Клинико-психологические феномены формирования компьютерной зависимости у современных подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 01:06, статья

Описание работы

В статье на материале исследования 251 подростка в возрасте 12-16 лет описаны и проанализированы клинико-психологические феномены формирования компьютерной зависимости. Выявлено, что 63,9% современных подростков проводят ежедневно более 3-х часов за компьютером. В зоне особого риска развития компьютерной зависимости при этом находятся не менее 18% засиживающихся за компьютером ежедневно более 5 часов. Основная часть времени используется такими подростками на поиск легкой, эффектной информации на уровне поверхностных сведений и многочасовую пустую болтовню со случайными приятелями.

Файлы: 1 файл

Клинико.docx

— 429.49 Кб (Скачать файл)

Клинико-психологические  феномены формирования компьютерной зависимости  у современных подростков

Малкова Е.Е., Калин  Н.И. (Санкт-Петербург) 

 

 

 

Малкова Елена  Евгеньевна

–  доцент кафедры клинической психологии Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, докторант, кандидат психологических наук, доцент.

E-mail: Helen_Malkova@herzen.spb.ru

Калин Наталья  Ивановна

–  аспирант кафедры клинической психологии Российского государственного педагогического университета им. А.М. Герцена.

E-mail: e-mail: tasha.kalinka@inbox.ru


 

 

Аннотация. В статье на материале исследования 251 подростка в возрасте 12-16 лет описаны и проанализированы клинико-психологические феномены формирования компьютерной зависимости. Выявлено, что 63,9% современных подростков проводят ежедневно более 3-х часов за компьютером. В зоне особого риска развития компьютерной зависимости при этом находятся не менее 18% засиживающихся за компьютером ежедневно более 5 часов. Основная часть времени используется такими подростками на поиск легкой, эффектной информации на уровне поверхностных сведений и многочасовую пустую болтовню со случайными приятелями. Подобного рода засиживание за компьютером в ущерб учебе, сну и приему пищи объективно приводит к чувству внутренней опустошенности, снижению защитных сил организма и закономерным проблемам в учебе.

Ключевые слова: подростки, нарушения адаптации, компьютерная зависимость, Интернет-зависимость, компьютерные игры, веб-серфинг. 

 

Ссылка для  цитирования размещена в конце публикации.  

 

 

 

Введение

По данным литературы в  последние годы в России и других развитых странах отмечается резкое увеличение числа лиц с аддиктивным  поведением среди подростков, что  представляет серьезную угрозу национальной безопасности и психическому здоровью нации [3; 13]. В связи с этим в  последние годы значительно вырос  интерес к проблемам аддиктивного поведения среди молодежи [21; 24 и  др.]. Одной из социально опасных  аддиктивных форм поведения признается компьютерная зависимость, которая  обусловливает развитие психопатологических  изменений личности и ведет к  нарушениям социальных норм поведения, правонарушениям и даже самоубийствам [10; 24].

Термин «компьютерная  зависимость» определяет патологическое пристрастие человека к работе или  проведению времени за компьютером. Впервые о компьютерной зависимости  заговорили в начале 80-х годов  американские ученные. В наше время  термин «компьютерная зависимость» все еще не признан многими  ученными, занимающимися проблемами психических расстройств, однако сам  феномен формирования патологической связи между человеком и компьютером  стал очевиден и приобретает все  больший размах [37]. Помимо компьютерной зависимости, выделяют некоторые родственные  виды зависимостей: Интернет-зависимость  и игромания, которые так или  иначе, связаны с проведением  длительного времени за компьютером. Характерными особенностями зависимостей различного типа являются: синдром  абстиненции, стремление заполучить объект зависимости, поведение, направленное на приобретение объекта зависимости, снижение критического отношения к  негативным сторонам зависимости, потеря интереса по отношению к социальной стороне жизни, внешнему виду, удовлетворению других потребностей.

Хотя, как уже упоминалось  выше, термин «компьютерная зависимость» все еще не признан на международном  уровне, существует ряд диагностических  критериев, помогающих определить наличие  патологического пристрастия по отношению к работе за компьютером [12; 20; 36; 44]. Симптомы компьютерной зависимости  могут быть двух типов: психические  и физические [46].

