Конфликты в общеобразовательных учреждениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 22:16, реферат

Описание работы

Школьная пора - это не только время получения ребенком знаний. Это важный период становления его личности, характера. И, как правило, это время часто сопровождается конфликтными ситуациями. Родителям школьников, даже если их дети еще не сталкивались с подобными проблемами, стоит познакомиться с их природой хотя бы в теории, ибо “предупрежден, значит вооружен”.

Содержание работы

Беседа с психологом.
Как сохранить контроль над ситуацией.
Приемы управления собой в конфликте
Защита от конфликтов.

Файлы: 1 файл

конфликты.docx

— 49.71 Кб (Скачать файл)

Реализация данной цели возможна на основе следующих  приемов.  

«Вопрос на воспроизведение». Педагог ссылается на то, что он недослышал или не понял и просит повторить фразу еще раз: «Простите, я не понял?»; «Извините, я не расслышал, не могли бы вы повторить?».

«Вопрос об адресате» – обращение к обидчику уточнить, не ошибся ли он в обращении: «Это Вы мне?».

«Наивное удивление» – уточнение понимает ли обидчик, что позволил себе лишнее: «Разве так можно?»   

Вторая цель – сохранение корректной формы поведения.   

Реализация данной цели возможна на основе следующих  приемов.  

«Окультуренное воспроизведение» – произнесение фразы обидчика, которая повторяет суть обращения, но в более корректной форме.  

Третья цель – сохранение возможности реабилитировать  себя, проявить себя с лучшей стороны  и осуществить общение на более  высоком уровне.  

Реализация данной цели возможна на основе следующих  приемов.  

«Проявление доброжелательности»  – своеобразное игнорирование сути оскорбительного действия, акцентирование внимания на положительной детали, содержащейся в высказывании.  

Существуют и  другие способы, которые используют ученики, среди них

– уход (уклонение) – стремление уйти от конфликта. Одна из сторон не замечает возникших противоречий;

– приспособление (уступчивость) – отказ от своих  интересов, от борьбы

– компромисс (взаимные уступки, «половинчатые решения»)

– сотрудничество – решение проблемы (учет взаимных интересов, взаимоприемлемое решение).   

Настойчивость, принуждение (достижение своей цели любым способом, агрессивность, использование  власти) – это силовой вариант  подавления конфликта. Это грозит эскалацией напряженности – перерастанием  конфликта во всеобъемлющее противостояние.   

Приемы  защиты от конфликта  

Другой прием  задержка автоматических реакций. При желании что-либо сделать в ответ на действия манипулятора человек скрывает эмоции и действует осторожнее, предпочитает обдумать ситуацию и принять решение позже. Позже необходимость в эмоциональной реакции может исчезнуть сама собой и останется потребность в действительно нужных действиях.  

Подобная отсроченная  реакция требует тренировки выдержки, самообладания и контроля над  своими чувствами.  

Отечественный психолог Н.В. Самоукина в качестве защиты от манипуляций предлагает использовать юмор и откровенность.  

Шутка позволяет  снять психологическую усталость, в состоянии которой человек  больше склонен к манипулированию.   

Откровенность строится на искренности и отношении, которое другой человек должен увидеть  и почувствовать.  

Грамотное поведение ученика  в конфликте  

Выдержка. Не спешите отвечать агрессией на агрессию, не торопитесь противодействовать руководителю в конфликте. 

Сохранение  чувства собственного достоинства и  спокойствия – уверенность ученика в себе увеличивает в глазах учителя уважение к нему. Справьтесь с эмоциями и сохраните вежливость и такт в общении.

Сохранение  уважения к учителю – при разрешении конфликта важно соблюдать служебную дистанцию, обращаться к учителю на «Вы». Не используйте резких выражений, не оскорбляйте.

Внимание  к учителю и  умение слушать позволяют быть в курсе всех дел, владеть информацией. Из-за отсутствия сведений вы рискуете принять неверное решение, что может привести к конфликту. По причине невнимания к труду учителя и к информации на уроке провоцируется большинство конфликтов с учениками.

Использование неконфликтных способов разрешения столкновений помогает изменить намерения учителя. Если ученик прав, то ему легче обосновать свою позицию один на один, а не на уроке.

