Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 21:12, реферат
Противоречия и причины, вызывающие конфликт
Предпосылки и причины конфликтов условно можно разделить на:
1) общие причины и предпосылки:
а) неблагоприятные материальные условия жизнедеятельности большинства граждан;
б) отрицательные групповые настроения, состояние беззащитности и т. п.;
в) недостатки внимание к нуждам, запросам и социальным ожиданиям людей;
г) противоречия в общественном мнении и негативные настроения;
1)Причины конфликтов…………………………………………………
2)Виды конфликтов……………………………………………………..
3)Стадии протекания конфликтов……………………………………..
4)Границы конфликта…………………………………………………..
5)Стратегии поведения личности в конфликте………………………
6)Функции конфликтов……………………………………………….
7)Стратегии управляемости конфликтов……………………………..
послеконфликтный период – период ликвидации основных видов напряженности, нормализация отношений между сторонами.
Границы конфликта
Пространственные
границы конфликта определяются
территорией, на которой происходит
конфликт. Эта территория может быть
самой разной — от минимального
пространства (например, жилой площади)
и кончая всем земным шаром (ссора
на коммунальной кухне и мировая
война). Четкое определение пространственных
границ конфликта важно главным
образом в международных
Временные границы
конфликта — это
Начало конфликта определяется объективными (внешними) актами поведения, направленными против другого участника (конфликтующей стороны), при условии, что последний осознает данные акты как направленные против него и им противодействует. Это означает, что конфликт будет признан начавшимся, если:
первый участник
сознательно и активно
второй участник (противник) осознает, что указанные действия направлены против его интересов;
второй участник предпринимает активные ответные действия, направленные против первого участника. Этот момент можно считать началом конфликта.
Внутрисистемные границы конфликта определяются исходя из того, что любой конфликт происходит в конкретной системе — семье, группе сослуживцев, государстве, международном сообществе и т.д. Конфликт между сторонами, входящими в одну систему, может быть более глубоким и обширным или частным, ограниченным. Например, в межгосударственных конфликтах велика опасность распространения обостренных взаимоотношений не только в территориальном аспекте, но и в социальном, национальном, политическом; такой конфликт может затронуть самые широкие слои общества.
Определение
внутрисистемных границ конфликта
требует четкого выделения
Стратегии поведения личности в конфликте
Различают структурные и межличностные методы разрешения конфликтов.
Структурные методы:
› метод разъяснения требований заключается объяснении людям результатов, которые от них требуются. Наиболее эффективно используется при решении конфликтов в организации. Разъясняя каждому сотруднику и подразделению, какие результаты от них ожидаются, руководитель должен донести до подчиненных уровень результатов, который должен быть достигнут, кто предоставляет и кто получает различную информацию, систему полномочий и ответственности, а также чётко определить политику, процедуры и правила;
› координационно-интеграционные методы – установление иерархии полномочий, упорядочивающий взаимодействия людей, принятие решений и информационные потоки внутри организации. Установление принципа единоначалия облегчает использование иерархии для управления конфликтной ситуацией, так как подчинённый знает, чьи решения он должен исполнять. При возникновении разногласий по какому-либо вопросу между сотрудниками он решается руководителем и исчерпывается конфликт. Для решения конфликтной ситуации между подразделениями часто используется такой метод интеграции, как создание межфункциональных, целевых групп, межотдельских совещаний;
› общеорганизационные комплексные цели – направление усилий всех участников на достижение общей цели. Совместное осуществление этих целей приводит к сплочению коллектива, предотвращает конфликты;
›структура системы вознаграждений – используется как метод оказывания влияния на людей для избежания дисфункциональных последствий. Люди, старающиеся подойти к решению проблемы комплексно, должны вознаграждаться благодарностью, премией, признанием или повышением по службе. Однако система вознаграждений не должна поощрять неконструктивное поведение отдельных лиц или групп.
Межличностные методы или стили разрешения конфликтов:
уклонение – метод реагирования на конфликт, выражающийся в игнорировании и фактическом отрицании конфликта. Используется в том случае, когда затрагиваемая проблема не представляет важности, ее решение может быть отсрочено, в безнадежном положении, когда человек чувствует себя неправым или вынужден подчиняться. Его используют также в случае необходимости общения со сложным человеком;
сглаживание – удовлетворение интересов другой стороны через приспособление, уступки, соглашение, жертвуя своими интересами в пользу другого человека. Используется в случае малой значимости случившегося, когда необходимо сохранить мир и добрые отношения, когда итог намного важнее для другого человека, чем для вас, в случае понимания своей неправоты, когда мало власти или мало шансов победить и др.
