Конфликты между руководителем и сотрудниками (на примере БУ РА «Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниче

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 08:11, реферат

Описание работы

Цель реферата – анализ конфликта, возникшего между руководителем и сотрудниками организации.
В соответствии с целью были выделены следующие задачи:
• ознакомиться с понятием «конфликт» и его ролью в современном обществе;
• проанализировать типологию конфликтов и причины их возникновения в социальной работе;
• изучить поведенческие реакции личности на конфликт в социальных службах;
• рассмотреть методы управления конфликтами в социальной работе;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
1. Понятие «конфликт» и его роль в современном обществе…………5
2. Типология конфликтов и причины их возникновения в социальной работе………………………………………………………………………….8
3. Поведенческие реакции личности на конфликт в социальных службах………………………………………………………………………12
4. Методы управления конфликтами в социальной работе………….16
5. Анализ конфликта между руководителем и сотрудниками (на примере БУ РА «Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»)…………………………………………25
Заключение………………………………………………………………….27
Список литературы………………………………………………………....29

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 67.76 Кб (Скачать файл)

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. И. И. ПОЛЗУНОВА»

Кафедра Теоретической и прикладной социологии

 

               Реферат защищен с оценкой

                    _________________________

                                                   Руководитель

                                                  работы___________доцент,к.ф.н Н. Д. Золотова

                                                                                      подпись               должность, и. о. фамилия               

 

КОНФЛИКТЫ МЕЖДУ РУКОВОДИТЕЛЕМ И РАБОТНИКАМИ БУ РА «РЕСПУБЛИКАНСКИЙ РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ» г. ГОРНО-АЛТАЙСКА И СПОСОБЫ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ

 

тема работы по дисциплине

 «Конфликтологические  аспекты руководящей работы в  службах социальной защиты населения»

 

 

 

 

 

 

Работу выполнил                                                           М. А. Шаманаева

студент гр. СР-01_________________________________________________

                                                           подпись                      и. о. фамилия

 

 

 

 

Барнаул 2013

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………….3

  1. Понятие «конфликт» и его роль в современном обществе…………5
  2. Типология конфликтов и причины их возникновения в социальной работе………………………………………………………………………….8
  3. Поведенческие реакции личности на конфликт в социальных службах………………………………………………………………………12
  4. Методы управления конфликтами в социальной работе………….16
  5. Анализ конфликта между руководителем и сотрудниками (на примере  БУ РА «Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»)…………………………………………25

Заключение………………………………………………………………….27

Список литературы………………………………………………………....29

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Современная жизнь по тем или иным причинам, а в некоторых случаях и без них сводит людей, вынуждая общаться, взаимодействовать и решать совместные задачи.

С одной стороны, люди становятся ближе друг к другу, стараясь сохранить равновесие, а с другой, каждый хочет оставаться самим собой.

Постоянное взаимодействие и общение усугубляется разностью темпераментов, характеров, различиями в воспитании, культуре, жизненных приоритетах и ценностях, что приводит к реальным противоречиям, разногласиям, спорам, а в дальнейшем к конфликтам.

История развития человечества сопровождается конфликтами во всех сферах жизнедеятельности, позволяя одним людям достигать величия и могущества, другим же оказываться поверженными. Конфликт не оставляет равнодушными даже пассивных наблюдателей, так как воспринимается чаще всего если не как угроза, то, во всяком случае, как предупреждение, как сигнал опасности. Конфликт вызывает сочувствие одних и порицание других даже тогда, когда не задевает непосредственно интересы не втянутых в него групп. В обществе, где конфликты не скрываются, не затушевываются, они воспринимаются как нечто вполне естественное и обыденное, не выходящее за пределы нормального общения.

"Жизнь - процесс решения  бесконечного количества конфликтов. Человек не может избежать  их. Он может только решить, участвовать  в выработке решений или оставить  это другим" - Б. Вул. Таким образом, приведенное высказывание еще более подчеркивает важность и неизбежность конфликта, выражающиеся в его продуктивности и стимулирующей функции для развития и прогресса общества.

Конфликт – важная составляющая социально-психологических проблем, но, несмотря на постоянно растущее число исследований в этом направлении, проблема конфликта остается во многом неразрешенной. В отечественной и зарубежной литературе существуют различные взгляды на природу конфликтов и их социальную роль. В зарубежной психологии и социологии позиции представлены следующими авторами: Г. Зиммель, Т. Парсонс, К. Хорни, М. Фоллет, У. Самнер. В отечественной же психологии наиболее известны – А. Я. Анцупов, Н. В. Гришина, С. Л. Прошанов, А. И. Шипилов.

