Комплексный анализ личности менеджера.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 15:58, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение основных методов изучения личности , а также изучение методов изучения личностных качеств менеджера.
Задачи:
Провести обзор научной психологической, социально – психологической литературы по данной тематике.
Раскрыть понятие личности, ее структуры, индивидуальных свойств, а также взаимоотношение личности и группы, рассмотреть социально – психологические феномены поведения личности в группе.
Раскрыть понятие руководителя ,подходы руководителя.
Рассмотреть методы изучения личности , и методы изучения деловых и личностных качеств менеджера.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..………4
Глава 1. Теоретический анализ понятия личности в психологии
1.1.Понятие личности и структура личности
1.2.Индивидуально-психические свойства личности
1.2.1 Темперамент как свойство личности
1.2.2.Характер как свойство личности
1.2.3.Способности как свойство личности
1.3. Личностные особенности руководителя ………………………...
1.4.Методы изучения личности…………………………………………….
Глава 2. Эмпирическое исследование анализа личности руководителя
2.1. Цель, гипотеза и задачи исследования …………………...…
2.2. Методика исследования ……………………………….………
2.3. Результаты исследования ……………………………………
Выводы…………………………………………….
Заключение……………………………………………………………………
Список литературы………………………………………
Приложение

Файлы: 1 файл

Курсовая Асрян (1).docx

— 59.91 Кб (Скачать файл)

Согласно И.П. Павлову, каждый темперамент в своей основе имеет определенный тип нервной  системы, т.е. сочетание основных ее свойств: силы нервных процессов, их уравновешенности (баланса), лабильности.

Темперамент обладает определенным набором психологических проявлений в деятельности субъекта: активность, реактивность, динамичность, эмоциональность, тревожность, чувствительность и др. Учет свойств темперамента очень важен для профессионального отбора людей к тем видам деятельности, где требуется скоростная переработка информации, распределение внимания, стрессоустойчивость и другие качества.

Определяя динамические стороны деятельности человека, темперамент не определяет ее социальную направленность. Поэтому следует говорить о свойствах темперамента не как о положительных или отрицательных, а рассматривать их как более или менее благоприятные свойства в отношении их влияния на индивидуальный стиль деятельности.

Темперамент - устойчивая природная основа поведения индивида, исходя из чего важно находить для каждого темперамента наиболее подходящий способ реализации его качеств, благоприятных для конкретного вида деятельности; ибо каждый человек, тренируясь в выполнении определенных профессиональных задач, вырабатывает некоторый приемлемый темп и стиль деятельности.

Однако люди приходят к  этому оптимальному результату за счет различных нервно - психических затрат, каждому необходим определенный резерв времени, и все же в итоге они показывают различную надежность в отношении различных видов труда и различные возможности к исполнительной и руководящей деятельности, к общению и взаимодействию с сотрудниками в системах управления. Поэтому при индивидуальном подходе к сотрудникам необходимо подбирать формы деятельности (по напряженности, темпу работы, наличию стрессовых ситуаций и др.), к которым легче адаптируется тот или иной тип темперамента.

Холерик - сильный, неуравновешенный, возбуждаемый тип, высокотревожный экстраверт. Он наиболее продуктивен там, где требуется высокая активность, увлеченность, концентрация внимания, лидерство, высокая ролевая активность и т.п. Но его следует по возможности отстранить от конфликтных ситуаций, строго объективно оценивать его успехи и тактично указывать на недостатки, воспитывать выдержку и самообладание.

Сангвиник - сильный, уравновешенный, лабильный тип, малотревожный экстраверт. Он быстро приспосабливается к новым условиям, быстро решает текущие оперативные задачи, обладает быстрой переключаемостью внимания, высокой эмоциональностью, контактностью, коммуникативностью. Умеет разряжать конфликтные ситуации в группе, организации совместных действий, лидерстве. Сангвиники мало подвержены нервным срывам, стрессоустойчивы. Однако они малопродуктивны в условиях монотонной деятельности, требующей длительного напряженного внимания, склонны к перемене обстановки и видов деятельности.

