматическими за¬болеваниями. Соответственно под клинической психологией В. Гель-пах понимал только психологию соматических больных.
Первые клинико-
Только в 1970-е гг. клиническая
психология приобретает черты
самостоятельной
Клиническая психология — это психологическая специальность широкого профиля, которая имеет межотраслевой характер и участвует в решении комплекса задач в системе здравоохранения, образования и социальной помощи.
Предмет клинической психологии — особенности психической деятельности больного в их значении для патогенетической и дифференциальной диагностики болезни, оптимизации лечения, укрепления и сохранения здоровья.
Объект клинической психологии — больной — страдающий человек, у которого нарушено физическое, душевное и социальное благополучие.
Задачи клинической психологии:
Структура клинической психологии:
Также клиническая психология условно может быть подразделена на общую и частную.
Общая клиническая психология изучает: основные закономерности психологии больного человека (категории нормальной, временно измененной и болезненной психики), психологии врача (медицинского работника), психологии повседневного обращения больного и врача, психологической атмосферы лечебного учреждения.5
Частная клиническая психология изучает:
Виды деятельности клинического психолога:
Стресс является одной из разновидностей эмоционального состояния. Под стрессом понимают неспецифический ответ организма на предъявляемые ему внешние или внутренние требования. Данное понятие было предложено канадским физиологом Г. Селье в 1936 г. Ему удалось установить, что на неблагоприятные воздействия разного рода (например холод, усталость, страх, унижение, боль и многое другое) организм отвечает не только конкретной для каждого воздействия защитной реакцией, но и общим, однотипным комплексным реагированием вне зависимости от того, какой раздражитель действует на организм.
Стресс лежит в основе таких состояний, как тревожность и депрессия.
Чтобы запустить стресс-реакцию, повреждающий фактор должен быть достаточно сильным или же продолжительным.7
Г. Селье доказал, что в любой стрессовой ситуации присутствуют три фазы. В первой фазе — фазе тревоги — осуществляется мобилизация защитных сил организма, повышающая его устойчивость. При этом организм функционирует с большим напряжением. Однако на данном этапе он еще справляется с нагрузкой с помощью поверхностной, или функциональной, мобилизации резервов, без глубинных структурных перестроек. У большинства людей к концу первой фазы отмечается некоторое повышение работоспособности.8
Вслед за первой фазой наступает вторая — ее обычно называют фазой резистенции (стабилизации), или максимально эффективной адаптации. На данном этапе отмечается сбалансированность расходования адаптационных резервов организма. Все параметры, выведенные из равновесия в первой фазе, закрепляются на новом уровне. При этом обеспечивается мало отличающееся от нормы реагирование организма на воздействующие факторы среды. Но если стресс продолжается долго или воздействующие стрессоры чрезвычайно интенсивны, то неизбежно наступает третья фаза — фаза истощения. Поскольку функциональные резервы исчерпаны на первой и второй фазах, в организме происходят структурные перестройки, но когда для нормального функционирования не хватает и их, дальнейшее приспособление к изменившимся условиям среды и деятельности осуществляется за счет невосполнимых энергетических ресурсов организма, что рано или поздно заканчивается истощением.
Стресс возникает тогда, когда организм вынужден адаптироваться к новым условиям, т. е. стресс неотделим от процесса адаптации.9
Сущность стрессовой реакции заключается в подготовительном возбуждении и активации организма, необходимой для готовности к физическому напряжению. Следовательно, стресс всегда предшествует значительной трате энергетических ресурсов организма, а затем и сопровождается ею, что само по себе может приводить к истощению функциональных резервов. При этом стресс ни в коей мере не может рассматриваться как отрицательное явление, поскольку лишь благодаря ему возможна адаптация. Кроме того, умеренно выраженный стресс оказывает положительное влияние как на общее состояние организма, так и на психические характеристики личности.
Стресс, не превосходящий
резервные возможности
В настоящее время принято разделять стресс на два основных вида: системный (физиологический) и психический. 11
Некоторые авторы разделяют факторы, вызывающие психический стресс, на две большие группы. Поэтому и психический стресс они условно делят на два вида: информационный и эмоциональный. Информационный стресс возникает в ситуациях значительных информационных перегрузок, когда человек не справляется с задачей переработки поступающей информации и не успевает принимать правильные решения в требуемом темпе, особенно при высокой ответственности за последствия принятых решений. Возникновение эмоционального стресса большинство авторов связывают с ситуациями угрозы, опасности, обиды и т. д.
Следует подчеркнуть, что подобное деление психического стресса на информационный и эмоциональный весьма условно. Данная классификация исходит из основных характеристик факторов, вызывающих стресс. На практике очень редко удается разделить информационные и эмоциональные стрессоры и определить, какие из стрессоров являются ведущими. Чаще всего в стрессовой ситуации информационные и эмоциональные стрессоры неразделимы, поскольку формирование чувств всегда связано с переработкой информации.