Клиническая психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 22:06, реферат

Описание работы

Естественно, что клиническая психология с самых ранних этапов и по настоящее время была и остается одним из ведущих направлений психологии, имеющим к тому же наибольшую практическую ценность. Сохранение психического здоровья граждан — трудная задача, требующая твердых психологических знаний.
Важно подчеркнуть тот факт, что клинический психолог — это специалист, который может работать и в учреждениях других профилей — образования, социальной защиты — там, где необходимо углубленное изучение личности человека и оказание ему психологической помощи.

Содержание работы

Введение 3
История возникновения клинической психологии 4
Предмет, цели и структура клинической психологии 5
Кризисные состояния физиологического и психических уровней 7
Стресс как разновидность функционального состояния 7
Стресс и состояние здоровья человека 9
Проявления стресса и модели преодолевающего поведения 11
Психическая травма 13
Психогенные нервно-психические заболевания 14
Неврозы 15
Конфликт и фрустрация 16
Заключение 21
Список литературы 22

Файлы: 1 файл

Клиническая Психология Реферат.docx

— 66.11 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное  учреждение

 высшего профильного  образования 

«Нижегородский государственный  университет им. Н.И.Лобачевского»

Факультет социальных наук

Специальность 030301.65 «Психология»

РЕФЕРАТ

Дисциплина Введение в профессию

Тема Клиническая психология

 

Выполнил студент

_1__курса,__14-14__группы

____Широкова А.А._______

(Ф.И.О.)

  Преподаватель

___проф. Шляхтин Г.С.____

(Ф.И.О)

 

Оглавление

Введение 3

История возникновения клинической психологии 4

Предмет, цели и структура клинической  психологии 5

Кризисные состояния физиологического и психических  уровней 7

Стресс как  разновидность функционального  состояния 7

Стресс и  состояние здоровья человека 9

Проявления  стресса и модели преодолевающего  поведения 11

Психическая травма 13

Психогенные нервно-психические заболевания 14

Неврозы 15

Конфликт  и фрустрация 16

Заключение 21

Список  литературы 22

 

 

Введение

Актуальность изучения клинической  психологии обусловлена тем, что  современная клиническая практика требует восстановления у больного не только соматического здоровья, но и оптимального психологического и социального функционирования; более того, психическое состояние  человека самым активным образом  влияет на его здоровье, зачастую являясь  условием быстроты и качества выздоровления  при заболеваниях.

Будущее современной медицины заключается в усилении в ней  роли специалистов гуманитарного профиля. Практическое здравоохранение уже  сегодня требует привлечения  к участию в лечебном процессе клинических психологов, социальных работников. Поэтому в системе  подготовки психологов, педагогов и  социальных работников существенно  возрос объем необходимых знаний, умений и навыков по клинической  психологии.

Естественно, что клиническая психология с самых ранних этапов и по настоящее время была и остается одним из ведущих направлений психологии, имеющим к тому же наибольшую практическую ценность. Сохранение психического здоровья граждан — трудная задача, требующая твердых психологических знаний.

Важно подчеркнуть тот  факт, что клинический психолог —  это специалист, который может  работать и в учреждениях других профилей — образования, социальной защиты — там, где необходимо углубленное  изучение личности человека и оказание ему психологической помощи.

 

История возникновения клинической  психологии

Термин «клиническая психология»  появился в 1896 г., когда американский психолог Лайтнер Уитмер (Ligthner Witmer), обучавшийся в Институте экспериментальной психологии В. Вундта, по возвращении Лейпцига основал первую в мире психологическую клинику при Университете штата Пенсильвания в США.1 Фактически эта клиника являлась психолого-педагогическим центром, в котором обследовались и проходили курс коррекции дети с плохой успеваемостью и другими проблемами в обучении. Примечательно то, что термин «клиническая» по отношению к деятельности своего психолого-педагогического центра был использован Л. Уитмером в узком смысле: он подразумевал под ним особый метод индивидуальной работы с проблемными и, в котором главенствующую роль играла диагностика их интеллектуальных способностей посредством специальных тестов. Уникаой особенностью клинико-психологического метода Л. Уитмер считал возможность его применения по отношению к любым людям — взрослым или детям, которые отклоняются в какую-либо сторону от средних показателей психического развития, т.е. не вписываются в стандартные рамки образовательных и воспитательных программ.

