Конфликт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 21:54, реферат

Описание работы

В работе выдвигаются следующие задачи:
1. Ознакомиться с понятием конфликт;
2. Рассмотреть основные виды конфликтов и их особенности;
3. Изучить причины возникновения конфликтов.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….стр. 3
1. Конфликт как инструмент развития………………………………..стр.5
1.1.Природа конфликта ………………………………………………....стр. 5
1.2.Типы конфликтов ……………………………………………………стр. 7
1.3. Причины конфликтов……………………………………………….стр. 9
2. Функции конфликтов………………………………………………….стр.11
3. Причины возникновения конфликтов……………………………..стр. 13
4. Методы определения причин конфликтного поведения. ……….стр. 18
Заключение……………………………………………………………….стр. 19
Список литературы……………………………………………………….стр.22

Файлы: 1 файл

псих практикум.docx

— 51.96 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Функции конфликтов

Рассмотренные конфликты  могут выполнять самые разные функции, как позитивные, так и  негативные. Основные функции конфликтов представлены в таблице .

Функции конфликтов.

Позитивные.

Негативные.

разрядка напряженности  между конфликтующими сторонами .

большие эмоциональные, материальные затраты на участие в конфликте.

получение новой информации об оппоненте .

увольнение сотрудников, снижение дисциплины, ухудшение социально-психологического климата в коллективе.

сплочение коллектива организации  при противоборстве с внешним  врагом. 

представление о побежденных  группах, как о врагах.

 

стимулирование к изменениям и развитию. 

чрезмерное увлечение  процессом конфликтного взаимодействия в ущерб работе.

снятие синдрома покорности у подчиненных. 

после завершения конфликта - уменьшение степени сотрудничества между частью сотрудников.

диагностика возможностей оппонентов. 

сложное восстановление деловых  отношений (“шлейф конфликта”).


 

 

 

 

Психологические защитные механизмы  личности формируют субъективные причины  конфликтов. Объективные причины  только тогда явятся причинами конфликта, когда сделают невозможным личности или группе реализовать свои потребности, заденут личные и/или групповые  интересы. Реакция индивида во многом определяется социальной зрелостью  личности, допустимыми для нее  формами поведения, принятыми в  коллективе социальными нормами  и правилами. Кроме того, участие  индивида в конфликте определяется значимостью для него поставленных целей и тем, насколько возникшее  препятствие мешает их реализовать. Чем более важная цель стоит перед  субъектом, чем больше хочет он ее достичь, тем сильнее будет сопротивление  и жестче конфликтное взаимодействие с теми, кто мешает. Конфликт начинается тогда, когда стороны начнут активно  противостоять друг другу, преследуя  свои цели, до этого момента мы имеем конфликтную ситуацию.                          Развитие конфликта, как правило, происходит с постепенным расширением состава его участников, иногда и предмета конфликта: возникновение небольшой конфликтной ситуации вовлекает во взаимодействие двух субъектов, те привлекают своих защитников, свидетелей, адвокатов; затрагиваются интересы свидетелей, разрастается предмет конфликта и состав его участников.                                                                                                   Окончание конфликта - прекращение действий всех противоборствующих сторон, независимо от причин, по которым начался конфликт.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Причины возникновения  конфликтов.

Личностными причинами возникновения  конфликтов может быть то, что предполагает наличие следующих трех факторов: восприятия, эмоций и обмена информацией. Почва для их возникновения:

· Несовпадение рассуждений. Разногласие по поводу несовпадений ваших рассуждений с рассуждениями  другой стороны. То как вы видите проблему, зависит от того, с какой колокольни вы смотрите на нее. Люди склонны видеть то, что хотят увидеть. Из массы  фактов мы изымаем те, которые подтверждают наши взгляды, представления и убеждения  и не обращаем внимания или ошибочно интерпретируем те из них, которые ставят под вопрос наши представления. Однако понять точку зрения другого - это  еще не значит согласиться с ней. Это может лишь помочь сузить область  конфликта. Не следует интерпретировать высказывания или действия другой стороны  в негативном плане, так как это  вызовет негативные эмоции. На отрицательные  эмоции в свой адрес мы испытываем раздражение и у нас возникает  желание компенсировать свой психологический  проигрыш, ответив обидой на обиду. При этом ответ должен быть не слабее, и для уверенности он делается с «запасом».

