Когнитивное направление в психологическом консультировании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 20:14, контрольная работа

Описание работы

Основы когнитивного консультирования, или когнитивной терапии, разработал доктор Аарон Бек в начале 1960-х годов. В когнитивном консультировании наибольшее значение придается процессу обработки информации. Когнитивные консультанты исходят из предпосылки, что способ, которым люди интерпретируют опыт, определяет то, как они чувствуют себя и как они действуют. В ходе когнитивного развития клиенты приобретают неправильные навыки обработки и интерпретации информации. Когнитивные консультанты стремятся исправить вредные укоренившиеся стереотипы мышления и пытаются выявить искажения у клиентов и помогают им овладеть навыками более реалистической обработки информации.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ В РАМКАХ МОДЕЛИ А.ЭЛЛИСА 4
1.1 Сущность терапевтической модели А. Эллиса 4
1.2 Особенности психологического консультирования в рамках модели А. Эллиса 5
1.3 Техники рационально-эмотивной терапии 8
ГЛАВА 2. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ В РАМКАХ МОДЕЛИ А.БЕКА 11
2.1 Сущность терапевтической модели А. Бека 11
2.2 Особенности психологического консультирования в рамках модели А. Бека 13
2.3 Техники когнитивной терапии 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 23

Файлы: 1 файл

УСРС псих.консультирования.doc

— 159.00 Кб (Скачать файл)

Автоматические мысли проверяются с помощью прямого  доказательства или логического анализа. Доказательство можно   получить из прошлых или настоящих  обстоятельств,  но  оно   должно быть очень близко фактам. Доказательства могут быть также получены из результатов поведенческих экспериментов. Такие эксперименты дают возможность пациенту опровергнуть прежнее убеждение. Например, если человек убежден в том,   что не  может вступать в контакты с другими людьми,  то он  может попытаться заговорить с малознакомыми  ему людьми.   Эмпирическая природа поведенческих экспериментов дает возможность пациентам мыслить более объективно.

Исследование мыслей пациента может вести к когнитивному   изменению. Беседа может  открыть  логическую  непоследовательность, противоречивость и другие  ошибки в мышлении.  Идентификация и категоризация когнитивных искажений сами по себе полезны, так как пациенты обнаруживают ошибки, которые они затем могут исправить.

Когнитивные техники,  как уже указывалось, используются   также для идентификации и исследования неадаптивных предположений (убеждений), которые обычно намного менее доступны пациентам,  чем автоматические мысли. Лишь некоторые пациенты способны сформулировать свои убеждения, большинство же испытывает затруднение. Убеждения служат темами для автоматических мыслей.  Терапевт  может  предложить пациенту  извлечь правила,  лежащие в основе его автоматических мыслей. Терапевт  может  также  сделать гипотезу на основании этих данных и представить свои предположения пациенту  для  подтверждения. Пациенты  имеют право не соглашаться с терапевтом и находить более точные формулировки своих  убеждений.

Если предположения (убеждение) идентифицировано, то оно  открыто для  модификации. Это осуществляется несколькими   способами: а) спросить у пациента,  является ли  убеждение разумным; б) попросить пациента привести доводы за и против сохранения этого убеждения;  в) предоставить доказательства, факты,  противоречащие этому убеждению,  то есть опровергнуть его.

Специфические когнитивные техники включают декатастрофизацию, реатрибуцию, переформулирование и децентрализацию.

Декатастрофизация. Катастрофизация - это преувеличение последствий негативных событий. Большинство проблем у пациентов возникает в контексте межличностных отношений. Наиболее распространенным предубеждением тревожных людей является следующее: "Ужасно, если кто-то  будет плохого мнения обо мне". Пациенты обычно больше всего боятся низкой оценки со стороны сверстников, соучеников,  сотрудников или друзей.  Однако многие пациенты еще больше   боятся перспективы  показаться  смешными незнакомым людям. Они с тревогой предчувствуют реакции со стороны продавца в  магазине, официантов,  таксистов,  пассажиров автобуса или  прохожих на улице.

Декатастрофизация - или,  как ее еще называют, техника  "что если"- предназначена для исследования действительных, фактических событий и последствий, которые в представлении пациента наносят ему психологический ущерб и вызывают чувство тревоги. Эта техника помогает пациентам подготовиться к последствиям, сопряженным со страхом. Она полезна для уменьшения избегания.

Реатрибуция. Это техники,  которые проверяют правильность автоматических мыслей и убеждений, рассматривая альтернативные причины событий.  Реатрибуция особенно полезна в тех случаях, когда пациенты воспринимают себя как причину событий (явление персонализации) или при отсутствии доказательств приписывают причину события  другому  человеку  или какому-то  единственному фактору.  Техники реатрибуции   предполагают проверку реальности и исследование всех  факторов, которые  повлияли на возникновение ситуации.

