Коммуникативные и психологические "барьеры" общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 21:49, реферат

Описание работы

Коммуникации – понятие, используемое в социальной психологии в двух значениях:
1. Для характеристики структуры деловых и межличностных связей между людьми, например, структуры межгруппового общения ее участников.
2. Для характеристики обмена информацией в человеческом общении вообще, где коммуникация выступает как одна из сторон человеческого общения – информационная. Коммуникация включает обмен представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и т.п. между людьми в ходе совместной деятельности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. КОММУНИКАТИВНЫЕ БАРЬЕРЫ. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ…………………………………………………………..………………… 5
1.1. Коммуникативные барьеры общения…………………………….. 5
1.2. Психологические барьеры общения……………………………… 7
ГЛАВА 2. ТЕХНИКА ОБЩЕНИЯ. МЕТОДЫ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ БАРЬЕРОВ…………………………………………..… 10
ГЛАВА 3. СХЕМА ВЫХОДА ИЗ СИТУАЦИИ «БАРЬЕРА».……………….. …. 11
3.1 Основные правила предотвращения конфликтов и барьеров ……... 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………… 14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………….. 15

Файлы: 1 файл

Министерство науки и образования Украины.docx

— 31.67 Кб (Скачать файл)

Министерство  науки и образования Украины

Севастопольская городская гуманитарная администрация

Севастопольский городской гуманитарный университет

Филологический  факультет

 

 

 

 

 

   Индивидуальная работа по Основам теории языковой коммуникации

«Коммуникативные  и психологические "барьеры" общения»

 

 

 

 

Выполнила студентка группы   АН – 31

Северина Татьяна

 

Проверила: Бессонова Татьяна Ивановна

 

 

 

 

 

 

 

 

Севастополь - 2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

                                                                                                                           стр.

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….    3

ГЛАВА 1. КОММУНИКАТИВНЫЕ БАРЬЕРЫ. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ…………………………………………………………..…………………   5

                   1.1. Коммуникативные барьеры общения……………………………..   5

                   1.2. Психологические барьеры общения………………………………   7

ГЛАВА 2. ТЕХНИКА ОБЩЕНИЯ. МЕТОДЫ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ БАРЬЕРОВ…………………………………………..…   10

ГЛАВА 3. СХЕМА  ВЫХОДА ИЗ СИТУАЦИИ «БАРЬЕРА».……………….. ….  11

                  3.1 Основные правила предотвращения конфликтов и барьеров ……... 12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………   14

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………..   15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Все мы постоянно  находимся в ситуациях общения  – дома, на работе, на улице, в транспорте; с близкими людьми и совсем незнакомыми.

И, конечно  же, огромное количество контактов, в  которые ежедневно вступает человек, требует от него выполнения целого ряда условий и правил, позволяющих  ему общаться, сохраняя личное достоинство  и дистанцию по отношению к  другим людям.

Возникновение психологических и коммуникативных  барьеров общения существенно мешает как общению отдельных индивидов, так и целых социальных слоёв. А так как человек – существо социальное – общение ему просто необходимо. Именно поэтому эта проблема актуальна в наши дни.

Проблемой барьеров в общении учёные занимались всегда. Эта тема прежде всего связана  с такими именами, как Э.Берн, З.Фрейд , Л.П. Буева, А. С. Золотнякова, Б. Д. Парыгин , М. С. Каган, А. А. Бодалев. Некоторые концепции рассмотрены ниже.

Общение как взаимодействие предполагает, что  люди устанавливают контакт друг с другом, обмениваются определенной информацией для того, чтобы строить  совместную деятельность, сотрудничество.

Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает  самые совершенные формы, становится осознанным и опосредствованным  речью. В жизни человека нет даже самого непродолжительного периода, когда  бы он находился вне общения, вне  взаимодействия с другими субъектами.

По целям  общение делится на биологическое и социальное. Биологическое – это общение, необходимое для поддержания, сохранения и развития организма. Оно связано с удовлетворением основных органических потребностей. Социальное общение преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида.

Массовое  общение - это множественные, непосредственные контакты незнакомых людей, а также  коммуникация, опосредованная различными видами массовой информации. Межличностное связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников. Оно подразумевает известную психологическую близость партнёров: знание индивидуальных особенностей друг друга, наличие сопереживания, понимания, совместного опыта деятельности. Поскольку социальная психология– составная часть комплекса психологических наук, то она опирается на основные категории и принципы, разрабатываемые общей психологией. Категория "общение" является базовой для социально-психологической теории.