На европейском континенте, в том числе в России, термин «клини¬ческая психология» не имел хождения вплоть до середины XX в. Впер¬вые это словосочетание появилось в Европе в 1946 г. в названии книги немецкого психолога В. Гельпаха (W. Hellpach), в которой он рассма¬тривал изменения психики и поведения у больных соматическими за¬болеваниями. Соответственно под клинической психологией В. Гель-пах понимал только психологию соматических больных.

Первые клинико-психологические  исследования возникли именно в медицине – в рамках психиатрии и невропатологии.

Только в 1970-е гг. клиническая  психология  приобретает черты  самостоятельной психологической  дисциплины прикладного характера.2 

Предмет, цели и структура клинической  психологии

Клиническая психология —  это психологическая специальность широкого профиля, которая имеет межотраслевой характер и участвует в решении комплекса задач в системе здравоохранения, образования и социальной помощи.

Предмет клинической психологии — особенности психической деятельности больного в их значении для патогенетической и дифференциальной диагностики болезни, оптимизации лечения, укрепления и сохранения здоровья.

Объект клинической психологии — больной — страдающий человек, у которого нарушено физическое, душевное и социальное благополучие.

Задачи клинической психологии:

  1. изучение психических факторов, влияющих на развитие болезней, их профилактику и лечение;
  2. изучение влияния тех или иных болезней на психику и изучение психических проявлений различных болезней в их динамике;
  3. изучение характера отношений больного человека с медицинским персоналом и окружающей его микросредой;
  4. разработка принципов и методов психологического исследования в клинике;3
  5. создание и изучение психологических методов воздействия на психику человека в лечебных и профилактических целях.4

Структура клинической психологии:

  1. патопсихология;
  2. нейропсихология;
  3. психосоматика;
  4. психология соматического больного;
  5. перинатальная психология;
  6. психология аномального развития;
  7. психология отклоняющегося поведения;
  8. психологическое сопровождение диагностического и лечебного процесса;
  9. основы психологического воздействия в клинике;
  10. клиническая психология в экспертной практике

Также клиническая психология условно может быть подразделена на общую и частную.

Общая клиническая психология изучает: основные закономерности психологии больного человека (категории нормальной, временно измененной и болезненной психики), психологии врача (медицинского работника), психологии повседневного обращения больного и врача, психологической атмосферы лечебного учреждения.5

Частная клиническая психология изучает:

  1. особенности психологии больных с пограничными формами нервно-психических расстройств (наиболее чувствительных и ранимых больных), которые могут являться объектом деятельности врача любой специальности;
  2. психологию больных на этапах подготовки, проведения хирургических вмешательств и в послеоперационном периоде;
  3. особенности психологии больных, страдающих различными заболеваниями (сердечно-сосудистыми, инфекционными, новообразованиями, гинекологическими, кожными, нервно-психическими);
  4. психологию больных с дефектами органов и систем (слепота, глухота);
  5. медико-психологический аспект трудовой, военной и судебной экспертиз.

Виды деятельности клинического психолога:

  1. диагностическая;
  2. экспертная;
  3. консультативная;
  4. коррекционная;
  5. профилактическая;
  6. реабилитационная;
  7. научно-исследовательская.6 

Кризисные состояния физиологического и психических уровней

Стресс  как разновидность функционального  состояния

Стресс является одной  из разновидностей эмоционального состояния. Под стрессом понимают неспецифический ответ организма на предъявляемые ему внешние или внутренние требования. Данное понятие было предложено канадским физиологом Г. Селье в 1936 г. Ему удалось установить, что на неблагоприятные воздействия разного рода (например холод, усталость, страх, унижение, боль и многое другое) организм отвечает не только конкретной для каждого воздействия защитной реакцией, но и общим, однотипным комплексным реагированием вне зависимости от того, какой раздражитель действует на организм.

Стресс лежит в основе таких состояний, как тревожность  и депрессия.