Переформулирование. Эта техника предназначена для мобилизации человека, который считает, что проблема не контролируется им.  Например,  одинокому человеку, который думает: "Никто  не  обращает  на  меня внимания", рекомендуется   по-новому сформулировать проблему: "Мне нужно протянуть руку другим людям, чтобы обо мне позаботились". При формулировании проблемы по-новому необходимо предусмотреть, чтобы  она получила  более  конкретное  и специфическое звучание, кроме того,  она должна быть обозначена с точки зрения поведения пациента.

Децентрализация. При различных психологических расстройствах - тревоге,  депрессии,  параноидных состояниях -   главное искажение мышления проистекает из склонности пациента персонифицировать  события,  которые  не имеют к нему   отношения. Метод освобождения пациента от свойства  видеть   в себе  точку  сосредоточения  всех событий называется децентрализацией. Для проверки искаженных убеждений  пациентов предлагаются поведенческие эксперименты. Например, один   студент, который предпочитал молчать на занятиях,  считал,  что его товарищи постоянно наблюдают за ним и замечают его   тревогу. Ему было предложено понаблюдать за  ними,  вместо  того чтобы  сосредоточиваться на своем дискомфорте.  Когда   он увидел, что одни студенты конструктируют, другие слушают профессора,  а третьи мечтают,  то пришел к выводу, что  его товарищи озабочены другими делами.

2. Поведенческие техники.

Когнитивная терапия  использует  поведенческие  техники   для модификации  автоматических  мыслей  и   предположений   (убеждений). Она  прибегает к поведенческим экспериментам,   предназначенным для опровержения специфических  неадаптивных убеждений и обеспечения нового научения. В поведенческом эксперименте пациент перед его  началом  предсказывает  результат, основанный  на  автоматических мыслях,  а затем  выполняет заранее  согласованное  с  терапевтом  поведение  и, наконец, оценивает результат в свете нового опыта.

Поведенческие техники используются также для расширения  репертуара поведенческих  реакций  пациента  (тренинг умений); для  расслабления  (прогрессивная  релаксация); для стимуляции активности  (планирование деятельности);  для  подготовки пациента к ситуациям,  вызывающим тревогу (поведенческая репетиция); для предъявления стимулов, вызывающих страх (экспозиционная терапия).

Так как  поведенческие  техники используются для когнитивного изменения,  очень важно знать  восприятие пациента,  его мысли  и  выводы после каждого поведенческого эксперимента.

Домашнее задание дает пациентам возможность применять  когнитивные принципы между  занятиями.  Типичное  домашнее   задание состоит в самонаблюдении и самоконтроле,  в эффективном структурировании времени и выполнении процедур,  относящихся к специфическим ситуациям. Самоконтроль применяется к автоматическим мыслям пациента и к его реакциям  в различных ситуациях.  Дома практикуются также новые когнитивные навыки,  такие, как умение опровергать автоматические мысли.

Проверка гипотезы. Эта техника имеет и когнитивный, и поведенческий компоненты. При создании гипотезы необходимо  сделать ее специфической и конкретной. Нельзя пользоваться  обобщающими ярлыками, неясными терминами и неопределенными  понятиями. Например, пациент настаивал на том, что он плохой врач. Терапевт попросил перечислить аргументы в пользу  такого заключения.  При перечислении пациент не учел такие   факторы, как  раппорт с пациентами и способность принимать  решения в ситуации цейтнота.  Эти критерии были  добавлены  терапевтом. Затем  пациенту было предложено контролировать свое поведение и попросить обратную связь от своих  коллег   и супервизоров  для проверки своей гипотезы.  В результате   он пришел к выводу, что он "все-таки хороший доктор".

Репетиция поведения и ролевая игра используются для  тренировки умений или техник, которые позднее будут применяться в жизни. В тренинге умений используется также моделирование. Часто ролевая игра записывается на  видеомагнитофон, чтобы иметь объективный источник информации для   оценки исполнения.

Техники отвлечения внимания предназначены для уменьшения сильных эмоций и негативного мышления. Сюда входит физическая деятельность, социальные контакты, работа, игра.

Задания с постепенным  усложнением задачи. Эта техника предусматривает начальную деятельность на безопасном уровне, постепенно терапевт увеличивает трудность задач.  Например: пациент, испытывающий трудности в общении, может начать взаимодействие с каким-либо одним человеком или с маленькой группой  знакомых,  или может общаться с людьми на   протяжении короткого периода времени. Затем, шаг за шагом,   пациент увеличивает время, которое он проводит с другими.

