Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 16:58, контрольная работа
Каким образом мы учимся отличать норму от патологии? В процессе развития, с ранних лет мы познаем себя и других людей. Мы видим, что люди отличаются между собой, и что они реагируют на одни и те же события по-разному. Мы учимся взаимодействовать друг с другом, и в процессе становления личности, столкновения с различными социальными институтами, мы знакомимся с определенными правилами, установленными обществом, - правилами поведения, правилами мышления. Существуют некие общественные правила поведения, обусловленные исторически, с целью сохранения жизни, здоровья и благополучия людей в социуме.
ВВЕДЕНИЕ
Психическая норма.
Определение психической нормы.
Основные подходы к определению «норма – патология».
Психическое здоровье.
Акцентуации личности (характера).
Определение акцентуации.
Типы акцентуации.
Психическая патология.
Определение психической патологии.
Виды психических патологий.
Основные принципы разграничения психологических феноменов и психопатологических симптомов
ВЫВОДЫ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
МАРИУПОЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ
Группа: ІН22-10-12-С4Пс (2,6з)
№ зачетной книжки: ІН22-000887
ФИО студента: Оксаниченко М.Е.
Адрес: ул. 60 лет СССР, д. 29, кв. 58
Телефон: 526020
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Дисциплина: Клиническая психология
Специальность: Практическая психология
Вариант: 7
Тема: Клинические проявления психической нормы и патологии
Преподаватель: Карида В.А.
Методист: Давыдова А.В.
Мариуполь 2013 г.
ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ
ВЫВОДЫ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Введение
Вопрос определения, что является нормой в отношении психики человека, а что можно считать психическими отклонениями, является достаточно сложным, и граница между нормой и отклонением может быть довольно-таки расплывчатой.
Каким образом мы учимся отличать норму от патологии? В процессе развития, с ранних лет мы познаем себя и других людей. Мы видим, что люди отличаются между собой, и что они реагируют на одни и те же события по-разному. Мы учимся взаимодействовать друг с другом, и в процессе становления личности, столкновения с различными социальными институтами, мы знакомимся с определенными правилами, установленными обществом, - правилами поведения, правилами мышления. Существуют некие общественные правила поведения, обусловленные исторически, с целью сохранения жизни, здоровья и благополучия людей в социуме. Такими правилами могут быть обычаи, традиции и нравственные нормы. Во всех мировых религиях также очерчены определенные правила поведения, мышления, которые, будучи верно истолкованы, направляют человека по пути его развития и сохранения его от разрушения себя и окружающего мира.
Мы учимся гармонично взаимодействовать с такими правилами, принимать их либо не принимать, исходя из собственного отношения к ним либо отношения к людям, их представляющим. Для кого-то одни правила могут быть понятными и принятыми в силу их совпадения с личными характеристиками человека, в том числе его характером. А для других такие же правила могут вызвать негативную реакцию, и это также будет обусловлено его собственными качествами характера. В таком случае может возникнуть вопрос – какие правила брать за основу для определения «нормальности» или «ненормальности» психики человека? Что вообще означает понятие «норма»? Как можно отличить человека психически здорового от человека с психической патологией? Что является психической патологией? В этой работе я попытаюсь ответить на указанные вопросы и разграничить клинические проявления психической нормы и патологии.
Психическая норма – относительное понятие, она может быть определена лишь оценочным суждением с использованием тех или иных критериев. В свою очередь, именно при ограничении определенной психической нормы, очерчивании ее пределов, возможно отличить и установить здоровые состояния человеческой психики и наличие психических отклонений, то есть фактически – отклонений от психической нормы. Что же означает само понятие психической нормы?
1.1. Определение психической нормы
Норма – понятие социально обусловленное. Это руководящее правило, образец. Это среднестатистическая величина, то, что характерно для большинства людей. Обратимся к определению понятия «нормы» в словарях русского языка.
Норма (от лат. norma - руководящее начало, правило, образец), 1) узаконенное установление, признанный обязательным порядок. 2) Установленная мера, средняя величина чего-нибудь (напр., норма выработки). 3) В полиграфии - совокупность сведений (номер типографского заказа, сокращенное название издания или фамилия автора книги), помещаемых в левом нижнем углу 1-й полосы печатного листа (из «Энциклопедического словаря» под редакцией Введенского Б.А.).
