Клиническая психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 22:06, реферат

Описание работы

Естественно, что клиническая психология с самых ранних этапов и по настоящее время была и остается одним из ведущих направлений психологии, имеющим к тому же наибольшую практическую ценность. Сохранение психического здоровья граждан — трудная задача, требующая твердых психологических знаний.
Важно подчеркнуть тот факт, что клинический психолог — это специалист, который может работать и в учреждениях других профилей — образования, социальной защиты — там, где необходимо углубленное изучение личности человека и оказание ему психологической помощи.

Содержание работы

Введение 3
История возникновения клинической психологии 4
Предмет, цели и структура клинической психологии 5
Кризисные состояния физиологического и психических уровней 7
Стресс как разновидность функционального состояния 7
Стресс и состояние здоровья человека 9
Проявления стресса и модели преодолевающего поведения 11
Психическая травма 13
Психогенные нервно-психические заболевания 14
Неврозы 15
Конфликт и фрустрация 16
Заключение 21
Список литературы 22

Файлы: 1 файл

Клиническая Психология Реферат.docx

— 66.11 Кб (Скачать файл)

 

Конструктивным  конфликт может быть тогда, когда  оппоненты не выходят за рамки  деловых аргументов и отношений. При этом могут наблюдаться различные  стратегии поведения. Р. Блейк и  Дж. Моутон выделяют:

  1. соперничество (противоборство), сопровождающееся открытой борьбой за свои интересы;
  2. сотрудничество, направленное на поиск решения, удовлетворяющего интересы всех сторон;
  3. компромисс — урегулирование разногласий через взаимные уступки;
  4. избегание, заключающееся в стремлении выйти из конфликтной ситуации, не решая ее, не уступая своего, но и не настаивая на своем;

 

  1. приспособление  — тенденция сглаживать противоречия, поступаясь своими интересами.19

 

Обобщенное  выражение этих стратегий поведения  характеризуется как корпоративность  и напористость. Развитие конфликта  обычно идет в такой последовательности (А. В. Петровский, М. Г. Ярошев-ский, 1998):

  1. постепенное усиление участников конфликта за счет введения более активных сил, а также за счет накопления опыта борьбы;
  2. увеличение количества проблемных ситуаций и углубление первичной проблемной ситуации;
  3. повышение конфликтной активности участников, изменение характера конфликта в сторону его ужесточения, вовлечения в конфликт новых лиц;
  4. нарастание эмоциональной напряженности, сопровождающей конфликтные взаимодействия, которая может оказать как мобилизующее, так и дезорганизующее влияние на поведение участников конфликта;20
  5. изменение отношения к проблемной ситуации и конфликту в целом.

 

Межличностные конфликты возникают между различными людьми, имеющими противостоящие цели и стремящимися навязать друг другу свое мнение, свою волю. Такие конфликты характеризуются:

 

1) нарушением норм взаимодействия и сотрудничества (вместо базовой 
модели, основанной на сотрудничестве, используется базо вая модель 
взаимоотношений, основанная на конкуренции и конфронтации);

  1. столкновением ценностных ориентации, интересов, материальных и карьерных притязаний (последствие конфронтации);
  2. ростом конкурентности, соперничества, соревновательности (апломб, амбиции);
  3. рассогласованием между целью деятельности и способом ее достижения (на достижение незначимой цели в конфликте могут тратиться значительные усилия).

 

В основе межличностных конфликтов может  лежать психологическая несовместимость  его участников (основанная на взаимных негативных трансферных реакциях).

 

Высокое эмоциональное возбуждение в  конфликте снижает интеллектуальный потенциал его участников (нормальное распределение — зависимость между эмоциями и когнициями).

 

При возникновении конфликтов между  личностью и группой, как правило, отмечается наличие у индивидуума  таких черт, как амбициозность, апломб, упрямство, завышенный уровень притязаний и завышенная самооценка (часто личность с психопатическими чертами).

 

Что касается групповых конфликтов, то уровень экстремальности в данном случае наиболее высок, поскольку в  психологическом функционировании группы существуют свои законы ее развития, групповая динамика, которая вмешивается, усиливает конфликт (снижение интеллектуального  потенциала, нивелирование ответственности, усиление эмоциональных компонентов  общения, феномен сдвига риска).21

 

У представителей умственного труда  экстремальные условия, определяемые ожесточившимися конфликтами, приводят к снижению профессиональной работоспособности  до 70%, причем негативное психическое  состояние продолжается еще несколько  часов, а то и дней после завершения конфликта. При этом как причиной, так и поводом для конфликта  могут служить факторы, не имеющие  большой значимости для конфликтующих  людей.

