Конфликты в общеобразовательных учреждениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 22:16, реферат

Описание работы

Школьная пора - это не только время получения ребенком знаний. Это важный период становления его личности, характера. И, как правило, это время часто сопровождается конфликтными ситуациями. Родителям школьников, даже если их дети еще не сталкивались с подобными проблемами, стоит познакомиться с их природой хотя бы в теории, ибо “предупрежден, значит вооружен”.

Содержание работы

Беседа с психологом.
Как сохранить контроль над ситуацией.
Приемы управления собой в конфликте
Защита от конфликтов.

Файлы: 1 файл

конфликты.docx

— 49.71 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки РФ 

«Рязанский  государственный университет имени  С.А.Есенина»

Кафедра общей психологии 
 
 
 
 

Реферат на тему: «Конфликты в общеобразовательных  учреждениях» 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил:

Студент  2-го курса

Факультета: Истории и М.О.

Отделения: Ист. и англ.яз.

Группы Б

Самошкин  Артем Сергеевич 
 

2011 г. 

План  реферата:

  1. Беседа с психологом.
  2. Как сохранить контроль над ситуацией.
  3. Приемы управления собой в конфликте
  4. Защита от конфликтов.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.

Школьная пора - это не только время получения  ребенком знаний. Это важный период становления его личности, характера. И, как правило, это время часто  сопровождается конфликтными ситуациями. Родителям школьников, даже если их дети еще не сталкивались с подобными  проблемами, стоит познакомиться  с их природой хотя бы в теории, ибо  “предупрежден, значит вооружен”. 

С какими проблемными  ситуациями часто сталкиваются дети в младшей школе?

Если брать  самый ранний период – детей начального школьного возраста, то здесь конфликты  могут быть связаны с тем, что  ребенок просто находит свое место  в коллективе. Он только приходит в  класс, пытается занять определенные позиции, “отвоевать место под солнцем” или стать любимчиком для учителя, а это не всегда выходит. Поэтому  трудности возникают в сфере  взаимоотношений “ученик-ученик”  и “ученик-учитель”.

Очень часто  бывает, что в младшей школе  в конфликты включаются еще и  родители. Это связано с их отношением к ребенку. Они считают, например, что ребенка недостаточно оценили  или его не выделяют среди учеников, не акцентируют на нем внимание и  т.д. Тогда включается другой аспект – это проблема “учитель-родитель”. И, соответственно, в каждой из ситуаций ориентироваться в конфликте  нужно по-своему. Если мы говорим  о конфликтных взаимоотношениях сверстников, то это, в первую очередь, понимание корней конфликта, изучение личностных особенностей ребенка. Родители должны понять, какие черты характера  привели к возникновению конфликта. Может быть, он просто эгоцентричен, привык к тому, что все внимание было только на него. Если он, например, единственный и гиперопекаемый ребенок, то, естественно, придя в школьный коллектив, сталкивается с другим отношением, и это влечет за собой появление конфликтов. Соответственно, необходима коррекционная работа и исправление этой ситуации – это как раз изменение взглядов ребенка на себя, на коллектив, на умение взаимодействовать со сверстниками.

 Бывают ситуации, когда несколько учеников ведут  борьбу за лидерство. Как поступить  в этом случае?

Если речь идет о лидерстве и о том, когда  ребенок сталкивается с лидерскими тенденциями другого, тоже довольно сильного, ученика, то это уже взаимодействия внутри класса. Здесь очень большую  роль играет учитель, как он построит работу в классе. Например, учитель  может распределить между двумя  лидерами направления в работе, чтобы  они могли проявиться каждый в  своей сфере, чтобы они осознавали собственную значимость и выделялись из класса, но каждый по-своему. Если, конечно, это действительно два приблизительно одинаковых “по силе” ученика. Но если кто-то из них сильнее, тогда  придется просто принять ситуацию, что есть один лидер, а все остальные, скажем так, приближенные к этой фигуре люди.

 Если у  ребенка проблемы с учителем, что можно предпринять для  их разрешения?

