Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 19:08, контрольная работа
Задачами данной работы являются:
- дать определение понятия "конфликт";
- рассмотреть структуру конфликта;
- проанализировать типы конфликтов и типичные конфликтные ситуации.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что для эффективного управленческого взаимодействия любой организации, в том числе государственных органов, сотрудникам необходимо уметь находить компромиссы, решения и пути выхода из конфликтной ситуации, уметь "погасить" конфликт и уметь предотвратить его с помощью знаний психологии.
1 Определение понятия "конфликт"
2 Структура и анализ конфликта
3 Типология конфликтов
4Способы разрешения конфликтов
5 Заключение
6 Список использованных источников
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА НА ТЕМУ
Конфликты, типы конфликтов
Подготовила
студентка 2 курса
БГУ ММФ 6 гр.
Савицкая Екатерина
Содержание
1 Определение понятия "конфликт"
2 Структура и анализ конфликта
3 Типология конфликтов
4Способы разрешения конфликтов
5 Заключение
6 Список использованных источников
Задачами данной работы являются:
- дать определение понятия "конфликт";
- рассмотреть структуру конфликта;
- проанализировать типы
конфликтов и типичные
Актуальность выбранной темы заключается в том, что для эффективного управленческого взаимодействия любой организации, в том числе государственных органов, сотрудникам необходимо уметь находить компромиссы, решения и пути выхода из конфликтной ситуации, уметь "погасить" конфликт и уметь предотвратить его с помощью знаний психологии.
Определение понятия "конфликт"
В научной литературе существуют
различные определения
Конфликт (лат. conflictus - столкновение) - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.
Американский социолог Л. Козер определяет конфликт как идеологическое явление, отражающее устремление и чувства индивидов и социальных групп в борьбе за объективные цели: власть, изменение статуса, перераспределение доходов, переоценку ценностей и т.п. Ценность конфликтов состоит в том, что они предотвращают окостенение системы, скрывают дорогу инновациям.
Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе их всегда лежит отсутствие согласия. Поэтому, определим конфликт как отсутствие согласия между двумя или более сторонами - лицами или группами.
Наблюдения показывают, что 80 % конфликтов возникает помимо желания их участников. Происходит это из_за особенностей нашей психики и того, что большинство людей либо не знает о них, либо не придает им значения.
Главную роль в возникновении конфликтов играют так называемые конфликтогены - слова, действия (или бездействия), способствующие возникновению и развитию конфликта, то есть - приводящие к конфликту непосредственно.
Конфликт - это такое отношение между субъектами социального взаимодействия, которое характеризуется их противоборством на основе противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) и/или суждений (мнений, взглядов, оценок и т. п.).
Для уяснения сути конфликта
важно выделить его основные признаки
и сформулировать необходимые и
достаточные условия его
1. Конфликт всегда возникает
на основе противоположно
2. Конфликт - это всегда
противоборство субъектов
Необходимыми и достаточными
условиями возникновения (наступления)
конфликта являются наличие у
субъектов социального
Структура и анализ конфликта
Основными структурными элементами конфликта являются:
- стороны конфликта - это
субъекты социального
- предмет конфликта - это то, из-за чего возникает конфликт;
- образ конфликтной ситуации
- это отображение предмета
- мотивы конфликта - это
внутренние побудительные силы,
подталкивающие субъектов
-позиции конфликтующих сторон - это то, о чем они заявляют друг другу в ходе конфликта или в переговорном процессе.
Конфликты, представляющие собой
сложное социально-
Причины конфликта - это явления, события, факты, ситуации, которые предшествуют конфликту и, при определенных условиях деятельности субъектов социального взаимодействия, вызывают его.
Причины конфликтов обнаруживают себя в конкретных конфликтных ситуациях, устранение которых является необходимым условием разрешения конфликтов.
Конфликтная ситуация - это
накопившиеся противоречия, связанные
с деятельностью субъектов
Типология конфликтов
К сожалению, общепринятой теории конфликтов, которая бы однозначно разъясняла природу их возникновения и влияния их на развитие общества не существует, как, впрочем, не существует и единой классификации, тем не менее, большинство авторов выделяют следующие типы конфликтов:
- внутриличностные,
- межличностные,
- конфликт между личностью и группой,
- внутригрупповые (групповой и межгрупповой) конфликты.
Внутриличностный конфликт. Этот тип конфликта не полностью соответствует определению. Здесь участниками конфликта являются не люди, а различные психологические факторы внутреннего мира личности, часто кажущиеся или являющиеся несовместимыми: потребности, мотивы, ценности, чувства и т. п.
Внутриличностные конфликты, связанные с работой в организации, могут принимать различные формы. Одна из наиболее распространенных форм -- это ролевой конфликт, когда различные роли человека предъявляют к нему противоречивые требования.
Например, будучи хорошим семьянином (роль отца, матери, мужа, жены), человек должен вечера проводить дома, а положение руководителя может обязать его задержаться на работе. Или начальник цеха дал мастеру указание выпустить определенное количество деталей, а технический руководитель в то же самое время - произвести технический осмотр оборудования.
