Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 21:49, реферат
Коммуникации – понятие, используемое в социальной психологии в двух значениях:
1. Для характеристики структуры деловых и межличностных связей между людьми, например, структуры межгруппового общения ее участников.
2. Для характеристики обмена информацией в человеческом общении вообще, где коммуникация выступает как одна из сторон человеческого общения – информационная. Коммуникация включает обмен представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и т.п. между людьми в ходе совместной деятельности.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. КОММУНИКАТИВНЫЕ БАРЬЕРЫ. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ…………………………………………………………..………………… 5
1.1. Коммуникативные барьеры общения…………………………….. 5
1.2. Психологические барьеры общения……………………………… 7
ГЛАВА 2. ТЕХНИКА ОБЩЕНИЯ. МЕТОДЫ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ БАРЬЕРОВ…………………………………………..… 10
ГЛАВА 3. СХЕМА ВЫХОДА ИЗ СИТУАЦИИ «БАРЬЕРА».……………….. …. 11
3.1 Основные правила предотвращения конфликтов и барьеров ……... 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………… 14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………….. 15
Барьер «возраста» – типичный в системе обыденного общения. Возникает в самых разнообразных сферах человеческого взаимодействия: между взрослыми и детьми (взрослый не понимает, чем живет ребенок, что является причиной многих конфликтов), между людьми разных поколений. Люди постарше нередко осуждают поведение молодых, как бы забывая себя самих в этом возрасте. Молодые раздражаются, посмеиваются. Возникают осложнения в межличностных отношениях. Возрастной барьер в общении опасен и в семейных отношениях, и в системе служебного взаимодействия. Поэтому именно Барьер «возраста» стал темой моего исследования.
ГЛАВА 2. ТЕХНИКА ОБЩЕНИЯ. МЕТОДЫ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ БАРЬЕРОВ
Техника
общения – это способы
Прежде
чем вступить в общение с другим
человеком, необходимо определить свои
интересы, соотнести их с интересами
партнёра по общению, оценить его
как личность, выбрать наиболее подходящую
технику и приёмы общения. Затем,
уже в процессе общения, необходимо
контролировать его ход и результаты,
уметь правильно завершить акт
общения, оставив у партнёра благоприятное
или неблагоприятное
На начальном этапе общения его техника включает такие элементы, как принятие определённого выражения лица, позы, выбор начальных слов, тона высказывания, движений и жестов, привлекающих партнёра действий, направленных на его преднастройку, на определённое восприятие сообщаемого (передаваемой информации). В процессе общения применяются виды техники и приёмы разговора, основанные на использовании обратной связи.
Существует множество приёмов повышения эффективности общения, избегания коммуникативных барьеров. Назовем некоторые из них.
Приём "имя
собственное" основан на произнесении
вслух имени-отчества партнера, с
которым общается работник. Это показывает
внимание к данной личности, способствует
утверждению человека как личности,
вызывает у него чувство удовлетворения
и сопровождается положительными эмоциями,
тем самым формируется
Приём "зеркало отношений" состоит в доброй улыбке и приятном выражении лица, свидетельствующем, что "я - ваш друг". А друг - это сторонник, защитник. Возникает чувство защищенности у клиента, что образует положительные эмоции и вольно или невольно формирует аттракцию. Приём "золотые слова" заключается в высказывании комплиментов в адрес человека, способствующих эффекту внушения. Тем самым происходит как бы "заочное" удовлетворение потребности в совершенствовании, что ведёт также к образованию положительных эмоций и обусловливает расположенность к работнику.
Приём "терпеливый
слушатель" вытекает из терпеливого
и внимательного выслушивания проблем
клиента. Это приводит к удовлетворению
одной из самых важных потребностей
любого человека - потребности в
самоутверждении. Её удовлетворение, естественно,
ведёт к образованию
Приём "личная жизнь" выражается в привлечении внимания к "хобби", увлечениям клиента (партнера), что также повышает его вербальную активность и сопровождается положительными эмоциями.
