Коммуникативные конфликты и способы их разрешения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 18:15, реферат

Описание работы

Цель данной работы – изучить специфику коммуникативных конфликтов и способов их разрешения.
Достижению цели способствует решение следующих задач:
1. дать определение понятию «коммуникативный конфликт», рассмотреть основные причины коммуникативных конфликтов;
2. выявить способы разрешения коммуникативных конфликтов.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие, причины коммуникативных конфликтов 4
2. Способы разрешения коммуникативных конфликтов 8
Заключение 13
Список использованной литературы 14

Файлы: 1 файл

реферат_коммуникативные конфликты и способы их разрешения.doc

— 91.00 Кб (Скачать файл)

Потенциальная возможность коммуникативных конфликтов в сфере контакта, таким образом, существует на двух уровнях. Первый уровень конфликтности: выбор адресантом и адресатом установки на тип контакта. Бесконфликтной на данном уровне будет ситуация, при которой адресант и адресат имеют сходную контактную установку: только на отдельность, только на диалог, только на доминирование/подчинение. Неизбежно конфликтной на данном уровне будет ситуация, при которой адресант и адресат имеют разную контактную установку: например, адресант ориентирован на отдельность, а адресат стремится к диалогу, или адресант стремится к доминированию/подчинению, а адресат ориентирован на диалог и т.д.

Однако конфликтность в сфере контакта может возникать и в тех случаях, когда у адресанта и адресата сходная установка на тип контакта. Это второй уровень конфликтности. Бесконфликтной на данном уровне будет ситуация, при которой адресант и адресат принимают симметричные контактные решения. Конфликт на этом уровне может проявляться по-разному в зависимости от того, что является его предметом: либо асимметричный выбор адресантом и адресатом позиции в пределах одной установки (такой конфликт возникает, например, тогда, когда при установке на доминирование/подчинение и адресант, и адресат одновременно хотят доминировать или подчиняться), либо используемая адресантом или адресатом тактика независимо от выбранной установки.

В этом последнем случае речь идет о том, что между адресантом и адресатом возникают разногласия по поводу тех постулатов, которые обеспечивают успешную коммуникацию при установлении контакта:

  1. постулат обращения: коммуниканты должны согласиться по поводу степени общительности каждого из них при передаче информации; они должны иметь сходную точку зрения на то, предусматривается или нет в ходе коммуникации возможность для каждого из них реализовать потребности непосредственного взаимодействия;
  2. постулат сообщения: коммуниканты должны согласиться по поводу того, кто и в какой мере может выступать источником информации;
  3. постулат выражения: коммуниканты должны согласиться по поводу того, какой величины позволительна дистанция между ними, в какой степени необходимо и позволительно каждому проявлять в коммуникации свои личностные особенности11.

Степень открытости коммуникантов при кооперативной коммуникации соотносится с величиной дистанции: личностный характер общения невозможен при значительной дистанции между коммуникантами и наоборот. Поскольку коммуникативная дистанция пронизывает весь коммуникативный акт, отношение к ней должно рассматриваться в трех основных аспектах:

  • через отношение к адресанту и адресату (открытость/закрытость);
  • через отношение к коду (тождество/не-тождество языкового опыта);
  • через отношение к референту, и шире - к контексту (тождество/не-тождество информационного опыта)12.

Принимаемые по этому поводу решения - так же, как и отношение к допустимой «общительности» или степени влиятельности,- зависят у коммуникантов от исходной точки зрения, от их установки на один из основных типов контакта.

Например, если адресант ориентируется на «нулевой» контакт, он не будет раскрывать себя, демонстрировать свое «Я» и стремиться к сокращению дистанции между собой и адресатом. Если и адресат соглашается на «нулевой» контакт, его ожидания будут находиться в том же коммуникативном поле. Важно только, чтобы было получено взаимное соглашение между коммуникантами на этот счет.

 

 

 

Заключение

 

В заключение данной работы могут быть сделаны следующие выводы.

Конфликт – это резкое обострение противоречий и столкновение двух или более участников в процессе решения проблемы, имеющий личную значимость для каждой из сторон.