Экспозиционная  терапия дает информацию о мыслях,  образах, психологических симптомах и уровне напряжения,  испытываемых тревожным пациентом. Специфические мысли и образы могут быть  исследованы  на искажения, после чего пациентов  можно научить специфическим копинг-умениям.

Планирование  деятельности. Эта процедура сводится к выполнению распорядка дня и оценке исполнения той  или  иной  деятельности (используя  шкалу от 0 до 10) и степени удовлетворения от этой деятельности. Планирование  деятельности   приводит, например, к тому, что пациенты, прежде считающие,  что их депрессия держится на постоянном уровне,  видят колебания настроения;  пациенты, которые считают, что не могут выполнить или получить  удовлетворение  от  какой-либо  деятельности, убеждаются  в противном;  пациенты,  которые  считают, что они не активны из-за присущего им дефекта видят, что деятельность можно планировать и что она обладает  подкрепляющим эффектом.

Диагностические тесты.

Бек и  его  сотрудники разработали несколько диагностических  тестов для измерения уровня депрессии  и  склонности  к суицидальному  поведению,  наиболее известными из которых  являются следующие:  1)   шкала   депрессии; 2)  шкала суицидального мышления; 3) шкала суицидального намерения; 4) шкала безнадежности.  Самым известным тестом из   перечисленных является "шкала депрессии Бека", которая широко применяется психологами, врачами и социальными работниками для выявления депрессии у пациентов.

 

 

 

         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Основные идеи когнитивной  парадигмы были сформулированы в  начале 60-ых годов психотерапевтами-американцами  А.  Беком и А. Эллисом в противовес психоаналитической и бихевиоральной теориям личности. И хотя в дальнейшем произошла весьма заметная интеграция когнитивной психотерапии с этими подходами (выразившейся в создании когнитивно-аналитической психотерапии), работы Эллиса и  Бека  следует считать оригинальным направлением теории и практики психологической помощи.

 Данное направление  обычно принято разделять на рационально-эмотивную психотерапию (РЭПТ) А. Эллиса и когнитивную психотерапию А.  Бека.

Основная цель РЭПТ - помочь людям осознать, что они могут жить более рационально и продуктивно. РЭПТ уделяет особое внимание целям, задачам, смыслам и ценностям людей.

Работа консультанта сводится к опознаванию иррациональных установок, к конфронтации с ними, их пересмотру и, наконец, к закреплению функционирования рациональных, уже гибких (а не первоначально абсолютистских) установок. Консультант выполняет роль учителя, а клиент - ученика. Личным отношениям консультанта с клиентом не придаётся значения. Клиент побуждается к пониманию своих проблем и на основе этого понимания - к изменению своего поведения, основываясь на рациональных предпосылках.

РЭПТ отличается большим  разнообразием применяемых в  процессе терапии когнитивных, эмоциональных  и поведенческих техник. Совместное использование различных видов техник значительно улучшает результаты терапевтического процесса.

Близкой к РЭПТ является когнитивная психотерапия А. Бека, основное внимание в которой уделяется эмоциональным нарушениям, в частности, депрессии. Хотя А. Бек развивал свою концепцию независимо от А. Эллиса, оба течения совпадают в целях, приемах работы и исходных предпосылках, среди которых в центре — помощь клиенту в отказе от саморазрушительных когнитивных структур.

Эмоциональные расстройства трактуются А. Беком прежде всего как расстройства когнитивные. Он предложил некоторые специфические техники работы: обнаружение и регистрация автоматически возникающих мыслей, в частности, с помощью наводящих вопросов; ежедневная запись “мешающих” мыслей; установление личностного смысла события; обобщение автоматических мыслей; операционализирование негативных конструктов, анализ значимости некорректных представлений и т.п.

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Александров А.А. Современная психотерапия. Курс лекций - СПб.: "Академический проект", 1997. − 335 с.

2. Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика. — Изд. 3-е, испр. и доп. — М.: Независимая фирма “Класс”, 2001. — 336 с. — (Библиотека психологии и психотерапии, вып. 94).

3. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования / Р. Нельсон-Джоунс. - СПб.: Питер, 2000. − 464 с.;

4. Олифирович Н.И. Индивидуальное  психологическое консультирование: Теория и практика / Н.И. Олифирович. – Мн.: Тесей, 2005. – 264 с. – (Современная  психология и психотерапия).

5. Осипова А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие. − М.: Сфера, 2002. − 510 с.

6. Федоров  А.П. Когнитивно-поведенческая психотерапия. – СПб: Питер, 2002. – 352 с. –  (Серия «Краткое руководство»).

7. Эллис А. Гуманистическая психотерапия: Рационально-эмоциональный подход / Пер. с англ. - СПб.: Изд-во Сова; М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. - 272 с. (Серия «Ступени психотерапии»).

Информация о работе Когнитивное направление в психологическом консультировании