Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 21:51, курсовая работа
Психологическая и физиологическая адаптация студентов вузов к учебной нагрузке, а также к резкой смене окружающей социальной и психологической среды – это одна из главных проблем в процессе обучения, а также важный составной элемент в системе учебной деятельности. Процесс адаптации динамичен, и его успех зависит от целого ряда объективных и субъективных условий, уровня психологического развития обучающихся и их функционального состояния. Каждый человек по-разному воспринимает и формирует отношения к одним и тем же событиям, а, значит, один и тот же стимул у разных людей может вызвать различную ответную реакцию.
ВВЕДЕНИЕ .................................................................................................................3
ГЛАВА 1. Теоретические основы психологической адаптации.............................7
§1. Понятие психологической адаптации………………………………….7
§2. Социальные аспекты адаптации………………………………………12
§3. Факторы, влияющие на процесс адаптации студентов……………..17
§4. Виды психологических защит и их связь с социальной адаптацией...20
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1…………………………………………………………...24
БИБЛИОГРАФИЧЕКИЙ СПИСОК .................................................................27
Министерство образования и науки РФ
Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д. Ушинского
Институт педагогики и психологии
Кафедра педагогической психологии
Курсовая работа
Комплексное исследование особенностей психологической адаптации студентов вузов
Исполнитель:
Кокорин Андрей Павлович,
студент 5 курса, группы 95-Б,
специальность «Педагогика и психология»
Научный руководитель:
Гаврилова Татьяна Николаевна
Кандидат психологических наук, доцент.
Ярославль
2012
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ..............................
ГЛАВА 1. Теоретические основы психологической
адаптации.....................
§1. Понятие психологической адаптации………………………………….7
§2. Социальные аспекты адаптации………………………………………12
§3. Факторы, влияющие на процесс адаптации студентов……………..17
§4. Виды психологических защит и их связь с социальной адаптацией...20
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1………………………………………………………….
БИБЛИОГРАФИЧЕКИЙ СПИСОК ..............................
ВВЕДЕНИЕ
Психологическая и физиологическая адаптация студентов вузов к учебной нагрузке, а также к резкой смене окружающей социальной и психологической среды – это одна из главных проблем в процессе обучения, а также важный составной элемент в системе учебной деятельности. Процесс адаптации динамичен, и его успех зависит от целого ряда объективных и субъективных условий, уровня психологического развития обучающихся и их функционального состояния. Каждый человек по-разному воспринимает и формирует отношения к одним и тем же событиям, а, значит, один и тот же стимул у разных людей может вызвать различную ответную реакцию. Поэтому изучение механизмов и закономерностей адаптации студента в учебных условиях приобретает в настоящее время фундаментальное значение.
Современное общество испытывает потребность в людях, способных не только сосуществовать с окружающей средой, но и преобразовывать её, раскрывая весь свой внутренний потенциал. Большая часть современной молодежи испытывает трудности в процессе приспособления и дальнейшего развития в условиях меняющейся действительности. Ускорение процессов адаптации первокурсников к новому для них образу жизни и виду деятельности, исследование психологических особенностей психических состояний, возникающих в учебной деятельности на начальном этапе обучения, а также выявление психолого-педагогических условий оптимизации данного процесса – чрезвычайно важные задачи. От того, как долго происходит процесс адаптации, зависят текущие и предстоящие успехи студентов, и профессиональное становление.
Социально-психологическая адаптация представляет большой интерес для исследования, ввиду того, что именно она является важным фактором, способствующим формированию у студента способности вовремя усваивать необходимый материал, самостоятельно работать, чувствовать себя комфортно и уметь работать и общаться в новом для него коллективе, а значит, получать необходимый уровень знаний, умений и навыков. Конечный результат зависит от того, насколько быстро и легко проходит адаптация.
На этот процесс влияют как индивидуальные характеристики (личностные и демографические), так и ситуативные.
К личностным характеристикам относятся устойчивые свойства, черты личности или характера человека, которые могут влиять на состояния, вызванные определённой ситуацией.
