Клиническая психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 22:06, реферат

Описание работы

Естественно, что клиническая психология с самых ранних этапов и по настоящее время была и остается одним из ведущих направлений психологии, имеющим к тому же наибольшую практическую ценность. Сохранение психического здоровья граждан — трудная задача, требующая твердых психологических знаний.
Важно подчеркнуть тот факт, что клинический психолог — это специалист, который может работать и в учреждениях других профилей — образования, социальной защиты — там, где необходимо углубленное изучение личности человека и оказание ему психологической помощи.

Содержание работы

Введение 3
История возникновения клинической психологии 4
Предмет, цели и структура клинической психологии 5
Кризисные состояния физиологического и психических уровней 7
Стресс как разновидность функционального состояния 7
Стресс и состояние здоровья человека 9
Проявления стресса и модели преодолевающего поведения 11
Психическая травма 13
Психогенные нервно-психические заболевания 14
Неврозы 15
Конфликт и фрустрация 16
Заключение 21
Список литературы 22

Файлы: 1 файл

Клиническая Психология Реферат.docx

— 66.11 Кб (Скачать файл)

Следует отметить, что эмоциональный стресс вызывает такие же изменения в организме, как и стресс физиологический. Например, перед выходом космического корабля на лунную орбиту сердце у американского астронавта Э. Бормана билось с частотой 130 ударов в минуту, а в момент посадки на Луну пульс у другого астронавта — Э. Армстронга — достиг 156 ударов в минуту вместо обычных 77. Аналогичная картина наблюдалась у другого астронавта, Ч. Эрвина, у которого пульс составлял 180 ударов в минуту при обнаружении неисправности энергосистемы. У летчиков в момент дозаправки самолета в воздухе пульс возрастает до 186 ударов в минуту.

Подобные физиологические  изменения вызывает не только опасность, но и ситуации, связанные с высокой ответственностью за выполняемую деятельность и ожидание поступления новой, совершенно нестандартной и необычной информации. Например, во время спуска советского лунохода с посадочной площадки на поверхность Луны частота пульса у членов наземного экипажа резко повысилась и достигла 130-135 ударов в минуту, хотя никакой опасности для их жизни не было.

Таким образом, психический  стресс можно охарактеризовать как состояние организма, возникающее в процессе взаимодействия индивида с внешней средой, сопровождающееся значительным эмоциональным напряжением в условиях, когда нормальная адаптивная реакция оказывается недостаточной.

Возникновение и течение стресса в первую очередь зависит от индивидуальных особенностей человека. Люди реагируют на одинаковые нагрузки по-разному. Сресс-факторы так же могут быть как психосоциальными, так и физическими.

Установлено, что характер реакции предопределяет возникающие  вследствие стресса заболевания. Например, в результате обследования 88 врачей медицинского факультета Вашингтонского университета выяснилось, что из 96 серьезных заболеваний, перенесенных ими за последние 10 лет, 90 приходились на год, непосредственно следовавший за потрясением. Те из обследуемых, у кого было потрясение особо сильное, заболели или получили травму быстрее — в течение 8 месяцев после него. Кроме этого, было установлено, что из веселых и добродушных врачей, участвовавших в эксперименте, через 25 лет умерли только 2%, а из раздражительных и злых - 14% (на момент эксперимента всем было по 25 лет). Аналогично среди юристов: 4 и 20% соответственно. Таким образом, люди, которые часто сердятся и раздражаются, рискуют потерять не только расположение друзей, но и жизнь; у них вырабатывается и поступает в кровь слишком много адреналина.12

Проявления  стресса и модели преодолевающего  поведения

Первым в предельно  переносимых экстремальных условиях проявляется эмоционально-поведенческий субсиндром, затем следует вегетативный (субсиндром превентивно-защитной вегетативной активности). После них преимущественно выраженными становятся когнитивный (субсиндром изменения мыслительной активности при стрессе) и социально-психологический (субсиндром изменения общения при стрессе).

Проявления стресса

Эмоционально-поведенческие: активность поведения, раздражительность и т. п.

Вегетативные: повышение частоты сердечных сокращений, увеличение артериального давления, мышечное напряжение, покраснение лица, повышение потливости

Когнитивные: изменение внимания, памяти, мышления

Социально-психологические: нарастание проблем в общении


 

Основными причинами психоэмоционального стресса могут быть:

1)факторы окружающей среды;

2)индивидуальная реакция на них.

