Конфликт. Виды и Функции конфликтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 21:12, реферат

Описание работы

Противоречия и причины, вызывающие конфликт
Предпосылки и причины конфликтов условно можно разделить на:
1) общие причины и предпосылки:
а) неблагоприятные материальные условия жизнедеятельности большинства граждан;
б) отрицательные групповые настроения, состояние беззащитности и т. п.;
в) недостатки внимание к нуждам, запросам и социальным ожиданиям людей;
г) противоречия в общественном мнении и негативные настроения;

Содержание работы

1)Причины конфликтов…………………………………………………

2)Виды конфликтов……………………………………………………..

3)Стадии протекания конфликтов……………………………………..

4)Границы конфликта…………………………………………………..

5)Стратегии поведения личности в конфликте………………………

6)Функции конфликтов……………………………………………….

7)Стратегии управляемости конфликтов……………………………..

Файлы: 1 файл

реферат на чумакова.docx

— 32.32 Кб (Скачать файл)

АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ленинградский государственный университет 

имени А.С. Пушкина

Факультет психологии

Кафедра общей и прикладной психологии

Вуколова Виолетта Андреевна

Студентка 4 курса 702 группы

 

 

Реферат на тему

«Конфликт. Виды и Функции конфликтов»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Санкт – Петербург- 2013 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

1)Причины конфликтов…………………………………………………

 

2)Виды конфликтов……………………………………………………..

 

3)Стадии протекания конфликтов……………………………………..

 

4)Границы конфликта…………………………………………………..

 

5)Стратегии поведения личности  в конфликте………………………

 

6)Функции конфликтов……………………………………………….

 

7)Стратегии управляемости конфликтов……………………………..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Причины конфликтов

 

Противоречия  и причины, вызывающие конфликт

Предпосылки и причины конфликтов условно  можно разделить на:

1) общие причины  и предпосылки:

а) неблагоприятные  материальные условия жизнедеятельности  большинства граждан;

б) отрицательные  групповые настроения, состояние  беззащитности и т. п.;

в) недостатки внимание к нуждам, запросам и социальным ожиданиям людей;

г) противоречия в общественном мнении и негативные настроения;

д) различные  виды дифференциации людей (по возрасту, опыту, национальной принадлежности и  т. д.);

е) недостатки в организации трудового, образовательного процесса, досуга;

ж) недостатки в руководстве и работе с людьми (игнорирование или слабое удовлетворение их интересов и потребностей, чувство  беззащитности, социальной несправедливости, бесправия);

з) возникновение  отрицательно направленных микрогрупп и негативного лидерства;

и) деформации социализации граждан и увеличение числа людей с негативным отношением к социальной среде, нормам, порядкам, с низким уровнем социального  сознания, моральности, духовности, ослаблением  потребности к труду, усилившимися примитивными потребностями, негативными  бытовыми привычками (пьянство, наркомания, вседозволенность в отношениях с  окружающими), агрессивностью, злопамятством, жестокостью, склонностью к силовому поведению;

2) личностные  причины:

а) расхождение  ценностных ориентаций, целей, мотивов, интересов и потребностей. Ценностные характеристики всегда относительны и  индивидуальны: одни гибнут за металл, другие – за идею. Расхождение личностных смыслов и значений является одной  из основных причин конфликтов и определяет линию поведения в конфликте, его стратегию и тактику;

б) несовпадение характеров индивидов – эта причина  особенно характерна для групп, находящихся  в длительном, локальном и постоянном общении. Так, конфликты часто возникают  при длительном общении холерика и меланхолика. Особенно тяжелы в  общении люди с выраженными акцентуациями  характера;

в) противоречие между различными установками личности, образующими идеальные типы индивидуальности. Так, чревато конфликтом взаимодействие теоретика и практика в силу их противоположных внутренних жизненных  устремлений: теоретик во всем ищет истину, а практик – пользу;

г) неадекватные представления (разрыв между ожидаемым  и реальным результатом), оценки (например, оценка руководителем подчиненных  и подчиненными руководителя) и самооценки являются особенно частой причиной конфликтного поведения в деловом общении, в котором нельзя по собственной воле выйти из взаимодействия или применить тактику избегания;

д) различия в манерах поведения, которые  уменьшают степень взаимопонимания  между людьми и затрудняют их сотрудничество, также могут стать причиной конфликта;

е) различия в этических ценностях людей, когда нравственные нормы поведения  одних вступают в противоречие с  нормами других.

