Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 21:51, курсовая работа
Психологическая и физиологическая адаптация студентов вузов к учебной нагрузке, а также к резкой смене окружающей социальной и психологической среды – это одна из главных проблем в процессе обучения, а также важный составной элемент в системе учебной деятельности. Процесс адаптации динамичен, и его успех зависит от целого ряда объективных и субъективных условий, уровня психологического развития обучающихся и их функционального состояния. Каждый человек по-разному воспринимает и формирует отношения к одним и тем же событиям, а, значит, один и тот же стимул у разных людей может вызвать различную ответную реакцию.
ВВЕДЕНИЕ .................................................................................................................3
ГЛАВА 1. Теоретические основы психологической адаптации.............................7
§1. Понятие психологической адаптации………………………………….7
§2. Социальные аспекты адаптации………………………………………12
§3. Факторы, влияющие на процесс адаптации студентов……………..17
§4. Виды психологических защит и их связь с социальной адаптацией...20
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1…………………………………………………………...24
БИБЛИОГРАФИЧЕКИЙ СПИСОК .................................................................27
Потребность в самоутверждении - это атрибутивная потребность личности. Она играет особую роль в создании дезадаптационной адаптации, своеобразия потребностных состояний личности и в активизации адапционного поведения, в выборе его путей, средств, способов.
Психологическая адаптация взаимосвязана с социализацией, как психологическим феноменом. Они близки, взаимозависимы, взаимообусловлены, но нетождественны.
Социализация личности - это процесс овладения личностью социальными и социально-психологическими нормами, правилами, ценностями, функциями. Процесс адаптации личности выступает одним из ведущих механизмов социализации личности. Однако не всякий процесс адаптации ведёт к социализации личности. Так, конформное поведение личности, инструментальная её адаптация обычно не выступают процессами социализации личности. В то же время полная, внутренняя психологическая адаптация личности может оказаться тождественной процессу социализации личности [19]
Обычно необходимость адаптации возникает в связи с кардинальной сменой деятельности человека и его социального окружения.
Переходный и юношеский возраст представляют собой однин из критических этапов развития человека. Увеличение учебных и физических нагрузок, особенно в условиях новых форм и методов обучения, экологический фактор, социально-экономическая нестабильность – все это усиливает требования к адаптационным механизмам, напряжение которых связано с физиологической нестабильностью организма подростка. В связи с этим у подростков под влиянием различных неблагоприятных факторов легко возникают нарушения адаптации, что может стать пусковым механизмом различных патологических процессов.
§2. Социальные аспекты и проблемы адаптации.
Психологическая адаптация частично перекрывается понятием адаптации социальной. Она рассматривается как «процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды», [6] и осуществляется путем усвоения представлений о нормах и ценностях данного общества (как в широком смысле, так и применительно к ближайшему социальному окружению — общественной группе, трудовому коллективу, семье). Основное проявление социальной адаптации — взаимодействие человека с окружающими людьми и его активная деятельность. Важнейшим средством достижения успешной социальной адаптации являются общее образование и воспитание, а также трудовая и профессиональная подготовка.
Показатель успешной социальной адаптации - высокий социальный статус индивида в данной среде, а также его удовлетворенность этой средой в целом. Показатель неуспешной социальной адаптации – перемещение индивида в иную социальную среду либо отклоняющееся поведение.
Социальная адаптация – как приспособление человека к условиям социальной среды – предполагает:
1. адекватное восприятие окружающей действительности и самого себя;
2. адекватную систему отношений и общения с окружающими;
3. способность к труду, обучению, к организации досуга и отдыха;
4.способность к самообслуживанию и самоорганизации, к взаимообслуживанию в коллективе;
5. изменчивость (адаптивность) поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других.
Обычно необходимость адаптации возникает в связи с кардинальной сменой деятельности человека и его социального окружения.
Поступив в новое учебное заведение, молодой человек уже имеет некоторые сложившиеся установки, стереотипы, которые при начале обучения начинают изменяться, ломаться. Новая обстановка, новый коллектив, новые требования, часто — оторванность от родителей, неумение распорядиться «свободой», денежными средствами, коммуникативные проблемы приводят к возникновению психологических проблем, проблем в обучении, общении с сокурсниками, преподавателями. [4].
Поэтому важным представляется создание специальных условий, направленных на личностную и социальную адаптацию первокурсников и профилактику дезадаптации, коррекцию отношений в парадигме "студент-вуз-коллектив"; развитие креативности студента. Для этого необходимо проводить групповую работу, индивидуальное оказание помощи студентам в решении бытовых и личностных проблем, направленные на введение молодого человека в новую социально-психологическую роль.
В традиционном плане
адаптация студентов
В реальной жизни эти аспекты неразрывно связаны между собой. Педагогическое управление процессом адаптации предполагает:
1.информирование студентов о трудностях адаптационного периода и способах их преодоления;
2.формирование у студентов
стремления к оптимальной
3.помощь студентам в организации самовоспитания.