· Особенности восприятия. Люди, очень часто разговаривая, не понимают друг друга. В частности, при межличностном общении значительная часть информации существует на уровне бессознательного и не может быть выражена полностью словами. Из-за ограниченного словарного запаса, недостатка времени или по другим причинам не считается нужным все говорить, а потому иногда воспринимается собеседником за счет невербальных средств коммуникации (мимики, интонации, жестов, поз и т.д.) Кроме того, у каждого человека существуют свои особенности в восприятии другого человека. В одном из направлений современной психологии - нейролингвистическом программировании - эти различия положены в основу классификации людей на визуалов, аудиалов и кинестетиков. Так, визуалы любят зрительно предъявляемое, конкретность, не терпят хождений перед ними во время общения, склонны к обвинительным утверждениям. Адиалы все воспринимают через слуховые образы, музыку, речь, а кинестетики - через состояние своего тела. Все это вместе взятое создает предпосылки к конфликту и трудности в управлении им. Таким образом, конструктивное разрешение конфликта зависит от следующих факторов:

 

1) адекватности восприятия  конфликта, то есть достаточно  точной, не искаженной личными  пристрастиями оценки поступков,  намерений как противника, так и своих собственных;                                                                             2) открытости и эффективности общения, готовности к всестороннему обсуждению проблем, когда участники честно высказывают свое понимание происходящего и пути выхода из конфликтной ситуации;                                                       3) создания атмосферы взаимного доверия и сотрудничества.                        Полезно также знать и индивидуальные черты характера личности, которые создают у человека склонность или предрасположенность к конфликтным отношениям с другими людьми. Обобщая исследования психологов, можно сказать, что к таким качествам относятся:                                                                            · Неадекватная самооценка своих возможностей и способностей, которая может быть как заниженной, так и завышенной. В обоих случаях она может противоречить адекватной оценке окружающих - и почва конфликта готова;                      · Стремление доминировать во что бы то ни стало там, где это возможно и невозможно; сказать свое последнее слово;                                                                       · Консерватизм мышления, взглядов, убеждений. Нежелание преодолеть устаревшие традиции;                                                                                                             · Излишняя принципиальность и прямолинейность в высказываниях и суждениях, стремление во что бы то ни стало сказать правду в глаза;                                   · Критический настрой, особенно необоснованный и неаргументированный;                         · Определенный набор эмоциональных качеств личности - тревожность, агрессивность, упрямство, раздражительность, подозрительность, болезненная обидчивость.

Конфликт возникает, если личностные особенности человека или  группы приходят в столкновение с  вышеназванными особенностями человека. Предрасположенного к конфликтам, т.е. при наличии межличностной или социально-психологической несовместимости.                                                                     В качестве примера рассмотрим несовместимые типы темперамента при определенных условиях. В нормальной, спокойной обстановке холерик и флегматик успешно справляются с порученными заданиями. В аварийной ситуации медлительность флегматика, его желание обдумать ход деятельности и вспыльчивость, неуравновешенность и суетливость холерика могут стать причиной конфликтных отношений между ними. Еще более часто основой для межличностной несовместимости становятся различия в потребностях, интересах, целях различных людей, вступающих во взаимодействие.

 

Основной интерес, например, у руководителя недавно созданной  фирмы - расширить дело, а у его  сотрудников - чтобы как можно  больше средств было выделено на зарплату. Это создает трения между ними, которые могут привести к конфликту  даже близких людей.                                                      Причины, вызывающие конфликты, так же разнообразны, как и сами конфликты. Следует различать объективные причины и их восприятие индивидами.                                                                                                        Объективные причины в достаточной степени условно можно представить в виде нескольких укрепленных групп:                                                                                      ·         ограниченность ресурсов, подлежащих распределению;

·         различие в целях, ценностях, методах  поведения, уровне квалификации, образования;

·         взаимозависимость заданий неправильное распределение ответственности;

·         плохие коммуникации.

Вместе с тем объективные  причины только тогда явятся причинами  конфликта, когда сделают невозможным  личности или группе реализовать  свои потребности, заденут личные и/или  групповые интересы. Реакция индивида во многом определяется социальной зрелостью  личности, допустимыми для нее  формами поведения, принятыми в  коллективе социальными нормами  и правилами. Кроме того, участие  индивида в конфликте определяется значимостью для него поставленных целей и тем, насколько возникшее  препятствие мешает их реализовать. чем более важная цель стоит перед субъектом, чем больше усилий он прилагает, чтобы ее достичь, тем сильнее будет сопротивление и жестче конфликтное взаимодействие с теми, кто этому мешает.                                                                                                                                      Выбор способа преодоления препятствий будет, в свою очередь, зависеть от эмоциональной устойчивости личности, располагаемых средств защиты своих интересов, объема располагаемой власти и многих других факторов.   Психологическая защита личности происходит бессознательно как система стабилизации личности для предохранения сферы сознания индивида от отрицательных психологических воздействий. В результате конфликта данная система срабатывает непроизвольно, помимо воли и желания человека. Необходимость в такой защите возникает при появлении мыслей и чувств, представляющих угрозу самоуважению, сформировавшемуся “я - образу” индивида, системе ценностных ориентаций, снижающих самооценку индивида.

