Конфликты и способы их разрешения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 05:56, контрольная работа

Описание работы

Начиная с банальных бытовых ссор и заканчивая вооруженными столкновениями – все это конфликты, проявляющиеся как в явных так и в латентных формах. Мы хотим чего-то достичь, но цель оказывается труднодостижимой. Мы переживаем неудачу и готовы обвинить окружающих нас людей в том, что мы не смогли достичь желаемой цели. А окружающие – будь то родственники или те, с кем вы вместе работаете, полагают, что вы сами виноваты в собственной неудаче.

Содержание работы

1.Введение…………………………………………………………………...2
2.Понятие конфликт. Типы конфликтов. ……………………...................4
3.Причины конфликта………………………………………………...........6
4.Конфликтная ситуация и ее участники…………………………………10
5.Развитие конфликта. Его основные этапы……………………………..11
6.Способы предупреждения конфликтов…………………………………14
7.Профилактика и прогнозирование конфликтов………………………..17
8.Способы разрешения конфликтов………………………………………20
9.Заключение……………………………………………………………….24
10.Список используемой литературы……………………………………...25

Файлы: 1 файл

конфликтология 1.docx

— 57.41 Кб (Скачать файл)

 

 

Конфликтная ситуация и ее участники

Основным понятием конфликта является конфликтная ситуация, которая предполагает наличие двух основных составляющих – участников конфликта (оппонентов) и предмета конфликта.

Участники конфликта в силу сложности их структуры не одинаковы между собой «по силе», т. е. по рангу. Если участник конфликта выступает в нем лишь от своего имени и преследует только свои личные интересы и цели, то его относят к оппоненту первого ранга. Если в конфликт вступает группа индивидуумов, преследующих общую групповую цель, то речь идет об оппоненте второго ранга. Оппонент третьего ранга – структура, состоящая из непосредственно взаимодействующих друг с другом простых групп второго ранга. Оппонентом нулевого ранга – человек, который в противоречии с самим собой вырабатывает свою собственную позицию.

Первопричина, являющаяся основой  конфликтной ситуации – предмет конфликта. Его определение – наиболее сложная, но основная задача, решаемая одновременно с выявлением причин конфликта.

Для возникновения конфликта помимо участников (оппонентов) и предмета конфликта необходимы определенные действия со стороны оппонентов, называемые инцидентом.

Таким образом, конфликт – это конфликтная ситуация плюс инцидент (действия участников конфликта). Конфликтная ситуация сможет существовать задолго до прямого столкновения оппонентов, она может переходить к новым оппонентам даже в том случае, когда причины конфликта уже исчезли. Инцидент может возникнуть как по инициативе оппонентов (или одного из них), так и по объективным причинам (например, срыв важного задания или ошибка руководителя).

Конфликтная ситуация и инцидент относительно независимы друг от друга. Так, конфликтная ситуация может в своей основе иметь объективные обстоятельства, а инцидент может возникнуть неожиданно. С другой стороны, конфликтная ситуация (как и инцидент) может создаваться оппонентом намеренно, ради достижения определенных целей. Ситуация может быть также порождена им без цели или даже во вред себе по причинам психологического свойства.

 

 

Развитие конфликта. Его основные этапы

Разнообразие  точек зрения и различие в восприятии реальности порождает конфликтное  поведение, поскольку понимание  ситуации как конфликтной приходит в результате осмысления возникших  противоречий, являющихся источниками  конфликта. Случается, что отношения  сторон могут ошибочно восприниматься ими как конфликтные, и поскольку  объективная основа для конфликта  отсутствует, то появляется возможность  ложного конфликта.

Эмоциональные состояния оппонентов при осознании  ситуации как конфликтной влияют на течение и результат конфликта. Конфликтное поведение - это «действия, направленные на то, чтобы прямо  или косвенно блокировать достижение противостоящей стороной ее целей, намерений  и 
т. д.», - считает В. Н. Шаленко.

Люди  не всегда реагируют на конфликтные  ситуации, представляющие малую опасность  или вызывающие малые потери, то есть они рассматривают потенциальный  конфликт как не стоящий затрат. Но если у них есть установка на борьбу и они психологически готовы к ней, то каждая из сторон будет  пытаться убедить другую сторону  или нейтрального посредника в своей  правоте. Помимо убеждения субъект  конфликта может пытаться заблокировать  точку зрения оппонента с помощью  применения различных методов влияния: власти, закона, традиции, харизмы, вознаграждения, оценок экспертов и т. д. Анализ содержания и особенностей протекания конфликта целесообразно проводить по трем основным стадиям: предконфликтная стадия, конфликтная стадия (непосредственно конфликт), постконфликтная стадия (стадия разрешения конфликта).

Предконфликтная стадия. Ни один конфликт не возникает мгновенно. Эмоциональное напряжение, раздражение и злость обычно накапливаются в течение некоторого времени, поэтому предконфликтная стадия иногда затягивается настолько, что забывается первопричина столкновения. Для предконфликтной стадии, таким образом, характерно накопление и обострение противоречий, что усиливает чувство неудовлетворенности и угрозы, делая ситуацию в коллективе более напряженной.

