Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 08:33, реферат
Одно из главных задач социального развития организации это создание и поддержание в коллективе здоровой социально-психологической атмосферы, оптимальных межличностных и межгрупповых связей, способствующих слаженной и дружной работе, раскрытию интеллектуального и нравственного потенциала каждой личности, удовлетворенности совместным трудом.
Конфликты, возникающие в процессе взаимодействия, общения индивидов между собой, безусловно, выполняют дестабилизирующую роль в коллективе.
Вопросам управления персоналом, в частности, стратегии управления конфликтами в коллективе посвящена эта работа.
ВВЕДЕНИЕ.......................................................................3
1. ТЕОРИЯ КОНФЛИКТА. КРАТКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР.... 4
2. КОНФЛИКТ....................................................................5
2.1. ПОНЯТИЕ «КОНФЛИКТ»..................................................... 5
2.2. СИТУАЦИЯ. ПРИЧИНЫ. УЧАСТНИКИ............................. 6
2.3. ТИПЫ КОНФЛИКТОВ..........................................................7
2.4. ФУНКЦИИ И ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТОВ.......................... 10
2.5. ЭТАПЫ ПРОХОЖДЕНИЯ КОНФЛИКТОВ........................ 11
3. УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ.....................................................12
3.1. Методы управления КОНФЛИКТАМИ....................... 12
3.2. ПОВЕДЕНИЕ УЧАСТНИКОВ В КОНФЛИКТЕ.................. 14
3.3. ОБЩАЯ СХЕМА РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТА................ 16
3.4. Конфликт в организации. СТРАТЕГИЯ РАЗРЕШЕНИЯ конфликта...................18
3.4.1. Действия руководителя в конфликте.................... 23
3.4.2. Пример практической ситуации............................. 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................29
ЛИТЕРАТУРА....................................................................30
3.4. Конфликт в организации. СТРАТЕГИЯ РАЗРЕШЕНИЯ конфликта
Современный человек постоянно
оказывается в конфликтных
разделяются на производственные и бытовые, социальные и политические, тактика
поведения в конфликте, как правило, одна и та же. В мировой конфликтологии
сформировался весьма обширный набор рекомендаций по управлению конфликтными
ситуациями, а также советов и указаний по самоорганизации (само менеджменту)
в конфликтном взаимодействии.
Существует два способа
Один предполагает регулярные упражнения и тренировки, многократное
использование тренингов, участие в деловых и ситуационных играх. И чем больше
человек повторяет упражнение, тем совершеннее и прочнее будут его навыки, тем
увереннее он будет чувствовать себя в самых непредвиденных конфликтных
инцидентах. Этот способ достаточно эффективен. Но не всегда найдется время
для ежедневных тренировок, а затянувшийся перерыв неизбежно приведет к потере
навыков.
Другой способ основан на том, чтобы найти свой путь поведения в конфликтной
ситуации, свою технологию управления конфликтными отношениями. Почувствовав
эффективность выбранной тактики, можно совершенствовать свою технологию,
опираясь на внутреннее ощущение. Если удается найти свою технологию и
внутреннюю опору, то этот навык не пропадет никогда. В целом этот способ
эффективен, но следует помнить, что ситуации, в которые человек попадает,
меняются, даже если он не продвигается по иерархической лестнице.
Чаще всего интерес к проблеме управлений конфликтом возникает применительно к
трудовой сфере, к управленческой деятельности вообще. По мнению
исследователей, управленческая деятельность включает конфликт по определению,
как в функциональном, так и в дисфункциональном значении этого понятия.
Управленческая деятельность — это последовательное преодоление
рассогласований в процессе решения производственных задач, а стиль управления
— это методы и приемы, применяемые для достижения намеченных целей и задач и
линий поведения в возникающих при этом конфликтных ситуациях.
Можно сказать, что руководитель постоянно конфликтует. С одной стороны, он
вовлечен в дисфункциональные конфликты, в какой-то мере навязанные данной
системе управления и данной администрации, т. е. привнесенные извне. С другой
— он участвует в конфликтах, которые могут быть следствием допущенных в
управлении ошибок: в организации фактор неопределенности. Действует гораздо в
большей степени, чем в иных подсистемах общественной жизни.
