Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 16:58, контрольная работа
Каким образом мы учимся отличать норму от патологии? В процессе развития, с ранних лет мы познаем себя и других людей. Мы видим, что люди отличаются между собой, и что они реагируют на одни и те же события по-разному. Мы учимся взаимодействовать друг с другом, и в процессе становления личности, столкновения с различными социальными институтами, мы знакомимся с определенными правилами, установленными обществом, - правилами поведения, правилами мышления. Существуют некие общественные правила поведения, обусловленные исторически, с целью сохранения жизни, здоровья и благополучия людей в социуме.
ВВЕДЕНИЕ
Психическая норма.
Определение психической нормы.
Основные подходы к определению «норма – патология».
Психическое здоровье.
Акцентуации личности (характера).
Определение акцентуации.
Типы акцентуации.
Психическая патология.
Определение психической патологии.
Виды психических патологий.
Основные принципы разграничения психологических феноменов и психопатологических симптомов
ВЫВОДЫ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
3.2. Виды психических патологий.
Психические патологии (расстройства) делятся, прежде всего, на следующие два класса: - экзогенные виды психических расстройств. Причинные факторы направлены извне, например: алкоголь, промышленные яды, наркотические вещества, токсические вещества, радиация, вирусы, микробы, черепно-мозговые травмы, психо-травмы;
- эндогенные виды психических расстройств. Внутренние причинные факторы. Пример: хромосомные аберрации (нарушения), генные заболевания, заболевания с наследственным предрасположением (могут передаваться через несколько поколений; из-за травмированного гена).
В психиатрии и психопатологии
Разделяют следующие типы психических заболеваний.
1. Эндогенные психические заболевания.
Эти заболевания преимущественно
обусловлены внутренними
2. Эндогенно-органические психические заболевания.
Развитие этих заболеваний определяется или внутренними факторами, приводящими к органическому поражению головного мозга, или »заимодействием эндогенных факторов и церебрально-органической патологии, возникающей в результате неблагоприятных внешних влияний биологического характера (черепно-мозговых травм, нейроинфекций, интоксикаций). К ним относятся: эпилепсия (эпилептическая болезнь), атрофические заболевания головного мозга, деменции альцгеймеровского типа ( Болезнь Альцгеймера Сенильная деменция), болезнь Пика, Хорея Гентингтона, болезнь Паркинсона, психические расстройства, обусловленные сосудистыми заболеваниями головного мозга.
3. Соматогенные, экзогенные
и экзогенно-органические
Экзогенно-органические психические расстройства: психические расстройства при черепно-мозговых травмах, психические расстройства при нейроинфекциях, психические расстройства при опухолях головного мозга.
4. Психогенные расстройства. Эти расстройства возникают в результате воздействия на личность и телесную сферу стрессовых ситуаций. Включаются: реактивные психозы, неврозы, психосоматические (соматоформные) расстройства.
5. Патология психического развития.
В данную группу входят патологические психические состояния, обусловленные аномальным формированием психической индивидуальности с преобладанием нарушений в отдельных сферах (интеллект, способности, поведение и др.).К таким заболеваниям относятся: психопатии (расстройства личности и поведения), олигофрении (умственная отсталость), другие задержки и искажения психического развития.
Причины психических болезней до сих пор неясны, хотя о некоторых из них говорят вполне достоверно. При этом верное определение психологического расстройства (патологии) является необходимым условием эффективности работы психолога и психиатра.
4. Основные принципы разграничения психологических феноменов и психопатологических симптомов
Диагностика - одна из самых значимых теоретических
и практических проблем современной клинической
психологии. Суть ее заключается в выработке
объективных и достоверных критериев
диагностики психических состояний человека
и квалификации их как психологических
феноменов или
1. Принцип Курта Шнайдера: «В связи с возможностью полного феноменологического сходства психической болезнью (психопатологическим симптомов) признается лишь то, что может быть таковой доказано». При этом наряду с критерием доказанности (достоверности), используется критерий из области логики — критерий вероятности. Доказательство наличия психического расстройства согласно принципу Курта Шнайдера базируется на «двух логиках»: оценке логики поведения и объяснения этого поведения испытуемым и логике доказательства. В доказательстве обычно различают тезис, аргумент и форму доказательства.
2. Принцип «презумпции психической нормальности» – никто не может быть признанным психически больным до того, как поставлен диагноз заболевания. То есть человек изначально считается психически здоровым, пока не доказано противоположное, и никто не вправе требовать от него подтверждения этого.
3. Феноменологические принципы (основатель – К.Ясперс). В основе феноменологической подхода в психиатрии и клинической психологии лежит понятие «феномена». Феномен – любое индивидуальное целостное психическое переживание. Четыре основных принципа феноменологического метода:
- принцип понимания - означает понимание и согласие диагноста с логичной трактовкой собственных переживаний и реакций на них самого человека.
- принцип «эпохе» ( принцип воздержания от суждения). Заключается в том, что при исследовании необходимо отвлечься и не пытаться укладывать феномены в понятные, известные категории, и при этом просто «вчувствоваться» в исследуемые феномены.
- принцип беспристрастности и точности описания. Заключается в исключении любых личностных субъективных отношения самого диагноста.
- принцип контекстуальности. Этот принцип означает, что сам феномен - это часть общего восприятия и понимания человеком окружающего мира и самого себя, то есть в системе.
Таким образом, я считаю, что наиболее гуманистическими и объемными являются феноменологические принципы, поскольку они подходят с той позиции, что человек есть феномен, и его необходимо изучать, чувствовать и развивать при этом свое восприятие, а не наоборот – сужать представление о человеке, исходя из ограниченности суждений.
Выводы
В настоящее время уже не возникает сомнений в размытости границ между "нормой" и "патологией". Рассмотрение проблемы соотнесения особенностей "психологической нормы" и "психических отклонений", довольно просторно представленной в современных научных и практико-ориентированных публикациях, свидетельствует о том, что она пока ещё далека от решения в виду своей сложности. Но, используя выведенные принципы, подходы и критерии в психологии и психиатрии, а также развивая и расширяя границы своего понимания человека в совокупности с определяющими его качества обстоятельствами, в том числе внешним факторами, мы имеем возможность найти и обозначить границы – где психическая норма, а где есть психическая патология.
Список литературы:
Информация о работе Клинические проявления психической нормы и патологии