Предлагайте свои варианты разрешения конфликта. Обратитесь за помощью к родителям или вышестоящему начальству.   

В целом конструктивному  разрешению конфликтов в системе  «ученик–учитель» способствует взаимоуважение и учёт интересов друг друга, соблюдение дистанции, внимание к психологическим  особенностям и эмоциональным состояниям во время взаимодействия.  

Грамотное поведение  в конфликте ПАМЯТКА  
 
 

1)   помните, что в момент конфликта наблюдается приоритет эмоций над разумом;

2)   используйте многоальтернативный подход решения проблемы (не отвергайте предложения другого лица, оставляйте за собой право на ошибку, тщательно проанализируйте все варианты); 

3)   пересмотрите конфликт (определите то, что действительно важно, что будет, если ситуация не разрешится, ориентируйтесь на решение проблемы, а не на эмоции с ним связанные;

4)   постарайтесь снизить внутреннее напряжение (следите за тем, чтобы был выход эмоций, а не выходка, разрядка необходима, но не на человеке, а в делах, не констатируйте эмоциональное состояние партнера);

5)   не обвиняйте и не приписывайте ответственность за ситуацию другим людям;

6)   ориентируйтесь на достоинства человека и сами старайтесь оправдывать его ожидания;

7)   не преувеличивайте собственный вклад в решении проблемы;

8)   предложите собеседнику встать на ваше место, спросите его: «Что делать»;

9)   независимо от результатов конфликтного взаимодействия не разрушайте отношения.  

Техника рационального поведения  в конфликте (по И.А.Рудаковой)  

Известно, что  «гнев – плохой советчик». Он не позволяет четко мыслить и  понимать других. Управление собственным  эмоциональным состоянием, – пожалуй, одно из самых необходимых условий  конструктивного разрешения проблемы.   

Техника рационализации эмоций.  

Спокойная реакция  на эмоциональные действия партнера – первое правило поведения в  конфликте.

После того, как  Вы удержались от соблазна впасть в  то же состояние эмоционального раздражения, что и Ваш собеседник, задайте  себе вопросы:

– Почему он ведет  себя так?

– Каковы его  намерения?

– Связаны ли его поступки с индивидуальными  особенностями?

– Существует ли другая причина?

Подобные вопросы  заставляют работать сознание, этим Вы защищаете себя от эмоционального взрыва.

Пока Вы размышляете  Ваш собеседник «выпускает пар».

Вы отвлекаетесь от ненужной информации.

Спокойная форма  передачи эмоций – второе правило  поведения в конфликте.

Эмоциональная реакция нежелательна. Водоворот  эмоций может затянуть и остановиться будет труднее.

Чтобы исключить  нежелательные эмоции следует поддерживать высокий уровень самооценки у  себя и у собеседника – это  третье правило поведения в конфликте.  

Каковы  основные причины  возникновения конфликтов в коллективе у  младших школьников?

 
В основном, конфликты детей между  собой бывают на почве разноуровневой подготовки («он умеет читать, а я – нет»), по причине разного возраста одноклассников («я тебя старше, так что ты вообще помолчи») и – естественно — разного пола (я мальчик – я сильнее). 
Но есть еще одна важная проблема, о которой практически не говорят: это разный достаток семей. Это – очень сложный момент. О достатке семьи в первую очередь, говорит предметный мир ребенка: какие портфели, тетради и проч. может позволить купить родитель. Ребенок говорит: «а я привез себе ручку из Парижа», а у соседа ручка за 2 руб. 30 коп… И не надо думать, что в младшей школе дети не понимают этой разницы! Я как представитель дошкольного образования могу сказать, что дети с пяти лет осознают социальное расслоение. 
 
Второй показатель расслоения — это питание. Медики настаивают на практически стопроцентном питании детей в школах, что связано с желудочно-кишечными заболеваниями. А что получается: ребенок воспитывающийся в состоятельной семье, привыкает к изыскам, к ресторанам и проч. Естественно школьное питание не соответствует такому меню. И есть другие дети, у которых школьное питание является единственным шансом поесть. В старших классах (5-6) уже дети соревнуются — кто питается, а кто нет,— т. е. «Я не буду! У меня есть карманные деньги я лучше что-нибудь куплю в буфете или в киоске!»

