Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 23:19, реферат
Проблема психологического смысла, эмпирического выражения, возможностей и ограничений качественной и количественной стратегий исследования в психологии является прямым продолжением более общей проблемы диалога естественнонаучной и гуманитарной парадигм.
Это определяет один из вариантов диалога количественной и качественной стратегий исследования. Вначале используются качественные описания микро- и макроструктуры изучаемого феномена, а также его динамики, затем применяется количественная стратегия. В данном случае речь идет о сборе количественных данных с помощью стандартизованных методов и последующей их обработке с применением многомерных статистических процедур (дисперсионного, регрессионного, факторного, кластерного анализа и т.п.). В этом случае диалог качественной и количественной традиций очевиден, поскольку они совмещаются в конкретном исследовании одних и тех же явлений, при этом одна «надстраивается» над другой.
Другим вариантом такого диалога может являться применение качественной стратегии для преодоления противоречий в данных, полученных при помощи количественных методов, либо для описания неожиданных результатов. Количественная стратегия этого сделать не может, поскольку неизвестны факторы, повлиявшие на характер данных, побочные и дополнительные переменные, которые не были учтены. Здесь, в отличие о первого описанного нами варианта, качественная стратегия используется после количественной и служит средством объяснения полученной неожиданной информации.
Третий вариант диалога количественной и качественной стратегий заключается в применении описательных методов для анализа вновь открывшихся перспектив исследования. Этот вариант сродни предыдущему, поскольку качественная стратегия используется после количественной, однако в данном случае она выполняет другую функцию. Эта функция похожа на ту, которую качественная стратегия выполняет в первом варианте диалога – здесь она представляет собой, по меткому выражению С.А.Белановского [2], «передний край» научных исследований, т.е. обеспечивает перспективу дальнейших исследований и формирует систему новых понятий, которые в будущем будут задавать ход как качественных, так и количественных исследований.
И, наконец, четвертый вариант диалога количественной и качественной стратегий исследования в психологии может быть связан с внедрением психологического знания и психологической культуры в массовое сознание, с преодолением мифологизированных представлений о психологии, и, как следствие, с необходимостью «перевода» категориального и терминологического аппарата научной психологии на обыденный язык. В этом случае качественная стратегия может посредством изучения обыденных представлений и «мифов» задать направления и способы взаимодействия научной психологии с массовым сознанием.
Следует отметить, что еще до методологической рефлексии необходимости диалога качественной и количественной традиций в конкретных исследованиях, выполненных в рамках общей, социальной, клинической возрастной и педагогической психологии, качественные и количественные методы использовались одновременно, без всякого конфликта, поскольку исследователями были осознанны границы области применения, достоинства и недостатки каждого из этих подходов. Сегодня психологическое научное сообщество делает шаг вперед и строит методологическую базу диалога, и даже интеграции качественной и количественной стратегий в психологии.
Не исключено, что, кроме описанных нами четырех вариантов диалога качественной и количественной стратегий психологических исследований имеются и другие. Проблема диалога этих стратегий, как и проблема диалога естественнонаучной и гуманитарной парадигм в психологии, безусловно, сложна и многогранна, поэтому она будет оставаться открытой в течение многих лет.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Количественные и качественные методы исследования в психологии