Коммуникативные и психологические "барьеры" общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 21:49, реферат

Описание работы

Коммуникации – понятие, используемое в социальной психологии в двух значениях:
1. Для характеристики структуры деловых и межличностных связей между людьми, например, структуры межгруппового общения ее участников.
2. Для характеристики обмена информацией в человеческом общении вообще, где коммуникация выступает как одна из сторон человеческого общения – информационная. Коммуникация включает обмен представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и т.п. между людьми в ходе совместной деятельности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. КОММУНИКАТИВНЫЕ БАРЬЕРЫ. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ…………………………………………………………..………………… 5
1.1. Коммуникативные барьеры общения…………………………….. 5
1.2. Психологические барьеры общения……………………………… 7
ГЛАВА 2. ТЕХНИКА ОБЩЕНИЯ. МЕТОДЫ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ БАРЬЕРОВ…………………………………………..… 10
ГЛАВА 3. СХЕМА ВЫХОДА ИЗ СИТУАЦИИ «БАРЬЕРА».……………….. …. 11
3.1 Основные правила предотвращения конфликтов и барьеров ……... 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………… 14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………….. 15

Файлы: 1 файл

Министерство науки и образования Украины.docx

— 31.67 Кб (Скачать файл)

Барьер  «возраста» – типичный в системе  обыденного общения. Возникает в  самых разнообразных сферах человеческого  взаимодействия: между взрослыми  и детьми (взрослый не понимает, чем  живет ребенок, что является причиной многих конфликтов), между людьми разных поколений. Люди постарше нередко осуждают поведение молодых, как бы забывая  себя самих в этом возрасте. Молодые  раздражаются, посмеиваются. Возникают  осложнения в межличностных отношениях. Возрастной барьер в общении опасен и в семейных отношениях, и в  системе служебного взаимодействия. Поэтому именно Барьер «возраста» стал темой моего исследования.

ГЛАВА 2. ТЕХНИКА ОБЩЕНИЯ. МЕТОДЫ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ БАРЬЕРОВ

 

Техника общения – это способы преднастройки человека на общение с людьми, его поведение в процессе общения, а приемы - предпочтительные средства общения, включая вербальные и невербальные.

Прежде  чем вступить в общение с другим человеком, необходимо определить свои интересы, соотнести их с интересами партнёра по общению, оценить его  как личность, выбрать наиболее подходящую технику и приёмы общения. Затем, уже в процессе общения, необходимо контролировать его ход и результаты, уметь правильно завершить акт  общения, оставив у партнёра благоприятное  или неблагоприятное впечатление  о себе и сделав так, чтобы в  дальнейшем у него возникло или не возникло (если этого желания нет) стремление продолжать общение.

На начальном  этапе общения его техника  включает такие элементы, как принятие определённого выражения лица, позы, выбор начальных слов, тона высказывания, движений и жестов, привлекающих партнёра действий, направленных на его преднастройку, на определённое восприятие сообщаемого (передаваемой информации). В процессе общения применяются виды техники и приёмы разговора, основанные на использовании обратной связи.

Существует  множество приёмов повышения  эффективности общения, избегания  коммуникативных барьеров. Назовем  некоторые из них.

Приём "имя  собственное" основан на произнесении вслух имени-отчества партнера, с  которым общается работник. Это показывает внимание к данной личности, способствует утверждению человека как личности, вызывает у него чувство удовлетворения и сопровождается положительными эмоциями, тем самым формируется аттракция, расположение работника к клиенту  или партнеру.

Приём "зеркало  отношений" состоит в доброй улыбке и приятном выражении лица, свидетельствующем, что "я - ваш друг". А друг - это  сторонник, защитник. Возникает чувство  защищенности у клиента, что образует положительные эмоции и вольно или невольно формирует аттракцию. Приём "золотые слова" заключается в высказывании комплиментов в адрес человека, способствующих эффекту внушения. Тем самым происходит как бы "заочное" удовлетворение потребности в совершенствовании, что ведёт также к образованию положительных эмоций и обусловливает расположенность к работнику.

Приём "терпеливый слушатель" вытекает из терпеливого  и внимательного выслушивания проблем  клиента. Это приводит к удовлетворению одной из самых важных потребностей любого человека - потребности в  самоутверждении. Её удовлетворение, естественно, ведёт к образованию положительных  эмоций и создаёт доверительное  расположение клиента.

Приём "личная жизнь" выражается в привлечении  внимания к "хобби", увлечениям клиента (партнера), что также повышает его  вербальную активность и сопровождается положительными эмоциями.

 

ГЛАВА 3. СХЕМА ВЫХОДА ИЗ СИТУАЦИИ «БАРЬЕРА»

3.1 Основные  правила предотвращения конфликтов  и барьеров 

 

Изучение  проблемы "барьеров" общения в  контексте личностного подхода  позволяет говорить о схеме выхода из ситуации "барьера", где главным  является принцип взаимоотношений  ведущих к сотрудничеству и взаимопониманию  с учетом индивидуально-психологических  особенностей партнеров по общению.

Схема выхода из ситуации "барьера":

1) оценка  создавшейся ситуации "барьера" (определение ее направленности  и возможных последствий);

2) выявление  ориентировочных причин возникновения;

3) исследование  предполагаемого выхода из ситуации  в зависимости от ее причин (нейтрализация, либо сведение  к воздействию негативных факторов);

4) определение  аффективных действий для выхода  из создавшейся ситуации. Действия, направленные на минимизацию  "барьеров" позволяют наладить  процесс общения и приводят  к аффективному взаимодействию  в условиях совместной деятельности.