Частью  социального общения является речевая  коммуникация. Ее образуют речевые  акты, участвующие в процессе передачи информации и обмена деятельностью.

Коммуникации  – понятие, используемое в социальной психологии в двух значениях:

1. Для  характеристики структуры деловых  и межличностных связей между  людьми, например, структуры межгруппового  общения ее участников.

2. Для  характеристики обмена информацией  в человеческом общении вообще, где коммуникация выступает как  одна из сторон человеческого  общения – информационная. Коммуникация  включает обмен представлениями,  идеями, интересами, настроениями, чувствами,  установками и т.п. между людьми  в ходе совместной деятельности.

Коммуникация  как совокупность речевых актов  может быть направлена на решение  конкретной проблемы или достижение необходимого результата, исходя из общих  интересов и целей коммуникантов.

 

 

 

 

ГЛАВА 1. КОММУНИКАТИВНЫЕ БАРЬЕРЫ. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ

 

1.1. Коммуникативные  барьеры общения

 

"Барьер" общения – психическое состояние,  проявляющееся в неадекватной  пассивности субъекта, что препятствует  выполнению им тех или иных  действий. Барьер состоит в усилении  отрицательных переживаний и  установок – стыда, чувства  вины, страха, тревоги, низкой самооценки, ассоциированных с задачей.

В психологии конфликт определяется как столкновение противоположно направленных, несовместимых  друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных  взаимодействиях или межличностных  отношениях индивидов или групп  людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями.

Человек, как элемент коммуникации - сложный  и чувствительный "получатель" информации со своими чувствами и  желаниями, жизненным опытом. Полученная им информация может вызвать внутреннюю реакцию любого рода, которая, возможно, усилит, исказит или полностью  блокирует посланную ему информацию.

Коммуникативными  помехами может быть механический обрыв  информации и отсюда её искажение; неясность  передаваемой информации, в силу чего искажается изложенная и переданная мысль; эти варианты можно обозначить как информационно-дефицитный барьер.

Случается, что принимающие ясно слышат передаваемые слова, но придают им иное значение (проблема состоит в том, что передатчик может даже не обнаружить, что его  сигнал вызвал неверную реакцию). Здесь  можно говорить о замещающе-искажающем барьере. Искажение информации, проходящей через одного человека, может быть незначительным. Но когда она проходит через несколько человек – ретрансляторов, искажение может быть существенным. Также этот барьер называют «барьер отражения».

Значительно большая возможность искажения связана с эмоциями - эмоциональные барьеры. Это происходит, когда люди, получив какую-либо информацию, более заняты своими чувствами, предположениями, чем реальными фактами. Слова обладают сильным эмоциональным зарядом, причём не столько сами слова (символы), сколько ассоциации, которые они порождают в человеке. Слова имеют первичное (буквальное) значение и вторичное (эмоциональное). Барьер фонетического непонимания порождает также невыразительная быстрая речь, речь-скороговорка и речь с большим количеством звуков-паразитов.

Существует  также семантический барьер непонимания, связанный, в первую очередь, с различиями в системах значений (тезаурусах) участников общения. Это, прежде всего, проблема жаргонов и слэнгов. Известно, что даже в рамках одной и той же культуры есть множество микрокультур, каждая из которых создаёт своё "поле значений", характеризуется своим пониманием различных понятий, явлений, ими выражаемых. Так, в различных микрокультурах не одинаково понимается смысл таких ценностей как "красота", "долг", "естество", "приличие" и т. д. Кроме того, каждая среда создаёт свой мини-язык общения, свой слэнг, в каждой свои любимые цитаты и шутки, выражения и обороты речи. Всё это вместе может значительно затруднять процесс общения, создавая семантический барьер непонимания.

Не меньшую  роль в разрушении нормальной межличностной  коммуникации может сыграть стилистический барьер, возникающий при несоответствии стиля речи коммуникатора и ситуации общения или стиля речи и актуального  психологического состояния реципиента и др. Так, партнёр по общению может  не принять критическое замечание, так как оно будет высказано  в несоответствующей ситуации панибратской манере, или дети не воспримут интересный рассказ из-за сухой, эмоционально не насыщенной или наукообразной речи взрослого. Наконец, можно говорить о существовании логического барьера непонимания. Он возникает в тех случаях, когда логика рассуждения, предлагаемая коммуникатором, либо слишком сложна для восприятия реципиента, либо кажется ему не верной, противоречит присущей ему манере доказательства. В психологическом плане можно говорить о существовании множества логик и логических систем доказательств. Для одних людей логично и доказательно то, что не противоречит разуму, для других то, что соответствует долгу и морали. Можно говорить о существовании "женской" и "мужской" психологической логики, о "детской" логике и т. д. От психологических пристрастий реципиента зависит, воспримет ли он предлагаемую ему систему доказательств или сочтёт её не убедительной. Для коммуникатора же выбор адекватной данному моменту системы доказательств всегда является открытой проблемой.

