Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 22:16, реферат
Школьная пора - это не только время получения ребенком знаний. Это важный период становления его личности, характера. И, как правило, это время часто сопровождается конфликтными ситуациями. Родителям школьников, даже если их дети еще не сталкивались с подобными проблемами, стоит познакомиться с их природой хотя бы в теории, ибо “предупрежден, значит вооружен”.
Беседа с психологом.
Как сохранить контроль над ситуацией.
Приемы управления собой в конфликте
Защита от конфликтов.
Все-таки
первостепенная задача
Это очень важно. Если родители не обращают внимания на то, каким приходит ребенок из школы, что он говорит или не говорит по поводу школы, им очень трудно будет понять его. Если ребенок чувствует, что все происходящее с ним не так значимо для родителей, как бы ему хотелось, он будет отдаляться. Если проблема не решается, она превращается в снежный ком, который накручивается, накручивается, накручивается... И ситуация может дойти до такого момента, когда приходится менять школу.
Но ведь в новой школе необязательно все проблемы исчезнут.
Конечно. Личностные особенности ребенка не поменялись, отношение родителей не поменялось, и очень большая вероятность того, что и в новой школе ребенок столкнется с теми же трудностями. Но, возможно, в этот раз они уже подумают совсем по-другому, не о том, что учителя плохие и сверстники – изверги, а о том, что, возможно что-то внутри семьи, внутри ребенка заставляет его сталкиваться с такими ситуациями из раза в раз. И это будет хорошей почвой для терапевтической работы.
Хотелось бы напомнить, что конфликт всегда проще предотвратить, чем решить!
2.
Как сохранить контроль над ситуацией.
В конфликты
вступает каждый из нас, ученик может
спорить с учителем, в обычной
очереди может созреть такой
конфликт, что никто не сможет остаться
равнодушным. Для того чтобы сохранить
своё душевное равновесие и не стать
жертвой конфликта, необходимо соблюдать
определённые правила, которые помогут
аргументировано представить своё мнение
и выслушать собеседника.
Итак, о чём нужно помнить во время спора:
– говорите только о фактах разногласия и не переносите его на личности;
– не говорите прямо, что оппонент не прав. Личная критика или категорическое суждение не приводит к переубеждению, а вызывает стремление оправдать себя, встать на защиту своей чести;
– не говорите обидных
слов. Психологии спора характерен
закон «эмоционального зеркала»
– веское замечание воспринимается легче, если следует за одобрением;
– уважайте личное достоинство людей. Давайте людям в общении то, чего они ждут от вас: одобрение, признание, уважение.
Отдельно стоит
остановиться на ситуации неравного
спора. Если вы ученик и ваш конфликт
задевает вас и учителя, но велика
вероятность того, что ваше поведение
будет нести отпечаток иерархии
отношений. То же самое касается и
ситуации спора подчинённого с начальством.
Помните, что главное – сохранить
позитивное отношение к вашему спору.
Как бы ни сложилось, в итоге вы
сможете решить проблему.
3.
КАК
СПРАВИТЬСЯ С СОБОЙ
В КОНФЛИКТЕ
Прием
рационализации. Постарайтесь проанализировать
ситуацию, которая вызывает у Вас эмоциональное
напряжение, волнение или беспокойство.
Задайте себе вопросы:
- Что меня раздражает…?
- В чем причина моего раздражения?
- Почему я так реагирую на это…?
- Как я себя веду при этом…?
- Не случалось ли со мной нечто подобное прежде?
- Почему другие ведут себя иначе?
Прием катарсиса
Катарсис
– предполагает освобождение от негативной
энергии путем направления ее на эрзац-объекты
(куклы-противники, создание виртуальной
реальности с помощью компьютера). Метод
работает, если после парочки разбитых
тарелок человек не чувствует напряжения.
Более быстрыми
способами освобождения от отрицательных
эмоций может стать: истерика наедине
с собой так, чтобы никто не
видел и не слышал. Исходя из сказанного
понятно, что негативные эмоции «выплеснуть»
можно, достаточно поколотить подушку
или разорвать журнал.
Помните, что
бесконтрольный выход энергии конфликта
вовне также опасно, как и ее искусственное
сдерживание. Управлять собственной конфликтностью
можно, придерживаясь трех правил:
1) использовать конфликтность только в тех случаях, когда другие способы не действуют;
2) уметь направлять активность в другое русло, знать время и место для ее проявления и дозировать эмоции;
3) извлекать из
конфликтной ситуации пользу для себя
и окружающих.
Приемы
управления собственной
агрессивностью
В норме проявление
агрессивности не считается нарушением.
Ситуативные агрессивные
Однако если
агрессия перерастает в постоянное
переживание, то может вызвать невротическое
отклонение в развитии эмоциональной
сферы человека. Поэтому ученые различают
ситуативную агрессию и устойчивую
личностную агрессивность.
Агрессия требует
выхода. Но проявлять ее небезопасно
для здоровья также как и не
проявлять. Агрессивность как причина
конфликта возвращается к человеку
бумерангом, подавление агрессивности
небезвредно для здоровья. Существует
целый ряд так называемых «болезней
сдержанных эмоций», к ним относят:
гипертонию, язву желудка и другие.
В российском менталитете
прочно укоренилось мнение о том,
что «все болезни от нервов» мы
слышали эту фразу уже давно
и порядком к ней успели привыкнуть
до того, что склонны забывать или
не придавать ей особого значения.