конкуренция
– используется активными людьми,
предпочитающими идти к разрешению
конфликта своим собственным
путем. Может быть использован в
случаях, когда исход очень важен
и на него делается большая ставка,
при обладании достаточным
компромисс – открытое обсуждение мнений и позиций, которые направлены на поиск решений наиболее удобного и приемлимого для обеих сторон. Используется в случае, когда недостаточно времени, при одинаковой власти, когда устраивает временное решение и др.
сотрудничество – форма разрешения конфликта, при котором удовлетворение интересов обоих сторон более важно, чем решение самого вопроса. Используется в случае длительного дружеского сотрудничества, когда есть время для проработки вопроса и др
.
Функции конфликтов
Если функция конфликта положительная для его участников, говорят о функциональном конфликте, в противном случае это дисфункциональный конфликт, результаты которого являются негативными для его участников, и на которые они не рассчитывали.
Следует особо
подчеркнуть, что оценка функций
конфликта в качестве положительной
или отрицательной всегда носит
конкретный характер. С точки зрения
одного субъекта конфликта, он может
рассматриваться как
Конструктивные (позитивные) функции конфликта. К ним относятся:
функция разрядки
напряженности между
«коммуникативно-
функция стимулятора и движущей силы социальных изменений;
функция содействия формированию социально необходимого равновесия;
гарантии
развития общества путем вскрытия противоположных
интересов, возможностей их научного анализа
и определения необходимых
оказания содействия в переоценке прежних ценностей и норм;
оказания содействия по усилению лояльности членов данной структурной единицы.
Деструктивные (негативные) функции конфликта, т.е. условия, мешающие достижению целей. Это такие как:
неудовлетворенность, плохое состояние духа, рост текучести кадров, снижение производительности труда;
уменьшение
степени сотрудничества в будущем,
нарушение системы
абсолютная преданность своей группе и непродуктивная конкуренция с другими группами организации;
представление
о другой стороне как о враге,
о своих целях как о
сворачивание взаимодействия между конфликтующими сторонами;
увеличение враждебности между конфликтующими сторонами по мере уменьшения общения, рост взаимной неприязни и ненависти;
смещение акцентов: придание большего значения победе в конфликте, чем решению проблемы;
возможность подготовки к новому витку конфликта; закрепление в социальном опыте личности или группы насильственных способов решения проблем.
Однако, оценивая конструктивность и деструктивность функций конфликта, необходимо иметь в виду следующее:
отсутствие
четких критериев различий конструктивных
и деструктивных конфликтов. Грань
между конструктивными и
подавляющее большинство конфликтов имеет одновременно и конструктивные, и деструктивные функции;
степень конструктивности и деструктивности конкретного конфликта может меняться на различных стадиях его развития;
следует учитывать, для кого из участников конфликта он конструктивен, а для кого — деструктивен. В конфликте могут быть заинтересованы не сами противоборствующие стороны, а иные участники (подстрекатели, пособники, организаторы). Поэтому функции конфликта с позиций разных участников могут оцениваться по-разному.
Концепции управляемости конфликта
Управление конфликтами является важной составной частью процесса
регулирования социально-производственных отношений в организации. Это
одно из условий антикризисного управления. Для того чтобы реализовать его на практике, необходимо:
• осознание
менеджерами вероятных
возникновения конфликтных ситуаций;
• понимание механизма развития конфликта как процесса;
• умение применять в практике управления методы разрешения
конфликтов.
Стратегия предупреждения конфликтов имеет своей целью создание
таких производственных
условий и психологической
коллективе,
при которой возможности
минимуму.
Реализация этой стратегии заключается в проведении разнообразных
организационных и разъяснительных мероприятий, направленных на
улучшение условий труда, создание рациональной информационной системы
и структуры управления организацией, разработку обоснованных систем
вознаграждения за результативный труд, обеспечение строгого соблюдения
правил внутренней жизни, традиций и т. п.
Стратегия разрешения конфликтов имеет целью прекращение
противоборства сторон и поиск приемлемого решения проблем. Реализация
этой стратегии предполагает действия руководителя по анализу реальных
конфликтов и определению методов их разрешения.
Основные методы разрешения конфликтов (см. рис.):
– организационно-структурные;
– административные;
– межличностные, которые делятся: