Комплексное исследование особенностей психологической адаптации студентов вузов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 21:51, курсовая работа

Описание работы

Психологическая и физиологическая адаптация студентов вузов к учебной нагрузке, а также к резкой смене окружающей социальной и психологической среды – это одна из главных проблем в процессе обучения, а также важный составной элемент в системе учебной деятельности. Процесс адаптации динамичен, и его успех зависит от целого ряда объективных и субъективных условий, уровня психологического развития обучающихся и их функционального состояния. Каждый человек по-разному воспринимает и формирует отношения к одним и тем же событиям, а, значит, один и тот же стимул у разных людей может вызвать различную ответную реакцию.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ .................................................................................................................3
ГЛАВА 1. Теоретические основы психологической адаптации.............................7
§1. Понятие психологической адаптации………………………………….7
§2. Социальные аспекты адаптации………………………………………12
§3. Факторы, влияющие на процесс адаптации студентов……………..17
§4. Виды психологических защит и их связь с социальной адаптацией...20
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1…………………………………………………………...24
БИБЛИОГРАФИЧЕКИЙ СПИСОК .................................................................27

Файлы: 1 файл

Курсовая. Адаптация студентов..doc

— 131.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

§4. Виды психологических защит и их связь с социальной адаптацией.

«Психическую адаптацию  можно определить как процесс  установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовать связанные с ними значимые цели (при сохранении физического и психического здоровья), обеспечивая в то же время соответствие психической деятельности человека, его поведения требованиям среды». Автор этого определения – Ф.Б. Березин [2. С 270] выделил три аспекта психической адаптации: собственно психический, социально-психологический и психофизиологический. Социально-психологический аспект адаптации обеспечивает адекватное построение микросоциального взаимодействия, в том числе – профессионального, достижение социально значимых целей. Он является связующим звеном между адаптацией индивидуума и популяции, способен выступать в качестве уровня регулирования адаптационного напряжения.

Социально-психологический  аспект адаптации обеспечивает адекватное построение микросоциального взаимодействия, в том числе – профессионального, достижение социально значимых целей. Он является связующим звеном между адаптацией индивидуума и популяции, способен выступать в качестве уровня регулирования адаптационного напряжения.

Социально-психологическая  адаптация рассматривается как  процесс организации социального  взаимодействия, способствующего наиболее полной реализации личностного потенциала.

Ситуация новизны становится для любого человека враждебной, а, значит, тревожной. Человек переживает эмоциональный дискомфорт прежде всего  из-за неопределенности представлений  о требованиях педагогов, об особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения в коллективе группы и так далее.

Начиная с раннего  детства, и в течение всей жизни, в психике человека возникают  и развиваются механизмы, традиционно  называемые "психологические защиты", "защитные механизмы психики", "защитные механизмы личности". Эти механизмы как бы предохраняют осознание личностью различного рода отрицательных эмоциональных переживаний и перцепций, способствуют сохранению психологического гомеостаза, стабильности, разрешению внутриличностных конфликтов и протекают на бессознательном и подсознательном психологических уровнях. [11].

Термин «психологическая защита» или «защитный механизм»  был введён З. Фрейдом. Более полно концепция механизмов психологических защит представлена А. Фрейд, в частности, в ее работе «Психология Я и защитные механизмы». Рассматривая психологические защиты как один из механизмов адаптации и интеграции личности, она полагала, что они есть бессознательные, приобретенные в процессе развития личности способы достижения «Я» компромисса между противодействующими силами «Оно» или «Сверх-Я» и внешней действительностью. Механизмы психологической защиты, согласно ее концепции, направлены на уменьшение тревоги, вызванной интрапсихическим конфликтом. [18. - С65].

Когда желания, интересы, потребности человека не могут быть удовлетворены, несмотря на значительные усилия, возникают состояния эмоционального напряжения — стрессы и фрустрации. Нередко все предпринятые конструктивные попытки не приводят к желаемой цели. Напряжение продолжает расти и человек перестает замечать альтернативные пути. Кроме того, рост напряжения часто сопровождается эмоциональным возбуждением, препятствующим рациональным процессам выбора: человек волнуется, впадает в панику, теряет контроль над собой и появляются разнообразные деструктивные последствия.

Во многих случаях  снятие напряжения происходит с помощью  психологических защит.

Примерами защитных типов  поведения могут быть:

- агрессия (или нападение на "фрустратора");

- аутизм (самозамыкание, "уход от фрустратора");

- репрессия (подавление желаний, "отказ от фрустратора");

- рационализация (объяснение поведения ложными мотивами, "оправдание фрустратора");

- сублимация (переключение поведения с неудачной деятельности на новую, "замещение фрустратора")

- забывание;

- самопрощение ("Да! А что?");

- проекция собственной вины на всех других ("Сами виноваты!") и др. [11].

Функции психологических  защит, с одной стороны, можно  рассматривать как позитивные, поскольку  они предохраняют личность от негативных переживаний, восприятия психотравмирующей информации, устраняют тревогу и помогают сохранить в ситуации конфликта самоуважение. С другой стороны, они могут оцениваться и как негативные. Действие защит обычно непродолжительно и длится до тех пор, пока нужна "передышка" для новой активности. Однако, если состояние эмоционального благополучия фиксируется на длительный период и по сути заменяет активность, то психологический комфорт достигается ценой искажения восприятия реальности, или самообманом.

Нарушение механизмов адаптации  тесно связано с его формированием  психологической защиты. Её механизм запускается в условиях, когда  имеют место (Абрамова Г. С., Юдчиц  Ю. А., 1998):

- прошлая психологическая травма (стресс),

- неприятные воспоминания

- страх перед любыми неудачами,

- страх перед любыми изменениями,

- стремление к удовлетворению своих детских потребностей (инфантилизм),                               - вторичная выгода от своей болезни или своего состояния,

- слишком «жесткое» сознание, когда оно наказывает человека непрекращающимися невротическими страданиями,

- нежелание менять «удобную» социальную позицию на «неудобную» — быть активным, работать над собой и пр.

        Во время адаптации студентов к учебному процессу механизмы психологической защиты включаются очень часто, потому что их основная функция заключается в стабилизации психического состояния. Однако, не редко они могут мешать, особенно в тех случаях, когда необходимо быстро принимать решения и устанавливать отношения. Первокурсники, получая самостоятельность бессознательно продолжают пользоваться теми способами психологической защиты, которые были выработанны в школе, не осознавая, что в университете они не могут быть использованы. Несмотря на то, что данный факт усложняет процесс адаптации, студентам приходится искать и находить другие способы получить необходимый результат.

         Быстрой психологической адаптации студентов в вузе могут мешать такие факторы, как недостаточность информации, необходимой для принятия решений, ее противоречивость, количественная или качественная перегрузка, противоречивые или неопределенные требования, несоответствие выполняемой деятельности уровню притязаний, критические обстоятельства и риск при принятии решений. Высокие требования к адаптивным механизмам ведут к нарушению регуляторных функций (при несоответствии требований и возможностей, которое обусловливает конфликт, вызванный необходимостью выбора между двумя адаптационными стратегиями: сохранением психического и физиологического гомеостаза за счет отказа от достижения значимых результатов или достижения значимых результатов ценой нарастания психической напряженности и психофизиологических сдвигов). В случае такого конфликта нарушается адекватность адаптационного процесса и возрастает выраженность психического стресса. [10].

        Нарушение механизмов адаптации тесно связано с формированием эмоционального (психического) стресса. При этом следует подчеркнуть адаптационное значение тревоги, которая представляет собой один из наиболее интимных и облигатных механизмов психического стресса. Возрастание тревоги приводит к мобилизации адаптационных механизмов, однако ее высокая интенсивность лежит в основе адаптационных нарушений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1

Адаптация – это сложный  и длительный процесс включения  индивида в новую социальную среду  и освоение им новых условий.

Учёные Якиманская И.С., Карымова О.С., Трифонова Е.А и  Ульчева Т.А видят специфику  адаптации в способности активно воздействовать на окружающую среду.

В психологии адаптация  – это процесс психологической  включённости личности в системы  социальных, социально-психологических  и профессионально-деятельностных связей и отношений, в исполнении соответствующих ролевых функций.

Процесс психологической  адаптации личности характеризуется  активностью человека, которая выражается в целенаправленности его действий по преобразованию действительности. Выделяют внутреннюю (перестройка функций  личности), внешнюю (поведенческую, приспособительную) и смешанную адаптированность. Психологическая адаптация напрямую связана с социализацией личности и является её ведущим механизмом. В развитие этого процесса, в условиях студенческой группы ведущую роль играет его потребность в самоутверждении в различных видах деятельности.

Психологическая адаптация  очень часто перекрывается понятием «социальная адаптация», которая  предполагает адекватное восприятие окружающей действительности, адекватную систему отношений и общения с окружающими, способность к труду, учению, к организации досуга и отдыха, способность к самообслуживанию, саморегуляции, к взаимообслуживанию в коллективе, а также изменчивость поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других людей.