Если говорить о конфликте “учитель-ученик”, то здесь опять же надо понимать, что  за этим стоит. В любом конфликте  не нужно смотреть на внешнюю сторону, потому что это только “верхушка  айсберга”. Как правило, под этой “верхушкой” скрывается много всего. Это могут быть и личностные отношения  – симпатии и антипатии учителя. Каким бы профессионалом он не был, он все равно человек, и иногда случается, что учитель предвзято  относится к ребенку. Может быть, он напоминает ему какого-то другого ученика, с которым у него не сложились отношения, или собственного ребенка, с которым тоже что-то не срастается. То есть, это именно личное субъективное отношение самого педагога. Конечно, это не очень профессионально, тем не менее, такое случается. Может возникнуть ситуация, когда учитель чрезмерно критикует за успеваемость, за поведение, а ученик принимает это за придирчивость. Тогда задействуются совсем другие механизмы: можно обговорить с учителем то, в какой форме он подает эту критику, как сделать ее более конструктивной, чтобы она не воспринималась учеником как оскорбление или излишняя требовательность. В этой ситуации может помочь школьный психолог, который может посмотреть на ситуацию объективно и, понимая личностные особенности ребенка, даст рекомендации как учителю по общению с этим учеником, так и ребенку и его родителям поможет осознать, что происходит на самом деле. Чаще всего учитель не придирается, а, видя способности ученика, хочет от него добиться хороших результатов.

Родители тоже включаются в конфликты. Каким образом?

Если брать  сферу “родитель-ученик”, то здесь  много всего такого, что, скажем так, затрудняет процесс обучения ребенка  в школе. Часто родители занимают позицию жертвы, говорят: «Как всегда, нас притесняют. Вот и в садике к нам относились не так, вот и  в школе его опять ругают и  вечно к нему придираются» и т.д. Психология жертвы – очень въедливая  модель поведения, которую сложно устранить  самому педагогу. Скорее всего, нужно  будет психологическое консультирование. Иногда камнем преткновения являются действительно оценки. Родитель считает, что их ребенок талантливый и  одаренный, учитель своими оценками это не подтверждает, и возникает  конфликт интересов. Другими словами, на взгляд родителей, ценность ребенка  принижается.

 Какой выход  можно найти из этой ситуации?

Опять же, нужно  посмотреть объективно, то есть сделать  срез интеллектуального развития школьника  и дать понять родителю насколько  успевает ребенок или не успевает. Потому что порой родители не видят  тех сложностей, которые у ребенка  есть. Естественно, они любят его  и считают самым лучшим, но, к  сожалению, оценки или вообще уровень  знаний это не подтверждают. Иногда бывает наоборот, когда учитель, зная способности ребенка, говорит родителям: «У него большой потенциал, занимайтесь, развивайте!» Родители никак не реагируют: «Учится на четверки, и, слава Богу!»  Здесь конфликтные взаимоотношения  возникают, потому что учитель смотрит  на ребенка с одной стороны, родители – с другой.

 Как родителям  понять, что у ребенка проблемы?

Что касается темы помощи родителей своим детям, то в ситуации “ученик-ученик” родителям  все-таки лучше не вмешиваться, но в  любом случае уделять этому внимание. Например, если ребенок приходит и  жалуется на сверстников, на учителя, или  наоборот, замыкается и вообще ничего не рассказывает о школе; если он агрессивно или раздражительно реагирует на вопросы о конкретном предмете, ученике  или учителе, если он начинает писать какие-то злобные записки или  рисовать карикатуры людей и подписывать  всякими бранными словами, то это  прямой показатель того, что у ребенка  есть проблемы. Это сигнал для родителей, чтобы они обратили внимание, обязательно  выяснили причину, обязательно поговорили с ребенком. Когда родители беседуют с ребенком, необходимо дать выплеснуть эмоционально то, что у ребенка  есть внутри из-за этой ситуации. Это  может быть и плач, и крик, ругательства. Пусть он лучше дома, с родителями избавится от этого, нежели будет  носить все в себе и в критический  момент просто выплеснет на учителя  или сверстника. Ситуация только усложнится. Поэтому родители выслушивают, понимая  и разделяя чувства ребенка.

Очень важно  не занимать сразу какую-либо сторону, потому что есть две крайности: либо родители полностью поддерживают ребенка, говорят, что учителя бессовестные, замучили детей, либо наоборот: «Вот ты вечно ничего не делаешь, учительница  права, она тебя действительно должна была отругать!» и т.д. Нужно, чтобы  ребенок осознал, что его выслушали, что события, которые происходят с ним в школе, его чувства  небезразличны родителям. Тогда  можно искать выход из этого положения.

 А стоит  ли вмешиваться? Если да, то как лучше это сделать?

Возможно, если ребенку объяснить, как бы себя повел  взрослый, или привести какой-то пример, он разберется сам и вмешательство  родителя не потребуется. И так даже лучше, потому что очень часто  на вмешательство родителей другие дети реагируют довольно жестоко, они  начинают дразнить “маменькиным сынком”  Это, естественно, усложняет отношения  ребенка со сверстниками.

