Комплексное исследование особенностей психологической адаптации студентов вузов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 21:51, курсовая работа

Описание работы

Психологическая и физиологическая адаптация студентов вузов к учебной нагрузке, а также к резкой смене окружающей социальной и психологической среды – это одна из главных проблем в процессе обучения, а также важный составной элемент в системе учебной деятельности. Процесс адаптации динамичен, и его успех зависит от целого ряда объективных и субъективных условий, уровня психологического развития обучающихся и их функционального состояния. Каждый человек по-разному воспринимает и формирует отношения к одним и тем же событиям, а, значит, один и тот же стимул у разных людей может вызвать различную ответную реакцию.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ .................................................................................................................3
ГЛАВА 1. Теоретические основы психологической адаптации.............................7
§1. Понятие психологической адаптации………………………………….7
§2. Социальные аспекты адаптации………………………………………12
§3. Факторы, влияющие на процесс адаптации студентов……………..17
§4. Виды психологических защит и их связь с социальной адаптацией...20
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1…………………………………………………………...24
БИБЛИОГРАФИЧЕКИЙ СПИСОК .................................................................27

Файлы: 1 файл

Курсовая. Адаптация студентов..doc

— 131.50 Кб (Скачать файл)

Потребность в самоутверждении - это атрибутивная потребность личности. Она играет особую роль в создании дезадаптационной адаптации, своеобразия потребностных состояний личности и в активизации адапционного поведения, в выборе его путей, средств, способов.

Психологическая адаптация  взаимосвязана с социализацией, как психологическим феноменом. Они близки, взаимозависимы, взаимообусловлены, но нетождественны.

Социализация личности - это процесс овладения личностью социальными и социально-психологическими нормами, правилами, ценностями, функциями. Процесс адаптации личности выступает одним из ведущих механизмов социализации личности. Однако не всякий процесс адаптации ведёт к социализации личности. Так, конформное поведение личности, инструментальная её адаптация обычно не выступают процессами социализации личности. В то же время полная, внутренняя психологическая адаптация личности может оказаться тождественной процессу социализации личности [19]

Обычно необходимость  адаптации возникает в связи с кардинальной сменой деятельности человека и его социального окружения.

          Переходный и юношеский возраст представляют собой однин из критических этапов развития человека. Увеличение учебных и физических нагрузок, особенно в условиях новых форм и методов обучения, экологический фактор, социально-экономическая нестабильность – все это усиливает требования к адаптационным механизмам, напряжение которых связано с физиологической нестабильностью организма подростка. В связи с этим у подростков под влиянием различных неблагоприятных факторов легко возникают нарушения адаптации, что может стать пусковым механизмом различных патологических процессов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§2. Социальные аспекты  и проблемы адаптации.

Психологическая адаптация частично перекрывается понятием адаптации социальной. Она рассматривается как «процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды», [6] и  осуществляется путем усвоения представлений о нормах и ценностях данного общества (как в широком смысле, так и применительно к ближайшему социальному окружению — общественной группе, трудовому коллективу, семье). Основное проявление социальной адаптации — взаимодействие человека с окружающими людьми и его активная деятельность. Важнейшим средством достижения успешной социальной адаптации являются общее образование и воспитание, а также трудовая и профессиональная подготовка.

Показатель успешной социальной адаптации - высокий социальный статус индивида в данной среде, а  также его удовлетворенность  этой средой в целом. Показатель неуспешной социальной адаптации – перемещение индивида в иную социальную среду либо отклоняющееся поведение.

Социальная адаптация  – как приспособление человека к  условиям социальной среды – предполагает:

1. адекватное восприятие окружающей действительности и самого себя;

2. адекватную систему отношений и общения с окружающими;

3. способность к труду, обучению, к организации досуга и отдыха;

4.способность к самообслуживанию и самоорганизации, к взаимообслуживанию в коллективе;

5. изменчивость (адаптивность) поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других.

Обычно необходимость  адаптации возникает в связи  с кардинальной сменой деятельности человека и его социального окружения.

Поступив в новое  учебное заведение, молодой человек  уже имеет некоторые сложившиеся установки, стереотипы, которые при начале обучения начинают изменяться, ломаться. Новая обстановка, новый коллектив, новые требования, часто — оторванность от родителей, неумение распорядиться «свободой», денежными средствами, коммуникативные проблемы приводят к возникновению психологических проблем, проблем в обучении, общении с сокурсниками, преподавателями. [4].