Психические признаки компьютерной зависимости, в общем, схожи с  психическими признаками зависимостей другого типа. Наиболее распространенными  психическими признаками компьютерной зависимости являются «потеря контроля»  над временем, проведенным за компьютером, невыполнение обещаний данных самому себе или другим касаемо уменьшения времени, проведенного за компьютером, намеренное преуменьшение или ложь относительно времени проведенного за компьютером, утрата интереса к социальной жизни и внешнему виду, оправдание собственного поведения и пристрастия. Важными симптомами компьютерной зависимости  являются смешанное чувство радости  и вины во время работы за компьютером, а также раздраженное поведение, которое появляется, в случае если по каким-то причинам длительность работы за компьютером уменьшается.

Физические признаки компьютерной зависимости представлены нарушениями  со стороны глаз (ухудшение зрения, дисплейный синдром, синдром «сухого  глаза»), опорно-двигательного аппарата (искривление позвоночника, нарушения  осанки и пр.), пищеварительной системы (нарушение питания, хронические  запоры, геморрой). Физические признаки компьютерной зависимости менее  специфичны, и, как правило, вызываются длительным нахождением за компьютером. Некоторые из этих признаков могут возникнуть и у людей вовсе не страдающих компьютерной зависимостью, но которые вынуждены проводить долгое время за компьютером.

В разумных пределах работа за компьютером, пользование Интернетом или некоторые видеоигры могут  быть даже полезными для человека, как средства развивающие логику, внимание и мышление. Многие компьютерные игры могут быть познавательными, а  в Интернете можно прочесть много  полезной и интересной информации. Проблемы возникают тогда, когда  время, проводимое за компьютером, превосходит  допустимые пределы (на самом деле эти  пределы ни кем не определены), и  возникает патологическое пристрастие  и необходимость находиться за компьютером  больше времени [26; 27].

Наиболее выражено негативное влияние компьютерной зависимости  на социальные качества человека: дружелюбие, открытость, желание общения, чувство  сострадания. При выраженной компьютерной зависимости наблюдается сильнейшая деградация социальных связей личности и так называемая социальная дезадаптация человека [25; 41]. Наиболее часто социальная дезадаптация развивается именно у  детей и подростков проводящих много  времени за компьютерными играми и в Интернете. Деградация социальных связей в этом случае развивается  из-за вытеснения объективной реальности виртуальной, созданной при помощи компьютера [2; 5; 11; 17; 28; 38]. На фоне социальной дезадаптации и углубления в мир  виртуальной реальности могут появиться  избыточная агрессивность и различные  виды антисоциального поведения [8; 42]. Кроме того, неопрятный вид и  очевидная отчужденность «компьютерщиков» делает их непривлекательными для общества, что в свою очередь усугубляет конфликт между обществом и человеком, страдающим компьютерной зависимостью.

Физические аспекты компьютерной зависимости характеризуются общим  истощением организма – хронической  усталостью [4; 47]. Как правило, лица, страдающие компьютерной зависимостью, пренебрегают сном и отдыхом. При  этом эйфория и возбужденность, вызванная  играми или пребыванием в Интернете, могут маскировать усталость, что  становится причиной еще большего утомления  организма [35]. На фоне компьютерной зависимости  могут возникнуть различные нарушения  психики и поведения [40]. Пренебрежению  подвергаются не только отдых и сон, но и питание. На фоне компьютерной зависимости часто возникают  различные заболевания желудочно-кишечного  тракта: гастриты, язвенная болезнь  желудка и двенадцатиперстной кишки, хронические запоры, геморрой. Помимо этого, длительное пребывание за компьютером  отрицательно сказывается на состоянии  опорно-двигательного аппарата и  глаз. Часто возникают искривления  позвоночника, миопия, дальнозоркость, глаукома, синдром «сухого глаза» и дисплейный синдром.