Поскольку конфликт становится либо фактором прогрессивного развития общества, либо порождает в нем хаос, необходимо сделать вывод, что важным является нахождение путей регулирования и разрешения конфликта, с целью восстановления взаимопонимания в обществе и его направления в конструктивное русло.

Поэтому социальная работа, в современных условиях, рассматривается как деятельность, цель которой – разрешение разнообразных конфликтов человека (клиента), попавшего в силу тех или иных жизненных обстоятельств в кризисную ситуацию. Кроме того, следует отметить важную роль работников социальных служб в практическом контроле за нарастанием конфликтного потенциала в обществе и выработке действенных мер как по его снижению, так и по предупреждению.

Цель моего реферата – анализ конфликта, возникшего между руководителем и сотрудниками организации.

В соответствии с целью были выделены следующие задачи:

  • ознакомиться с понятием «конфликт» и его ролью в современном обществе;
  • проанализировать типологию конфликтов и причины их возникновения в социальной работе;
  • изучить поведенческие реакции личности на конфликт в социальных службах;
  • рассмотреть методы управления конфликтами в социальной работе;

 

 

  1. Понятие «конфликт» и его роль в современном обществе

Одна из главных проблем, которая возникает при взаимодействии людей – столкновение в ситуации конфликта потребностей, где важно научиться распознавать, предотвращать и разрешать конфликтные ситуации цивилизованно, взаимовыгодно и мирным путем.

Социальные конфликты неизбежны в любых отношениях, поскольку являются необходимым условием развития, как личностного, так и общественного.

На данный момент существует много определений конфликта, как в зарубежной (Л. Козер), так и отечественной (Л. Г. Здравомыслов, Ю. Г. Запрудский, А. В. Дмитриев) литературе [5, с. 46].

В большинстве определений фиксируется все многообразие атрибутов социального конфликта, однако для них не характерен внутриличностный конфликт, рассматриваемый отдельно, за рамками социального. Поэтому, на мой взгляд, наиболее точным, является следующее определение:

Конфликт - трудноразрешимое противоречие, связанное с противоборством объективно расходящихся интересов, целей и тенденций развития социальных объектов и острыми эмоциональными переживаниями.

 В буквальном переводе  «конфликт» означает «столкновение», первоначально - драка, сражение, борьба [16, с. 3].

Конфликты, как правило, возникают между людьми в связи с решением тех или иных вопросов их жизнедеятельности, а также в условиях противоречий. Однако не всякое противоречие приводит к конфликтам. Противоречия, вызывающие конфликт, не обязательно носят объективный характер. Они могут быть и субъективными, обусловленными субъективными личностными факторами, кроме того они могут быть мнимыми. И если они имеют для человека существенное значение, то могут порождать конфликтную ситуацию. Это происходит тогда, когда противоречие затрагивает интересы людей, социальный статус личности или группы, престиж, моральное достоинство.

Важным моментом является признание двойственности конфликта. То есть речь идет о двух его неразделимых сторонах: деструктивной и конструктивной.

В конфликте всегда присутствует риск разрушения отношений, но, вместе с этим, есть благоприятная возможность выхода на новый уровень отношений, конструктивного диалога, преодоления кризиса, а в последствие, обретение новых жизненных возможностей.

Конфликт, как источник развития. Самая главная конструктивная функция конфликта состоит в том, что, будучи формой противоречия, конфликт является источником развития. Чем значимее конфликт для участников ситуации, тем потенциально сильнее его влияние на их интеллектуальное развитие. Например, в совместной деятельности «соперничество (сотрудничество) играет роль своеобразного "катализатора" развития способностей».

Конфликт, как сигнал к изменению. Проведем аналогию с болью. Боль неприятна, но любой врач скажет, что она выполняет важную и полезную функцию. Боль есть сигнал о том, что в организме что-то не так. Игнорируя или заглушая боль успокоительными таблетками, мы остаемся с болезнью. Конфликт, подобно боли, выполняет сигнальную функцию, сообщая нам о том, что что-то не в порядке в наших отношениях или в нас самих. И если мы в ответ на этот сигнал пытаемся внести изменения в наше взаимодействие, мы приходим к новому состоянию адаптации в отношениях.