Особенности организационного конфликта определяются тремя моментами:
- различия в объемах социальных систем. В сравнении с обществом
организация более локальная и простая система. Это позволяет говорить о
больших по сравнению с макро уровнем обозримости, управляемости, возможностях
прогнозирования конфликтных ситуаций;
- ролевая структура
организаций, выдвижение на
профессиональных качеств и должностного положения, а также определенная
«несвобода» исполнения своих ролей. Соотношение роли и личных качеств
меняется не в пользу последних. Вместе с тем личные качества, личные проблемы
в человеке-работнике, за редким исключением, преобладают, пусть и в снятом
виде. Эта «замаскированность» делает их трудноуловимыми для руководителя (или
аналитика), однако недоучитывать их недопустимо;
- организация
— это «замкнутая община».
Локальность организации,
ролевое распределение, единый конечный продукт труда, иерархичность позволяют
сравнить микроклимат в ней с моральной атмосферой общины. Работник в
организации на виду у всех, сотрудники как бы связаны «круговой порукой»,
анонимность действий исключается, осуждение или одобрение коллег играет
решающую роль не только в моральном самочувствии, но и в его карьере.
Кроме этого, в организационных конфликтах четко проявляются две особенности,
свойственные и другим конфликтам в обществе.
Первая — референтность, сплоченность конфликтующих групп. В различных
коллизиях референтные группы контролируют поведение всех членов, возводя
мотивы конфликтов в надындивидуальные ценности. Отчужденные таким образом
ценности получают самостоятельное существование и довлеют затем над
поведением индивидов и
Другой важный момент проявляется в том, что структурные" образования
организации складываются не только по объективным признакам, но и в виде так
называемых групп сознания, объединяющих людей по убеждениям, ценностным
ориентациям, настроениям и т. д. - Переплетение объективных и субъективных
факторов затрудняет прогнозирование конфликтных групп, делает эти группы
неопределенными, а состав их довольно разнообразным.
Сложность управления организационным конфликтом в том, что на том или ином
этапе развития организации важнейшей задачей руководства может стать
поддержание оптимального уровня конструктивного (позитивного) конфликта.
Отсутствие конфликта
управленцев, создает основу для «летаргического сна» коллектива. Конфликт в
организации можно сравнить с болезнью в человеческом организме. Известно, что
люди, долгое время не знавшие болезней, при первом серьезном недомогании
нередко «ломаются» и становятся мнительными, посвящают жизнь поиску различных
симптомов. Точно так же реагируют и социальные системы. Чем система
централизованное, организованнее, тем чувствительнее она оказывается к
потрясениям. Производственные конфликты не только неизбежны, но и необходимы.
Задача состоит в том, чтобы конфликт с деловых рельсов не сползал на
личностные, не переходил во взаимное дискредитирование, не разрушал
формировавшуюся годами совместимость.
Как правило, каждое подразделение
организации создается с какой-
цели часто оказываются
объективное противостояние. Такого рода противостояние в литературе нередко
называется позиционным
объективно задан положением подразделений в организационной структуре.
Исследователи отмечают несомненную пользу такого конфликта. Позиционный
конфликт дает возможность руководству более объективно оценивать действия
подразделений, поскольку те в противостоянии ищут более совершенные доводы
своей состоятельности, разрабатывают новые технологии. Другими словами,
позиционный конфликт создает конструктивное напряжение, полезное для
организации. Поэтому на практике он нередко специально предусматривается в
целевой структуре организации. Патология позиционных конфликтов возникает
тогда, когда целевое напряжение, вызванное сугубо позиционными причинами,
насыщается эмоциями, переходит в межличностное напряжение и межличностный
конфликт.
Слишком много гармонии в организации, считает американский специалист по
менеджменту Б. Уоррен, — вещь опасная, гармония в управлении всегда отдает
фальшью. Два известных в США руководителя — Дж. Бурке из корпорации «Джонсон
энд Джонсон» и Э. Гроун из «Инеп» — настаивают на важности в управлении
организациями такого фактора, который они охарактеризовали как
«созидательная конфронтация». Они не только поощряют расхождение во взглядах
менеджеров, они просто требуют от них этого. Они окружают себя людьми,
которые достаточно подготовлены, чтобы знать правду, и достаточно независимы
в своих суждениях, чтобы открыто их, излагать, особенно, в тех случаях, когда
правда не совпадает с взглядами высших руководителей.
