Клинико-психологические феномены формирования компьютерной зависимости у современных подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 01:06, статья

Описание работы

В статье на материале исследования 251 подростка в возрасте 12-16 лет описаны и проанализированы клинико-психологические феномены формирования компьютерной зависимости. Выявлено, что 63,9% современных подростков проводят ежедневно более 3-х часов за компьютером. В зоне особого риска развития компьютерной зависимости при этом находятся не менее 18% засиживающихся за компьютером ежедневно более 5 часов. Основная часть времени используется такими подростками на поиск легкой, эффектной информации на уровне поверхностных сведений и многочасовую пустую болтовню со случайными приятелями.

Файлы: 1 файл

Клинико.docx

— 429.49 Кб (Скачать файл)

 

Таблица 3.

Характер тематики занятости подростков группы потенциального риска формирования зависимости  от компьютера

 

 

Несмотря на то, что Интернет является идеальным исследовательским  инструментом, у этих школьников появляются проблемы с учебой именно потому, что  они посещают не относящиеся к  делу сайты, часами болтают в чатах, беседуют с знакомыми и играют в интерактивные игры вместо занятий. В то же время, дети, проводящие гораздо  меньше времени за компьютером (менее 3-х часов в день), стараются  использовать его с пользой –  в 3 раза чаще обращаются за информацией  к познавательным и обучающим  сайтам (р=0,024), скачивают полезную информацию (рефераты, аудио- и видео-файлы) (р=0,000). На их фоне ребята, подолгу засиживающиеся за компьютером, вместо возможной пользы, напротив, приобретают проблемы, связанные  с невыполнением домашних заданий, и как следствие – плохой успеваемостью.

Заключение

Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы. 63,9% современных подростков проводят ежедневно более 3-х часов за компьютером. В зоне особого риска развития компьютерной зависимости при этом находятся не менее 18%, поскольку, засиживаясь за компьютером ежедневно более 5 часов, они, безусловно, подвержены негативному влиянию компьютера не только на соматическое здоровье, но и на социальную и психологическую адаптацию. Вред, наносимый в данном случае здоровью ребенка, не может быть оправдан «полезным» времяпрепровождением, поскольку основная часть времени используется такими подростками не с целью повышения своего образовательного уровня и формирование близких привязанностей, а на поиск легкой, эффектной информации на уровне поверхностных сведений и многочасовую пустую болтовню со случайными приятелями. Подобного рода засиживание за компьютером в ущерб учебе, сну и приему пищи объективно приводит к чувству внутренней опустошенности, снижению защитных сил организма и закономерным проблемам в учебе. 

 