Важную  роль играет в преодолении психологических  барьеров мотивационное состояние.

Исследователи указывают - поскольку конфликты  часто порождают такое эмоциональное  состояние, в котором трудно мыслить, делать выводы, подойти творчески  к разрешению проблемы, то при разрешении конфликтной ситуации придерживайтесь  следующих правил.

1. Помните,  что в конфликте у человека  доминирует не разум, а эмоции, что ведет к аффекту, когда  сознание просто отключается,  и человек не отвечает за  свои слова и поступки.

2. Придерживайтесь  многоальтернативного подхода и,  настаивая на своем предложении,  не отвергайте предложение партнера, задав себе вопрос: "Разве я  никогда не ошибаюсь?" Постарайтесь  взять оба предложения и посмотрите, какую сумму выгод и потерь  они принесут в ближайшее время  и потом.

3. Осознайте  значимость разрешения конфликта  для себя, задав вопрос: "Что  будет, если выход не будет  найден?" Это позволит перенести  центр тяжести с отношений  на проблему.

4. Если  вы и ваш собеседник раздражены  и агрессивны, то необходимо снизить  внутреннее напряжение, "выпустить  пар". Но разрядиться на окружающих  — это не выход, а выходка.  Но если уж так получилось, что потеряли контроль над  собой, попытайтесь сделать единственное: замолчите сами, а не требуйте этого от партнера. Избегайте констатации отрицательных эмоциональных состояний партнера.

5. Ориентируйтесь  на положительное, лучшее в  человеке. Тогда вы обязываете  и его быть лучше.

6. Предложите  собеседнику встать на ваше  место и спросите:

"Если  бы вы были на моем месте,  то что бы вы сделали?" Это  снимает критический настрой  и переключает собеседника с  эмоций на осмысление ситуации.

7. Не  преувеличивайте свои заслуги  и не демонстрируйте знаки  превосходства.

8. Не  обвиняйте и не приписывайте  только партнеру ответственность  за возникшую ситуацию.

9. Независимо  от результатов разрешения противоречий  старайтесь не разрушить отношения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Общение – очень важное составляющее социальной жизни человека. Часто в этом сложном  процессе возникают трудности –  так называемые «коммуникативные барьеры  общения».

 Нас  интересовала эффективность деятельности  коммуникации за счет умения  респондентами преодолевать психологические  барьеры, добиваться желаемых  результатов благодаря своим  умениям и навыкам в сфере  общения.

Под барьерами  общения подразумевают те многочисленные факторы, которые служат причиной конфликтов или способствуют им. Барьеры общения  многогранны, разнообразны и требуют  определённого разрешения. Существуют коммуникативные барьеры (когда  человек не понимает речи собеседника  по тем или иным причинам, например если речь искажена или люди беседуют на разных языках) и психологические барьеры (например, если люди не понимают друг друга из-за разницы в возрасте или «первое впечатление» оказало слишком сильное влияние).

Решение проблемы "барьеров" общения предполагает многоаспектный характер исследования с учетом разнообразия "барьеров" и обширностью сферы их проявлений. Все эти требования достаточно успешно решаются в русле личностного подхода.

Для преодоления  «барьеров» необходимо точно оценить  ситуацию, чётко выяснить причины  возникновения «барьера» и действовать  согласно намеченной схеме. При этом надо учесть главный принцип: принцип  сотрудничества и взаимопонимания  с учетом индивидуально-психологических  особенностей партнеров по общению.

Без коммуникации невозможно существование никакой  организованной группы людей. Коммуникация - это средство, с помощью которого в единое целое объединяется организованная деятельность. Коммуникация является средством, с помощью которого осуществляются изменения, информация приобретает  эффективность, реализуются цели.

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Андреева  Г.М. Социальная психология. –  М., Аспект Пресс, 1996. – с 343

2. Берн. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – М.: Эксмо, 2008. – 576с.

3. Венидиктова В.И. О деловой этике и этикете, Москва, 1997 – с 187.

4. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Книга о хорошей речи, Москва, 1997 - с 235 5.Донцов А.И. "Психология коллектива". Айрис-пресс, 2002 – 265с.

6. Дорошенко,  Л.И. Зотова, В.Н. Лавриненко и др. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов / В.Ю.; Под ред. Проф. 5. – 324с.

7. Леви  В. «Искусство быть другим»  С-Петербург. изд. Питер 1993 – 215с.

 Леонтьев  А.Н. Проблемы развития психики.  – М., 1972. – 132с.

8. Ломов  Б.Ф. Общение и социальная регуляция  поведения индивида//

 Психологические  проблемы социальной регуляции  поведения, - М., 1976. – 270с.

9. Леонтьев  А.А. Психология общения, Москва, 1999 - 465с.

10. Митителло В.Л., Этика и этикет делового человека., Самара, 1992

11. Немов Р.С. Психология. Книга 1: Основы общей психологии. – М., Просвещение, 1994.

12. Психологический  словарь. – М., 1983 г. –Г. В. Бороздина. Психология делового общения. М., 1999. - 231с .

13.М.М.Рыбакова "Конфликт и взаимодействие  в педагогическом процессе" М: 91 г., "Просвещение". С – 286

14. Столяренко  «Основы психологии». Ростов н/Д.: "Феникс", 1997г – 342с.

 

 


Информация о работе Коммуникативные и психологические "барьеры" общения