Конфликтология как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 05:57, реферат

Описание работы

В сферу изучения конфликтологии входят следующие основные вопросы:
- Сущность конфликта (что такое конфликт с разных точек зрения и разных культур);
- Классификация конфликтов (какие виды конфликтов существу-ют);
- Происхождение конфликта (предпосылки его возникновения);
- Эволюция конфликтов (изменение в пространстве и времени);
- Структура конфликта (стадии и уровни конфликта);
- Функции конфликта (какую задачу выполняет конфликт);
- Информация о конфликте;
- Динамика (изменение) конфликта;
- Диагностика (выявление) конфликта;
- Предупреждение конфликта;
- Завершение конфликта (выход из конфликта).

Содержание работы

Введение 3
1 Становление конфликтологии как науки 4
2 Объектно-предметное поле конфликтологии 8
3 Исследовательские методы конфликтологии 10
Заключение 15
Библиографический список 16

Файлы: 1 файл

реферат магнит кофликт.docx

— 33.39 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение                    3

1 Становление конфликтологии как науки                      4

2 Объектно-предметное поле конфликтологии                       8

3 Исследовательские методы конфликтологии                     10

Заключение                                    15         

Библиографический список                                 16           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Конфликтология - относительно молодая  наука. В завершенном виде она  появилась лишь к середине XX в. Но конфликты существовали всегда, а  первые попытки их осмысления относятся к глубокой древности.

Древние философы считали, что сам  по себе конфликт не плох и не хорош, он существует повсюду независимо от мнений людей о нем. Весь мир полон противоречий, с ними неизбежно связана жизнь природы, людей и даже Богов. Правда, сам термин «конфликт» они еще не употребляли, но уже видели, что конфликт не исчерпывает собой всей жизни, а представляет собой лишь ее часть.

В сферу изучения конфликтологии входят следующие основные вопросы:

- Сущность конфликта (что такое  конфликт с разных точек зрения  и разных культур);

- Классификация конфликтов (какие  виды конфликтов существуют);

- Происхождение конфликта (предпосылки  его возникновения);

- Эволюция конфликтов (изменение  в пространстве и времени);

- Структура конфликта (стадии  и уровни конфликта);

- Функции конфликта (какую задачу  выполняет конфликт);

- Информация о конфликте;

- Динамика (изменение) конфликта;

- Диагностика (выявление) конфликта;

- Предупреждение конфликта;

- Завершение конфликта (выход  из конфликта).

 

 

 

 

1 СТАНОВЛЕНИЕ  КОНФЛИКТОЛОГИИ КАК НАУКИ

По-настоящему научный подход к конфликтам проявился только со второй четверти XIX в. Именно с того времени конфликты выдвинулись в ряд предметов для специального изучения. Формирование конфликтологии как особой области такого рода исследований происходило вместе с развитием истории, социологии, права, этики, психологии и других социальных наук.

Вначале для объяснения конфликтных  ситуаций, как, впрочем, и других общественных явлений, использовали понятия, привычные для естественных наук. Естествознание служило как бы образцом построения социальных наук, рассмотрения общества по аналогии с живым организмом в виде органического целого, состоящего из взаимозависимых частей. Часто ссылались на наследственные признаки, инстинкты и иные психофизиологические свойства людей.

Борьба, конфликтные столкновения представлялись не просто возможными, а неизбежными явлениями человеческого бытия. Вслед за Чарльзом Дарвином, который выдвинул теорию биологической эволюции, появился так называемый социальный дарвинизм — направление, сторонники которого объясняли развитие общества биологическими законами естественного отбора наиболее приспособленных к выживанию и борьбы за существование.

Фундамент конфликтологии закладывался при участии основателей социологии, к числу которых по праву относят Огюста Конта, Герберта Спенсера, Карла Маркса. Их труды стали, с одной стороны, общетеоретической базой конфликтологии, а с другой —методологическим руководством для разработки практических приемов анализа, оценки и разрешения социальных конфликтов.

Конт, к примеру, уделял большое  внимание приметным в истории человечества проявлениям разделения и кооперации труда. Неизбежные следствия отмеченной им закономерности: образование социальных и профессиональных групп; концентрация богатства в руках немногих и эксплуатация значительной части людей; возникновение в разных формах корпоративных объединений; усиление эгоистической морали, которая разрушительно воздействовала на естественное для человека чувство солидарности и согласия.