Литература

  1. Аветисова А.А. Психологические особенности игроков в компьютерные игры / А.А. Аветисова // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2011. – Т. 8. – № 4. – С. 35-58.
  2. Архитектура виртуальных миров / Под науч. ред. М.Б. Игнатьева, А.В. Никитина, А.Е. Войскунского. – СПб.: ГУАП, 2009. – 288 с.
  3. Асмолов А.Г. Психологическая модель интернет-зависимости личности / А.Г. Асмолов, Н.А. Цветкова, А.В. Цветков // Мир психологии. – 2004. – № 1. – С. 170-192.
  4. Бабаева Ю.Д. Одаренный ребенок за компьютером / Ю.Д. Бабаева, А.Е. Войскунский. – М.: Сканрус, 2003. – 336 с.
  5. Браславский П.И. Игровая виртуальная реальность – новое пространство приобретения личного опыта / П.И. Браславский, В.В. Колпачников, М.Б. Дрикер // Известия уральского государственного университета. – 2005. – № 35. – С. 74-81.
  6. Войскунский А.Е. Актуальные проблемы психологии зависимости от Интернета / А.Е. Войскуновский // Психологический журнал, 2004. – Т. 25. – № 1. – С. 90-100.
  7. Войскунский А.Е. Психология и Интернет: монография / А.Е. Войскунский. – М.: Акрополь, 2010. – 440 с.
  8. Войскунский А.Е. Развивается ли агрессивность у детей и подростков, увлеченных компьютерными играми / А.Е. Войскуновский // Вопросы психологии. – 2010. – № 6. – С. 119-130.
  9. Выгонский С.И. Обратная сторона Интернета. Психология работы с компьютером и сетью / С.И. Выгонский. – Москва: Феникс, 2010. – 320 с.
  10. Гилинский Я.И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений» / Я.И. Гилинский. – СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс». – 2004. – 520 с.
  11. Грязнова Е.В. Виртуально-информационная реальность и становление Личности / Е.В. Грязнова // Виртуально-информационная реальность в системе «Человек – Универсум» : моногр. / Е.В. Грязнова. – Н. Новгород, 2006. – С. 239-253
  12. Евдокимов В.И. Методические аспекты диагностики развития Интернет-зависимости / В.И. Евдокимов, О.В. Литвиненко // Вестник психотерапии. – 2007. – № 25(30). – С. 68-75.
  13. Егоров А.Ю. К вопросу о новых теоретических аспектах аддиктологии / А.Ю. Егоров // Наркология и аддиктология: сб. науч. трудов / Под ред. проф. В.Д. Менделевича. – Казань: Школа. – 2004. – С. 80-88.
  14. Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития / Ред.-сост. А.Е. Войскунский. – М.: Акрополь, 2009. – 279 с.
  15. Калин Н.И. Клинико-психологическая типология нарушений психической адаптации в подростковом возрасте / Н.И. Калин, Е.Е. Малкова // Медико-биологические и социально-психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. – 2012. – № 2. – С. 86-91.
  16. Керделлан К. Дети процессора. Как Интернет и видеоигры формируют завтрашних взрослых / К. Керделлан, Г. Грезийон. – Екатеринбург: У-Фактория, 2006. – 272 с.
  17. Кузнецова Ю.М. Психология жителей Интернета / Ю.М. Кузнецова, Н.В. Чудова. – Москва: ЛКИ, 2011. – 224 с.
  18. Культурно-деятельностная парадигма конструктивизма: методология междисциплинарного познания в сетевом столетии // Материалы V Съезда Общероссийской общественной организации «Российское психологическое общество», Москва, 14-18 февраля 2012 года. – М., 2012. – Т. 3. – С. 398-447.
  19. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / А.Е. Личко. – СПб.: Речь, 2009. – 256 с.
  20. Лоскутова В.А. Интренет-зависимость как форма нехимических аддиктивных расстройств: автореф. дис. … канд. мед. наук. / В.А. Лоскутова. – Новосибирск: Новосиб. Гос. Мед. акад., 2004. – 23 с.
  21. Милюкова Е.В. Влияние компьютера, как средства массовой информации, на появление и увеличение уровня агрессивности в поведении подростка / Е.В. Милюкова // Проблемы практической психологии. – Шадринск. – 2000. – Ч. 2. – С. 124-129.
  22. Митина О.В. Интернет в гендерном измерении / О.В. Митина, А.Е. Войскунский // Введение в гендерные исследования / Под общей редакцией И.В. Костиковой. – М.: Аспект Пресс, 2005. – С. 204-216.
  23. Палфри Дж. Дети цифровой эры / Дж. Палфри, У. Гассер. – М.: Эксмо, 2011. – 368 с.
  24. Попова Н.М. Интернет-аддикция как социально-психологический феномен в подростковом возрасте / Н.М. Попова // Профилактика аддиктиных состояний в детско-подростковом возрасте: сб. материалов всерос. конф. с междунар. участием. – Томск. – 2003. – С. 173-180.
  25. Съедин Ю.В. Аддиктивное поведение личности компьютерных игроков и пути его коррекции: учеб. пособие / Ю.В. Съедин; Ставроп. гос. пед. ун-т. – Ставрополь: Сервисшкола, 2005. – 60 с.
  26. Block J.J. Issues for DSM-V: Internet Addiction / J.J. Block // American Journal of Psychiatry, 2008. – V. 165, № 3. – P. 306-307.
  27. Dowling N. A. Screening for internet dependence: do the proposed diagnostic criteria differentiate normal from dependent internet use? / N.A. Dowling, K.L. Quirk // Cyberpsychol. Behav., 2009. – № 12. – P. 21-27.
  28. Feng J. Plaing an action video game reduces gender differences in spatial cognition / J. Feng, I. Spence, J. Patt // Psychological science. – 2007. – 10. – 18. – P. 850-855.
  29. Griffiths M. D. Gambling addiction and its treatment within the NHS: A guide for healthcare professionals / M.D. Griffiths. – London: British Medical Association, 2007.
  30. Griffiths M.D. Gambling and gaming addictions in adolescence / M.D. Griffiths. – Leicester, UK: British Psychological Society/Blackwell, 2008.
  31. Griffiths M.D. Internet and video-game addiction / M.D. Griffiths // In C. Essau (Ed.), Adolescent Addiction: Epidemiology, Assessment and Treatment. – San Diego: Elselvier, 2008. – P. 231-267.
  32. Griffiths M.D. Internet addiction: Does it really exist? / M.D. Griffiths // In J. Gackenbach (Ed.), Psychology and the Internet: Intrapersonal, Interpersonal and Transpersonal Applications. – New York: Academic Press, 1998. – P. 61-75.
  33. Griffiths M.D. Online computer gaming: a comparison of adolescent and adult gamers / M.D. Griffiths, M.N.O. Davies, D. Chappell // Journal of adolescence. – 2004. – 1. – 27. – P. 87-96.
  34. Human Perspectives in the Internet Society: Culture, Psychology and Gender / K. Morgan, C.A. Brebbia, J. Sanchez, A. Voiskounsky (eds.). – WIT Press: Southampton, Boston, 2004. – 568 p.
  35. Internet Addiction. A handbook and guide to evaluation and treatment / K.S. Young, C. Nabuco de Abreu (ed.). – Hoboken: John Wiley & Sons, Inc., 2011.
  36. Internet addiction disorder: An Italian study / G. Ferraro, B. Caci, A. D'Amico, M. Di Blasi // CyberPsychology & Behaviour, 2007. – 10(2). – P. 170-175.
  37. Internet addiction: metasynthesis of 1996-2006 quantitative research / S. Byun, C. Ruffini, J.E. Mills, A.C. Douglas, M. Niang, S. Stepchenkova, S. Ki Lee, J. Loutfi, J-K. Lee, M. Atallah, M. Blanton // Cyber Psychology and Behavior, 2009. – V. 12. – № 2. – P. 203-207.
  38. Plusquellec M. Are virtual worlds a threat to the mental health of children and adolescents? / M.Plusquellec // Arch. Pediatry, 2000. – Vol. 7. – № 2. – P. 209-210.
  39. Quandt T. The gray haired gaming generation findings from an explorative interview study on older computer gamers / T. Quandt, H. Grueninger, J. Wimmer // Games and Culture. – 2009. – 1. – 4. – P. 27-46.
  40. Shaffer H.J. Computer addiction: a critical consideration / H.J. Shaffer, M.N. Hall, J. Van der Bilt // American J. of orthopsychiatry, 2000. – Vol. 70. – № 2. – P. 162-168.
  41. Stieger S. Implicit and explicit self-esteem in the context of Internet addiction / S.Stieger, Ch.Burger // Cyberpsychology, bechavior fnd social Networking. – 2010. – 3. – 6. – P. 681-688.
  42. Tisserland I. N. New risks of addiction for new populations: the example of hackers / I.N. Tisserland // Ann. Med. International, 2000. – Vol. 151. – Suppl. B. – P. 49-52.
  43. Turkle S. Alone together: why we expect more from technology and less from each other. Hardcover / S. Turkle. – Basic Books, 2011. – 360 р.
  44. Widyanto L. (2006). Internet addiction: Does it really exist? (Revisited). / L. Widyanto, M.D. Griffiths // In J. Gackenbach (Ed.), Psychology and the Internet: Intrapersonal, Interpersonal and Transpersonal Applications (2nd Edition). – New York: Academic Press, 2006. – P. 141-163.
  45. Young K.S. Caught in the Net / K.S. Young. – New York: John Wiley & Sons, Inc, 1998.
  46. Young K.S. Internet Addiction: Symptoms, Evaluation, and Treatment / K.S. Young – Professional Resource Press, 1999.
  47. Young K.S.  Psychology  of  computer  use:  addictive  use  of  the  internet: a case that breaks the stereotype / K.S. Young // Psychological reports, 1996. – Vol. 79. – P. 899-902.

 

  

 

Ссылка для  цитирования

Малкова Е.Е., Калин Н.И. Клинико-психологические  феномены формирования компьютерной зависимости  у современных подростков [Электронный  ресурс] // Медицинская психология в  России: электрон. науч. журн. – 2012. – N 4 (15). – URL: http://medpsy.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).  

 


Информация о работе Клинико-психологические феномены формирования компьютерной зависимости у современных подростков