Флегматик - сильный, уравновешенный инертный тип, малотревожный интроверт. Он незаменим в ситуациях, требующих пристального внимания, обстоятельности в делах, терпения, неторопливости, продуктивен в монотонных условиях деятельности. Однако он испытывает значительные трудности при необходимости быстрого ориентирования на изменение ситуаций, быстрого принятия решений, при ориентации в конфликтных и стрессовых ситуациях. Мало пригоден для скоростной переработки учебной и производственной информации; социально пассивен, не претендует на лидерство в группах, малообщителен и малоэмоционален.

Меланхолик - слабый тип  нервной системы, высокотревожный интроверт. Это сложный, высокочувствительный тип, требующий тактичного подхода и "щадящего" образа жизни. Мало пригоден к нервным перегрузкам, к преодолению стрессовых ситуаций, в которых часто теряется, затормаживается; не конфликтен, но беззащитен перед конфликтами, старается их обходить, а не разрешать. Не претендует на лидерство, но в хорошем коллективе исполнителен, отзывчив, ищет опору в более сильной личности. В спокойной жизненной ситуации, не требующей перенапряжения, может проявлять высокую интеллектуальную и практическую работоспособность, вдумчивость, ответственность, исполнительность.

 

1.3.2. Характер  как свойство личности.

В психологии понятие характер (от греч. сharacter — “печать”, “чеканка”), означает совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обуславливая типичные для нее способы поведения.

Характером называют совокупность стойких психических свойств  личности, которые влияют на ее поведение  и мировоззрение. Характер зависит  от двух факторов – типа нервной  системы и среды, в которой  живет и развивается личность. По этому характеры всех людей  имеют ряд подобных признаков, но, в то же время, отличаются своими специфическими чертами. Особенности характера определяются следующими факторами: 1.    Мотивы и жизненные принципы, которые руководят личностью в любой деятельности. 2.    Гармония между микромиром и макромиром человека. Во многом она зависит от целостности личности, эффективности взаимодействия между «Я», «Оно» и «Сверх-Я» (такую структуру личности описывал Зигмунд Фрейд, основатель теории личности). Гармоничность личности влияет на способность человеческого характера адаптироваться к окружающей среде. 3.    Типичность поведения и мышления тоже в некоторой мере определяет характер. Как установить характер человека? Для этого нужно проанализировать четыре грани его сознания. Первая грань – это обращение человека с людьми, окружающими его. То, как он общается, реагирует на поступки других личностей, оценивает их поведение, предопределяет характер человека. Тут можно рассмотреть такие черты характера как: общительность, преданность, доброжелательность, искренность, открытость, а также жестокость, отстраненность, замкнутость, подлость, безразличие и другие. Вторая группа характеристик – это черты, которые демонстрируют отношение человека к труду и своей профессиональной деятельности. Среди них: трудолюбие, активность, преданность делу, креативность, дипломатичность, ответственность, добросовестность, пунктуальность, а также ленивость, недобросовестность, бездарность, пассивность, неаккуратность, непунктуальность, безалаберность и прочие. Третья группа влияния – это отношения личности из самой собой. То, как человек оценивает свои умения, достижения и индивидуальные качества характеризирует его лучшим образом. Среди таких признаков высока самооценка, самовлюбленность, эгоизм, нарцисизм, тщеславие, гордостью, самокритичность, неуважение к  себе, скромность и заниженная самооценка. Золотой серединой отношения к себе является рациональная оценка своих внутренних качеств и достоинств и, в то же время, уверенность в собственных силах. Как мы уже упоминали, природой обусловлено наличие разных типов нервной системы, которые влияют на характер, свойственный человеку. По этому существует некая классификация характеров, разработанная немецким специалистом в области психологии Эрнстом Кречмером. Она базируется на соответствии строения тела человека и его характера. 1.    Астеник. Это высокий худой человек. Его тело слабое и хрупкое. Лицо имеет характерный овал, конечности вытянуты. Это человек направленный в свой внутренний мир, он не любит много общаться и тратить собственную энергию на других людей. Среди его характеристик - упрямее и серьезность. Всегда стремится быть в одиночестве, ищет наслаждение в спокойной размеренной жизни. При патологии личности страдает, чаще всего, от шизоидного расстройства и шизофрении. 2.    Атлетик. Этот человек имеет крупное тело. Его рост достаточно большой, грудная клетка широкая, кости крепкие, мышцы выделяются на всем теле. Лицо атлетика выразительное. Его жесты властные, мимика спокойная. По своей сути это безмятежный человек, который любит комфорт и постоянство. Его утруждает активная деятельность, перемена мест. Во бытовых делах и профессиональной деятельности атлетик достаточно практичный и хозяйственный человек. Если случается так, что целостность его личности нарушается, атлетик становится склонным к эпилепсии. 3.    Пикник. Рост пикника не слишком большой. Его тело пышное, иногда наблюдается излишняя патологическая полнота. Голова пикника крупная, но шея маленькая. Черты лица не очень выразительны, его глаза, нос и губы мелковаты. По характеру это легкие и подвижные люди, у которых много связей, дел и обязанностей. Стремятся к деятельности всегда. Ярко реагируют на происходящие вокруг них события, склонны к быстрой адаптации к незнакомым людям и непривычной среде обитания. Патология личности может проявляться в депрессивных состояниях, маниакальном синдроме. В клинической практике выделяется три типа характера. Это  нормальный, акцентуированный (все черты выражаются ярко) и ненормальный (проявляется в навязчивых состояниях и психопатии).  

 

1.3.3.Способности  как свойство личности.

Способности - это свойства личности, определяющие ее пригодность  к успешному решению учебных, производственных и творческих задач. Выделяют различные виды способностей. По отношению к деятельности различают: - общие способности как основа успешности выполнения различных видов деятельности (работоспособность, настойчивость, активность и т.д.); - специальные (профессиональные) способности как основа успешности выполнения конкретных видов деятельности (учебной, спортивной, трудовой).

Управленческая деятельность требует от руководителя таких способностей, как коммуникативность, решительность, настойчивость, лидерство, наблюдательность, тактичность и др.

По элементам новизны  в выполняемой деятельности различают  способности исполнительные и творческие (например, работа чертежника и конструктора).

Способности не являются готовым природным даром человека, ибо в их основе лежит природная  одаренность, которая превращается в способности только в благоприятных  условиях обучения, тренировки, воспитания личности в целом. Способности можно  определить только методами анализа конкретной деятельности субъекта, оценки ее успешности, целенаправленности, тестированием и т.п. Но это всегда должен быть рационально подобранный комплекс методов.

Являясь необходимым условием успешного выполнения определенной деятельности, способности в то же время развиваются в процессе этой деятельности в связи с условиями ее организации. Например, успешность участия сотрудников производственной группы в деловой игре зависит от их интеллектуальных способностей: сообразительности, оперативности памяти и мышления и т.п., но само участие в деловых играх как формах активного обучения стимулирует дальнейшее развитие интеллектуальных качеств, их переход на более высокий уровень активности. 

    1. Комплексный анализ личности руководителя

Руководитель – лицо, на которое официально возложены функции управления коллективом и организации его деятельности. Руководитель несет юридическую ответственность за функционирование группы (коллектива) перед назначившей (избравшей, утвердившей) его инстанцией и располагает строго определенными возможностями санкционирования — наказания и поощрения, подчиненных в целях воздействия на их производственную (научную, творческую и др.) активность. В отличие от лидера руководитель обладает формально регламентированными правами и обязанностями, а также представляет группу (коллектив) в других организациях.

Это лицо, осуществляющее установление, регулирование  и выполнение организационно-правовых отношений в рабочем коллективе.

В настоящее время существуют различные  подходы к изучению личности руководителя.

Ситуационно-комплексный подход рассматривает  движущие силы развития личности руководителя в различных управленческих ситуациях  и жизненных событиях.

Функциональный  подход реализован в исследовании деятельности мастеров и начальников цехов  производственных организаций качества.

Анализ  вышеуказанных подходов к разработке концепций личности руководителя показывает следующее:

- анализируемые подходы основаны  на авторском представлении о  структуре личности,механизмах ее изменения и психологических  требованиях к руководителю;

- у авторов нет единства в  определении компонентов многоуровневой  структуры личности руководителя;

- большинство моделей разрабатывалось  на основе исследований личности  руководителя первичного трудового  коллектива и не отражает изменений,  происходящих в современном обществе;

-существенное влияние на методологию  разработки структуры личности  руководителя оказали классические модели личности

- современный этап изучения  личности руководителя характеризуется  переходом от описательных моделей  к интегральным, когда на смену  разрозненным исследованиям приходят  обобщающие концепции личности  с более последовательным описанием  управленческого развития руководителя  и поиском интегральной основы  его структуры личности;

-наметилась тенденция к поиску  ядра структуры личности руководителя;

Руководитель  – феномен, имеющий место в системе формальных отношений а лидерство- феномен порожденной системой неформальных отношений.

Руководитель коллектива назначается  извне вышестоящим руководством, получает соответствующие властные полномочия право на применение санкций. Лидер выдвигается из числа окружающих его людей. Вместе с тем лидер  также может прибегать к сущности, в ровных ему по статусу, он как  бы один из нас но эти санкции  носят не формальной характер, право  на их применение нигде официально не зафиксировано.

Руководство есть социальный по своей сущности феномен,  а лидерство- психологический. И в этом - основное различие между ними, хотя в этой же время имеется и немало общего.

3.Методы исследования личности

Методы исследования личности — совокупность способов и приемов изучения психологических  проявлений личности человека. По форме  и условиям проведения различают: экспериментальные  и неэкспериментальные (например, анализ биографий и т. п.), лабораторные и клинические, прямые и косвенные, исследовательские и обследовательские (психодиагностические) методы исследования личности. Дифференциация методов исследования личности по содержанию определяется принципами интерпретации предмета психологии личности. В зависимости от доминирующего аспекта рассмотрения выделяются методы исследования личности: 1) как индивидуальности; 2) как субъекта социальной деятельности и системы межличностных отношений; 3) как идеальной представленонсти в других людях. Соответственно первому аспекту выделяются субъектная и объектная ориентация в построении методов исследования личности. Субъектная ориентация представлена проективными и психосемантическими методиками направленными на характеристику основных образующих индивидуального сознания — смыслов и значений. Объектная ориентация, исходящая в основном из теории черт личности, представлена личностными опросниками шкалами межличностного восприятиями, приемами оценки развития интеллектуальных качеств и обучаемости индивида, совокупностью ряда приемов оценки психофизиологических параметров индивида. Определенное единство субъектных и объектных исследовательских ориентаций достигается в рамках деятельностной трактовки личности, исходящей из взаимосвязи стабильного и динамического в сознании и деятельности (генетические методы изучения развивающейся личности, методы исследования установок и диспозиций личности, надситуативной, уровня притязаний и т. д.) В отечественной психологии показано, что данные, полученные в результате исследования личности как индивидуальности, не могут быть непосредственно перенесены на характеристики личности как субъекта межличностных отношений — индивидуальнотипическое выступает существенно по-разному в зависимости от уровня развития той общности, в которой интегрирована личность. В связи с этим используются социально-психологические методы исследования личности в группах и коллективах социометрия, референтометрия, приемы изучения ролевого поведения и др. В третьем аспекте построения и использования методов исследования личности личность выступает как внутри, так и за пределами межиндивидуального взаимодействия (идеальная продолженность субъекта в других людях — персонализация,  и т. п.  В рамках указанной ориентации складывается особый принцип исследования личности: метод отраженной субъектности (анализ личности индивида через его представленность в жизнедеятельности других людей, в их мотивациях и т. п.)

Информация о работе Комплексный анализ личности менеджера.