Спенсер, в свою очередь, последовательно  отстаивал взгляд на общество как на единый организм, целостную систему, каждая часть которой выполняет присущие ей специфические функции. Ориентируясь, хотя и в социологическом аспекте, на принцип борьбы за существование, он считал состояние противоборства, конфликты универсальными, усматривал в них всеобщий закон общественного развития, который обеспечивает равновесие не только в пределах отдельно взятого общества, но также между всем социумом и его природным окружением.

 Идеи классиков, заложивших  основы конфликтологии, были восприняты и развиты следующим поколением представителей наук об обществе. Например, Эмиль Дюркгейм —один из основоположников французской социологической школы —ставил знак равенства между общественным состоянием и социальной солидарностью. Он считал, что люди объединяются в общества не ради индивидуальной и групповой вражды, а вследствие взаимной потребности друг в друге.

Для Макса Вебера – одного из ярких представителей немецкой социологии —субъектом социального действия являлось не общество в целом, а больше индивид, положение которого связано с определенным социальным статусом. С его точки зрения, общество — это взаимодействие людей, являющихся продуктом социальных, т.е. ориентированных на других людей, действий; это арена, на которой действуют позитивно и негативно привилегированные статусные группы. Они озабочены тем, чтобы в условиях конфликта материальных и идеальных интересов сохранить или даже упрочить свое влияние, отстоять свои экономические позиции, а также амбиции и жизненные ориентиры.

Нужно отметить, что свою лепту в становление конфликтологии вносили и отечественные мыслители. Они, испытывая влияние разных зарубежных течений, вместе с тем отразили своеобразие российского общества во второй половине XIX и начале XX в. Можно назвать имена Петра Лаврова и Николая Михайловского — представителей так называемого субъективного идеализма. В центре их внимания находился общественный прогресс, но главным движителем и, следовательно, мерилом прогресса признавалась личность, ее всестороннее развитие в кооперации с равными себе. Отсюда выводилась необходимость предотвращать возникновение антагонистического конфликта между личностью и обществом. Утверждалось, что прогрессу служит не борьба за существование, а больше взаимопомощь и солидарность людей, приспособление социальной среды к потребностям личности.

Заметный вклад в относительно новую область научного знания внес Питирим Сорокин, ставший одним из самых выдающихся представителей «социокультурной школы» в социологии.

Сорокин подчеркивал: без знания общества и культуры, в которых рождается и растет данный индивид, никакие его личные черты — верования, идеи, убеждения, вкусы, пристрастия и то, что вызывает неприязнь, —не могут быть поняты. Без такого знания непостижимы поведение человека, образ его мыслей, манеры и нравы. Иными словами, конфликт непременно связан с удовлетворением потребностей людей, его источник заключен как раз в подавлении определенных, преимущественно базовых потребностей человека.

Таким образом, можно констатировать, что к началу XX в. интерес ученых, прежде всего социологов и психологов, к исследованию конфликтов определился со всей отчетливостью. Конфликт признавался нормальным социальным явлением. Указывалось на ряд биологических, психологических, социальных и других факторов, которые с неизбежностью порождают конфликты. Отмечалось, что в свою очередь конфликты могут выполнять позитивную роль, когда при их посредстве удается взаимно уравновешивать несовпадающие интересы социальных групп и общественных сил.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ОБЪЕКТНО-ПРЕДМЕТНОЕ  ПОЛЕ КОНФЛИКТОЛОГИИ

Возможность связать в систему  исследования конфликта, которые ведутся в рамках психологии, социологии, правоведения, искусствоведения, истории, математики, педагогики, политологии, социобиологии, философии, военных и других наук (например, в психиатрии и экономике), базируется на том, что в основе любого конфликта лежит противоречие, играющее системообразующую роль как для различных видов конфликта, так и для различных уровней их изучения. Ее создание крайне необходимо, поскольку люди, органы управления, различные организации имеют дело с целостными реальными конфликтами, а не с отдельными их психологическими, правовыми, философскими, социологическими и другими аспектами

и последствия их носят чаще всего  деструктивный характер.

Эти соображения обосновывают необходимость  выделения самостоятельной науки — конфликтологии.

Конфликтология — наука о закономерностях возникновения, развития, завершения конфликтов, а также о принципах, способах и приемах их конструктивного регулирования.