 

1.2. Психологические  барьеры общения 

 

Причиной  психологического барьера могут  служить социально-культурные различия между партнёрами по общению. Это  могут быть социальные, политические, религиозные и профессиональные различия, которые приводят к различной  интерпретации тех или иных понятий, употребляемых в процессе коммуникации. В качестве барьера может выступать  и само восприятие партнёра по общению  как лица определённой профессии, определённой национальности, пола и возраста. Например, огромное значение для возникновения  барьера играет авторитетность коммуникатора  в глазах реципиента. Чем выше авторитет, тем меньше преград на пути усвоения предлагаемой информации. Само нежелание  прислушиваться к мнению того или  иного человека часто объясняется  его низкой авторитетностью.

Общение является неизменным составляющим, социальной жизни человека, не всегда поддающихся сознательному контролю. Этому можно обучаться, но в гораздо меньшей степени, чем технике и приёмам общения. Под средствами общения понимается то, каким образом человек реализует определённое содержание и цели общения. Зависят они от культуры человека, уровня развития, воспитания и образования. Когда говорят о развитии у человека способностей, умений и навыков общения, прежде всего, имеют в виду технику и средства общения.

Психологические барьеры в общении возникают  незаметно и субъективно, нередко  они не ощущаются самим человеком, но незамедлительно воспринимаются окружающими. Человек перестает  ощущать неверность своего поведения и уверен, что общается нормально. Если он обнаруживает несоответствия, начинают развиваться комплексы.

Перечислим  психологические барьеры, которые  возникают в процессе общения  людей.

Первое  впечатление считается одним  из барьеров, который может способствовать ошибочному восприятию партнера по общению. Почему? Первое впечатление, по сути, не всегда бывает первым, так как на формирование образа влияет и зрительная, и слуховая память. Следовательно, оно  может быть относительно адекватным, соответствовать чертам характера, а может быть ошибочным.

Барьер  предвзятости и беспричинной негативной установки. Выражается в следующем: внешне беспричинно человек начинает отрицательно относиться к тому или  иному человеку в результате первого  впечатления или по каким-то скрытым  причинам. Следует установить возможные  мотивы появления такого отношения  и преодолевать их.

Барьер  отрицательной установки, введенной  в опыт человека кем-либо из других людей. Вам сообщили отрицательную  информацию о ком-то, и складывается негативная установка по отношению  к человеку, о котором вам мало что известно, нет опыта личного  взаимодействия с ним. Таких негативных установок, привнесенных извне, до вашего личного опыта общения с конкретным человеком надо избегать.К новым людям, с которыми предстоит общаться, надо подходить с оптимистической гипотезой. Не ориентируйтесь в окончательной оценке человека только на мнение других. человека только на мнение других.

Барьер  «боязни» контакта с человеком. Бывает, что вам необходимо вступить в  непосредственный контакт с человеком, но как-то неловко. Что делать? Попытайтесь  спокойно, без эмоций проанализировать, что сдерживает вас в общении, и вы убедитесь, что эти эмоциональные  наслоения или субъективны, или  носят слишком второстепенный характер. После беседы обязательно проанализируйте успешность разговора и зафиксируйте собственное внимание на том, что ничего страшного не произошло. Обычно такой барьер характерен для людей, испытывающих сложности в общении, имеющих в целом низкий уровень общительности.

Барьер  «ожидания непонимания». Вы должны вступить в непосредственноевзаимодействие с человеком в деловом или личностном общении, но вас волнует вопрос: правильно ли вас поймет партнер? Причем здесь нередко исходят из того, что партнер обязательно должен понять неверно. Начинают прогнозировать последствия этого неверного понимания, предвосхищать неприятные ощущения. Необходимо спокойно и обстоятельно проанализировать планируемое вами содержание беседы и по возможности устранить из нее те моменты или эмоциональные аспекты, которые могут вызвать неадекватное толкование ваших намерений. После этого смело вступайте в контакт.

Информация о работе Коммуникативные и психологические "барьеры" общения