Коммуникативный конфликт - это результат особого типа общения, это особое состояние коммуникативного акта, это результат особого речевого поведения. Особенность коммуникативного конфликта состоит в том, что его участники никогда – или почти никогда – не осознают ни предмета, ни объекта конфликта; отражение конфликтной ситуации в глазах коммуникантов редко соответствует реальному положению.

Источником коммуникативных конфликтов являются люди, действующие субъекты, потому что именно они запускают процесс коммуникации. В самом общем виде причиной коммуникативного конфликта является противоречие коммуникативных целей или коммуникативных ролей адресанта и адресата. Таким образом, сами субъекты создают конфликты в общении и, следовательно, сами могут его избегать или устранять.

Для предупреждения коммуникативных конфликтов, прежде всего, необходимо соблюдать основные требования к речи: 1) грамматическая правильность; 2) ясность; 3) пригодность, целесообразность; 4) красота.

Также с целью предупреждения и разрешения коммуникативных конфликтов необходимо соблюдение правил коммуникативного поведения в сфере кода и сфере контакта. В сфере кода к основным постулатам успешной коммуникации относятся: постулат осмысленности, постулат надежности, постулат достаточности, постулат ситуативности. В сфере контакта - постулат обращения, постулат сообщения, постулат выражения.

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Анцупов, А.Я. и др. Конфликтология / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. - М.: ЮНИТИ, 1999. – 551 с.
  2. Гойхман, О.Я. и др. Основы речевой коммуникации: Учебник для вузов / О.Я. Гойхман, Т.М. Надеина / Под ред. проф. О.Я. Гойхмана. - М.: Инфра-М, 1997. – 272 с.
  3. Горбаневский, М.В. Язык конфликта / М.В. Горбаневский. - М.: ГЛЭДИС, 2002. − 356 с
  4. Дейк, Т.А. ван. Язык. Познание. Коммуникация / Т.А. ван Дейк. - М.: Прогресс, 1989. – 312 с.
  5. Дойч М. и др. Конфликт: социально-психологическая перспектива / М. Дойч, С. Шикман // Социальный конфликт: современные исследования: Реферативный сборник. - М.: ИСАИ, 1991. - С. 70-74.
  6. Козер, Л. Основы конфликтологии / Л. Козер. - СПб.: Светлячок, 1999. – 192 с.

 

1 Цит. по кн.: Анцупов, А.Я. и др. Конфликтология / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. - М.: ЮНИТИ, 1999. – С. 31.

2 Дойч М. и др. Конфликт: социально-психологическая перспектива / М. Дойч, С. Шикман // Социальный конфликт: современные исследования: Реферативный сборник. - М.: ИСАИ, 1991. - С. 71.

3 Козер, Л. Основы конфликтологии / Л. Козер. - СПб.: Светлячок, 1999. – С. 22.

4 Анцупов, А.Я. и др. Конфликтология / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. - М.: ЮНИТИ, 1999. – С. 33.

5 Горбаневский, М.В. Язык конфликта / М.В. Горбаневский. - М.: ГЛЭДИС, 2002. − С. 14.

6 Горбаневский, М.В. Язык конфликта / М.В. Горбаневский. - М.: ГЛЭДИС, 2002. − С. 16.

7 Гойхман, О.Я. и др. Основы речевой коммуникации: Учебник для вузов / О.Я. Гойхман, Т.М. Надеина / Под ред. проф. О.Я. Гойхмана. - М.: Инфра-М, 1997. – С. 55-56.

8 Гойхман, О.Я. и др. Основы речевой коммуникации: Учебник для вузов / О.Я. Гойхман, Т.М. Надеина / Под ред. проф. О.Я. Гойхмана. - М.: Инфра-М, 1997. – С. 64.

9 Дейк, Т.А. ван. Язык. Познание. Коммуникация / Т.А. ван Дейк. - М.: Прогресс, 1989. – С. 122-123.

10 Горбаневский, М.В. Язык конфликта / М.В. Горбаневский. - М.: ГЛЭДИС, 2002. − С. 58.

11 Горбаневский, М.В. Язык конфликта / М.В. Горбаневский. - М.: ГЛЭДИС, 2002. − С. 101.

12 Там же. – С. 121.


Информация о работе Коммуникативные конфликты и способы их разрешения