Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 16:58, контрольная работа
Каким образом мы учимся отличать норму от патологии? В процессе развития, с ранних лет мы познаем себя и других людей. Мы видим, что люди отличаются между собой, и что они реагируют на одни и те же события по-разному. Мы учимся взаимодействовать друг с другом, и в процессе становления личности, столкновения с различными социальными институтами, мы знакомимся с определенными правилами, установленными обществом, - правилами поведения, правилами мышления. Существуют некие общественные правила поведения, обусловленные исторически, с целью сохранения жизни, здоровья и благополучия людей в социуме.
ВВЕДЕНИЕ
Психическая норма.
Определение психической нормы.
Основные подходы к определению «норма – патология».
Психическое здоровье.
Акцентуации личности (характера).
Определение акцентуации.
Типы акцентуации.
Психическая патология.
Определение психической патологии.
Виды психических патологий.
Основные принципы разграничения психологических феноменов и психопатологических симптомов
ВЫВОДЫ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.3. Психическое здоровье
Здоровье — состояние любого живого организма,
при котором он в целом и все его органы
способны полностью выполнять свои функции;
отсутствие недуга, болезни (подробное
рассмотрение определений здоровья приведено
ниже). К наукам, изучающим здоровье, относятся:
диетология, фармакология, биол
По уставу Всемирной организации Здравоохранения: «Здоровье — это не отсутствие болезни как таковой или физических недостатков, а состояние полного физического, душевного и социального благополучия».
Можно выделить такие признаки здоровья: структурная и функциональная сохранность систем и органов человека; индивидуальная высокая приспособляемость организма к типичной для него физической и общественной (социальной) среде и сохранность привычного самочувствия, которое всегда оказывается наиболее тонким барометром душевного и социального благополучия.
К критериям психического здоровья правомерно, в первую очередь, относить: причинную обусловленность психических явлений, их необходимость, упорядоченность; соответственную возрасту человека зрелость чувства; максимальное приближение субъективных образов к отражаемым объектам действительности, гармонию между отражением обстоятельств действительности и отношением человека к ней; соответствие реакций (как физических, так и психических) силе и частоте внешних раздражений; критический подход к обстоятельствам жизни; способность самоуправления поведением в соответствии с нормами, установившимися в разных коллективах; адекватность реакций на общественные обстоятельства (социальную среду); чувство ответственности за потомство и близких членов семьи; чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных обстоятельствах; способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций; самоутверждение в коллективе (обществе) без ущерба для остальных его членов; способность планировать и осуществлять свой жизненный путь и др.
Таким образом, психическое здоровье не является просто отсутствием психического расстройства. Оно определяется как состояние благополучия, при котором каждый человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества.
Термин «акцентуация» впервые был введен немецким психиатром Карлом Леонгардом в 1968 году, который употреблял его в словосочетаниях
«акцентуированная личность» и «акцентуированная
черта личности». Он описывает акцентуации
как чрезмерно усиленные индивидуальные
черты личности, обладающие тенденцией
к переходу в патологическое состояние
в неблагоприятных условиях. В 1977 году Андрей Евгеньевич
Личко на основе работ Леонгарда и классификаци
Понятие «акцентуация»
близко к понятию «расстройство личности». Основным отличием является то, что
три основные характеристики расстройства личности (влияние на все сферы жизни человека,
стабильность во времени, социальная дезадаптац
Хотя специально это обычно не подчёркивается, можно видеть, что понятие «акцентуация» определяется через понятие «расстройство личности» («психопатия»), и вторично по отношению к нему. Из утверждений А.Е. Личко об отличиях акцентуаций от расстройств личности можно сделать вывод, что во всём остальном они схожи.
А. Е. Личко разрабатывал свою концепцию и диагностические методы исключительно для работы с подростками, из-за чего иногда можно встретить утверждения других авторов, что понятие акцентуации применимо только к подростковому возрасту. Однако сам он нигде не ограничивает область применения этого понятия, и говорит только об области применения своих теоретических и практических разработок.
2.2. Типы акцентуации
А. Е. Личко выделяет две степени выраженности акцентуаций:
- явная акцентуация — крайний вариант нормы. Акцентуированные черты характера достаточно выражены в течение всей жизни. Компенсации не происходит даже при отсутствии психических травм.