Норма - 1. Узаконенное установление, признанный обязательным порядок, строй чего-н. Н. поведения. Нормы литературного языка. Войти (прийти) в норму (прийти в порядок, в обычное состояние). 2. Установленная мера, средняя величина чего-н. Н. выработки. Н. высева семян. Н. выпадения осадков. * В норме кто-что (разг.) - чувствует себя нормально, находится в нормальном состоянии (из «Толкового словаря русского языка» Ожегова С.И.).
Норма – (ж. лат.) общее правило, коему должно следовать во всех подобных случаях; образец или пример. Норма́льное состоянье, обычное, законное, правильное, не выходящее из порядка, не впадающее ни в какую крайность. Нормальный вес, мера, принятые за общее где-либо правило и служащие основаньем; единица веса и меры (из «Толкового словаря живого великорусского языка» Даль В.И.).
Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) предлагает следующее определение "нормы": норма - этический стандарт, модель поведения, рассматриваемая как желательная, приемлемая и типичная для той или иной культуры.
Наиболее распространенным пониманием понятия «психической нормы» является следующее – это общепринятые в обществе требования к различным параметрам проявлений психической активности человека.
То есть при определении психической нормы существует привязка к определению образцов, стандартов, к определению отклонений, то есть понятие «психическая норма», в свою очередь, опирается на определение критериев общепринятого, наиболее распространенного, и понятие «патология».
Таким образом, к определению «психической нормы» можно отнести: - состояние индивидуальной психики относительно самой себя; - соответствие общественным правилам, стандартам, наиболее распространенным характеристикам, которые являются неким образцом; - способность к адаптации, к принятию решению, к самостоятельной жизнедеятельности в обычных, «нормальных» условиях; - отсутствие психических болезней, патологий.
По сути указанных
определений психическая норма
– это состояние, в котором
человеку комфортно, при способностях
к жизнедеятельности и
1.2. Основные подходы к определению «норма – патология»
В психологии одним из источником заимствования является понятийный аппарат медицины, в частности, психиатрии. В психиатрии понятие "нормы" традиционно существует в виде дихотомии "норма - патология".
Впервые вопрос о норме возник в тех областях психиатрии и психологии, которые имели дело с так называемыми пограничными явлениями, такими как психопатии. Усилению интереса к проблеме нормы и патологии способствовал психоанализ З. Фрейда, включивший "психопатологии обыденной жизни". В 1908 году вышла статья Ганнушкина "Постановка вопроса о границах душевного здоровья", в которой он указал, что установить пограничную линию между нормальными и патологическими явлениями практически невозможно, потому что между здоровьем и заболеванием существует множественные многообразные ступени.
В современной науке выделяют несколько подходов к пониманию "нормы":
1. Статистический подход. Этот подход состоит в понимании нормы как чего-то среднего, установившегося, не выделяющегося из массы, как наиболее приспособленного, адаптированного к окружающей среде. Как правило, чем реже встречается та или иная форма поведения, тем больше вероятность, что ее будут понимать как аномальную. Грубо говоря, исходя из статистического подхода, быть нормальным - значит быть как все, соответствовать усредненному стандарту оценки возможностей человека. Однако, поскольку нормативы, полученные статистическим путем, обусловлены культурно, исторически, территориально, они являются относительными и не могут в полной мере быть критериями «нормальности». Отождествление нормальности с часто встречающимся резко снижает представление о человеческом развитии, низводя его до уровня приспособления к расхожим шаблонам поведения. Статистически "нормальное" общество не будет развиваться. Следовательно, необходимы вариации норматива для развития общества.