Поэтому важным представляется создание специальных условий, направленных на личностную и социальную адаптацию  первокурсников и профилактику дезадаптации, коррекцию отношений в парадигме "студент-вуз-коллектив"; развитие креативности студента. Для этого необходимо проводить групповую работу, индивидуальное оказание помощи студентам в решении бытовых и личностных проблем, направленные на введение молодого человека в новую социально-психологическую роль.

В традиционном плане  адаптация студентов рассматривается  как совокупность трех аспектов, отражающих основные направления деятельности студентов:

  • адаптация к условиям учебной деятельности (приспособление к новым формам преподавания, контроля и усвоения знаний, к иному режиму труда и отдыха, самостоятельному образу жизни и т.п.);
  • адаптация к группе (включение в коллектив сокурсников, усвоение его правил, традиций);
  • адаптация к будущей профессии (усвоение профессиональных знаний, умений и навыков, качеств).

В реальной жизни эти  аспекты неразрывно связаны между  собой. Педагогическое управление процессом  адаптации предполагает:

1.информирование студентов  о трудностях адаптационного периода и способах их преодоления;

2.формирование у студентов  стремления к оптимальной адаптации,  перестройке поведения, совершенствованию  своей личности в соответствии  с новыми вузовскими требованиями, т.е. активизация самовоспитания;

3.помощь студентам в организации самовоспитания.

Одна из эффективных  форм управления адаптационным процессом  – кураторство. От куратора группы зависит успешность адаптации первокурсников к новой социальной среде, налаживание деловых и личных контактов между членами группы. В задачи куратора входит проведение работы по ознакомлению студентов с особенностями учебно-воспитательного процесса в вузе, профессиональному ориентированию, ознакомление с социально-демографическими характеристиками студентов, изучение черт характера, уровня знаний и общественной активности, изучение формирующейся системы межличностных отношений, развитие у первокурсников недостающих организаторских умений и навыков, оказание помощи в научной организации труда студентов, оказание помощи студентам в организации самовоспитания. [9]

Важно учитывать мотив  поступления в студента в вуз, осознавать степень его понимания  специфики и характера получаемой профессии. Задача куратора также состоит  в том, чтобы создать условия  для удовлетворения потребности  самообразования, сформировать побудительные мотивы к нему у каждого студента, оказать необходимую помощь. Мера помощи должна быть строго определена индивидуальными особенностями и возможностями студента.

Отличительной чертой университеиа от школы является самостоятельная деятельность учащихся. Нерегулярность учебно-методического воздействия (консультации, тестирование, контроль) приводит к снижению успеваемости.

Наибольшие затруднения  в ходе самостоятельной подготовки испытывают именно студенты младших  курсов. В школе, даже в старших классах, ученика постоянно контролируют несколько учителей, каждую неделю проводятся тесты, контрольные и самостоятельные работы, а также устные опросы. В университете в межсессионный период такого контроля нет. Слабая преемственность между средней и высшей школой, своеобразие методики и организации учебного процесса в вузе, большой объём информации, отсутствие навыков самостоятельной работы вызывают большое эмоциональное напряжение, что нередко приводит к разочарованию в выборе будущей профессии. [10].

Трудности, с которыми сталкивается любой учащийся, заключаются в следующем:

  • качественность восприятия и обработки получаемой информации;
  • личностная адаптация к условиям вуза;
  • раскрытие своего творческого потенциала.

         Постоянно меняющаяся действительность, нестабильность нравственных ориентаций в обществе, нестойкость семейных отношении, неоправданные ожидания, часто разрушенные представления о человеческом счастье, а иногда и иллюзорные представления о своем будущем – все это формирует целых комплекс психологических проблем у развивающейся личности студента. К трудностям личностного характера можно отнести неумение выстраивать отношения, что приводит к нетерпимости, агрессивности, либо к аутоагрессивности, вплоть до формирования психосоматических расстройств. [5].

          Психологический комфорт, психическое здоровье – фундамент развития личности. Уверенность – это эмоциональное и когнитивное приятие своих возможностей в системе межличностных отношений. Самооценка – возможность оценивать свои навыки и умения в системе социального функционирования. 

      Основными  задачами работы со студентами  являются: предупреждение и разрешение  межличностных внутригрупповых  проблем, повышение самооценки, снижение  уровня их тревожности, стимулирование творческого потенциала, улучшение психологической грамотности студентов 1-го курса, профилактика девиантного поведения, связанного с трудностями адаптации. [9].