 

В некоторых случаях восприятие ситуации индивидом может быть далеким  от реального положения дел, но реакция  человека на ситуацию будет формироваться  исходя из его восприятия, из того, что  ему кажется и это обстоятельство существенно затрудняет решение конфликта. Возникшие в результате конфликта отрицательные эмоции достаточно быстро могут быть перенесены с проблемы на личность оппонента, что дополнит конфликт личностным противодействием. Чем больше усиливается конфликт, тем непригляднее выглядит образ оппонента, что дополнительно усложняет его решение. Появляется порочный круг, который крайне сложно разорвать. Целесообразно это сделать на начальной стадии развертывания события, пока ситуация не вышла из-под контроля.                                                                Возникновение конфликта представляет собою следствие действия комплекса соответствующих причин. Действие причины означает перенос на следствие ее структуры. На стадии появления конфликта его структура тождественна структуре определяющего противоречия.                                                                 Конфликт возникает при наличии конфликтной ситуации, вне связи с которой нельзя понять данный процесс. Образование конфликта происходит в определенном социальном времени и пространстве. Они составляют неотъемлемые условия проявления действия причины конфликта.

Конфликтная ситуация —  первоначальный, предконфликтный этап приведения в действие причины конфликта. В ее составе — совокупность объективных и субъективных условий, при которых реально возможно противоборство. Показателем, а точнее, выражением конфликтной ситуации является состояние напряженности во взаимоотношениях определенных субъектов. Социальная напряженность есть особое состояние общественного сознания и взаимодействия субъектов, специфическая ситуация восприятия и оценки действительности. Напряженность представляет собою обобщающий признак конфликтной ситуации; она характеризуется наличием глубокой неудовлетворенности людей сложившемся положением в обществе или в отдельной сфере общества (инфляцией, бессилием властей, дефицитом товаров и услуг).                                                                                                            Напряженность сопровождается ростом недоверия к господствующим ценностям и девальвации их, проявлением деструктивных действий неорганизованных групп людей, возникающих в связи с какими-либо событиями. Напряженность свидетельствует об определенном уровне осознаний субъектами назревшего противоречия или противоречий и потребности их разрешения, понимания несоответствия сложившегося положения их интересам. Словом, напряженность — это состояние, когда конфликт, как говорится, стучится в дверь.

Для того, чтобы конфликтная  ситуация переросла в реальный конфликт, необходимы, во-первых, некоторые условия  дополнительно к тем, которые  сложились как элементы конфликтной  ситуации. Речь идет об условиях материальных, политических, коммуникативных, социально-психологических  и др. Так, если отсутствует возможность  для организованной деятельности групп, скажем, создания коалиций, то формирование социального конфликта не происходит, и он остается в латентном, скрытом  состоянии. Для конфликтных действий нужны материальные и символические  средства. Во-вторых, начало конфликтного действия предполагает наличие комплекса  его мотивов. Мотив — не причина, а обозначение намерений субъектов, что представляется им адекватным обоснованием действий. Мотивы формируются на основе оценивания конфликтной ситуации как  побуждающей к активности, а также  поведения противника, противоречащего  интересам одной из сторон, и собственных  действий. Структура мотивов включает в качестве основного элемента ориентацию на защиту интересов группы (общности), ее позиций и ценностей. В составе  мотивов — шаблоны группового поведения, агрессивные намерения, защитная реакция субъектов. Мотивы, могут быть конструктивными и  деструктивными. Первые ориентируют  активность на созидание, вторые —  на разрушение, тех или иных элементов социальной системы.                                                                                                  Провозглашаемые мотивы конфликтного действия не всегда являются реальными, что даже не осознается в ряде случаев конфликтующими сторонами. И не случайно: в мотивах сочетаются и сознательное и подсознательное начала .                                                                                 Реализация конфликтной ситуации, переход ее в явный конфликт всегда начинается с какого-либо толчка: внутреннего, исходящего от одного из субъектов противоречия, или внешнего. В частности, с воздействия на данный процесс других конфликтов, возникновения кризисного фона в социальной среде, ложной информации, имеющей отношение к поведению конфликтующих сил, идеологического воздействия со стороны общества, экологических катастроф и т.д. Первоначальный акт, провоцирующий конфликт, называют инцидентом. Это — действие одной из сторон, вызывающее ответную реакцию другой стороны.

 

 

 

4. Методы определения причин конфликтного поведения.                                Существует несколько способов или методов определения причин конфликтного поведения. В качестве примера рассмотрим один из них - метод картографии конфликта. Суть этого метода состоит в графическом отображении составляющих конфликта, в последовательном анализе поведения участников конфликтного взаимодействия, в формулировании основной проблемы, потребностей и опасений участников, способов устранения причин, приведших к конфликту.                                                                                         Работа состоит из нескольких этапов.

Информация о работе Конфликт