Чтобы запустить стресс-реакцию, повреждающий фактор должен быть достаточно сильным или же продолжительным.7

Г. Селье доказал, что в любой стрессовой ситуации присутствуют три фазы. В первой фазе — фазе тревоги — осуществляется мобилизация защитных сил организма, повышающая его устойчивость. При этом организм функционирует с большим напряжением. Однако на данном этапе он еще справляется с нагрузкой с помощью поверхностной, или функциональной, мобилизации резервов, без глубинных структурных перестроек. У большинства людей к концу первой фазы отмечается некоторое повышение работоспособности.8

Вслед за первой фазой наступает  вторая — ее обычно называют фазой  резистенции (стабилизации), или максимально эффективной адаптации. На данном этапе отмечается сбалансированность расходования адаптационных резервов организма. Все параметры, выведенные из равновесия в первой фазе, закрепляются на новом уровне. При этом обеспечивается мало отличающееся от нормы реагирование организма на воздействующие факторы среды. Но если стресс продолжается долго или воздействующие стрессоры чрезвычайно интенсивны, то неизбежно наступает третья фаза — фаза истощения. Поскольку функциональные резервы исчерпаны на первой и второй фазах, в организме происходят структурные перестройки, но когда для нормального функционирования не хватает и их, дальнейшее приспособление к изменившимся условиям среды и деятельности осуществляется за счет невосполнимых энергетических ресурсов организма, что рано или поздно заканчивается истощением.

Стресс возникает тогда, когда организм вынужден адаптироваться к новым условиям, т. е. стресс неотделим от процесса адаптации.9

Сущность стрессовой реакции  заключается в подготовительном возбуждении и активации организма, необходимой для готовности к физическому напряжению. Следовательно, стресс всегда предшествует значительной трате энергетических ресурсов организма, а затем и сопровождается ею, что само по себе может приводить к истощению функциональных резервов. При этом стресс ни в коей мере не может рассматриваться как отрицательное явление, поскольку лишь благодаря ему возможна адаптация. Кроме того, умеренно выраженный стресс оказывает положительное влияние как на общее состояние организма, так и на психические характеристики личности.

 

Стресс и состояние здоровья человека

Стресс, не превосходящий  резервные возможности организма, имеет приспособительный характер (например, при умеренном стрессе отмечается позитивное изменение таких психических характеристик, как показатели внимания, памяти, мышления и др.; таким образом, стресс как целостное явление должен рассматриваться в качестве позитивной адаптивной реакции, вызывающей мобилизацию организма). Тем не менее, существуют стрессовые реакции, которые, наоборот, приводят к демобилизации систем организма. Это крайне отрицательное проявление стресса в научной литературе получило название дистресса. Трансформация стресса в дистресс происходит при чрезмерно интенсивном воздействии факторов среды и условий жизнедеятельности, при которых очень быстро истощаются функциональные резервы организма или нарушается деятельность механизмов психической регуляции, что может привести к возникновению болезненных расстройств в организме человека.10

В настоящее время принято  разделять стресс на два основных вида: системный (физиологический) и психический. 11

Некоторые авторы разделяют  факторы, вызывающие психический стресс, на две большие группы. Поэтому  и психический стресс они условно  делят на два вида: информационный и эмоциональный. Информационный стресс возникает в ситуациях значительных информационных перегрузок, когда человек не справляется с задачей переработки поступающей информации и не успевает принимать правильные решения в требуемом темпе, особенно при высокой ответственности за последствия принятых решений. Возникновение эмоционального стресса большинство авторов связывают с ситуациями угрозы, опасности, обиды и т. д.

Следует подчеркнуть, что  подобное деление психического стресса  на информационный и эмоциональный весьма условно. Данная классификация исходит из основных характеристик факторов, вызывающих стресс. На практике очень редко удается разделить информационные и эмоциональные стрессоры и определить, какие из стрессоров являются ведущими. Чаще всего в стрессовой ситуации информационные и эмоциональные стрессоры неразделимы, поскольку формирование чувств всегда связано с переработкой информации.

Информация о работе Клиническая психология