Одна из эффективных форм управления адаптационным процессом – кураторство. От куратора группы зависит успешность адаптации первокурсников к новой социальной среде, налаживание деловых и личных контактов между членами группы. В задачи куратора входит проведение работы по ознакомлению студентов с особенностями учебно-воспитательного процесса в вузе, профессиональному ориентированию, ознакомление с социально-демографическими характеристиками студентов, изучение черт характера, уровня знаний и общественной активности, изучение формирующейся системы межличностных отношений, развитие у первокурсников недостающих организаторских умений и навыков, оказание помощи в научной организации труда студентов, оказание помощи студентам в организации самовоспитания. [9]
Важно учитывать мотив
поступления в студента в вуз,
осознавать степень его понимания
специфики и характера
Отличительной чертой университеиа от школы является самостоятельная деятельность учащихся. Нерегулярность учебно-методического воздействия (консультации, тестирование, контроль) приводит к снижению успеваемости.
Наибольшие затруднения в ходе самостоятельной подготовки испытывают именно студенты младших курсов. В школе, даже в старших классах, ученика постоянно контролируют несколько учителей, каждую неделю проводятся тесты, контрольные и самостоятельные работы, а также устные опросы. В университете в межсессионный период такого контроля нет. Слабая преемственность между средней и высшей школой, своеобразие методики и организации учебного процесса в вузе, большой объём информации, отсутствие навыков самостоятельной работы вызывают большое эмоциональное напряжение, что нередко приводит к разочарованию в выборе будущей профессии. [10].
Трудности, с которыми сталкивается любой учащийся, заключаются в следующем:
Постоянно меняющаяся действительность, нестабильность нравственных ориентаций в обществе, нестойкость семейных отношении, неоправданные ожидания, часто разрушенные представления о человеческом счастье, а иногда и иллюзорные представления о своем будущем – все это формирует целых комплекс психологических проблем у развивающейся личности студента. К трудностям личностного характера можно отнести неумение выстраивать отношения, что приводит к нетерпимости, агрессивности, либо к аутоагрессивности, вплоть до формирования психосоматических расстройств. [5].
Психологический комфорт, психическое здоровье – фундамент развития личности. Уверенность – это эмоциональное и когнитивное приятие своих возможностей в системе межличностных отношений. Самооценка – возможность оценивать свои навыки и умения в системе социального функционирования.
Основными задачами работы со студентами являются: предупреждение и разрешение межличностных внутригрупповых проблем, повышение самооценки, снижение уровня их тревожности, стимулирование творческого потенциала, улучшение психологической грамотности студентов 1-го курса, профилактика девиантного поведения, связанного с трудностями адаптации. [9].
Пусковой механизм процесса
§3. Факторы, влияющие на процесс адаптации студентов.
Все факторы, которые влияют на адаптацию студентов в вузе можно условно разделить на две группы: социальные и индивидуально личностные. [17].
1. Социальные можно разделить на группы факторов, которые влияют на адаптацию студентов в условиях вуза и вне его.
К группе факторов, влияющих на адаптацию не зависящую от условий университета относятся явления макросоциального характера, такие как экономическое и политическое развитие страны, а также социокультурные условия. Явления микросоциального характера — это особенности воспитания в семье, от которых зависит формирование социальной и коммуникативной компетентности; состав семьи, которая влияет на формирование личностно активной позиции и так далее.
1.1. Факторы вне системы вуза:
а) Факторы, связанные с семьей:
б) Собственное семейное состояние. Некоторые студенты еще в адаптационный период создают собственные семьи и получают дополнительную нагрузку. (В.И.Натарова и О.С.Соловьёва)
в) Контакт со школьными приятелями и друзьями детства.
1.2. Факторы в системе вуза.
а) Новая дидактичная ситуация (новые формы и методы учебной работы в высшей школе).
б) Личность преподавателя. (Исследование В.И.Чиркова, Е.Л.Дилси)
в) Общение в студенческой группе
г) Уровень развития коллектива.
д) Социально-психологические явления социума.
2. Индивидуально личностные факторы.
На основе индивидуальных особенностей студентов строится система включения их в новые виды деятельности и новый круг общения. К этой группе можно отнести:
а) Индивидуально типологические особенности личности студента. Особенности темперамента, генетические предпосылки адаптационных возможностей, нервно-психическое напряжение, психическое здоровье и задатки.
б) Интеллектуальное развитие. Уровень интеллекта, абстрактного мышления, памяти, способности анализировать и синтезировать материал.
в) Мотивационные особенности. (В результате исследования Р.Р.Бибрих и И.О.Васильев пришли к выводу, что "в процессе адаптации к вузу происходит не простое приспособление старой структуры учебных мотивов и системы целей к новым требованиям, но их коренная перестройка".)
г) Профессиональный интерес. (Низкая удовлетворенность профессией в процессе профессиональной учебы вероятнее всего приводит к ее освоению на поверхностном уровне. )
д) Стиль деятельности.
Он имеет специфические
е) Личностные изменения, формирование социально значимых качеств. Развитие и преобразования «Я-концепции».
ж) Система ценностей. (по мнению О.Р.Фонарева личностная форма профессионального становления начинает изменяться под воздействием перестройки ценностной системы)
з) Профессионально важные качества.
е) Социальная роль.
Таким образом, процесс
адаптации студентов к условиям
вуза - это процесс приспособления
личностных качеств к условиям данного
вуза и формирования на этой основе
новых социально и
Информация о работе Комплексное исследование особенностей психологической адаптации студентов вузов