К ситуативным факторам, отрицательно влияющим на адаптацию человека, относят ограничение во времени, состояние стресса, повышенной тревожности, желание найти быстрое решение, слишком сильная или слабая мотивация, неуверенность в своих силах, вызванная предыдущими неудачами, страх.
К личностным факторам, негативно влияющим на процесс адаптации, относят конформизм, неуверенность в себе или наоборот, самоуверенность, эмоциональную подавленность и устойчивое доминирование отрицательных эмоций, преобладание мотивации избегания неудачи над мотивацией стремления к успеху, высокую тревожность как личностную черту, сильные механизмы личностной защиты и ряд других. В связи с этим, исследование особенностей социально-психологической адаптации студентов вузов является актуальной проблемой.
Объект исследования: особенности психологической адаптации первокурсников Института Филологии и Межкультурной Коммуникации к обучению в Северном (Арктическом) Федеральном Университете.
Предмет исследования – характеристики процесса адаптации студентов первого курса к новым условиям образовательной деятельности и особенностям студенческой среды.
Проблема исследования – психологическое состояние студентов первого курса.
Цель – выявить особенности психологической адаптации студентов первого курса к обучению в вузе, дать соответствующие рекомендации, способствующие наиболее благоприятной адаптации личности в студенческой среде.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования были определены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность процесса адаптации в психолого-педагогической литературе;
2. Определить условия эффективности процесса адаптации;
3. Исследовать психологическое состояние студентов в процессе адаптации;
4. Раскрыть и обосновать сущность и особенности социальной адаптации личности в условиях студенческой среды;
5. Выявить особенности социально-психологической адаптации студентов и ее влияние на учебную деятельность;
6. Сделать выводы по исследуемым материалам;
7. На основе сделанных выводов предложить рекомендации, позволяющие снизить влияние дезадаптирующих факторов на процесс адаптации студентов.
Гипотеза: Оптимизации процесса обучения студентов – первокурсников способствует исследование уровня психологической адаптации и включение в учебно-воспитательный процесс рекомендаций, позволяющих снизить влияние дезадаптирующих факторов в первые месяцы учебных занятий, психологических тренингов, работы с кураторами, преподавателями и родителями.
Используемые методы:
1. Теоретические методы: анализ источников, синтез, сравнение, обобщение, систематизация.
2. Эмпирические методы: исследовательская работа, анкетирование, исследование подходящих опросников для выявления проблем.
Практическая и теоретическая значимость: результаты и материал исследования могут способствовать лучшему пониманию причин социально-психологической дезадаптации студентов в процессе обучения в вузе и оптимизировать процесс адаптации студентов-первокурсников.
Данное исследование проводилось в Северном (Арктическом) Федеральном Университете им. М.В.Ломоносова.
ГЛАВА 1. Теоретические основы психологической адаптации.
§1. Понятие психологической адаптации.
Термин «адаптация» происходит от позднелатинского adaptatio - прилаживание, приспособление. Он был впервые введен Г.Аубертом в 1865 году и употреблялся в медицинской и психологической литературе, где означал изменение чувствительности анализаторов под влиянием приспособления органов чувств к действующим раздражителям. В дальнейшем употребление этого термина встречается в более широком смысле как всякое приспособление живого организма к условиям существования.
Несколько десятилетий назад этот термин был заимствован социологией и психологией для описания явлений, касающихся освоения человеком различных сфер природной и социальной среды.
На сегодняшний день существует много определений феномена адаптации. В обобщенном виде адаптация описывается как приспособление, необходимое для адекватного существования в изменяющихся условиях, а также, как процесс включения индивида в новую социальную среду, освоение им специфики новых условий.
Большинство исследователей видят специфику адаптации человека в его способности активного сознательного воздействия на окружающую среду, а мерой индивидуального здоровья считают свойство каждой живой системы адаптироваться к окружающим условиям [21.С44]. Исследователи валеологичекой ориентации И.И. Брехман и А.Г. Щедрина придерживаются мнения о здоровье, как индивидуальном качестве, которое определяется как способность «сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров потока сенсорной, вербальной, структурной информации». [1.С34].
