Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 16:39, реферат
Понятие коммуникации связано с информационными обменами, которые существуют между людьми в процессе совместной деятельности и общения. Коммуникация – это акт и процесс установления контактов между субъектами взаимодействия посредством выработки общего смысла передаваемой и воспринимаемой информации. Действия, целью которых является смысловое восприятие, называют коммуникативными. Главной задачей межличностной коммуникации выступает достижение социальной общности. При этом индивидуальность и уникальность каждого субъекта взаимодействия сохраняются. Поэтому социальная общность, достигаемая, например, в толпе при панике, коммуникацией не является, поскольку в данном случае происходит деперсонализация личности, и человек на какое-то время утрачивает некоторые свои черты, растворяясь в общей людной массе и подчиняясь её законам.
1.Понятие коммуникации. Функции коммуникативного общения.
2.Способы коммуникации: монологический, диалогический.
3.Вербальная и невербальная коммуникация.
4.Активное слушание. Правила слушания.
5.Рефлексивное и нерефлексивное слушание.
6.Ведение беседы. Правила убеждения.
7.Роль тренингов межличностного общения.
Списки использованной литературы.
Областное государственное бюджетное
учреждение среднего профессионального
образования Ульяновский
РЕФЕРАТ
По дисциплине «Психология общения»
На тему : «Коммуникативное общение»
ПЛАН.
1.Понятие коммуникации. Функции коммуникативного общения.
2.Способы коммуникации: монологический, диалогический.
3.Вербальная и невербальная коммуникация.
4.Активное слушание. Правила слушания.
5.Рефлексивное и нерефлексивное слушание.
6.Ведение беседы. Правила убеждения.
7.Роль тренингов межличностного общения.
Списки использованной литературы.
1.Понятие коммуникации.
Функции коммуникационного
Понятие коммуникации связано с информационными обменами, которые существуют между людьми в процессе совместной деятельности и общения. Коммуникация – это акт и процесс установления контактов между субъектами взаимодействия посредством выработки общего смысла передаваемой и воспринимаемой информации. Действия, целью которых является смысловое восприятие, называют коммуникативными. Главной задачей межличностной коммуникации выступает достижение социальной общности. При этом индивидуальность и уникальность каждого субъекта взаимодействия сохраняются. Поэтому социальная общность, достигаемая, например, в толпе при панике, коммуникацией не является, поскольку в данном случае происходит деперсонализация личности, и человек на какое-то время утрачивает некоторые свои черты, растворяясь в общей людной массе и подчиняясь её законам.
В более
широком философском смысле коммуникация
рассматривается как социальный
процесс, связанный либо с общением,
обменом мыслями, сведениями, идеями
и так далее, либо с передачей
содержания от одного сознания к другому
посредством знаковых систем. Социологический
аспект понимания коммуникации выявляет
специфику средств связи любых
объектов материального и духовного
мира. Поэтому данное понятие часто
употребляется применительно к
многообразным средствам
Функция коммуникации проявляется в передаче и принятии информации. Эта функция играет важную роль в межличностных отношениях, поскольку информационные процессы в современном мире определяют значительную часть жизнедеятельности человека. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, человек, воспринимающий её, - реципиентом. В процессе взаимодействия коммуникатор и реципиент меняются местами, поскольку функции передачи и восприятия информации переходят от одного к другому. Существуют и такие ситуации взаимодействия, когда данные функции жёстко закреплены за субъектами в течение определённого времени, например у преподавателя, и слушателей на лекции.
Для анализа
коммуникативного аспекта общения
часто используется теория информации,
получившая распространение в ряде
наук. Изначально теория информации была
разработана в связи с
Информационный обмен – глобальное явление нашей жизни, выходящее за пределы простого человеческого общения. Специфика межличностного информационного обмена определяется наличием процесса психологической обратной связи, возникновением коммуникативных барьеров, появлением феноменов межличностного влияния, существованием различных уровней передачи информации, влиянием пространства и времени на передачу содержания информации.
2.Способы коммуникации: монологический, диалогический.
Монологический вид общения характеризуется односторонним направлением информации. То есть один из участников взаимодействия излагает свои мысли, идеи, чувства, не испытывая при этом необходимости в получении обратной связи от партнера. Такая ситуация может привести позиционное неравноправие партнеров по общению: один участник является лицом влиятельным, которое наделено активностью, осознаваемыми целями и правом их реализовать, а другой - рассматривается первым как лицо пассивное, то, которое, хотя и имеет цели, но не столь значимые, чем его собственные. При таких условиях мы имеем дело с «субъект- объектным» общением. Выделяют два способа императивный и манипулятивный.