  И что родителям  с этим делать?

 
 Восприятие ребенком социального  расслоения зависит от позиции родителя. Родителям состоятельным, во-первых, нужно понимать, что ничто не вечно  под луной. И можно привести в  пример кризис 98-го года, когда дети из элитных школ из-за финансовых проблем  родителей переходили в обычные  школы. Были тяжелейшие нервные срывы  у детей! И состоятельный родитель должен бы ребенку объяснить, что  все эти «дорогие предметы не делают тебя лучше и это не то, чем  надо похваляться, и вообще, все может измениться в любой момент». 
 
Еще насчет влияния взрослых. Был, например, такой эксперимент: в садике мальчик из очень бедной семьи страдал от того, что другой мальчик обладал авторитетом в группе потому, что постоянно приносил модные игрушки. Что сделала педагог? Она предложила мальчику принести коробку спичек, положила туда какие-то цветные бумажки и объявила детям: «Какая интересная коробочка у Васи!!!» И весь день вся группа бегала за ним и за его коробочкой. Т.е., отношения между детьми — это отражение отношения взрослых к детям. 
 
Вот мы говорили уже про состоятельных родителей, а сейчас скажу про другой полюс. Если родители постоянно говорят ребенку «Мы бедные! Я ничего не могу тебе купить! И так мы будем жить всегда!», естественно, ребенок будет чувствовать себя ущербным. Ребенку нужно простроить перспективу: «учись, и ты сможешь изменить свою жизнь так, как захочешь», то тогда он поймет,— во-первых, что сегодняшнее положение – не окончательное в его жизни. А, во-вторых, его не будут угнетать нападки детей из состоятельных семей: он будет понимать, что все в его руках, и у него вообще масса других достоинств – вместо предметного мира или престижной системы питания.

  Следующая проблема: разный пол…

 
 Проблема пола — это то, что  называется «гендерным аспектом» образования. Она очень широко обсуждается и это связано с признанием того, что девочки и мальчики с рождения развиваются по-разному. До 10–11 лет девочки всегда превышают по развитию мальчиков и в начальной школе заведомо лучше учатся. Требовать от мальчика, чтобы он показывал невероятные успехи в начальных классах — не стоит. Но ведь мы знаем: все отличницы девочки, но все великие ученые — мальчики. Их время придет к подростковому возрасту и будет длиться почти всю жизнь. 
 
Еще один аспект у гендерной проблемы есть: учителя в российской школе — женщины, а значит, преимущественно у нас дается «женское образование». Учитель-женщина ориентируется в подаче материала на девочек. У мальчиков включение в материал происходит позднее, он начинает на 20-25-ой минуте урока понимать, в чем дело, а урок уже заканчивается. Поэтому во многих городах встает вопрос о раздельном обучении детей.

  И что же делать  родителям с этим  «гендергным аспектом»?

 
 В первую очередь ребенку нужны  знания. Ребенка (мальчика) не надо угнетать за неуспеваемость. Надо понимать его  – «мальчиковые» особенности  развития. И рассказать ему самому об этих особенностях, чтобы он –  опять же – осознавал существование  перспектив. Тогда ему будет легче  сносить уколы более успевающих детей.

  Насчет успевания,  еще вопрос: касается  разного уровня  подготовки. Как вести  себя родителям и учителям, чтобы осознание ребенком того факта, что Маша умеет читать, а он нет, не привело его к нервному срыву?

 
 Эта проблема характерна для младших  классов и ее можно решить только в комплексе с педагогом. Для наиболее успевающих детей есть такие вещи как индивидуальное задание, есть экстернат. Только не отдавайте ребенка сразу во второй класс: там уже сложившийся коллектив. Лучше после нескольких месяцев адаптации в первом классе, по решению комиссии, перейти во второй. 
 
Что касается отстающих детей, которые не умеют читать или писать, то в моей практике не было такого, чтобы дети в школе этому не научились. Другое дело, что любому ребенку нужна поддержка родителей! Не читать морали за неудачи, а помогать! Очень большая разница! И еще раз повторю: затюканный ребенок не сможет противостоять нападкам более развитых детей. Поберегите своего ребенка, защитите его от конфликтов.

Информация о работе Конфликты в общеобразовательных учреждениях