ГЛАВА 3. СХЕМА ВЫХОДА ИЗ СИТУАЦИИ «БАРЬЕРА»
3.1 Основные
правила предотвращения
Изучение проблемы "барьеров" общения в контексте личностного подхода позволяет говорить о схеме выхода из ситуации "барьера", где главным является принцип взаимоотношений ведущих к сотрудничеству и взаимопониманию с учетом индивидуально-психологических особенностей партнеров по общению.
Схема выхода из ситуации "барьера":
1) оценка
создавшейся ситуации "барьера"
(определение ее
2) выявление
ориентировочных причин
3) исследование
предполагаемого выхода из
4) определение
аффективных действий для
Важную роль играет в преодолении психологических барьеров мотивационное состояние.
Исследователи
указывают - поскольку конфликты
часто порождают такое
1. Помните, что в конфликте у человека доминирует не разум, а эмоции, что ведет к аффекту, когда сознание просто отключается, и человек не отвечает за свои слова и поступки.
2. Придерживайтесь
многоальтернативного подхода
3. Осознайте
значимость разрешения
4. Если
вы и ваш собеседник
5. Ориентируйтесь на положительное, лучшее в человеке. Тогда вы обязываете и его быть лучше.
6. Предложите собеседнику встать на ваше место и спросите:
"Если бы вы были на моем месте, то что бы вы сделали?" Это снимает критический настрой и переключает собеседника с эмоций на осмысление ситуации.
7. Не преувеличивайте свои заслуги и не демонстрируйте знаки превосходства.
8. Не
обвиняйте и не приписывайте
только партнеру
9. Независимо
от результатов разрешения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Общение – очень важное составляющее социальной жизни человека. Часто в этом сложном процессе возникают трудности – так называемые «коммуникативные барьеры общения».
Нас
интересовала эффективность
Под барьерами общения подразумевают те многочисленные факторы, которые служат причиной конфликтов или способствуют им. Барьеры общения многогранны, разнообразны и требуют определённого разрешения. Существуют коммуникативные барьеры (когда человек не понимает речи собеседника по тем или иным причинам, например если речь искажена или люди беседуют на разных языках) и психологические барьеры (например, если люди не понимают друг друга из-за разницы в возрасте или «первое впечатление» оказало слишком сильное влияние).
Решение проблемы "барьеров" общения предполагает многоаспектный характер исследования с учетом разнообразия "барьеров" и обширностью сферы их проявлений. Все эти требования достаточно успешно решаются в русле личностного подхода.
Для преодоления
«барьеров» необходимо точно оценить
ситуацию, чётко выяснить причины
возникновения «барьера» и
Без коммуникации невозможно существование никакой организованной группы людей. Коммуникация - это средство, с помощью которого в единое целое объединяется организованная деятельность. Коммуникация является средством, с помощью которого осуществляются изменения, информация приобретает эффективность, реализуются цели.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., Аспект Пресс, 1996. – с 343
2. Берн. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – М.: Эксмо, 2008. – 576с.
3. Венидиктова В.И. О деловой этике и этикете, Москва, 1997 – с 187.
4. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Книга о хорошей речи, Москва, 1997 - с 235 5.Донцов А.И. "Психология коллектива". Айрис-пресс, 2002 – 265с.
6. Дорошенко, Л.И. Зотова, В.Н. Лавриненко и др. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов / В.Ю.; Под ред. Проф. 5. – 324с.
7. Леви В. «Искусство быть другим» С-Петербург. изд. Питер 1993 – 215с.
Леонтьев
А.Н. Проблемы развития
8. Ломов
Б.Ф. Общение и социальная
Психологические проблемы социальной регуляции поведения, - М., 1976. – 270с.
9. Леонтьев
А.А. Психология общения,
10. Митителло В.Л., Этика и этикет делового человека., Самара, 1992
11. Немов Р.С. Психология. Книга 1: Основы общей психологии. – М., Просвещение, 1994.
12. Психологический словарь. – М., 1983 г. –Г. В. Бороздина. Психология делового общения. М., 1999. - 231с .
13.М.М.Рыбакова "Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе" М: 91 г., "Просвещение". С – 286
14. Столяренко
«Основы психологии». Ростов н/
Информация о работе Коммуникативные и психологические "барьеры" общения