Причиной первого конфликта является рассогласование личных потребностей и требований производства, а второго - нарушение принципа единоначалия.
Внутренние конфликты могут возникать на производстве вследствие перегруженности работой или, напротив, отсутствия работы при необходимости находиться на рабочем месте.
Межличностный конфликт. Это самый распространенный тип конфликта. В организациях он проявляется по-разному. Многие руководители считают, что единственной его причиной является несходство характеров.
Действительно, встречаются люди, которым из-за различий в характерах, взглядах, манере поведения очень непросто ладить друг с другом. Однако более глубокий анализ показывает, что в основе таких конфликтов, как правило, лежат объективные причины.
Чаще всего - это борьба за ограниченные ресурсы: материальные средства, производственные площади, время использования оборудования, рабочую силу. Каждый считает, что в ресурсах нуждается именно он, а не другой.
Конфликты возникают между руководителем и подчиненным, например, когда подчиненный убежден, что руководитель предъявляет к нему непомерные требования, а руководитель считает, что подчиненный не желает работать в полную силу.
Конфликт между личностью и группой. Неформальные группы устанавливают свои нормы поведения, общения. Каждый член такой группы должен их соблюдать. Отступление от принятых норм группа рассматривает как негативное явление, возникает конфликт между личностью и группой.
Другой распространенный конфликт этого типа - конфликт между группой и руководителем. Наиболее тяжело такие конфликты протекают при авторитарном стиле руководства.
Межгрупповой конфликт. Организация состоит из множества формальных и неформальных групп, между которыми могут возникать конфликты (между руководством и исполнителями, работниками различных подразделений, неформальными группами внутри подразделений, администрацией и профсоюзом).
К сожалению, частым примером межгруппового конфликта служат разногласия между высшим и более низким уровнями управления (между линейным и штабным персоналом). Это яркий пример дисфункционального конфликта.
Способы разрешения конфликтов
Существование источников или
причин конфликтов увеличивает вероятность
их возникновения, однако, даже при
большой возможности конфликта
стороны могут не захотеть вступить
в конфликтное взаимодействие. Иногда
потенциальные выгоды от участия
в конфликте не стоят затрат. Вступив
же в конфликт, как правило, каждая
сторона делает все, чтобы была принята
ее точка зрения, достигнута ее цель
и мешает другой стороне делать то
же самое. Здесь необходимо управление
конфликтом. В зависимости от того,
насколько эффективным оно
При эффективном управлении конфликтом его последствия могут играть положительную роль, то есть быть функциональными, способствовать в дальнейшем достижению целей организации.
Выделяют следующие основные функциональные последствия конфликтов для организации:
1. Проблема решается таким путем, который устраивает все стороны, и в результате люди чувствуют себя причастными к решению важной для них проблемы.
2. Совместно принятое решение быстрее и лучше претворяется в жизнь.
3. Стороны приобретают
опыт сотрудничества при
4. Эффективное разрешение
конфликтов между
5. Улучшаются отношения между людьми.
6. Люди перестают рассматривать наличие разногласий как "зло", всегда приводящее к дурным последствиям.
Основные дисфункциональные последствия конфликтов:
1. Непродуктивные, конкурентные отношения между людьми.
2. Отсутствие стремления к сотрудничеству, добрым отношениям.
3. Представление о
4. Сворачивание или полное
прекращение взаимодействия с
противоположной стороной, препятствующее
решению производственных
5. Убеждение, что "победа" в конфликте важнее, чем решение реальной проблемы.
6. Чувство обиды,
Чтобы успешно преодолевать разрушительные последствия конфликтов, нужно научиться обходить их и, коль скоро мы оказались в них втянуты, выходить из острых ситуаций. Для этого необходимо хорошо представлять, какие действия ведут к конфликтам.
Это, прежде всего:
- высказывание партнеру
подозрения в его негативных
побуждениях, открытое
- перебивание собеседника при высказывании им своего мнения, несдержанность;
- открытое проявление личной антипатии к человеку;
- постоянные или частые мелочные придирки;
- принижение значимости роли человека, его отрицательная оценка;
- угроза;
- подчеркивание разницы между собой и собеседником не в его пользу;
- заниженная оценка вклада партнера в общее дело, преувеличение собственного вклада, своей роли;
- устойчивое нежелание
признать свои ошибки или чью-
-постоянное навязывание своей точки зрения;
-неискренность;
-нарушение персонального физического пространства;
-резкое убыстрение темпа беседы, ее неожиданное свертывание;
-игнорирование вами попыток
собеседника сгладить
Выделяют следующие пять типовых стратегий /стилей/ поведения в конфликтных ситуациях.
1. Приспособление (изменение
своей позиции, перестройка
2. Компромисс (урегулирование
разногласий через взаимные
3. Сотрудничество (совместная выработка решения, удовлетворяющего интересы всех сторон: пусть длительная и состоящая из нескольких этапов, но идущая на пользу делу.
4. Игнорирование, уклонение
от конфликта (стремление
5. Соперничество, конкуренция
(открытая борьба за свои