Основным фактором, вызывающим стресс, является профессиональная деятельность. Это могут быть:

1)низкий статус, маленькая зарплата, плохие перспективы служебного роста;

2)нереалистично высокие ожидания от работы;

3)сверхурочные и неподходящие для человека часы работы;

4)организационные проблемы, когда человек вынужден работать не только за себя, но и еще за кого-то, особенно если это связано с дефицитом времени: повышается нагрузка, ответственность и, как следствие, количество ошибок;

5) неопределенность: если предприятие реорганизуется, перепрофилируется и т. д. и человек не знает, что будет с ним — останется ли его должность в штатном расписании или ему предстоит увольнение;

6) небезопасность: если в профессиональной деятельности встречаются ситуации, несущие угрозу жизни;

7) нечеткие ролевые обязанности, когда работник не знает, что входит в его должностные обязанности, а что не входит, и поэтому ему неизвестно — что делать, за что отвечать;

8) частые конфликты с руководителями;

9) конфликты с коллегами.

Наконец, могут быть и  специфические источники стресса, связанные с определенными видами работы:

1) недостаток разнообразия;

2) трудные клиенты или подчиненные;

3)недостаточная профессиональная подготовка;

4)слишком эмоциональное отношение к клиентам и подчиненным (синдром «сгорания», бывает у профессиональных практических психологов, врачей, медсестер, социальных работников);

5)профессиональная ответственность (хирурги, авиадиспетчеры, диспетчеры на атомных станциях).

Перечисленные факторы являются объективными, они независимо от личностных особенностей человека приводят к стрессу.

Существуют и субъективные стресс-факторы. К ним относятся индивидуальные и ситуативные особенности. 13

 

Психическая травма

Термин «психическая травма»  используется при описании критического состояния на психологическом уровне его существования и применяется при интерпретации психогенных заболеваний. Психогении — разнообразные болезненные состояния, возникающие вследствие отрицательных психических воздействий, т. е. психических травм. Угроза жизни, потеря близкого человека, семейные неурядицы, обида, неразделенная любовь и масса других отрицательных переживаний могут вызывать функционально-динамические нарушения нервной деятельности.14

Психогении возникают  вследствие одномоментной сильной  психической травмы или же могут  быть результатом относительно слабого, но длительного психического травмирования. Большое значение для их возникновения имеет предварительное изменение соматического состояния, ослабленность организма предшествующими заболеваниями, недосыпаниями, кровопотерями. Психогении являются принципиально полностью обратимыми болезненными состояниями и обычно исчезают спустя какое-то время после минования травмирующей ситуации.15

Непсихотические психогенные расстройства часто относят к клиническим формам так называемой малой психиатрии. Все болезненные нервно-психические нарушения здесь часто объединяют общим термином — «пограничные состояния». Такое название подчеркивает, что они находятся на границе между нормой и патологией, между психотическими и непсихотическими формами психических болезней, между психическими и соматическими болезнями. В широком плане это все проблемы переживаний человека в связи с интимно-личностными, межличностными и социальными конфликтами и различные психогенные психические и психосоматические реакции, как в рамках нормы, так и патологии. Все они являются выражением чисто человеческих проблем, проявлением человеческой сущности в трудной жизненной ситуации.

 

Психогенные нервно-психические заболевания

Психические расстройства, входящие в эту группу, объединяются общим признаком — психогенностью, т. е. главной причиной заболевания считается психологический фактор или, как чаще говорят, психическая травма. Психогенные заболевания делятся обычно на две группы — неврозы и реактивные психозы.16

Реактивные психозы развиваются  чаще всего после шоковых, сверхсильных психических травм. Психические травмы отличаются большой силой, интенсивностью и внезапностью действия (стихийные бедствия, внезапные нападения с угрозой для жизни). Ввиду непосредственного воздействия на инстинктивную сферу человека сами эти воздействия не осознаются человеком в полной мере, а в силу быстроты действия не вызывают сознательной интрапсихической переработки их содержания и значения. Поэтому такие психические травмы обычно приводят к реактивным психозам типа аффективно-шоковых реакций (с психомоторным возбуждением либо, напротив, с обездвиженностью), а также другим реактивным психозам с более сложными психопатологическими картинами — истерическим, бредовым и депрессивным психозами.

Основным клиническим  критерием реактивного психоза  является отсутствие достаточной интрапсихической переработки ситуации, что сопровождается отсутствием переживания психопатологических расстройств как личностно чуждых и болезненных.