Характерной особенностью для каждого конфликта  в момент его зарождения является наличие объекта, обладание которым (или достижение которого) связано  с фрустрацией потребностей двух субъектов. втягиваемых в конфликт. Этот объект должен быть принципиально неделимым или казаться таковым в глазах соперников. Бывает, что этот объект может быть разделен и без конфликта, но в момент его зарождения путей к этому соперники не видят, и их агрессия направляется друг на друга. Этот неделимый объект и есть причина конфликта.

Предконфликтная стадия - это период, в который конфликтующие стороны оценивают свои ресурсы, прежде чем решить, предпринять ли агрессивные действия или отступить. К таким ресурсам относятся материальные ценности, с помощью которых можно воздействовать на соперника, информация, власть, связи, престиж и т.п. В то же время происходит консолидация сил противоборствующих сторон, поиск сторонников и оформление групп, участвующих в конфликте.

Первоначально каждая из конфликтующих сторон ищет пути достижения целей, избежания фрустрации без воздействия на соперника. Когда все попытки достичь желаемого оказываются тщетными, индивид или группа определяют объект, мешающий достижению целей, степень его «вины», силы и возможности противодействия. Этот момент в предконфликтной стадии называется идентификацией. Другими словами, это поиск тех, кто мешает удовлетворению потребностей и против кого следует применять агрессивные действия. Случается, что причина фрустрации бывает скрыта и ее трудно идентифицировать. Тогда возможен выбор объекта для агрессии, который не имеет никакого отношения к 
блокированию потребности. Эта ложная идентификация может привести к воздействию на сторонний объект, ответному действию и возникновению ложного конфликта. Иногда ложная идентификация создается искусственно, с целью отвлечения внимания от истинного источника фрустрации. Как 
правило, ложные конфликты не устраняют причин, вызывающих столкновения, а только усугубляют ситуацию, создавая возможности для распространения конфликтных взаимодействий. Предконфликтная стадия характеризуется также формированием каждой из конфликтующих сторон 
стратегии или даже нескольких стратегий.

Предконфликтная стадия представляет научный и практический интерес как для ученых, так и для управленцев, поскольку при правильном выборе стратегии, способов действий можно предотвратить возникающие конфликты.

Для конфликтной стадии характерны отчуждение и поляризация сторон, спровоцированные острыми противоречиями, то есть стороны  становятся явно враждебными. Эта стадия требует управления конфликтом, и  в зависимости от эффективности  этого управления, возможно предотвращение возможности будущих конфликтов. Это активная, деятельная часть конфликта. Данная стадия характеризуется прежде всего наличием инцидента, т.е. социальных действий, направленных на изменение поведения соперников. Таким образом, конфликт в целом складывается из конфликтной ситуации, формирующейся на предконфликтной стадии, и инцидента. Действия, составляющие инцидент, могут быть различными. Их можно разделить на две группы. К первой группе относятся действия соперников в конфликте, носящие открытый характер. Это могут быть словесные прения, экономические санкции и др. Такого рода действия, как правило, легко идентифицируются как конфликтные, агрессивные, враждебные. Ко второй группе относятся скрытые действия соперников в конфликте. Противник чаще всего пытаются замаскировать свои действия, запутать, обмануть другую сторону. Эта скрытая, но, тем не менее, чрезвычайно активная борьба преследует цель навязать сопернику невыгодный ему образ действий и одновременно выявить его стратегию. Основным образом действий в скрытом конфликте является рефлексивное управление, т.е. способ управления, при котором основания для принятия решения переносятся одним из действующих лиц другому. Это означает, что один из соперников пытается передать и внедрить в сознание другого такую информацию, которая заставляет этого другого действовать так, как выгодно тому, кто передал эту информацию. Любые провокации, интриги и вообще любая ложь представляет собой рефлексивное управление.

Итак, действия в непосредственном конфликте  могут быть весьма разнообразными - открытыми, скрытыми, непосредственными, опосредованными, физическими, психологическими и идеологическими. Весьма характерным  моментом на этапе непосредственного  конфликта является наличие критической  точки, при достижении которой конфликтные  взаимодействия между противоборствующими  сторонами достигают максимальной остроты и силы. После прохождения критической точки, число конфликтных взаимодействии, и острота и сила резко снижаются и дальше конфликт идет по нисходящей к своему разрешению или, если конфликтная ситуация осталась прежней и не устранены причины конфликта, к новому всплеску сил противостояния, к новому подъему, к новой критической точке. Важно знать время прохождения критической точки, так как после этого ситуация в наибольшей степени поддается управлению. В то же время вмешательство в критический момент, на пике конфликта бесполезно или даже опасно. Воздействовать на ход развития конфликта лучше либо до критического состояния, либо после него.

Постконфликтная стадия характеризуется стремлением нормализовать конфликт и ликвидировать его, однако атмосфера настороженности в коллективе может еще какое-то время сохраняться.