По мнению академика М.К. Агаджаняна, здоровье или адаптация организма есть «устойчивый уровень активности взаимосвязи функциональных систем, органов и тканей, а также механизмов управления». [8]. Такой уровень обеспечивает нормальную жизнедеятельность организма.
По мнению М.А. Гилинского эффективность приспособления индивида к меняющимся условиям среды обеспечивается не только возможностями специфических систем организма, несущих бремя гомеостатических регуляций, но и «способностью центральных механизмов формировать на основе накопленного опыта оптимальную стратегию реагирования». [1 – С35] Качество адаптивной реакции зависит от активности ряда систем мозга, выполняющих интегративные и регуляторные функции на пути от запускающего адаптационный процесс от стрессора, до комплекса реакций. Необходимыми компонентами физиологических адаптаций являются также привыкание и фиксация адаптивного навыка. Привыканию отводится роль основного пути приспособления организма к среде.
В области психологии адаптация – это процесс психологической включённости личности в системы социальных, социально-психологических и профессионально-деятельностных связей и отношений, в исполнение соответствующих ролевых функций. Психологическая адаптация человека осуществляется в следующих сферах его жизни и деятельности:
- в социальной сфере со всем многообразием её содержательных сторон и компонентов (нравственных, политических, правовых и др.);
- в социально-психологической сфере, т.е. в системах психологических связей и отношений личности, включения её в исполнение различных социально-психологических ролей;
- в сфере профессиональных, учебно-познавательных и других деятельностных связей и отношений личности;
- в сфере взаимосвязей с экологической средой.
Соответственно этим сферам жизни и деятельности человека выделяют и основные виды психологической адаптации:
- социальную психологическую адаптацию личности,
- социально-психологическую адаптацию личности,
- профессионально-деятельностную психологическую адаптацию личности,
- экологическую психологическую адаптацию личности. [10]
Процесс психологической адаптации личности характеризуется активностью человека, которая выражается в целенаправленности его действий по преобразованию действительности, среды как с использованием различных средств, так с подчинёнными ему приспособительными актами.
Уровень адаптированности личности является результатом процесса адаптации. Адаптированность личности делится на внутреннюю, внешнюю и смешанную.
Внутренняя адаптированнооть личности характеризуется перестройкой её функциональных структур и систем при определённом изменении среды её жизнедеятельности. Происходит содержательная, полная, генерализованная адаптация.
Внешняя (поведенческая, приспособительная) адаптированность личности отличается отсутствием внутренней (содержательной) перестройки, сохранением себя и своей самостоятельности. Происходит инструментальная адаптация личности.
Смешанная адаптирозанность личности частично проявляется перестраиванием и подстраиванием внутренне под среду, её ценности и нормы и частично - инструментальной адаптацией, поведенчески, сохранением своего "Я", своей самостоятельности, "самости" [19].
В процессе адаптации личности происходит гармонизация психической деятельности человека с заданными условиями среды и его деятельности в тех или иных обстоятельствах.
При этом уровень внутреннего, психологического комфорта личности может быть показателем её психологической адаптированности, который определяется сбалансированностью положительных и отрицательных эмоций человека и степенью удовлетворения его потребностей.
По мнению А. Маслоу, человек постоянно испытывает какие-либо потребности. Среди них одни потребности выходят на первый план, доминируют и определяют характер и направленность поведения и деятельности человека, а другие потребности определяют общий стиль поведения и характер действий, их своеобразие.
В связи с этим человек выступает в двух ведущих состояниях и проявлениях: I) как потребностный человек и 2) как деятельный, действующий, активный человек.
При адаптации личности в малой социальной группе (коллективе) ведущую роль играет потребность в самоутверждении в различных видах деятельности. Эта потребность выступает системной и относительно самостоятельной, одной из основных и ведущих, постоянно проявляющейся потребностью человека.
Информация о работе Комплексное исследование особенностей психологической адаптации студентов вузов