Впервые данное расстройство было описано в 1995 году доктором Айвеном  Голдбергом [37]. Несмотря на то, что в  цели А. Голдберга не входило включение этого расстройства в официальные психиатрические стандарты, предложенное им описание базируется на описании расстройств, связанных со злоупотреблением психоактивными веществами. Так, он выделил следующие основные симптомы этого расстройства, связанного с чрезмерной занятостью на компьютере, в том числе, с использованием Интернета:

•    вызывает болезненное негативное стрессовое состояние или дистресс;

•    причиняет ущерб физическому, психологическому, межличностному, экономическому или социальному статусу.

В 1997-1998 годах были созданы  исследовательские и консультативно-диагностические  службы по данной проблематике. В 1998-1999 годах вышли первые монографии по проблеме (К. Янг, Д. Гринфилд и др.) [32; 45]. В России данный феномен с 2000 года изучают психологи ЦИИП «Omega Gnosis 21» под руководством А.Е. Войскунского [6]. В 2009 году на факультете психологии МГУ состоялся симпозиум «Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития» с участием психиатров, психологов, социологов и философов, по материлам которого был издан первый в России сборник по Интернет-зависимости [14]. В него были включены и переводы полных текстов докладов основных зарубежных исследователей этой проблемы. Кроме того, проблема интернет-зависимости рассматривалась на V Съезде Российского психологического общества (Москва, 14-18 февраля 2012 г.) [18].

В настоящее время все  большую актуальность приобретает  проблема одной из разновидностей компьютерной зависимости – Интернет-зависимости, которой по данным различных исследований сегодня поражено около 10 % пользователей во всём мире [7; 22 и др.].

На сегодняшний день выделяются 6 основных типов Интернет-зависимости:

1.   Навязчивый веб-серфинг – бесконечные путешествия по Всемирной паутине, поиск информации.

2.   Пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам – большие объёмы переписки, постоянное участие в чатах, веб-форумах, избыточность знакомых и друзей в Сети.

3.   Игровая зависимость – навязчивое увлечение компьютерными играми, в том числе – по сети.

4.   Навязчивая финансовая потребность – игра по сети в азартные игры, ненужные покупки в Интернет-магазинах или постоянные участия в Интернет-аукционах.

5.   Пристрастие к просмотру фильмов через Интернет, когда больной может провести перед экраном весь день, не отрываясь из-за того, что в сети можно посмотреть практически любой фильм или передачу.

6.   Киберсексуальная зависимость – навязчивое влечение к посещению порносайтов и занятию киберсексом.

Компьютер и Интернет сами по себе нейтральные средства, изначально предназначавшиеся для научно-исследовательских  целей. Сейчас дискуссия о вреде  чрезмерного увлечения компьютером  и Интернетом достаточно серьезна [35; 33; 43; 3; 4; 7; 17; 22 и др.]. Кроме того, рассмотрение данной проблемы с этой точки зрения является новым феноменом подростковой среды, который на сегодняшний день мало изучен [16; 23].

Наиболее актуальными  остаются вопросы, связанные с системным  анализом ранних признаков нарушений  процессов адаптации у подростков, поскольку проявления этих нарушений  не имеют четко очерченной симптоматики и лежат в сфере донозологической диагностики, относясь зачастую к сфере  компетенции узких специалистов, не учитывающих оценку состояния  здоровья в целом, ориентированную  на профилактику. Поэтому одним из наиболее перспективных направлений, включающих раннюю диагностику таких состояний, является клинико-психологическая диагностика нарушений адаптации, поскольку именно психологическое состояние подростка является наиболее чутким индикатором трудностей адаптации.

Материал и  методы

С этой целью нами были обследованы 251 подросток в возрасте 12-16 лет (115 мальчиков, 136 – девочек), учащиеся средних общеобразовательных школ № 91, 379, 541 различных районов г. Санкт-Петербурга. Данное исследование проводилось в рамках программы профилактики нарушений адаптации среди школьников. По просьбе администраций школ в эксперимент были специально включены учащиеся так называемых «трудных» классов с целью выявления подростков с высоким риском развития донозологических форм нарушений психической адаптации, в частности – риска формирования компьютерной зависимости.