Если сложилась  такая ситуация, что без родительского  участия никак не обойтись, то сделать  это желательно максимально мягко  и незаметно, так чтобы дети из класса не узнали об этом (встретиться  с учителем в школе гораздо  позже окончания уроков или, предварительно созвонившись, поговорить на какой-то нейтральной территории).

Вообще, лучше  обучать детей справляться с  трудностями самостоятельно, уметь  улаживать конфликты со сверстниками и договариваться с учителем, адекватно  реагировать на критику, не воспринимать это так лично на свой счет, не обижаться, не плакать и т.д. Потому что все это – эмоционально нестабильная реакция на то, что  происходит в школе. Чем крепче нервная  система, чем больше у ребенка  навыков противодействия, защиты себя, умения отстоять свои интересы, изложить свою точку зрения без обид, без  претензий, без обвинений - тем легче  ему будут даваться все школьные ситуации. Ведь конфликты бывают практически  у всех: и у благополучных учеников, и у неуспевающих.

Вопрос в том, как это преодолевается ребенком вообще, как реагируют родители. Если они сами склонны к конфликтам, разбирательствам, претензиям, то, скорее всего, ребенок тоже будет придерживаться этой модели поведения в школе. Здесь  уже речь пойдет о семейной терапии. Необходимо понимание того, что ребенок  не вписывается в классную систему, что у него нет способов мирного  взаимодействия с учениками или  с учителями, и над этим надо работать.

 Каковы особенности  поведения детей постарше?

Среднее звено (дети 10-15 лет) характеризуется немного  другими аспектами. Здесь накладываются, конечно, психологические особенности  подросткового возраста, увеличивается  и конфликтность, нетерпимость, тревожность. Особенно 5-6 класс – это переход  в среднюю школу, это изменения  в системе обучения и т.д. Большое  значение имеет то, какой классный руководитель попадется, так как  авторитет родителя начинает снижаться, а авторитет сверстников или  других взрослых значимых людей возрастает. Усложняется взаимодействие с педагогами, потому что подростки начинают больше позволять себе дерзостей по отношению  к учителям и родителям.

 Как же  справиться со сложностями этого  периода?

Очень важен  уровень профессионализма педагогов, которые сумеют сгладить, не просто силой подавить, а именно сгладить возникшее недоразумение. Не менее  важным будет внутрисемейное взаимодействие. Ведь подростковый возраст – это  обычно проверка “на вшивость”: что  происходит внутри семьи целиком. Если в семье есть какие-то сложные  моменты, они конечно в этот период проявятся.

В любом случае, общие рекомендации по поводу выяснения  причины, сути конфликта, понимания  чувств и поведенческих аспектов ребенка и поиска обоюдовыгодного  выхода для всех сторон, – это  остается одинаковым как для младшего школьного возраста, так и для  среднего. И в среднем звене  особую актуальность приобретает невмешательство  родителей, потому что в этом возрасте дети даже более жестоки к участию  взрослых в конфликтах сверстников.

 Что можно  сделать, чтобы ребенок как  можно реже сталкивался с конфликтами?

Конечно, лучше  было бы заняться профилактикой, чтобы  таких ситуаций было меньше. Хорошо если родители, например, включены во внеклассную  жизнь своего ребенка, и тогда  сверстники из класса с большим интересом  относятся к нему. Если мама или  папа могут организовать походы, какие-то школьные праздники, то ребенок будет  относиться к числу предпочитаемых людей, потому что у него просто интересная семья. Естественно, с таким ребенком конфликтов в школе будет меньше.

 Подростки  часто не хотят принимать помощь  родителей и отдаляются от  них. Что предпринять в подобной  ситуации?

В любом случае, это должно быть вмешательство не со стороны силы, а со стороны  интереса. Бывает так, что подростку  проще открыться чужому человеку, нежели родителю. И здесь на помощь могут придти психологи, причем психологи  не учебного заведения. Потому что, как  правило, подросток, учась в школе, боится, что если он сейчас разоткровенничается  со школьным психологом или педагогом, это может каким-то образом дойти  до классной дамы, до родителей и  т.д. Тогда возможна консультация независимого специалиста. Это оптимальный вариант, так как ребенок будет знать  – все, что он скажет на этой консультации психологу, останется между ними. Он сможет больше открыться, а психолог сможет подсказать ему какие-то шаги для того, что бы нормализовать  его отношения. В первую очередь, конечно, отношения с родителями, потому что если такой темы, как  доверие в отношениях у подростка  с родителями нет, то нужно это  исправлять, чтобы потом родитель смог помочь ему разрешить конфликты  в школе.

Информация о работе Конфликты в общеобразовательных учреждениях