Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 08:33, реферат
Одно из главных задач социального развития организации это создание и поддержание в коллективе здоровой социально-психологической атмосферы, оптимальных межличностных и межгрупповых связей, способствующих слаженной и дружной работе, раскрытию интеллектуального и нравственного потенциала каждой личности, удовлетворенности совместным трудом.
Конфликты, возникающие в процессе взаимодействия, общения индивидов между собой, безусловно, выполняют дестабилизирующую роль в коллективе.
Вопросам управления персоналом, в частности, стратегии управления конфликтами в коллективе посвящена эта работа.
ВВЕДЕНИЕ.......................................................................3
1. ТЕОРИЯ КОНФЛИКТА. КРАТКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР.... 4
2. КОНФЛИКТ....................................................................5
2.1. ПОНЯТИЕ «КОНФЛИКТ»..................................................... 5
2.2. СИТУАЦИЯ. ПРИЧИНЫ. УЧАСТНИКИ............................. 6
2.3. ТИПЫ КОНФЛИКТОВ..........................................................7
2.4. ФУНКЦИИ И ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТОВ.......................... 10
2.5. ЭТАПЫ ПРОХОЖДЕНИЯ КОНФЛИКТОВ........................ 11
3. УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ.....................................................12
3.1. Методы управления КОНФЛИКТАМИ....................... 12
3.2. ПОВЕДЕНИЕ УЧАСТНИКОВ В КОНФЛИКТЕ.................. 14
3.3. ОБЩАЯ СХЕМА РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТА................ 16
3.4. Конфликт в организации. СТРАТЕГИЯ РАЗРЕШЕНИЯ конфликта...................18
3.4.1. Действия руководителя в конфликте.................... 23
3.4.2. Пример практической ситуации............................. 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................29
ЛИТЕРАТУРА....................................................................30
выявить мотивы, не называемые вслух участниками конфликта. Например, для
некоторых людей легче сказать, что они не терпят неуважения, чем признаться в
том, что они нуждаются в уважении.
В результате составления карты проясняются точки совпадения интересов
конфликтующих сторон, более ясно проявляются страхи и опасения каждой и
сторон, определяются возможные пути выхода из создавшейся ситуации.
Использование метода картографии конфликта рассмотрим на примере ситуации,
сложившейся в отделе статистики информационного центра крупного
производственного объединения.
3.4.2. Пример практической ситуации
Отдел статистики информационного центра крупного производственного
объединения состоит из 9 женщин. Руководителем подразделения является Иванова
М.А. - женщина среднего (предпенсионного) возраста, давно работающая в
информационном центре и успешно справляющаяся со своими обязанностями.
В отдел не так давно, около года, поступил на работу новый сотрудник - Тюрина
Н.Н. - молодая, симпатичная женщина, которая заканчивает заочно
политехнический институт. Ее приход был встречен достаточно дружелюбно со
стороны всех сотрудников отдела и, в первую очередь начальника, у которой
есть дочь такого же возраста.
Начальник отдела Иванова М.А. некоторое время “по-матерински” опекала новую
сотрудницу, но потом наступил перелом в их взаимоотношениях, и по непонятным
для Тюриной Н.Н. причинам отношения резко ухудшились. Иванова М.А. стала
постоянно придираться к Тюриной Н.Н., стараясь унизить ее как личность, не
давала спокойно работать. Для Тюриной встал вопрос: что делать и не перейти
ли на работу в другое подразделение?
Другие сотрудницы отдела внешне никак не реагировали на создавшуюся ситуацию.
По своему характеру Иванова М.А. достаточно властный человек, и давно
находится на руководящей должности.
Участниками этого конфликта являются: Иванова, Тюрина и работники отдела.
Основная проблема заключается во взаимоотношениях начальника и подчиненной.
Потребности и опасения каждой из сторон представлены в таблице 3.
Карта конфликта
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ | ||
Главные участники конфликта |
Потребности |
Опасения |
Иванова |
· уважение подчиненных. |
· быть подвергнутой критике; · потеря контроля. |
ТЮРИНА |
· самореализация; · интересная работа; · самостоятельность. |
· ущемление достоинства; · невозможность нормально работать. |
КОЛЛЕКТИВ ОТДЕЛА |
· нормальные отношения. |
При составлении картограммы
природа. Далее выясняется, кто вовлечен в конфликт. В той мере, в какой
вовлеченные в конфликт люди имеют какие-то общие потребности по отношению к
данному конфликту, их можно сгруппировать вместе. Затем определяются
потребности и опасения каждого из участников конфликтной ситуации, связанной
с данной проблемой. Графически отображая потребности и опасения, руководитель
создает условия для более широкого набора потенциальных решений. Составление
картограммы ограничивает дискуссию
определенными формальными
обычно помогает избежать чрезмерного проявления эмоций.
Следует подчеркнуть еще раз важность точного определения проблемы конфликта и
того, насколько она затрагивает
интересы каждого участника
Чтобы эффективно управлять развитием конфликта, необходимо с максимальной
точностью составить его диагноз. Идеальным является восприятие конфликта
таким, каков он есть на самом деле. Достижение соответствия между
субъективной оценкой данного
конфликта руководителем и
объективного развития противостояния представляет собой серьезную задачу,
решить которую практически бывает очень трудно.