Здесь важны не столько формы производственных действий, сколько их
тактические (функциональные или дисфункциональные) последствия и
стратегический (обострение или сглаживание будущих конфликтов) результат.
Поэтому само по себе управленческое действие вполне может быть конфликтным:
делая дисфункциональными отношения одного уровня, оно .способно придать
функциональный характер отношениям другого уровня: некоторый инициированный
конфликт первого порядка
в то же время сглаживает конфликты третьего, четвертого и пятого порядков.
Таким образом, управленческое действие во многих вариациях не только
допустимо, но и необходимо воспринимать в качестве конфликтного, особенно с
учетом того фактора, что оптимизация конфликта лишь в научных дискуссиях
рассматривается в абстрактно-позитивном ключе, а в реальной жизни она
производится, как правило, в интересах
конкретного социального
Управление конфликтом в определенном ракурсе становится конфликтным
управлением, управлением, имеющим в основе инициирование одного конфликта в
целях редукции другого. Другими словами, несколько маленьких конфликтов могут
в значительной степени нейтрализовать один большой.
Вот как это происходит: аналитическое пространство конфликта содержит в себе
бесконечно большой набор
примерно в одинаковую сумму. В
одних случаях эта сумма
немногих крупных и
дробление на огромное количество конфликтов незначительных, не подрывающих
общественную стабильность в целом. Инициируя маленькие конфликты, мы
«распыляем», «растворяем» в них большой конфликт (как имеющийся, так и
потенциальный). Частые маленькие конфликты снимают давление в некоторой части
общества, а блокирование, недопущение таких конфликтов, напротив, повышает
его.
Чтобы избежать ненужных конфликтных ситуаций в условиях производства, надо
постоянно совершенствовать систему управленческих отношений. Эффективна такая
организационная структура, при которой руководителю подчинено не более
трех—четырех подразделений, а
низовые организации
семи—восьми человек. Тогда основной закон учреждения гласит: сотрудник должен
непосредственно подчиняться только стоящему на ступень выше и
непосредственно руководить только стоящим на ступень ниже.
3.4.1. Действия руководителя в конфликте
Какие действия должен предпринять руководитель, если конфликт в организации
очевиден? Прежде всего вскрыть этот конфликт. Правильно оценить ситуацию.
Отличить внешний повод от подлинной причины столкновения. Причина может быть
не осознанной самими конфликтующими или сознательно скрываться ими, но она,
как в зеркале, отражается в тех средствах и действиях, которые каждый
применяет для достижения своей цели. Необходимо понимать, насколько
противоречивы интересы спорящих. Например, при всем желании невозможно
работать на одном компьютере одновременно двум подразделениям. Это жесткий
конфликт, где вопрос решается «либо - либо». Чтобы нейтрализовать
неудовольствие обойденного, надо дать ему возможность выиграть в другом.
Зачастую интересы более совместимы, и можно путем «переговоров» найти
вариант, частично удовлетворяющий обе стороны без победителей и побежденных.
Западные конфликтологи рекомендуют для эффективного управления конфликтным
взаимодействием составлять картограмму конфликта (см. образец).
Проблема в общих чертах (распределение нагрузки,
общение, взаимоотношения и т. | ||
Главные участники конфликта |
Потребности |
Опасения |
Отдельные лица |
||
Команды |
||
Отделы |
||
Группы |
||
и т.д. |
Термин “опасения” означает озабоченность, тревогу личности при невозможности
реализовать какую-то из своих потребностей. В данном случае не следует
обсуждать с участниками конфликта, насколько обоснованны их страхи и
опасения, пока они не внесены в карту. Например, у одного из участников
конфликта возникло опасение по поводу чего-то, что при составлении карты
кажется маловероятным. Вместе с тем опасение существует и его обязательно
надо внести в карту, признать его наличие. Преимущество метода картографии
состоит в том, что имеется возможность высказывания в процессе составления
карты и отражения иррациональных страхов на ней. Опасения могут включать
следующие позиции: провал и унижения, боязнь оплошать, финансовый крах,
возможность быть отвергнутым, потеря контроля над ситуацией, одиночество,
возможность быть подвергнутым критике или осуждению, потеря работы, низкая
заработная плата, боязнь, что им (участником конфликта) будут командовать,
что все придется начинать сначала. Используя понятие ”опасения”, возможно