На сегодняшний день в Американских Штатах ученые, психологи Тойч Ч., Хей Л. выдвинули тезис о том, что даже злокачественные опухоли возникают по причине постоянно накапливаемых обид. Книги этих авторов переведены на многие языки мира, их можно встретить и на прилавках отечественных магазинов.
Все это говорит
о необходимости уметь вовремя
освободиться от негативных мыслей и
чувств, дабы не заболеть.
Существует
три основных способа
снятия агрессивности.
Пассивный способ заключается в том, чтобы пожаловаться кому-либо, поплакать или выговориться. Разговор по душам, слезы приносят утешение и снимают скопившееся эмоциональное напряжение.
Этот способ
подходит не для всех ситуаций, но для
всех людей. Даже те, кто считают
плач непростительной роскошью или
проявлением слабости могут позволить
себе дать выход эмоциям подобным
образом в ситуации, когда их никто
не видит.
Активный способ
опирается на двигательную активность.
Напряженность исчезает по мере:
1) выполнения
физических нагрузок лучше
2) работы по
дому и вне его: лучше всего
той, которая связана с
3) не менее
полезны циклические
Пассивно-активный
способ. Наблюдение за соревнованиями,
просмотр остросюжетных фильмов дают
некоторый выход агрессии. Болельщики
испытывают те же эмоции, что и игроки
на спортивной площадке или герои кинофильмов.
Логический способ
подходит людям, которые не умеют отбросить
негативные эмоции, им главное сосредоточиться
на негативных эмоциях и найти причину
неприятностей и выход из них. Аналитическая
работа успокаивает еще и потому, что отбирает
много энергии. Кроме того, в результате
работы мысли – отрицательные эмоции
притупляются.
Таким образом,
определенный набор эмоциональных
качеств личности: агрессивность, раздражительность,
тревожность, подозрительность, болезненная
обидчивость подчас служат источниками
конфликта.
Руководство
по выходу из депрессии
Если Вы склонны
становится рабом своих обязанностей,
то вспомните немецкую пословицу
о том, что легко быть занятым,
но трудно быть результативным. Если человек
постоянно думает о том, чтобы
выполнить все, что, по его мнению,
он должен сделать, то он лишает себя многих
радостей жизни. При этом работу он
выполняет с максимальным напряжением
сил, но с малой самоотдачей.
Поэтому мы рекомендуем:
– задайтесь
целью доставить себе хотя бы одно
удовольствие в месяц. Затем постепенно
увеличивайте их число. В результате
Вы должны уметь приносить себе радость
не менее одного раза в день. Не говорите,
что на это у Вас нет времени.
ПЕРЕГОВОРЫ
как выход из конфликта
Чтобы переговоры прошли конструктивно, ему необходимо придерживаться следующих рекомендаций:
- к людям следует
проявлять мягкость, а к решению
проблемы жесткость. Поэтому
– достигать своих целей легче, опираясь на аргументы. При этом избегайте упрямства, так как в переговорном процессе приказов не отдают. Поэтому ищите то, что объединяет, а не разъединяет людей: спрашивайте «почему?» и «почему нет»;
– следует достойно
представлять свои интересы, то есть вносить
свои предложения в решение
– стремиться к заключению таких соглашений, которые устраивали бы всех участников переговоров. Поэтому предлагайте варианты;
– субъективными
составляющими конструктивного
решения проблемы являются компетентность,
сознательность, реалистичный подход
к делу, заинтересованность в разрешении
противоречий, сила воображения и
дар комбинирования. Будьте
гибкими.
4.
ЗАЩИТА ОТ КОНФЛИКТОВ
Разрешение конфликтных
ситуаций в школе
Стала аксиомой
фраза о том, что конфликты
легче предупредить, чем разрешить.
И это действительно так. Но поскольку
конфликт произошел, и имеет место
быть, то прятаться от проблем –
не имеет смыла. Игнорирование противоречий
только усугубит конфликтную ситуацию.
Безусловно, процесс
воспитания как формирование личности
требует комфортных социально-психологических
условий, создаваемых для ребенка.
Но, в то же время развитие подрастающего
человека невозможно без противоречий
и столкновений.
Школа – социальный институт, в котором ученики усваивают нормы отношений между людьми. Поведение в конфликте учителя отличается от поведения ученика. Участники конфликта имеют разный социальный статус.
Любая педагогическая ошибка способна повлечь за собой массу новых проблем, в которые включаются уже другие люди. Чем больше участников втянуто в конфликт, тем хуже, тем труднее им управлять. Поэтому конфликт проще гасить в самом начале.
Не менее важно,
чтобы Вы сумели
грамотно оценить ситуацию
и правильно выбрать
свою позицию в конфликте. Если на стороне
учителя выступает школьный коллектив,
то ему легче найти оптимальное решение
проблемы и погасить вспышки негативных
эмоций.
Благоприятное разрешение конфликта невозможно без психологической зоркости учителя и его готовности перейти к новому типу взаимоотношений с взрослеющими учениками. Общение учителя с учениками старших классов не может быть построено на принципах подчинения. Хотя подчинение уместно в начальной школе. Инициатором изменений в отношениях должен стать взрослый.
Вариант разрешения
конфликта – этическая защита.
Этическая
защита – система действий учащегося,
направленных на защиту своего достоинства
от посягательств со стороны другого лица.
Практические
способы защиты учеником своего достоинства
и чести в конфликтных
Этическая защита
выполняет три цели. Первая –
сохранение учеником чувства собственного
достоинства в момент грубости, направленной
в его адрес. Показать недопустимость
подобного обращения и
Информация о работе Конфликты в общеобразовательных учреждениях