Конфликт, как возможность сближения. Зачастую мы – люди, не понимаем друг друга. В зависимости от тех или иных обстоятельств молчим, сдерживаем все в себе, боимся делиться мыслями, эмоциями, не показываем своих истинных стремлений и намерений. Когда наступает «роковая черта», последний шанс, когда людям нечего терять, когда они пытаются прорваться друг к другу – все либо рушится, либо наступает «просветление»: наконец все высказано, все скрытое становится явным и тогда-то наступает новый, более качественный уровень отношений.

Конфликт, как возможность разрядки, оздоровления отношений. В результате выхода человека из конфликта, он действительно освобождается от породившей его проблемы таким образом, что переживание делает его более зрелым, психологически адекватным и интегрированным.

Деструктивные функции конфликта проявляются на различных уровнях социальной системы и могут выражаться в таких последствиях как:

  1. Конфликт может оказывать негативное воздействие на социально-психологический климат в группе; могут, в частности, появиться такие негативные психические состояния, как чувства подавленности, пессимизма и тревоги, приводящие личность в состояние стресса.
  2. Конфликт может привести к отрицательной оценке человеком своих партнеров по совместной деятельности, разочарованию в своих коллегах и недавних друзьях [3, c. 9-10].

Основываясь на вышеперечисленных функциях конфликта, можно говорить о важнейшей роли рассматриваемого процесса. Конфликт – нормальное явление общественной жизни, выявление и развитие конфликта в целом полезное и нужное дело. Самое главное это не закрывать глаза на конфликт, а сознательно приступать к разрешению самой проблемы, а не ее продуктов. В ходе конфликта более ясно выражаются интересы и ценностные ориентации его участников, что само по себе чрезвычайно важно для выяснения всех причин и обстоятельств, породивших конфликт.

Конфликт – момент истины в отношениях, проверка их на прочность, кризис, который может либо укрепить, либо ослабить их, критическая точка, которая повлечет за собой обиду, надолго остающуюся с человеком, внутреннюю враждебность, психологические травмы или взаимное доверие, понимание. Конфликты могут, как оттолкнуть людей друг от друга, так и сблизить их. Они содержат семена разрушения и семена большего единения, могут послужить причиной настоящей войны или, наоборот, прочного мира.

 

  1. Типология конфликтов и причины их возникновения в социальной работе

Общество как целостное образование характеризуется сложной системой отношений  — экономических, социальных, политических, нравственных, духовных. В основе которых - реализация потребностей, прав и интересов каждого человека, и если назревают противоречия, то впоследствии они обостряются и обретают форму конфликта.

В соответствии с многообразием общественных отношений, конфликты рождаются, существуют и разрешаются в разных сферах жизнедеятельности. Особое место среди кризисных ситуаций занимают конфликты в организациях.

Социальная работа – активно развивающаяся профессиональная деятельность, необходимая для оказания поддержки нуждающимся гражданам в рамках государственной системы, призванной защищать национальные интересы своего народа. И эта задача под силу специалисту, компетентному в вопросах личности и общества, обладающему фундаментальными знаниями взаимодействия человека с другими людьми и с окружающим миром.

Социальный работник в рамках профессии имеет задачу – направление конфликта в позитивное русло и его разрешение с минимальными потерями для всех участников. Не менее важным является умение обучить клиентов элементарным навыкам  по выходу из конфликта  или его разрешению. Центральное значение имеет умение специалиста вернуть клиенту способность действовать самостоятельно в любой жизненной ситуации, без «страховки» со стороны [16, c. 6-7].

В одиночку социальному работнику справиться все же сложно. Как правило, работа оказывается эффективной, если она проводится в команде. Команда специалистов – это представители той или иной организации, учреждения. Организация — это не только производственно-технологическое объединение людей и средств производства. Это также и коллектив тружеников, которые объединяют свои усилия и способности для развития производства, предоставления услуг, принимают активное участие в решении социально-экономических проблем. Организация соединяет и координирует поведение людей, специализирующихся на разных типах деятельности, включает их в единый трудовой процесс, решает не только производственные задачи, но и создает условия для развития своих членов [10, c. 112].

Информация о работе Конфликты между руководителем и сотрудниками (на примере БУ РА «Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниче