Комплексное исследование особенностей психологической адаптации студентов вузов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 21:51, курсовая работа

Описание работы

Психологическая и физиологическая адаптация студентов вузов к учебной нагрузке, а также к резкой смене окружающей социальной и психологической среды – это одна из главных проблем в процессе обучения, а также важный составной элемент в системе учебной деятельности. Процесс адаптации динамичен, и его успех зависит от целого ряда объективных и субъективных условий, уровня психологического развития обучающихся и их функционального состояния. Каждый человек по-разному воспринимает и формирует отношения к одним и тем же событиям, а, значит, один и тот же стимул у разных людей может вызвать различную ответную реакцию.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ .................................................................................................................3
ГЛАВА 1. Теоретические основы психологической адаптации.............................7
§1. Понятие психологической адаптации………………………………….7
§2. Социальные аспекты адаптации………………………………………12
§3. Факторы, влияющие на процесс адаптации студентов……………..17
§4. Виды психологических защит и их связь с социальной адаптацией...20
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1…………………………………………………………...24
БИБЛИОГРАФИЧЕКИЙ СПИСОК .................................................................27

Файлы: 1 файл

Курсовая. Адаптация студентов..doc

— 131.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки РФ

Ярославский государственный  педагогический университет имени  К.Д. Ушинского

Институт педагогики и психологии

Кафедра педагогической психологии

 

 

Курсовая работа

Комплексное исследование особенностей психологической адаптации студентов вузов

 

Исполнитель:

Кокорин Андрей Павлович,

студент    5 курса, группы 95-Б,

специальность «Педагогика  и психология»

 

Научный руководитель:

Гаврилова Татьяна Николаевна

Кандидат психологических  наук, доцент.

 

 

 

 

 

 

 

Ярославль

2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ .................................................................................................................3

ГЛАВА 1. Теоретические основы психологической адаптации.............................7

§1. Понятие психологической адаптации………………………………….7

§2. Социальные аспекты адаптации………………………………………12

§3. Факторы, влияющие на процесс адаптации студентов……………..17

§4. Виды психологических защит и их связь с социальной адаптацией...20

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1…………………………………………………………...24

БИБЛИОГРАФИЧЕКИЙ СПИСОК  .................................................................27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 ВВЕДЕНИЕ

 

Психологическая и физиологическая  адаптация студентов вузов к  учебной нагрузке, а также к  резкой смене окружающей социальной и психологической среды – это одна из главных проблем в процессе обучения, а также важный составной элемент в системе учебной деятельности. Процесс адаптации динамичен, и его успех зависит от целого ряда объективных и субъективных условий, уровня психологического развития обучающихся и их функционального состояния. Каждый человек по-разному воспринимает и формирует отношения к одним и тем же событиям, а, значит, один и тот же стимул у разных людей может вызвать различную ответную реакцию. Поэтому изучение механизмов и закономерностей адаптации студента в учебных условиях приобретает в настоящее время фундаментальное значение.

Современное общество испытывает потребность в людях, способных не только сосуществовать с окружающей средой, но и преобразовывать её, раскрывая весь свой внутренний потенциал. Большая часть современной молодежи испытывает трудности в процессе приспособления и дальнейшего развития в условиях меняющейся действительности. Ускорение процессов адаптации первокурсников к новому для них образу жизни и виду деятельности, исследование психологических особенностей психических состояний, возникающих в учебной деятельности на начальном этапе обучения, а также выявление психолого-педагогических условий оптимизации данного процесса – чрезвычайно важные задачи. От того, как долго происходит процесс адаптации, зависят текущие и предстоящие успехи студентов, и профессиональное становление.

Социально-психологическая  адаптация представляет большой интерес для исследования, ввиду того, что именно она является важным фактором, способствующим формированию у студента способности вовремя усваивать необходимый материал, самостоятельно работать, чувствовать себя комфортно и уметь работать и общаться в новом для него коллективе, а значит, получать необходимый уровень знаний, умений и навыков. Конечный результат зависит от того, насколько быстро и легко проходит адаптация.

На этот процесс влияют как индивидуальные характеристики (личностные и демографические), так и ситуативные.

К личностным характеристикам относятся  устойчивые свойства, черты личности или характера человека, которые могут влиять на состояния, вызванные определённой ситуацией.

К ситуативным факторам, отрицательно влияющим на адаптацию человека, относят ограничение во времени, состояние стресса, повышенной тревожности, желание найти быстрое решение, слишком сильная или слабая мотивация, неуверенность в своих силах, вызванная предыдущими неудачами, страх.

К личностным факторам, негативно  влияющим на процесс адаптации, относят конформизм, неуверенность в себе или наоборот, самоуверенность, эмоциональную подавленность и устойчивое доминирование отрицательных эмоций, преобладание мотивации избегания неудачи над мотивацией стремления к успеху, высокую тревожность как личностную черту, сильные механизмы личностной защиты и ряд других.  В связи с этим, исследование особенностей социально-психологической адаптации студентов вузов является актуальной проблемой.

Объект исследования: особенности психологической адаптации первокурсников Института Филологии и Межкультурной Коммуникации к обучению в Северном (Арктическом) Федеральном Университете.

Предмет исследования – характеристики процесса адаптации студентов первого  курса к новым условиям образовательной  деятельности и особенностям студенческой среды.

Проблема исследования – психологическое состояние студентов первого курса.

Цель – выявить особенности психологической адаптации студентов первого курса к обучению в вузе, дать соответствующие рекомендации, способствующие наиболее благоприятной адаптации личности в студенческой среде.

В соответствии с объектом, предметом и целью исследования были определены следующие задачи:

1. Раскрыть сущность процесса адаптации в психолого-педагогической литературе;

2. Определить условия эффективности процесса адаптации;

3. Исследовать психологическое состояние студентов в процессе адаптации;

4. Раскрыть и обосновать сущность и особенности социальной адаптации личности в условиях студенческой среды;

5. Выявить особенности социально-психологической адаптации студентов и ее влияние на учебную деятельность;

6. Сделать выводы по исследуемым материалам;

7. На основе сделанных выводов предложить рекомендации, позволяющие снизить влияние дезадаптирующих факторов на процесс адаптации студентов.

Гипотеза: Оптимизации процесса обучения студентов – первокурсников способствует исследование уровня психологической адаптации и включение в учебно-воспитательный процесс рекомендаций, позволяющих снизить влияние дезадаптирующих факторов в первые месяцы учебных занятий, психологических тренингов, работы с кураторами, преподавателями и родителями.

Используемые методы:

1.         Теоретические методы: анализ источников, синтез, сравнение, обобщение, систематизация.

2.         Эмпирические методы: исследовательская работа, анкетирование, исследование подходящих опросников для выявления проблем.

Практическая и теоретическая  значимость: результаты и материал исследования могут способствовать лучшему пониманию причин социально-психологической  дезадаптации студентов в процессе обучения в вузе и оптимизировать процесс адаптации студентов-первокурсников.

Данное исследование проводилось в Северном (Арктическом) Федеральном Университете им. М.В.Ломоносова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. Теоретические основы психологической адаптации.

            §1. Понятие психологической адаптации.

Термин «адаптация» происходит от позднелатинского adaptatio - прилаживание, приспособление. Он был впервые введен Г.Аубертом в 1865 году и употреблялся в медицинской и психологической литературе, где означал изменение чувствительности анализаторов под влиянием приспособления органов чувств к действующим раздражителям. В дальнейшем употребление этого термина встречается в более широком смысле как всякое приспособление живого организма к условиям существования.

Несколько десятилетий назад этот термин был заимствован социологией и психологией для описания явлений, касающихся освоения человеком различных сфер природной и социальной среды.

На сегодняшний день существует много определений феномена адаптации. В обобщенном виде адаптация описывается как приспособление, необходимое для адекватного существования в изменяющихся условиях, а также, как процесс включения индивида в новую социальную среду, освоение им специфики новых условий.

Большинство исследователей видят специфику адаптации человека в его способности активного сознательного воздействия на окружающую среду, а мерой индивидуального здоровья считают свойство каждой живой системы адаптироваться к окружающим условиям [21.С44]. Исследователи валеологичекой ориентации И.И. Брехман и А.Г. Щедрина придерживаются мнения о здоровье, как индивидуальном качестве, которое определяется как способность «сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров потока сенсорной, вербальной, структурной информации». [1.С34].

По мнению академика  М.К. Агаджаняна, здоровье или адаптация  организма есть «устойчивый уровень  активности взаимосвязи функциональных систем, органов и тканей, а также  механизмов управления». [8]. Такой уровень обеспечивает нормальную жизнедеятельность организма.

По мнению М.А. Гилинского эффективность приспособления индивида к меняющимся условиям среды обеспечивается не только возможностями специфических  систем организма, несущих бремя  гомеостатических регуляций, но и «способностью  центральных механизмов формировать на основе накопленного опыта оптимальную стратегию реагирования». [1 – С35] Качество адаптивной реакции зависит от активности ряда систем мозга, выполняющих интегративные и регуляторные функции на пути от запускающего адаптационный процесс от стрессора, до комплекса реакций. Необходимыми компонентами физиологических адаптаций являются также привыкание и фиксация адаптивного навыка. Привыканию отводится роль основного пути приспособления организма к среде.

В области психологии адаптация – это процесс психологической включённости личности в системы социальных, социально-психологических и профессионально-деятельностных связей и отношений, в исполнение соответствующих ролевых функций. Психологическая адаптация человека осуществляется в следующих сферах его жизни и деятельности:

-  в социальной сфере со всем многообразием её содержательных сторон и компонентов (нравственных, политических, правовых и др.);

-  в социально-психологической сфере, т.е. в системах психологических связей и отношений личности, включения её в исполнение различных социально-психологических ролей;

- в сфере профессиональных, учебно-познавательных и других деятельностных связей и отношений личности;

-   в сфере взаимосвязей с экологической средой.

Соответственно этим сферам жизни и деятельности человека выделяют и основные виды психологической адаптации:

-    социальную психологическую адаптацию личности,

-     социально-психологическую адаптацию личности,

- профессионально-деятельностную психологическую адаптацию личности,

-   экологическую психологическую адаптацию личности. [10]

Процесс психологической  адаптации личности характеризуется  активностью человека, которая выражается в целенаправленности его действий по преобразованию действительности, среды как с использованием различных средств, так с подчинёнными ему приспособительными актами.

Уровень адаптированности личности является результатом процесса адаптации. Адаптированность личности делится на внутреннюю, внешнюю и смешанную.

Внутренняя адаптированнооть личности характеризуется перестройкой её функциональных структур и систем при определённом изменении среды её жизнедеятельности. Происходит содержательная, полная, генерализованная адаптация.

Внешняя (поведенческая, приспособительная) адаптированность личности отличается отсутствием внутренней (содержательной) перестройки, сохранением себя и своей самостоятельности. Происходит инструментальная адаптация личности.

Смешанная адаптирозанность личности частично проявляется перестраиванием и подстраиванием внутренне под среду, её ценности и нормы и частично - инструментальной адаптацией, поведенчески, сохранением своего "Я", своей самостоятельности, "самости" [19].

В процессе адаптации личности происходит гармонизация психической деятельности человека с заданными условиями среды и его деятельности в тех или иных обстоятельствах.

При этом уровень внутреннего, психологического комфорта личности может быть показателем её психологической адаптированности, который определяется сбалансированностью положительных и отрицательных эмоций человека и степенью удовлетворения его потребностей.

По мнению А. Маслоу, человек постоянно  испытывает какие-либо потребности. Среди  них одни потребности выходят  на первый план, доминируют и определяют характер и направленность поведения  и деятельности человека, а другие потребности определяют общий стиль поведения и характер действий, их своеобразие.

В связи с этим человек  выступает в двух ведущих состояниях и проявлениях: I) как потребностный  человек и 2) как деятельный, действующий, активный человек.

При адаптации личности в малой социальной группе (коллективе) ведущую роль играет потребность  в самоутверждении в различных  видах деятельности. Эта потребность выступает системной и относительно самостоятельной, одной из основных и ведущих, постоянно проявляющейся потребностью человека.

Информация о работе Комплексное исследование особенностей психологической адаптации студентов вузов