Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 05:57, реферат
В сферу изучения конфликтологии входят следующие основные вопросы:
- Сущность конфликта (что такое конфликт с разных точек зрения и разных культур);
- Классификация конфликтов (какие виды конфликтов существу-ют);
- Происхождение конфликта (предпосылки его возникновения);
- Эволюция конфликтов (изменение в пространстве и времени);
- Структура конфликта (стадии и уровни конфликта);
- Функции конфликта (какую задачу выполняет конфликт);
- Информация о конфликте;
- Динамика (изменение) конфликта;
- Диагностика (выявление) конфликта;
- Предупреждение конфликта;
- Завершение конфликта (выход из конфликта).
Введение 3
1 Становление конфликтологии как науки 4
2 Объектно-предметное поле конфликтологии 8
3 Исследовательские методы конфликтологии 10
Заключение 15
Библиографический список 16
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1 Становление конфликтологии как науки 4
2 Объектно-предметное поле конфликтологии
3 Исследовательские методы
Заключение
Библиографический список
Конфликтология - относительно молодая наука. В завершенном виде она появилась лишь к середине XX в. Но конфликты существовали всегда, а первые попытки их осмысления относятся к глубокой древности.
Древние философы считали, что сам по себе конфликт не плох и не хорош, он существует повсюду независимо от мнений людей о нем. Весь мир полон противоречий, с ними неизбежно связана жизнь природы, людей и даже Богов. Правда, сам термин «конфликт» они еще не употребляли, но уже видели, что конфликт не исчерпывает собой всей жизни, а представляет собой лишь ее часть.
В сферу изучения конфликтологии входят следующие основные вопросы:
- Сущность конфликта (что такое
конфликт с разных точек
- Классификация конфликтов (какие виды конфликтов существуют);
- Происхождение конфликта (
- Эволюция конфликтов (изменение в пространстве и времени);
- Структура конфликта (стадии и уровни конфликта);
- Функции конфликта (какую
- Информация о конфликте;
- Динамика (изменение) конфликта;
- Диагностика (выявление)
- Предупреждение конфликта;
- Завершение конфликта (выход из конфликта).
1 СТАНОВЛЕНИЕ КОНФЛИКТОЛОГИИ КАК НАУКИ
По-настоящему научный подход к конфликтам проявился только со второй четверти XIX в. Именно с того времени конфликты выдвинулись в ряд предметов для специального изучения. Формирование конфликтологии как особой области такого рода исследований происходило вместе с развитием истории, социологии, права, этики, психологии и других социальных наук.
Вначале для объяснения конфликтных ситуаций, как, впрочем, и других общественных явлений, использовали понятия, привычные для естественных наук. Естествознание служило как бы образцом построения социальных наук, рассмотрения общества по аналогии с живым организмом в виде органического целого, состоящего из взаимозависимых частей. Часто ссылались на наследственные признаки, инстинкты и иные психофизиологические свойства людей.
Борьба, конфликтные столкновения представлялись не просто возможными, а неизбежными явлениями человеческого бытия. Вслед за Чарльзом Дарвином, который выдвинул теорию биологической эволюции, появился так называемый социальный дарвинизм — направление, сторонники которого объясняли развитие общества биологическими законами естественного отбора наиболее приспособленных к выживанию и борьбы за существование.
Фундамент конфликтологии закладывался при участии основателей социологии, к числу которых по праву относят Огюста Конта, Герберта Спенсера, Карла Маркса. Их труды стали, с одной стороны, общетеоретической базой конфликтологии, а с другой —методологическим руководством для разработки практических приемов анализа, оценки и разрешения социальных конфликтов.
Конт, к примеру, уделял большое внимание приметным в истории человечества проявлениям разделения и кооперации труда. Неизбежные следствия отмеченной им закономерности: образование социальных и профессиональных групп; концентрация богатства в руках немногих и эксплуатация значительной части людей; возникновение в разных формах корпоративных объединений; усиление эгоистической морали, которая разрушительно воздействовала на естественное для человека чувство солидарности и согласия.
Спенсер, в свою очередь, последовательно отстаивал взгляд на общество как на единый организм, целостную систему, каждая часть которой выполняет присущие ей специфические функции. Ориентируясь, хотя и в социологическом аспекте, на принцип борьбы за существование, он считал состояние противоборства, конфликты универсальными, усматривал в них всеобщий закон общественного развития, который обеспечивает равновесие не только в пределах отдельно взятого общества, но также между всем социумом и его природным окружением.
Идеи классиков, заложивших основы конфликтологии, были восприняты и развиты следующим поколением представителей наук об обществе. Например, Эмиль Дюркгейм —один из основоположников французской социологической школы —ставил знак равенства между общественным состоянием и социальной солидарностью. Он считал, что люди объединяются в общества не ради индивидуальной и групповой вражды, а вследствие взаимной потребности друг в друге.
Для Макса Вебера – одного из ярких представителей немецкой социологии —субъектом социального действия являлось не общество в целом, а больше индивид, положение которого связано с определенным социальным статусом. С его точки зрения, общество — это взаимодействие людей, являющихся продуктом социальных, т.е. ориентированных на других людей, действий; это арена, на которой действуют позитивно и негативно привилегированные статусные группы. Они озабочены тем, чтобы в условиях конфликта материальных и идеальных интересов сохранить или даже упрочить свое влияние, отстоять свои экономические позиции, а также амбиции и жизненные ориентиры.
Нужно отметить, что свою лепту в становление конфликтологии вносили и отечественные мыслители. Они, испытывая влияние разных зарубежных течений, вместе с тем отразили своеобразие российского общества во второй половине XIX и начале XX в. Можно назвать имена Петра Лаврова и Николая Михайловского — представителей так называемого субъективного идеализма. В центре их внимания находился общественный прогресс, но главным движителем и, следовательно, мерилом прогресса признавалась личность, ее всестороннее развитие в кооперации с равными себе. Отсюда выводилась необходимость предотвращать возникновение антагонистического конфликта между личностью и обществом. Утверждалось, что прогрессу служит не борьба за существование, а больше взаимопомощь и солидарность людей, приспособление социальной среды к потребностям личности.
Заметный вклад в относительно новую область научного знания внес Питирим Сорокин, ставший одним из самых выдающихся представителей «социокультурной школы» в социологии.
Сорокин подчеркивал: без знания общества и культуры, в которых рождается и растет данный индивид, никакие его личные черты — верования, идеи, убеждения, вкусы, пристрастия и то, что вызывает неприязнь, —не могут быть поняты. Без такого знания непостижимы поведение человека, образ его мыслей, манеры и нравы. Иными словами, конфликт непременно связан с удовлетворением потребностей людей, его источник заключен как раз в подавлении определенных, преимущественно базовых потребностей человека.
Таким образом, можно констатировать, что к началу XX в. интерес ученых, прежде всего социологов и психологов, к исследованию конфликтов определился со всей отчетливостью. Конфликт признавался нормальным социальным явлением. Указывалось на ряд биологических, психологических, социальных и других факторов, которые с неизбежностью порождают конфликты. Отмечалось, что в свою очередь конфликты могут выполнять позитивную роль, когда при их посредстве удается взаимно уравновешивать несовпадающие интересы социальных групп и общественных сил.
2 ОБЪЕКТНО-ПРЕДМЕТНОЕ ПОЛЕ КОНФЛИКТОЛОГИИ
Возможность связать в систему исследования конфликта, которые ведутся в рамках психологии, социологии, правоведения, искусствоведения, истории, математики, педагогики, политологии, социобиологии, философии, военных и других наук (например, в психиатрии и экономике), базируется на том, что в основе любого конфликта лежит противоречие, играющее системообразующую роль как для различных видов конфликта, так и для различных уровней их изучения. Ее создание крайне необходимо, поскольку люди, органы управления, различные организации имеют дело с целостными реальными конфликтами, а не с отдельными их психологическими, правовыми, философскими, социологическими и другими аспектами
и последствия их носят чаще всего деструктивный характер.
Эти соображения обосновывают необходимость выделения самостоятельной науки — конфликтологии.
Конфликтология — наука о закономерностях возникновения, развития, завершения конфликтов, а также о принципах, способах и приемах их конструктивного регулирования.
Объектом конфликтологии являются конфликты в целом. Конфликтологию, по всей видимости, должны интересовать два типа конфликтов: с участием человека (внутриличностные и социальные) и зооконфликты.
Центральным объектом конфликтологии являются социальные конфликты, а их ядром — межличностные.
Исследование межличностных
Предметом конфликтологии являются общие закономерности возникновения, развития и завершения конфликтов, а также принципы, способы и приемы управления ими.
Ядро предмета конфликтологии формулируется в понятийной схеме описания конфликтов.
Нужно сделать два уточнения.
П е р в о е — конфликты возникают в основном в социальном взаимодействии, в которое целесообразно включить взаимодействие между животными. Это обосновано в работах по проблемам биосоциальной эволюции. Поэтому в объект конфликтологии возможно включить зооконфликты. Нельзя забывать и про внутриличностные конфликты.
В т о р о е касается сути конфликта. Она заключается не столько в возникновении противоречия, сколько в способе его разрешения, в противодействии. Всевозможные противоречия возникают часто, но только часть разрешается путем конфликтов. Сущность конфликта шире этого столкновения. Она — в противодействии его субъектов.
3 ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ МЕТОДЫ
С объектом науки тесно связан и ее метод (от греч. - путь, исследование, прослеживание), под которым понимается совокупность определенных правил, приемов, норм практического и теоретического освоения действительности.
В качестве важнейших принципов, обеспечивающих получение значимых результатов современной наукой признаются следующие:
1) принцип детерминизма, устанавливающий обусловленность всех явлений действием тех или иных причин, т.е. принцип причинно – следственных связей всех явлений действительности;
2) принцип системности,
3) принцип развития, т.е. признания
непрерывного изменения,
Именно в соответствии с этими принципами и формируется категориальный аппарат любой науки, в том числе и конфликтологии, в которой, как показано выше, в качестве основных выделяются категориальные блоки причин, структуры, динамики, типологии конфликта, а также ряд других блоков.
С успешным применением этих принципов
связаны перспективы
Конфликтное взаимодействие является одной из сфер социальной жизни. Поэтому его исследование предполагает разработку конфликтологией специальной, частно-научной методологии, т.е. таких процедур исследования, которые диктуются социально-психологической природой ее объекта, своеобразием ее предмета.
Однако в современных условиях,
когда научная деятельность в
любой сфере приобретает
Методология науки о конфликте включает в себя целый комплекс конкретно-научных приемов исследования, которые в свою очередь преломляются во множество специальных процедур - методиках получения научных данных. Эта методология имеет различные уровни - философский, общенаучный, частно–научный и представляет собой целостную систему методов и приемов.
Основными методами, обеспечивающими наиболее полную базу данных о конфликтном взаимодействии, его участниках, причинах и результатах являются:
1) структурно – функциональный;
2) процессуально – динамический;
3) метод типологизации;
4) прогностический;
5) разрешительный.
Если с помощью первых трех методов конфликтологией решаются объяснительные задачи, то прогностический метод обеспечивает предвидение возможного развития и результатов конфликта, а Метод разрешительный нацелен на практические задачи управления конфликтом.