Недооценка конфликта может привести к тому, что его анализ будет проведен
поверхностно и высказанные на основе такого анализа предложения окажутся
малопригодными. Недооценка конфликта может иметь объективные и субъективные
причины. Объективные — зависят от состояния информационных и коммуникационных
систем, а субъективные — от неспособности или нежелания отдельного человека
соответствующим образом оценить возникшую ситуацию.
Вредна не только недооценка, но и переоценка существующего противостояния. В
этом случае предпринимаются усилия гораздо большие, чем это действительно
необходимо. Переоценка конкретного конфликта или перестраховка в отношении
возможности конфликтного инцидента может привести к обнаружению конфликта
там, где его в действительности нет. Это часто способствует искусственному
порождению мнимых конфликтов или таких ситуаций, при которых люди начинают
усматривать наличие конфликтов в несущественных противоречиях и спорах.
Есть три основных способа, применяемых руководителем для преодоления
конфликтной ситуации:
- воспитательное воздействие, убеждение конфликтующих в общности
цели, доказательство взаимной выгоды от совместной работы, анализ причин
конфликта с целью показать его несерьезность;
- разделение объекта
спора. Уточнение границ
ответственности, компетенции. Поручение одному из конфликтующих решить
другой, не менее важный вопрос, тогда как спорный вопрос решает второй
участник конфликта. Передача спорного вопроса третьему лицу;
- организационные мероприятия.
Создание так называемого «
служебные контакты. Новое организационное звено создается также тогда, когда
отсутствует инстанция, ответственная за спорный вопрос, или когда слишком
жесткие требования к отдельным функциям не позволяют применить
взаимоприемлемые решения. Как крайнее средство используется перемещение
работников. Перемещать рекомендуется обоих работников, применяя этот способ
только тогда, когда другие меры исчерпаны и каждый из конфликтующих действует
убежденно и по существу в интересах коллектива.
Процесс управления конфликтом во многом зависит от позиции, которую занимает
руководитель, от его собственных интересов, а также от того, к каким
средствам он прибегает, чтобы не допустить разрастания конфликта. В выборе
этих средств руководитель не всегда достаточно свободен. В его распоряжении
могут быть весьма ограниченные возможности противодействия начавшемуся
конфликту.
По крайней мере, два обстоятельства
рекомендуется учитывать
любой ситуации:
Во-первых, реакцию, какую могут вызвать те или иные из предпринимаемых мер со
стороны как непосредственных участников конфликта, так и сил, соблюдающих
временный нейтралитет.
Во-вторых, нормы морали, привычки и обычаи, господствующие в конкретной
организации и регулирующие поведение людей в спокойной обстановке и в моменты
конфликтов. Необходимо считаться с реальными возможностями, конкретной
ситуацией и общественным мнением, избегать как слишком слабых, так и слишком
сильных средств воздействия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
До последнего времени само понятие
«управления персоналом» в
управленческой практике отсутствовало. Эти задачи рассматривались как
второстепенные, большую часть объема работ по управлению кадрами выполняли
линейные руководители, а основным структурным подразделением по управлению
кадрами в организации являлся отдел кадров.
Сегодняшние требования времени заставляют направить основу концепции
управления персоналом организации на возрастающую роль личности работника,
знание его мотивационных
соответствие с задачами, стоящими перед организациями.
Одним из важнейших условий обеспечения высокой эффективности научной организации
труда является соблюдение принципов управления персоналом: разделение труда,
обеспечение специализации функций; полномочия и ответственность; дисциплина;
единоначалие; единство направления; подчинение частного интереса общему;
вознаграждение труда; централизация; иерархия; порядок; справедливость;
стабильность рабочего места; инициатива; корпоративный дух.
Эти принципы разработанные А. Файолем в 1923 году являются актуальными
и по сей день. Поэтому задача управления персоналом в плане обеспечения
нормальных условий его работы, регулировании групповых и личных
взаимоотношений, управлении производственными и социальными конфликтами выходят
на первый план и приобретают особую значимость, непосредственно влияющая на
гармоничное функционирование современной организации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Авдеев В.В. Психология решений проблемных ситуаций. – М.: Феликс, 1992;
2. Бородкин Ф.М. Внимание: конфликт! – Новосибирск. Наука, 1989;
3. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации. – М.: ИНФРА-М, 1997;
4. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента.
− М.: 1992.(с.34, 67, 68, 82, 144, 275, 300)
5. Травин В.В., Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента. – М.: Дело, 1995
6. Уткин Э.А., Кочетков А.И. Управление персоналом в малом и
среднем бизнесе. – М.: Акалис, 1996;
7. Фатхутдинов Р.А. Производственный менеджмент. − М.:
ЮНИТИ, 1997 (с.143, 152-155)
8. Файоль А Учение об управлении. Сб. Научная организация труда
и управление. Под ред. А.Н.. Щербаня, М. 1965 (с.154)