Причины конфликтов в организации:

1) распределение  ресурсов – необходимость делить  ресурсы почти неизбежно ведет  к различным видам конфликта  (несправедливости в оценке труда  людей и вознаграждении за  труд, необъективное, незаслуженное  восхваление одних и заниженная  оценка других сотрудников);

2) взаимозависимость  задач от другого человека  или группы. Определённые типы  организационных структур увеличивают  возможность конфликта (матричная  структура организации, где умышленно  нарушается принцип единоначалия);

3) неудовлетворительные  коммуникации могут действовать  как катализатор конфликта, мешая  отдельным работникам или группе  понять ситуацию или точки  зрения других (например, неточное  описание должностных обязанностей).

 

 

 

 

Виды  конфликтов

 

 

В зависимости  от сторон конфликта выделяют:

1) Внутри  – личностные конфликты –  конфликты между элементами структуры  личности. выражаются в острых негативных переживаниях личности, порожденных ее противоречивыми стремлениями. По своей природе и содержанию являются во многом психологическими, хотя они имеют и социальную окраску. Вызываются противоречиями мотивов, интересов, ценностей и самооценок личности и сопровождаются эмоциональным напряжением и негативными переживаниями сложившейся ситуации. Может носить и деструктивный и конструктивный характер, т. е. иметь как положительное, так и отрицательное последствия для личности. Причинами внутри – личностного конфликта могут быть противоречие потребностей, противоречие между внутренней потребностью и социальной нормой, противоречие между различными ролями индивида, трудность выбора между различными вариантами поведения;

2) межличностные  конфликты – столкновение между  отдельными индивидами в процессе  их социального и психологического  взаимодействия. Большое значение в межличностном конфликте имеют личностные качества людей, их психические, социально-психологические и нравственные характеристики, их межличностная совместимость или несовместимость. Причины этих конфликтов могут быть самыми разнообразными;

3) конфликты  между личностью и группой  – это более многоплановые  конфликты, которые кроме внутри  – личностных и межличностных  причин включают причины, обусловленные  групповой организацией. Они возникают  в том случае, когда одна из  личностей занимает позицию, отличающуюся  от позиций группы. Могут быть  конструктивными (способствует укреплению  связи личности с группой, формированию  личностной и групповой идентификации  и интеграции) и деструктивными (дезидентификация личности и групповая дезинтеграция);

4) межгрупповые  конфликты – наиболее частый  вид конфликтов, который выражается  в столкновении интересов различных  групп. Причинами межгрупповых  конфликтов могут быть: экономические,  политические, национально-этнические  и т. д. В зависимости от  уровня социальных групп конфликт  имеет свои особенности возникновения  и способы их разрешения. На  уровне малых социальных групп  большую роль в возникновении  межгруппового конфликта играет  социальная идентификация групп,  которая вызывает социальную  дифференциацию между группами. Для больших социальных групп  характерна большая масштабность  и глубина конфликтов;

5) международные – возникают между отдельными государствами или группами государств. Основой этих конфликтов являются противоречия интересов стран.

По сферам жизнедеятельности людей выделяют:

1) бытовые;

2) трудовые;

3) семейные;

4) воинские;

5) учебно-педагогические  и др.

По характеру  объектов, по поводу которых возникают  конфликты:

1) статусно – ролевые;

2) ресурсные;

3) социокультурные;

4) идеологические  и др.

По направленности воздействия и распределения  полномочий выделяют:

1) конфликты  «по вертикали» (начальник – подчиненный);

2) конфликты  «по горизонтали» (между коллегами).