- скрытая акцентуация — обычный вариант нормы. Акцентуированые черты характера проявляются в основном при психических травмах, но не приводят к хронической дезадаптации.
Классификация акцентуаций по А.Е. Личко:
1. Гипертимный. Гипертимный (сверхактивный) тип акцентуации выражается в постоянном повышенном настроении и жизненном тонусе, неудержимой активности и жажде общения, в тенденции разбрасываться и не доводить начатое до конца.
2. Циклоидный. Человек с циклоидной акцентуацией переживает циклические изменения настроения, когда подавленность сменяется повышенным настроением. При спаде настроения такие люди проявляют повышенную чувствительность к укорам, плохо переносят публичные унижения. Однако они инициативны, жизнерадостны и общительны. Их увлечения носят неустойчивый характер, в период спада проявляется склонность забрасывать дела.
3. Лабильный. Такой тип акцентуации подразумевает крайне выраженную переменчивость настроения. Люди с лабильной акцентуацией имеют богатую чувственную сферу, они весьма чувствительны к знакам внимания. Слабая сторона их проявляется при эмоциональном отвержении со стороны близких людей, утрате близких и разлуке с теми, к кому они привязаны. Такие индивиды демонстрируют общительность, добродушие, искреннюю привязанность и социальную отзывчивость.
4. Астено-невротический. Этот тип характеризуется повышенной утомляемостью и раздражительностью. Астено-невротические люди склонны к ипохондрии, у них высокая утомляемость при соревновательной деятельности. У них могут наблюдаться внезапные аффективные вспышки по малейшему поводу, эмоциональный срыв в случае осознания невыполнимости намеченных планов. Они аккуратны и дисциплинированы.
5. Сенситивный (сензитивный). Люди с сенситивным типом акцентуации весьма впечатлительны, характеризуются чувством собственной неполноценности, робостью, застенчивостью. Зачастую в подростковом возрасте становятся объектами насмешек. Они легко способны проявлять доброту, спокойствие и взаимопомощь. Их интересы лежат в интеллектуально-эстетической сфере, им важно социальное признание.
Наиболее распространенными являются смешанные формы акцентуаций характера – промежуточные как результат одновременного развития нескольких типических черт и амальгамные как наслоение новых черт характера на его сложившуюся структуру.
Учет акцентуаций характера
необходим при осуществлении
индивидуального подхода к
3. Психическая патология
Патологическое поведение, мысли и эмоции – это поведение, мысли и эмоции, которые сильно отличаются от наших представлений о том, что является нормой. Суждения о том, что считать патологией, зависят от разных обстоятельств. В мире, в котором мы живем, могут сильно воздействовать на психику крупные катастрофы и различные бедствия. И какую реакцию на негативные события в таком случае можно назвать здоровой, нормальной, а какую – нет?
3.1. Определение психической патологии
Патология (от греч. pathos - страдание и logos - учение) - учение о болезнях; отклонение от нормы. Патологический - больной, ненормальный. Кант называет патологическим то, что определяется чувствами или влечениями (а не является самодеятельным, не определяется свободным разумным решением).
Психология в целом использует термин «психическое расстройство» для описания любого состояния психики, отличного от здорового. Соответственно критериями наличия психического расстройства в таком, широком смысле, являются критерии, обратные критериям психического здоровья, то есть любые из следующих:
- нарушение чувства непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я»;
- отсутствие чувства постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях;
- некритичность к себе и своей собственной психической продукции (деятельности) и ее результатам;
- несоответствие психических реакций (адекватность) силе и частоте воздействий среды, социальным обстоятельствам и ситуациям;
- неспособность самоуправления поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами;
- неспособность планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать эти планы;
- неспособность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.
Основными чертами патологического поведения являются отклонение от нормы, страдания, которые испытывает человек, психическая дисфункция и опасность, которую представляет его поведение для окружающих или для него самого. Кроме того, поведение человека должно рассматриваться в том контексте, в котором оно имеет место, при этом концепция того, что считать патологией, зависит от норм и ценностей самого общества.
Информация о работе Клинические проявления психической нормы и патологии