 

Неврозы

В. А. Гиляровский считал, что неврозы — это болезненно переживаемые и сопровождаемые расстройствами в соматической сфере срывы личности в ее общественных отношениях, вызванные  психическими факторами и не обусловленные  органическими изменениями, с тенденцией к активной переработке и компенсации. В отличие от реактивных психозов при неврозах имеется личностная переработка психотравмы, она болезненно переживается и проявляется комплексом преимущественно эмоционально-поведенческих и соматовегетативных

расстройств. При неврозах происходит «срыв» личности в ее отношениях с окружающими, и человек обычно стремится к преодолению и компенсации возникающих расстройств. Таким образом, основные особенности неврозов:

1) психогенный фактор как причина;

2) вегетосоматические проявления;

3) личностный характер;

4)тенденция к переработке возникших нарушений в соответствии с социальной значимостью психической травмы.

Невроз определяют как  психогенное (конфликтогенное) функциональное личностное расстройство, которое проявляется преимущественно эмоциональными нарушениями, нарушениями поведения и нарушениями нейровегетативной регуляции внутренних органов. Невроз — это следствие неразрешимого внутриличностного мотивационного конфликта при недостаточной эффективности механизмов психологической защиты.17

По мере углубления невротических  расстройств в динамике невроза  наблюдается и усугубление соматобиологических сдвигов, перестройка гомеостаза (психоэндокринных соотношений, вегетативной регуляции), однако грубой органической деструкции органов, как это происходит при психосоматических заболеваниях, не происходит. Возможно, отмечают П. И. Сидоров, А. В. Парняков, что невроз — это не только своеобразная личностная адаптация к психотравмирующим воздействиям социальной среды, но и своеобразная защита организма от органической деструкции при увеличении психоэмоционального напряжения путем использования особых, невротических механизмов перестройки гомеостаза.

 

Конфликт  и фрустрация

Термин «конфликт» также  используется в различных значениях. Наиболее часто психологи понимают конфликт как столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия.

Конфликт представляет собой противостояние людей (межличностные конфликты) или групп с противоположно направленными интересами, мнениями, позициями, целями, достижение которых ущемляет интересы противостоящей стороны (групповые конфликты).18

Субъектом конфликта могут  быть двое или более людей, социальные группы, а также один человек с его внутренними переживаниями (внутриличностные конфликты).

При внутриличностных конфликтах рассматриваются три его возможных варианта.

1.Человек стоит перед выбором из альтернативных решений, равных по привлекательности, но взаимоисключающих друг друга.

2. Предлагается выбор из явно непривлекательных альтернатив (из двух зол меньшее зло).

3. Выбор в равной мере и привлекателен, и неизбежно ведет к негативным последствиям.

Внутриличностные конфликты включают в себя также когнитивные, ролевые, экзистенциальные и другие типы конфликтов.

В когнитивных конфликтах содержится противоречие несовместимых  представлений. Например, человек, которого воспринимают как исключительно  благородного и порядочного, совершает  некрасивый поступок. Иногда такая  ситуация трактуется как когнитивный диссонанс.

Экзистенциальный конфликт связан с самоанализом глубинных проб-лем внутринсихической реальности: проблем смысла существования, оправдания.

 

При наличии конфликтной ситуации (противостояния с намерением решить свои проблемы в ущерб другой стороне) и повода, определяющего начало проявления сторонами активности для достижения целей, конфликт может разрастаться с включением в него новых сил и новых людей. При забвении первоначальной причины конфликта ожесточенность негативных воздействий может нарастать.

 

 

Конфликтные ситуации сопровождаются сильными эмоциональными переживаниями, ухудшением отношений с окружающими. Однако одновременно отмечаются и положительные функции конфликта.

 

Можно выделить собственно конфликт как осознанное противоречие между общающимися личностями или группами при наличии попыток их разрешения на фоне эмоциональных отношений и конфликтную ситуацию, включающую альтернативные взгляды, противоречивые позиции, противоположные цели или средства их достижения.

 

Конфликтные ситуации сопровождают нас от рождения до самого последнего дня. Однако не каждая конфликтная ситуация перерастает в конфликт. Чтобы конфликт начал развиваться, необходим инцидент, при котором одна из сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой стороны. Если противоположная сторона отвечает тем же, конфликт из потенциального переходит в актуальный и далее может развиваться как прямой или опосредованный, конструктивный стабилизирующий или неконструктивный. В качестве субъекта взаимодействия в конфликт может вступать как отдельное лицо (внутриличностный конфликт), так и два или несколько лиц (межличностный конфликт).

Информация о работе Клиническая психология