2. Адаптационный подход – исходит из такого утверждения, что быть нормальным - значит быть приспособленным, адаптированным. Достоинство такого подхода состоит в целостном взгляде на человека, живущего в изменяющихся условиях. При этом социальная адаптация является сужением приспособленности. Последователи этого подхода рассматривают «норму» в связи с понятием "адаптация". При этом адаптация понимается, во-первых, как динамическое равновесие между организмом и средой, а во-вторых, как динамическое равновесие между психическими процессами и деятельностью человека. Для нормы характерным признаком является наличие жизненной цели; наличие устойчивых структурных черт личности в процессе её развития и тех черт, которые изменяются в процессе её развития. В целом норма и ненорма - это постоянно процесс, в ходе которого личность достигает или не достигает своего функционального оптимума (оптимума психического функционирования). То есть, норма - процесс достижения личностью функционального оптимума и динамического равновесия в реализации целей самосохранения, развития и самореализации. Понятие "нормы" смещается до границ индивида. Каждый человек рассматривается по отношению к самому себе: каким он был, каким он стал. Таким образом, проблема нормы значительно снижается.
3. Культурно-релятивистский подход. Исходя из такого подхода, о норме и патологии можно судить лишь на основании соотношения особенностей культуры определенных социальных групп, к которым принадлежат исследуемые. То, что совершенно нормально для одной социальной группы, для прочих будет рассматриваться как патология. То есть, нормальное – это то, что соответствует представлениям данной культуры о норме. Однако, множественность социальных отношений, "социумов", к которым принадлежит любой индивид, и неоднородность предъявляемых каждым таким социумом требований, исключают однозначное определение нормального и патологического поведения. Поэтому поведение индивида регулируется не единым набором норм, а множеством требований, хотя и связанных между собой, но не совпадающих и подчас не согласуемых друг с другом (например, требования родственников, друзей, трудового коллектива, социальной среды и т.д.). Кроме того, существуют универсальные психические расстройства, например, старческое слабоумие, которые не зависят ни от культуры, ни от ранга.
4. Психопатологический подход. Является достаточно распространенным среди исследователей, которые стали принимать за основу оценки негативные критерии нормы. Исходя из этого подхода, норма понимается, прежде всего, как отсутствие каких-либо выраженных патологических симптомов. Если у человека этих симптомов не обнаруживается, значит, он нормален, значит, он здоров. Таким образом, здоровье определяется через нездоровье, норма - через аномалию. Однако, и этот подход не лишен некоторой однобокости.
5. Гуманитарный (гуманистический) подход. Проявляется в оценке нормы самой по себе при отсутствии дихотомии "норма-патология". Этот подход прямо противоположен психопатологическому подходу, поскольку описывает критерии психического здоровья и пытается выделить то позитивное, что несет в себе нормальная личность. Рассматривает не отсутствие тех или иных ущербов и недугов, а самочувствие личности как некоторое особое достояние, полнота.
Данный подход тесно
связан с теорией личности. Норма
- это человек
- эффективное восприятие реальности, устойчивость к тому, что воспринимается;
- принятие себя, других, природы; отсутствие стыда, вины, тревоги;
- непосредственность, простота, естественность;
- центрированность на цели;
- независимость и наличие потребности в уединении от суеты;
автономия, т.е. независимость от культуры и окружения; наличие ответственности за свою судьбу;
- спокойное отношение к социальным поощрениям;
- свежесть восприятия, открытость новым впечатлениям, умение радоваться жизни;
- вершинные переживания, состояния подъема и экстаза;
- глубокие межличностные отношения;
- разграничение целей и средств;
- философское чувство юмора;
- сопротивление окультуриванию.
Э. Фромм выделяет следующие характерные черты нормы: - продуктивное дело, т.е. созидание; - связь человека с внешним миром через эмоции и переживания; - постижение объективной реальности своим интеллектом; - осознание собственной неповторимости при наличии связи с ближними и с другими людьми; - отсутствие признания иррациональных авторитетов, но охотное подчинение рациональным; - постоянное возрождение нормального человека; - нормальный человек смотрит на жизнь как на величайшее из дарованных ему благ.
Исходя из вышеизложенного, границы между «нормой» и «ненормой» есть динамичны, поэтому вопрос о «норме» и «ненорме» должен решаться «здесь и сейчас». В психологии сформулированы несколько подходов, которые имеют свои достоинства и недостатки, и применению их должен предшествовать анализ индивида сразу в нескольких направлениях, чтобы найти верное решение в отношении него. Подходов к пониманию «нормы» и «ненормы» достаточно много, поэтому для решения определенных задач в своей практике психолог должен выбирать наиболее уместный и правильный подход к норме в данном, конкретном случае.
Информация о работе Клинические проявления психической нормы и патологии