Адаптация студентов  рассматривается как совокупность трёх аспектов:

                   - адаптация к условиям учебной  деятельности

                   - адаптация к группе

                   - адаптация к будущей профессии.

Так как этот процесс  не односторонний, важно отметить роль педагогов, которая предполагает не только информирование студентов о трудностях этого периода, но и помогает формировать у них стремление к изменениям личности в условиях вуза, а также оказывать помощь в организации самовоспитания. Поэтому стоит уделить особое внимание такой форме управления адаптационным процессом как кураторство, создать все условия для психического и физиологического комфорта студента.

Существует ряд факторов, влияющих на адаптацию первокурсников:

    1. Социальные, которые играют роль как в условиях вуза (новые формы учебной работы, личность преподавателя, общение студентов в группе, уровень развития коллектива, социально-психологические явления социума), так и вне его стен (семья, её социальное и материальное положение, взаимоотношения между её членами, собственное семейное состояние, контакт со школьными приятелями и друзьями)
    2. Индивидуально-личностные, такие как темперамент, генетические предпосылки, нервно-психическое напряжение, психическое здоровье и задатки, интеллектуальное развитие, мотивационные особенности, профессиональный интерес, стиль деятельности, личностные изменения и другие.

            Ситуация новизны для студента  враждебна и тревожна, поэтому  снятие напряжение часто сопровождается  включением так называемых «защитных  механизмов» или психологических защит, с которыми необходимо работать как педагогам, так и самим студентам. Это может быть агрессия, аутизм, репрессия, рационализация, сублимация, забывание и другие.

            Изучение вопроса о психологической адаптации к условиям вуза играет важную роль в учебном процессе, потому что все первокурсники сталкиваются с проблемой приспособления к новым для них условиям. Этот процесс сугубо индивидуален, но использование знаний о нём, работа педагогов, применение различных методик может помочь сократить процент студентов, которые так и не смогли внедриться в новую среду.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.

  1. Ананьев Б.Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность. – М. Директ Медиа, 2008
  2. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. – М. 2003
  3. Березин Ф.Б. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека. – П, 2004
  4. Бисалиев Р.Ф., Куц О.А., Кузнецов А.И., Деманова И.Ф. Психофизиологические и социальные аспекты адаптации студентов. Современные наукоёмкие технологии. – 2007 №5
  5. Бирюкова М.В. Работа куратора как условие адаптации первокурсников в профессиональном учебном заведении. Электронный научный журнал «Исследовано в России» - 2007.
  6. Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. – Ольма-пресс. 2004.
  7. Браун Т.П. Адаптация студентов к обучению в вузе в условиях оптимизации образовательной среды. – СПб. 2007
  8. Головин С.Ю. Словарь практического психолога [Электронный рессурс] //vocabulary.ru/dictionary/25/word
  9. Горбунова М.Ю. Социальная психология. Краткий курс лекций. – М.2006
  10. Гордашников В.А., Осин А.Я. Образование и здоровье студентов медицинского колледжа. Академия естествознания. 2009.[Электронный рессурс] //rae.ru/monographs/77-2824
  11. Дёмина Л.Д., Ральникова И.А., Психическое здоровье и защитные механизмы личности. – М. 2009
  12. Костенко С.С К вопросу о внутриличностных факторах саморазвития студентом компетенции жизнеутверждающей адаптации. Высшее образование сегодня – 2008 №8
  13. Кулебякин Е.В. Психология социальной работы. – Владивосток. 2004
  14. Маклаков  А.М. Общая психология.  – СПб 2008
  15. Матвеев А.В. Социально-психологические особенности проявления невротических реакций у студентов вузов и их профилактика. – Омск 2011
  16. Немов Р.С. Психология. Том-1. – М. 2003
  17. Полянок О.В. Психологические особенности адаптации судентов педагогических специальностей. – Казань. 2002
  18. Пятницкая Е.В. Психология травматического стресса – Балашов. Николаев. 2008
  19. Сластёнин В.А, Каширин В.П. Психология и педагогика. – М. 2001
  20. Соловцова И.А., Борытко Н.М. Социальная педагогика. – Волгоград 2006.
  21. Якиманская И.С., Карымова О.С., Трифонов Е.А., Ульчева Т.А. Психология и педагогика. – Оренбург. 2008

Информация о работе Комплексное исследование особенностей психологической адаптации студентов вузов