Объектом конфликтологии являются конфликты в целом. Конфликтологию, по всей видимости, должны интересовать два типа конфликтов: с участием человека (внутриличностные и социальные) и зооконфликты.

Центральным объектом конфликтологии являются социальные конфликты, а их ядром — межличностные.

Исследование межличностных конфликтов, менее сложных среди других социальных конфликтов, может вскрыть основные причины конфликтного взаимодействия, изучить процессы, которые происходят в психике и предшествуют конфликтному поведению человека, дать возможность прогнозировать последствия.

Предметом конфликтологии являются общие закономерности возникновения, развития и завершения конфликтов, а также принципы, способы и приемы управления ими.

Ядро предмета конфликтологии формулируется  в понятийной схеме описания конфликтов.

Нужно сделать два уточнения.

П е р в о е — конфликты  возникают в основном в социальном взаимодействии, в которое целесообразно включить взаимодействие между животными. Это обосновано в работах по проблемам биосоциальной эволюции. Поэтому в объект конфликтологии возможно включить зооконфликты. Нельзя забывать и про внутриличностные конфликты.

В т о р о е касается сути конфликта. Она заключается не столько  в возникновении противоречия, сколько в способе его разрешения, в противодействии. Всевозможные противоречия возникают часто, но только часть разрешается путем конфликтов. Сущность конфликта шире этого столкновения. Она — в противодействии его субъектов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ МЕТОДЫ КОНФЛИКТОЛОГИИ

 

С объектом науки тесно связан и  ее метод (от греч. - путь, исследование, прослеживание), под которым понимается совокупность определенных правил, приемов, норм практического и теоретического освоения действительности.

В качестве важнейших принципов, обеспечивающих получение значимых результатов  современной наукой признаются следующие:

1) принцип детерминизма, устанавливающий  обусловленность всех явлений действием тех или иных причин, т.е. принцип причинно – следственных связей всех явлений действительности;

2) принцип системности, требующий  трактовки всех явлений как  внутренне связанных компонентов целостной системы, природной, социальной, психической;

3) принцип развития, т.е. признания  непрерывного изменения, преобразования и развития всех предметов и явлений действительности, их перехода от одних форм и уровней к другим.

Именно в соответствии с этими  принципами и формируется категориальный аппарат любой науки, в том числе и конфликтологии, в которой, как показано выше, в качестве основных выделяются категориальные блоки причин, структуры, динамики, типологии конфликта, а также ряд других блоков.

С успешным применением этих принципов  связаны перспективы дальнейшего развития науки о конфликте, совершенствование как ее теории, так и практического применения. Если современная теория конфликта есть результат длительного процесса познания, то ее методология есть совокупность способов достижения и построения этого знания, его дальнейшего расширения и углубления.

Конфликтное взаимодействие является одной из сфер социальной жизни. Поэтому  его исследование предполагает разработку конфликтологией специальной, частно-научной методологии, т.е. таких процедур исследования, которые диктуются социально-психологической природой ее объекта, своеобразием ее предмета.

Однако в современных условиях, когда научная деятельность в  любой сфере приобретает характер взаимодействия многих отраслей знаний, особую остроту приобретает вопрос об использовании каждой конкретной наукой общенаучных принципов и методов. Таковы, например, теоретико-информационные, математические методы, использование которых в конфликтологии в значительной мере способствовало обогащению ее подходов к исследованию своего предмета на основе применения логико-математического моделирования, компьютерной техники и других средств.

Методология науки о конфликте  включает в себя целый комплекс конкретно-научных приемов исследования, которые в свою очередь преломляются во множество специальных процедур - методиках получения научных данных. Эта методология имеет различные уровни - философский, общенаучный, частно–научный и представляет собой целостную систему методов и приемов.

Основными методами, обеспечивающими  наиболее полную базу данных о конфликтном  взаимодействии, его участниках, причинах и результатах являются:

1) структурно – функциональный;

2) процессуально – динамический;

3) метод типологизации;

4) прогностический;

5) разрешительный.

Если с помощью первых трех методов  конфликтологией решаются объяснительные задачи, то прогностический метод обеспечивает предвидение возможного развития и результатов конфликта, а Метод разрешительный нацелен на практические задачи управления конфликтом.

Информация о работе Конфликтология как наука