Психологический «ущерб» от конфликта часто намного превышает цену достигнутого в его результате успеха, поскольку события развиваются на фоне сильных эмоциональных переживаний.

 

Фрустрация — это: 1) психическое состояние, выражающееся в характерных особенностях переживаний и поведения, вызываемых объективно непреодолимыми или субъективно воспринимаемыми трудностями, возникающими на пути к достижению цели или решению задач; 2) состояние краха и подавленности, вызванное переживанием неудачи (А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский, 1998). П. И. Сидоров, А. В. Пар-пиков называют фрустрацией критическую ситуацию и одновременно состояние человека при невозможности реализации им тех или иных потребностей.22

Фрустрация — состояние, когда на пути достижения значимой цели человек встречает непреодолимое препятствие. Фрустрация определяется также как психическое состояние, вызванное неуспехом в удовлетворении потребности, желания. Это переживание неудачи. Состояние фрустрации сопровождается различными отрицательными переживаниями — разочарованием, раздражением, тревогой, отчаянием.

 

Фрустрации возникают в ситуациях конфликта, когда удовлетворение потребности наталкивается на непреодолимые преграды. Необходимым признаком фрустрирующей ситуации, согласно большинству определений, является наличие сильной мотивированности достичь цели (удовлетворить потребность).

 

Фрустрация несет в себе и негативные, и позитивные эффекты. Позитивные эффекты фрустрации связаны с мобилизацией психологических ресурсов, открывающей возможность для личностного развития и роста. Усиливающееся в состоянии фрустрации напряжение может помочь человеку обрести новый взгляд на ситуацию в целом (переоценка ситуации), пересмотреть свои предыдущие действия и увидеть новые и ранее не замечаемые обходные пути ее достижения или может обнаружиться альтернативная цель, вполне удовлетворяющая потребность (замена цели). При конструктивной фрустрации не только восстанавливается временно утраченное психологическое равновесие, но и идет развитие личности. Человек обучается ставить реальные цели, учится манипулировать «точкой цели», отказываясь от несбыточного.23

 

Существуют и негативные эффекты фрустрации. Увеличение напряжения и эмоциональное возбуждение при фрустрации могут оказаться столь велики, что под воздействием аффекта утрачивается конструктивность действий: человек волнуется, впадает в панику, теряет контроль. Может возникнуть и когнитивная ограниченность — становятся невозможными рациональные процессы размышления и адекватность принятия решений. Высокий уровень фрустрации приводит к дезорганизации деятельности и снижению ее эффективности. Частые фрустрации ведут к формированию отрицательных черт поведения, агрессивности, возбудимости, враждебности, негативизму.

 

Возникновение фрустрации обусловлено не только объективной ситуацией, но зависит и от особенностей личности человека. Имеют значение такие черты, как эгоцентризм с сосредоточенностью на собственных субъективно значимых интересах с повышенной чувствительностью к нарушению этих интересов (обидчивость), инфантилизм с недостаточной дифференцированностью личностной структуры.

Как правило, состояние фрустрации достаточно неприятное и напряженное, чтобы не стремиться избавиться от него. Планируя свое поведение на пути к достижению поставленных целей, человек одновременно мобилизует блок обеспечения цели определенными действиями. В этом смысле говорят об энергетическом обеспечении целенаправленного поведения. В том случае, если перед запушенным в ход механизмом вдруг неожиданно возникает препятствие, неизбежно наблюдаются концентрация нереализованной энергии, повышение уровня активации подкорковых образований, в частности ретикулярной формации. Переизбыток нереализуемой энергии вызывает чувство дискомфорта и напряжения.24

 

Заключение

Сегодня клиническая  психология является самой популярной из прикладных отраслей психологической  науки. Так, в Американской психологической  ассоциации, наиболее многочисленной и влиятельной психологической  организации в мире, семь из восьми подразделений занимаются теоретическими и прикладными проблемами психического здоровья. В нашей стране бум клинической  психологии только начинается. Огромный дефицит специалистов этой области  в здравоохранении постепенно начинает восполняться за счет увеличения курсов и кафедр в вузах, обучающих клинических  психологов. Образуются ассоциации психологов, способствующие консолидации специалистов для решения организационных, методических и практических проблем. Интерес  к этой области знания постоянно  растет. В рейтинге, проведенном  американским журналом «Деньги», психология занимает четвертое место в списке 50 наиболее перспективных профессий XXI в.

 

Список литературы

  1. Абабков В.А. Неврозы. СПб., 2002.
  2. Т.В. Зозуля. Основы социальной и клинической психиатрии, 2001.
  3. Клиническая психология. Под ред. Б.Д. Карвасарского СПб, 2011.
  4. Н.Д. Лакостина, И.И.Сергеев, О.Ф.  Панкова Клиническая психология, 2007.
  5. Л.А. Пергаменщик. Кризисная психология. Минск, 2004.
  6. Н.В. Репина,  Д.В. Воронцов, И.И. Юматова Основы клинической психологии. 2003.
  7. В.Г. Ромек, В.А.  Канторович, Е.И. Крукович Психологическая помощь в кризисных ситуациях. СПб, 2005.
  8. Красило А.И. Психологическое консультирование посттравматических состояний. М, 2004.
  9. Травма и психическая помощь. Под ред. Д.А. Леонтьева, А.Н. Моховикова. М., 2007.
  10. Демьянов Ю.Г. Основы психопрофилактики и психотерапии. СПб, 1999.
  11. Лытаев С.А., Овчинников Б.В., Дьяконов И.Ф. Основы клинической психологии и медицинской психодиагностики. СПб., 2008.
  12. Меновщиков В.Ю. Психологическое консультирование: работа с кризисными и проблемными ситуациями. М., 2005.
  13. Нагаев В.В., Жолковская Л.А. Основы клинической психологии. М., 2007.
  14. Перре М., Бауман У. Клиническая психология. СПб., 2003.
  15. Сидоров П.И., Парняков А.В. Введение в клиническую психологию: Учебник для студентов. М.; Екатеринбург, 2000. Т.1.

1 Перре М., Бауман У. Клиническая психология. СПб., 2003.

2 Т.В. Зозуля. Основы социальной и клинической психиатрии, 2001.

3 Н.В. Репина,  Д.В. Воронцов, И.И. Юматова Основы клинической психологии. 2003.

4 Т.В. Зозуля. Основы социальной и клинической психиатрии, 2001.

5 Н.Д. Лакостина, И.И.Сергеев, О.Ф.  Панкова Клиническая психология, 2007.

6 Клиническая психология. Под ред. Б.Д. Карвасарского. СПб, 2011.

7 В.Г. Ромек, В.А.  Канторович, Е.И. Крукович Психологическая помощь в кризисных ситуациях. СПб, 2005.

8 Л.А. Пергаменщик. Кризисная психология. Минск, 2004.

9 В.Г. Ромек, В.А.  Канторович, Е.И. Крукович Психологическая помощь в кризисных ситуациях. СПб, 2005.

10 Нагаев В.В., Жолковская Л.А. Основы клинической психологии. М., 2007.

12 Меновщиков В.Ю. Психологическое консультирование: работа с кризисными и проблемными ситуациями. М., 2005.

13 Перре М., Бауман У. Клиническая психология. СПб., 2003.

14  Травма и психическая помощь. Под ред. Д.А. Леонтьева, А.Н. Моховикова. М., 2007.

15 Меновщиков В.Ю. Психологическое консультирование: работа с кризисными и проблемными ситуациями. М., 2005.

16 Красило А.И. Психологическое консультирование посттравматических состояний. М, 2004.

17 Абабков В.А. Неврозы. СПб., 2002.

18 Лытаев С.А., Овчинников Б.В., Дьяконов И.Ф. Основы клинической психологии и медицинской психодиагностики. СПб., 2008.

19 Л.А. Пергаменщик. Кризисная психология. Минск, 2004.

20 Красило А.И. Психологическое консультирование посттравматических состояний. М, 2004.

21 Демьянов Ю.Г. Основы психопрофилактики и психотерапии. СПб, 1999.

22 Лытаев С.А., Овчинников Б.В., Дьяконов И.Ф. Основы клинической психологии и медицинской психодиагностики. СПб., 2008.

23 Сидоров П.И., Парняков А.В. Введение в клиническую психологию: Учебник для студентов. М.; Екатеринбург, 2000. Т.1.

24 Красило А.И. Психологическое консультирование посттравматических состояний. М, 2004.

Нижний Новгород, 2013

 

 


Информация о работе Клиническая психология