В процессе исследования предполагалось на основании данных клинико-психологического анализа информации, полученной в  результате направленной беседы с каждым подростком, его одноклассниками  и учителями, эмпирически выделить как непосредственно подростков с признаками донозологических форм нарушений психической адаптации, так и собственно группы риска  различных вариантов нарушений  адаптации и социально-адаптированных подростков. В соответствии с сущностью  клинического метода психологические  данные у подростков получались в  ходе непосредственного общения  с ними, организованного как психодиагностическая беседа и целевое наблюдение, направленные на выявление особенностей их нервно-психической  устойчивости, а также психологических  и социальных переменных, связанных  с ними. Специальное внимание в  клинико-психологическом исследовании уделялось истории жизни подростка. Акцент был сделан на анализе особенностей системы отношений подростков (к  учебе, родителям, сверстникам, себе, алкоголю, наркотикам, пользованию компьютером, жизненным проблемам, особенностям самочувствия и настроения). Получаемые в результате исследования подростков данные подвергались тщательной проверке посредством изучения личных дел  школьников, включая медицинские  карты, а также бесед с педагогами, родителями и одноклассниками. Регистрация  полученных данных осуществлялась при  помощи специально разработанного опорного списка вопросов.

На основе полученных данных клинико-психологического исследования, а также с опорой на непосредственный запрос от педагогов, психологов и социальных работников исследованных школ нами были определены признаки, на основании  которых, с нашей точки зрения, можно было выделить группы подростков, характеризующихся донозологическими  формами нарушений адаптации.

Как уже указывалось нами ранее [15], среди исследованных нами подростков выделялись от 68,5 до 4,2%% лиц, клинико-психологический статус которых  соответствовал одной из 4 форм нарушений  адаптации. Большее количество дезадаптированных  подростков имели проблемы в области  контроля над эмоциями (54,9%) и поведением (68,5%). При этом, нарушения контроля, приводящие к правонарушениям встречались  у четверти из них (14,6%). На третьем  месте расположились подростки, подверженные соматизации (часто болеющие – 19,4%). Более 10% подростков обнаруживали признаки алкоголизации и ранний опыт сексуальных отношений (по 11,1%). Менее всего оказалось тех, кто  имел опыт употребления наркотических  средств (4,2%), хотя, как нам кажется  и это является довольно высоким  процентом, если учитывать тот факт, что исследование проводилось как  эпидемиологическое в обычных общеобразовательных  школах г. Санкт-Петербурга. Также обратили на себя внимание дети, состояние которых можно было квалифицировать как зависимое от компьютера (6,3%). Это подростки, которые в самоотчетах указывали на то, что ежедневно проводят за компьютером более 6 часов, порой в ущерб приему пищи и сну. Поскольку наше внимание привлекла именно эта группа, остановимся более подробно на ее клинико-психологических характеристиках.

Однако прежде хотелось бы акцентировать внимание на обнаруженные феномены, которые можно было бы отнести к факторам риска дезадаптации среди подростков. Так, на первый план среди факторов, свидетельствующих  о неблагополучии подростка, вышли  проблемы со сверстниками (68,7%). И это  не удивительно, ведь именно в подростковом возрасте взаимоотношениям со сверстниками уделяется особое внимание, появляется характерная исключительно для  подростков поведенческая реакция  – группирования со сверстниками, кода подростки группируются по интересам, пытаются найти «родственную душу». Наличие проблем в этой сфере  является чрезвычайно травматичным для подростка и способно спровоцировать различные формы дезадаптации, вплоть до суицида. Далее, обратили на себя внимание риски, связанные с большим количеством  времени, проводимым за компьютером (от 3 до 5 часов в день)(51,4%), ранним началом  половой жизни (51,4%) и приобщения к алкоголю (49,3%), ведущими, соответственно, к конфликтам с родителями (49,3%). При  этом в зоне повышенного риска  наркотизации среди исследованных  нами школьников находились 22,8% исследованных  подростков. Также обратили на себя особое внимание такие риски, непосредственно  угрожающие жизни подростка, как  риск депрессии (13,%) и суицида (11,8%).

Информация о работе Клинико-психологические феномены формирования компьютерной зависимости у современных подростков