Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 21:12, реферат
Противоречия и причины, вызывающие конфликт
Предпосылки и причины конфликтов условно можно разделить на:
1) общие причины и предпосылки:
а) неблагоприятные материальные условия жизнедеятельности большинства граждан;
б) отрицательные групповые настроения, состояние беззащитности и т. п.;
в) недостатки внимание к нуждам, запросам и социальным ожиданиям людей;
г) противоречия в общественном мнении и негативные настроения;
1)Причины конфликтов…………………………………………………
2)Виды конфликтов……………………………………………………..
3)Стадии протекания конфликтов……………………………………..
4)Границы конфликта…………………………………………………..
5)Стратегии поведения личности в конфликте………………………
6)Функции конфликтов……………………………………………….
7)Стратегии управляемости конфликтов……………………………..
АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Ленинградский государственный университет
имени А.С. Пушкина
Факультет психологии
Кафедра общей и прикладной психологии
Вуколова Виолетта Андреевна
Студентка 4 курса 702 группы
Реферат на тему
«Конфликт. Виды и Функции конфликтов»
г. Санкт – Петербург- 2013 г.
Содержание
1)Причины конфликтов…………………………
2)Виды конфликтов…………………………………
3)Стадии протекания
4)Границы конфликта……………………………
5)Стратегии поведения
6)Функции конфликтов…………………………
7)Стратегии управляемости
Причины конфликтов
Противоречия и причины, вызывающие конфликт
Предпосылки и причины конфликтов условно можно разделить на:
1) общие причины и предпосылки:
а) неблагоприятные материальные условия жизнедеятельности большинства граждан;
б) отрицательные групповые настроения, состояние беззащитности и т. п.;
в) недостатки внимание к нуждам, запросам и социальным ожиданиям людей;
г) противоречия в общественном мнении и негативные настроения;
д) различные виды дифференциации людей (по возрасту, опыту, национальной принадлежности и т. д.);
е) недостатки в организации трудового, образовательного процесса, досуга;
ж) недостатки в руководстве и работе с людьми (игнорирование или слабое удовлетворение их интересов и потребностей, чувство беззащитности, социальной несправедливости, бесправия);
з) возникновение отрицательно направленных микрогрупп и негативного лидерства;
и) деформации социализации граждан и увеличение числа людей с негативным отношением к социальной среде, нормам, порядкам, с низким уровнем социального сознания, моральности, духовности, ослаблением потребности к труду, усилившимися примитивными потребностями, негативными бытовыми привычками (пьянство, наркомания, вседозволенность в отношениях с окружающими), агрессивностью, злопамятством, жестокостью, склонностью к силовому поведению;
2) личностные причины:
а) расхождение ценностных ориентаций, целей, мотивов, интересов и потребностей. Ценностные характеристики всегда относительны и индивидуальны: одни гибнут за металл, другие – за идею. Расхождение личностных смыслов и значений является одной из основных причин конфликтов и определяет линию поведения в конфликте, его стратегию и тактику;
б) несовпадение характеров индивидов – эта причина особенно характерна для групп, находящихся в длительном, локальном и постоянном общении. Так, конфликты часто возникают при длительном общении холерика и меланхолика. Особенно тяжелы в общении люди с выраженными акцентуациями характера;
в) противоречие между различными установками личности, образующими идеальные типы индивидуальности. Так, чревато конфликтом взаимодействие теоретика и практика в силу их противоположных внутренних жизненных устремлений: теоретик во всем ищет истину, а практик – пользу;
г) неадекватные представления (разрыв между ожидаемым и реальным результатом), оценки (например, оценка руководителем подчиненных и подчиненными руководителя) и самооценки являются особенно частой причиной конфликтного поведения в деловом общении, в котором нельзя по собственной воле выйти из взаимодействия или применить тактику избегания;
д) различия
в манерах поведения, которые
уменьшают степень
е) различия в этических ценностях людей, когда нравственные нормы поведения одних вступают в противоречие с нормами других.
Причины конфликтов в организации:
1) распределение
ресурсов – необходимость
2) взаимозависимость
задач от другого человека
или группы. Определённые типы
организационных структур
3) неудовлетворительные
коммуникации могут
Виды конфликтов
В зависимости от сторон конфликта выделяют:
1) Внутри
– личностные конфликты –
конфликты между элементами
2) межличностные
конфликты – столкновение
3) конфликты
между личностью и группой
– это более многоплановые
конфликты, которые кроме
4) межгрупповые
конфликты – наиболее частый
вид конфликтов, который выражается
в столкновении интересов
5) международные – возникают между отдельными государствами или группами государств. Основой этих конфликтов являются противоречия интересов стран.