Под императивным общением обычно понимают авторитарную, директивную форму воздействия на партнера с целью принуждения к определенным действиям или решениям, а также осуществление контроля за его поведением, установками. Как правило, императивное общения используется для установления контроля над внешним поведением партнера, ведь внутренний мир участника общения является прежде собственностью лица и повлиять на него с целью изменения чрезвычайно сложно.
Конечная формула императива является четкой и не завуалированной: "Делай так, как я прикажу! " . При этом средствами воздействия являются приказы, требования, поощрения, команды, запреты, запугивания и т.д. Сказанное не означает, что императивное общение имеет только негативную нагрузку и окраску.
Есть немало социальных деятельностей и ситуаций, в которых использование императива вполне оправдано и с позиций цели, и с этической стороны взаимодействия. Например, императивный вид общения является распространенным в военных уставных отношениях, особенно в экстремальных условиях.
Относительно учебно-
Манипулятивный вид общения, будучи распространенным видом монологического общения, предполагает воздействие на партнера по взаимодействию с целью достижения своих скрытых намерений и целей. Как и императив, манипуляция имеет цель т достичь контроля над поведением и мыслями другого человека. Однако основная разница состоит в том, что в условиях манипулятивного общения партнер не информирует своего собеседника об истинных целях , их разговоры скрываются или завуалируются или подменяются другими. Поэтому манипуляцию можно еще определить как скрытое управление людьми и их поведением. Скрытыми является как сам факт воздействия, так и его цель. При этом у партнера должна сохраниться иллюзия самостоятельности в принятии решения или совершении поступка.
Диалогический вид общения помогает человеку открыть реальность, которая отличается от собственной: реальность другого человека, его чувств, представлений, мнений, в общем - реальность окружающего мира таким, каким его видит партнер по взаимодействию.
По традиции отечественной психологии диалог рассматривают в нескольких плоскостях.
Диалог - это:
Будучи адекватным субъект -субъектному характеру самой человеческой природы, диалог является приемлемым для организации производительных межличностных контактов между людьми.
3.Вербальная и невербальная коммуникация.
Все каналы коммуникации обычно разделяют на вербальные и невербальные. К первым мы отнесем лингвистический и паралингвистический каналы, ко вторым - взгляд, выражение лица (мимику), прикосновения, телодвижения (позы), жесты, межличностную дистанцию, а также одежду, макияж и украшения. В. А. Лабунская предлагает несколько иную классификацию, рассматривая коммуникацию как совокупность знаковых систем. С позиции этого подхода коммуникация представляет собой четыре системы:
1. оптико-кинетическую (выражение лица, жесты, телодвижения);
2. пара-
и экстралингвистическую (
3.организацию
пространства и времени
4. визуальный контакт.
Но, по сути, эта классификация
охватывает все те же виды коммуникации.
Ситуация коммуникации характеризуется
тем, что коммуникатор (отправитель)
имеет некое сообщение, а также
потребность и намерение
Согласно лингвисту Джону Серлю, в коммуникации могут быть достигнуты пять наиболее общих целей:
1. сообщение и описание чего-либо;
2. влияние на кого-либо;
3. выражение чувств и отношения;
4. взятие на себя каких-либо обязательств;
5. непосредственная просьба или приказание о чем-либо.
Передача сообщения может
осуществляться многими способами
и с помощью различных средств,
но наиболее привычным и естественным
для нас средством является язык,
поэтому понятие коммуникации прежде
всего ассоциируется с языком
и речью, ведь в повседневной жизни,
в ординарных ситуациях именно посредством
языка и речи (устных и письменных)
осуществляется большинство наших
коммуникативных
При этом из доступных нам средств коммуникации лучше всего осознается и поддается контролю речь. Хотя известный афоризм утверждает, что язык дан людям для того, чтобы скрывать свои мысли, верно и обратное: у человека нет более надежного средства для выражения своих мыслей, чем язык, поэтому логично начать характеристику каналов коммуникации с языка и речи [24;159].
Вербальная коммуникация.
В вербальном общении обычны два варианта речи - устная и письменная.
Письменная речь - это та, которой обучают в школе и которую привыкли считать признаком образованности человека. Письменная речь громоздка, часто содержит штампы, канцеляризмы, но это цена за точность, однозначность предложений, текста. Письменная речь не допускает различных толкований предложений, поэтому ее и предпочитают в науке, деловых и юридических отношениях. Преимущества письменной речи становятся решающими там, где существенны точность и ответственность за каждое слово. Чтобы умело пользоваться письменной речью, нужно обогащать свой словарный запас, требовательно относиться к стилю.
Устная речь, по ряду параметров отличающаяся от письменной, - это не безграмотная письменная речь, а самостоятельная речь со своими правилами и даже грамматикой. Основное преимущество устной речи по сравнению с письменной - экономность, т. е. для передачи одной и той же мысли в устной речи требуется меньше слов. Экономия достигается благодаря другому порядку слов, пропуску концов и других частей предложений.