        Пусковой механизм процесса адаптации  - смена условий. Он актуален  тогда, когда привычное поведение малоэффективно или неэффективно полностью. Адаптация студентов – сложное явление, связанное с перестройкой стереотипов поведения, а часто и личности. У некоторых этот процесс заканчивается неблагополучно, о чем свидетельствует отсев студентов в первые семестры обучения. Часто за этим явлением стоит недостаточная гибкость адаптационных систем человека.

§3. Факторы, влияющие на процесс адаптации студентов.

Все факторы, которые  влияют на адаптацию студентов в  вузе можно условно разделить на две группы: социальные и индивидуально личностные. [17].

1. Социальные можно разделить на группы факторов, которые влияют на адаптацию студентов в условиях вуза и вне его.

К группе факторов, влияющих на адаптацию не зависящую от условий  университета относятся явления макросоциального характера, такие как экономическое и политическое развитие страны, а также социокультурные условия. Явления микросоциального характера — это особенности воспитания в семье, от которых зависит формирование социальной и коммуникативной компетентности; состав семьи, которая влияет на формирование личностно активной позиции и так далее.

1.1. Факторы вне системы  вуза:

а) Факторы, связанные  с семьей:

  • социальное происхождение
  • материальное положение семьи (Чирков В.И., Дилси Э.Л.)
  • социально-экологическое происхождение студента. (Д.О.Андреева трудности адаптационного периода связывают с переездом в город.)
  • взаимоотношения в семье (повторение моделей поведения, гендерные особенности. М.В.Молоканов)
  • взаимоотношения с родителями. (Т.М.Буякас отмечает "очень распространенный в студенческой сфере конфликт неприятия родителей, который тянется еще из подросткового возраста")

б) Собственное семейное состояние. Некоторые студенты еще в адаптационный период создают собственные семьи и получают дополнительную нагрузку. (В.И.Натарова и О.С.Соловьёва)

в) Контакт со школьными  приятелями и друзьями детства.

1.2. Факторы в системе  вуза.

а) Новая дидактичная  ситуация (новые формы и методы учебной работы в высшей школе).

б) Личность преподавателя. (Исследование В.И.Чиркова, Е.Л.Дилси)

в) Общение в студенческой группе

г) Уровень развития коллектива.

д) Социально-психологические  явления социума.

2. Индивидуально  личностные факторы.

На основе индивидуальных особенностей студентов строится система включения их в новые виды деятельности и новый круг общения. К этой группе можно отнести:

а) Индивидуально типологические особенности личности студента. Особенности  темперамента, генетические предпосылки  адаптационных возможностей, нервно-психическое напряжение, психическое здоровье и задатки.

б) Интеллектуальное развитие. Уровень интеллекта, абстрактного мышления, памяти, способности анализировать и синтезировать материал.

в) Мотивационные особенности. (В результате исследования Р.Р.Бибрих и И.О.Васильев пришли к выводу, что "в процессе адаптации к вузу происходит не простое приспособление старой структуры учебных мотивов и системы целей к новым требованиям, но их коренная перестройка".)

г) Профессиональный интерес. (Низкая удовлетворенность профессией в процессе профессиональной учебы вероятнее всего приводит к ее освоению на поверхностном уровне. )

д) Стиль деятельности. Он имеет специфические особенности  у каждого студента и меняется с переходом на новый курс.

е) Личностные изменения, формирование социально значимых качеств. Развитие и преобразования «Я-концепции».

ж) Система ценностей. (по мнению О.Р.Фонарева личностная форма  профессионального становления  начинает изменяться под воздействием перестройки ценностной системы)

з) Профессионально важные качества.

е) Социальная роль.

Таким образом, процесс  адаптации студентов к условиям вуза - это процесс приспособления личностных качеств к условиям данного  вуза и формирования на этой основе новых социально и профессионально  значимых качеств, которые обеспечивают реализацию личностного потенциала студента, который включает у себя два компонента: адаптация к условиям конкретного вуза и адаптация к условиям избранной профессии. Данный процесс касается всей структуры личности, в результате чего происходят изменения на психофизиологическом, индивидуально личностном и социальном уровнях.

Информация о работе Комплексное исследование особенностей психологической адаптации студентов вузов