Исходя  из вышеизложенного способы управления конфликтом должны быть выбраны с учетом прогнозируемых последствий.

 

СПОСОБЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ КОНФЛИКТОВ

Конфликт, как и любые взаимодействия людей, регулируется нормами социального  поведения. Нормативное регулирование  конфликтов делает систему более  стабильной, определяет долговременный порядок развития и разрешения конфликтов. Большое значение при этом имеют  нравственные нормы, они затрагивают  наши представления о добре и  зле, правильном и неправильном поведении, справедливости и порядочности и  т.п. Следовательно, здесь действуют  нормы, в соответствии с которыми участники получают возможность  должным образом оценивать сам  конфликт, себя и другую сторону. Трудность, однако, состоит в том, что эти  оценки неоднозначны, а порой весьма различны и даже противоположны. Все это в значительной мере определяется установками, традициями, воспитанием и т.д., но прежде всего знанием этих норм, пониманием того, как следует действовать в соответствующих ситуациях.

Установка толерантности призывает  отказываться от такой позиции, когда  единственным критерием правоты  может быть сила. Такая установка  предполагает учет интересов другого  человека именно тогда, когда ты сам  обладаешь силой, властью и т.д. Например, богатый человек добровольно, без принуждения готов экономить  воду, чтобы хватило ее и другим; если сильнейший боксер не «дает сдачу» наступившему ему на ногу не потому, что не может; а кто-то не берет  взятку не потому, что не может, а  потому, что ему не позволяет совесть, и т.д.

Если человек сумел осознать и принять толерантность как  ценность, она позволяет ему в  дальнейшем жить по иным (согласованным  с самим собой и с миром) нормам, тогда и общество, в котором  он живет, тоже будет меняться. Это  иной уровень сознания, который позволяет  думать уже не только о себе и  собственной шкуре, но и о других. Это расширение собственных границ, собственного мира, но не по принуждению, а добровольно, в соответствии с  собственной позицией и волей. Жены декабристов ехали в Сибирь, меняя  свою комфортную жизнь на трудности, — такова была их гражданская и  человеческая позиция.

Стабилизирующим фактором, препятствующим возникновению конфликтов, служат положительные  традиции.

Профилактика конфликта важна  как в социальном плане, так и  в личностном. Актуальной задачей  является овладение необходимыми нормами  социального поведения, соответствующими возрастным особенностям человека, отвечающими  современным представлениям о социальной компетентности. 

Другой существенной задачей является конфликтологическая грамотность, предполагающая овладение стратегиями эффективного взаимодействия, способами разрешения и предупреждения конфликтов, возможности перевода конфликта из деструктивного русла в конструктивное, навыками саморегуляции в конфликте и т.д.

Третья важная задача — осознанное отношение к собственным психологическим  проблемам, понимание важности самоисследования и самоизменения, свободное и осознанное принятие толерантности как нормы существования и сосуществования. Этот далеко не полный перечень мер профилактики конфликта, необходимых сегодня каждому человеку.

Учитывая особую значимость предупредительных  мер в конфликтных ситуациях, остановимся прежде всего на анализе возможных моделей поведения в такой обстановке. Существуют два cпособа овладения накопленным теорией и практикой опытом.

Один предполагает регулярные упражнения и тренировки, многократное использование  тренингов, участие в деловых  и ситуационных играх. И чем больше человек повторяет упражнение, тем  совершеннее и прочнее будут  его навыки, тем увереннее он будет  чувствовать себя в самых непредвиденных конфликтных инцидентах. Этот способ весьма полезен и эффективен.

Другой способ основан на том, чтобы  найти свой путь поведения в ситуации конфликта, свою технологию управления конфликтами. Здесь процесс саморазвития и самовоспитания играет очень важную роль. Использовать полученные знания о конфликте можно и нужно  в повседневной жизни для создания климата взаимного доверия и  сотрудничества. Этот подход основан  на стремлении к согласию и взаимопониманию, а также на нежелании использовать слабые, уязвимые стороны партнера. Если обе стороны заинтересованы в достижении общего положительного результата, стремятся к сотрудничеству, в таком случае конфликт решается более успешно.

Наличие общей цели и опыт совместной деятельности сближают партнеров. Чем  лучше они осознают существо отдельных  элементов конфликта, тем легче  им будет найти средство эффективного его решения.

Конфликтологами использован ряд способов поддержания и развития сотрудничества. К ним, в частности, можно отнести следующие:

1) согласие, состоящее в том,  что вовлекают в общее дело  потенциальных оппонентов, объединяя  их общей целью;

2) толерантность к партнеру —  «вхождение» в положение партнера, осознание его трудностей, выражение  сочувствия; уважительное отношение  к нему, хотя интересы обоих  партнеров в данном контексте  и расходятся;

3) взаимное дополнение состоит  в использовании таких черт  партнера (потенциального соперника), которыми не обладает первый  субъект. Развивая и используя  эти качества в совместной  деятельности, можно укрепить взаимное  уважение и сотрудничество и  избежать ненужных конфликтов;

Информация о работе Конфликты и способы их разрешения