По временным  параметрам конфликты подразделяются на:

1) кратковременные;

2) быстротечные;

3) длительные.

По результативности конфликты делятся на:

1) конструктивные  – конфликты, несущие положительные  последствия (укрепление сотрудничества  в группе, достижение какого-либо  результата);

2) деструктивные  – конфликты, несущие негативные  последствия (распад группы, нецивилизованные  формы взаимоотношений между  людьми).

По характеру  причин:

1) реалистические  конфликты – конфликты, служащие  средством для достижения какого-либо  результата, находящегося вне конфликта;

2) нереалистические – объект неотделим от самого конфликта и совпадает с ним.

 

 

 

Стадии протекания конфликта

 

Динамика  конфликта – это процесс изменения  конфликта.

Этапы конфликта:

предконфликтная ситуация – это время вызревания конфликта, развития и обострения противоречий, его вызывающих. Противоречия и факты, приводящие к противоборству, в этот период скрыты и явно не обнаруживаются. Будущие оппоненты конфликта еще не осознают нарастание и последствия уже наметившегося конфликта. Для предконфликтной ситуации характерно существование реальной возможности конфликта, который еще может быть разрешен «мирным» путем. Осознание причин потенциального конфликта в предконфликтной ситуации может быть адекватным (правильным) и неадекватным. При неадекватном восприятии причин конфликта он не может быть устранен окончательно, т. к. истинные причины конфликта рано или поздно дадут о себе знать, а задержка с разрешением конфликта может только усилить его остроту.

открытый  конфликт наступает в случае, если противоречие интересов достигает  такой степени зрелости, что их уже невозможно не замечать или скрывать, наличие противоборства становится очевидным всем. Стадии открытого  конфликта:

инцидент  – это пусковой механизм, который  инициирует открытое противоборство сторон, начало конфликта. В отличие от инцидента  повод (конкретное событие, которое  служит толчком, предметом к началу конфликтных действий) – это ещё  не конфликт.

Для инцидента  характерно обнажение позиций сторон, деление на «своих» и «чужих», однако реальные силы противников еще  до конца не известны, что может  способствовать сдерживанию развития конфликта или дальнейшему его  развитию. На этой стадии производится: «разведка», сбор информации об истинных возможностях и намерениях оппонентов, поиск союзников и привлечение  на свою сторону дополнительных сил. Ещё сохраняется возможность  решить конфликт мирным путем.

эскалация конфликта – стадия развернутого конфликта, когда обострение противоречий между его участниками достигает максимума и происходит мобилизация всех ресурсов: материальных, политических, финансовых, информационных, физических, психических и др. Переговоры и другие мирные способы разрешения конфликта на этой стадии затруднены. Разум уступает место эмоциям, могут теряться первоначальная причина и основная цель конфликта, на первое место выдвигаются новые причины и новые цели. Конфликт приобретает спонтанный, неуправляемый характер.

На этой стадии происходит создание образа врага, демонстрация силы и угроза ее применения, применение насилия, наблюдается тенденция  к расширению и углублению конфликта.

завершение конфликта – окончательный этап открытого периода конфликта, который может наступать при явном ослабление одной или обеих сторон или исчерпание их ресурсов, не позволяющих вести дальнейшее противоборство, очевидной бесперспективности продолжения конфликта и ее осознание его участниками, преобладании одной из сторон и ее способность подавить оппонента или навязать ему свою волю, появление в конфликте третьей стороны и ее способность и желание прекратить противоборство. Завершение конфликта может быть достигнуто путем устранения оппонента или обоих оппонентов, устранения объекта конфликта, изменения позиций обеих или одной из сторон конфликта, при участии в конфликте новой силы, способной завершить его путем принуждения, при обращение субъектов конфликта к арбитру и завершение его при посредстве третейского судьи или путем переговоров. Завершение конфликта может быть мирным или насильственным, конструктивным или деструктивным.

Информация о работе Конфликт. Виды и Функции конфликтов