По сферам
жизнедеятельности людей
1) бытовые;
2) трудовые;
3) семейные;
4) воинские;
5) учебно-педагогические и др.
По характеру объектов, по поводу которых возникают конфликты:
1) статусно – ролевые;
2) ресурсные;
3) социокультурные;
4) идеологические и др.
По направленности воздействия и распределения полномочий выделяют:
1) конфликты «по вертикали» (начальник – подчиненный);
2) конфликты «по горизонтали» (между коллегами).
По временным параметрам конфликты подразделяются на:
1) кратковременные;
2) быстротечные;
3) длительные.
По результативности конфликты делятся на:
1) конструктивные
– конфликты, несущие
2) деструктивные
– конфликты, несущие
По характеру причин:
1) реалистические
конфликты – конфликты,
2) нереалистические – объект неотделим от самого конфликта и совпадает с ним.
Стадии протекания конфликта
Динамика
конфликта – это процесс
Этапы конфликта:
предконфликтная ситуация – это время вызревания конфликта, развития и обострения противоречий, его вызывающих. Противоречия и факты, приводящие к противоборству, в этот период скрыты и явно не обнаруживаются. Будущие оппоненты конфликта еще не осознают нарастание и последствия уже наметившегося конфликта. Для предконфликтной ситуации характерно существование реальной возможности конфликта, который еще может быть разрешен «мирным» путем. Осознание причин потенциального конфликта в предконфликтной ситуации может быть адекватным (правильным) и неадекватным. При неадекватном восприятии причин конфликта он не может быть устранен окончательно, т. к. истинные причины конфликта рано или поздно дадут о себе знать, а задержка с разрешением конфликта может только усилить его остроту.
открытый конфликт наступает в случае, если противоречие интересов достигает такой степени зрелости, что их уже невозможно не замечать или скрывать, наличие противоборства становится очевидным всем. Стадии открытого конфликта:
инцидент – это пусковой механизм, который инициирует открытое противоборство сторон, начало конфликта. В отличие от инцидента повод (конкретное событие, которое служит толчком, предметом к началу конфликтных действий) – это ещё не конфликт.
Для инцидента характерно обнажение позиций сторон, деление на «своих» и «чужих», однако реальные силы противников еще до конца не известны, что может способствовать сдерживанию развития конфликта или дальнейшему его развитию. На этой стадии производится: «разведка», сбор информации об истинных возможностях и намерениях оппонентов, поиск союзников и привлечение на свою сторону дополнительных сил. Ещё сохраняется возможность решить конфликт мирным путем.
эскалация конфликта – стадия развернутого конфликта, когда обострение противоречий между его участниками достигает максимума и происходит мобилизация всех ресурсов: материальных, политических, финансовых, информационных, физических, психических и др. Переговоры и другие мирные способы разрешения конфликта на этой стадии затруднены. Разум уступает место эмоциям, могут теряться первоначальная причина и основная цель конфликта, на первое место выдвигаются новые причины и новые цели. Конфликт приобретает спонтанный, неуправляемый характер.
На этой стадии происходит создание образа врага, демонстрация силы и угроза ее применения, применение насилия, наблюдается тенденция к расширению и углублению конфликта.
завершение конфликта – окончательный этап открытого периода конфликта, который может наступать при явном ослабление одной или обеих сторон или исчерпание их ресурсов, не позволяющих вести дальнейшее противоборство, очевидной бесперспективности продолжения конфликта и ее осознание его участниками, преобладании одной из сторон и ее способность подавить оппонента или навязать ему свою волю, появление в конфликте третьей стороны и ее способность и желание прекратить противоборство. Завершение конфликта может быть достигнуто путем устранения оппонента или обоих оппонентов, устранения объекта конфликта, изменения позиций обеих или одной из сторон конфликта, при участии в конфликте новой силы, способной завершить его путем принуждения, при обращение субъектов конфликта к арбитру и завершение его при посредстве третейского судьи или путем переговоров. Завершение конфликта может быть мирным или насильственным, конструктивным или деструктивным.