Конфликты в организации и пути их решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 14:31, контрольная работа

Описание работы

Конфликты между индивидами чаще всего основаны на эмоциях и личной неприязни, в то время как межгрупповой конфликт обычно носит безликий характер, хотя возможны и вспышки личной неприязни. Возникший конфликтный процесс трудно остановить. Это объясняется тем, что конфликт имеет кумулятивную природу, т.е. каждое агрессивное действие приводит к ответному действию или возмездию, причем более сильному, чем первоначальное. Конфликт обостряется и охватывает все больше людей. Простая обида может, в конечном счете, привести к проявлению жестокости в отношении своих противников.

Содержание работы

Введение. 3
Понятие конфликта. 4
Причины возникновения конфликтов.………………………………….…5
Основные виды конфликтов. 7
Система классификации конфликтов. 7
Основные противоречия и виды конфликтов. 8
Психологическое состояние конфликтующих. 10
Способы предупреждения и преодоления конфликтов. 13
Интриги и основные препятствия их развитию 3
Характеристика прямых и косвенных методов разрешения конфликтов 14
Заключение 18
Литература.

Файлы: 1 файл

психология конфликта.doc

— 118.50 Кб (Скачать файл)

    Содержание. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Введение 

     Конфликтные процессы мало кто одобряет, но почти все в них участвуют. Если в конкурентных процессах соперники просто пытаются опередить друг друга, быть лучше, то при конфликте делаются попытки навязать противнику свою волю, изменить его поведение или даже вообще устранить его. В связи с этим под конфликтом понимают попытку достижения вознаграждения путем подчинения, навязывания своей воли, удаления или даже уничтожения противника, стремящегося достичь того же вознаграждения. Во многих случаях крайних проявлений социальных конфликтов их результатом становится полное уничтожение противника. В конфликтах с менее насильственной формой основная цель враждующих сторон состоит в отстранении противников от эффективной конкуренции путем ограничения их ресурсов, свободы маневра, в снижении их статуса или престижа. Например, конфликт руководителя с исполнителями в случае победы последних может привести к понижению руководителя в должности, ограничению его прав по отношению к подчиненным, падению престижа и, наконец, к его уходу из коллектива.

     Конфликты между индивидами чаще всего основаны на эмоциях и личной неприязни, в  то время как межгрупповой конфликт обычно носит безликий характер, хотя возможны и вспышки личной неприязни. Возникший конфликтный процесс трудно остановить. Это объясняется тем, что конфликт имеет кумулятивную природу, т.е. каждое агрессивное действие приводит к ответному действию или возмездию, причем более сильному, чем первоначальное. Конфликт обостряется и охватывает все больше людей. Простая обида может, в конечном счете, привести к проявлению жестокости в отношении своих противников.

     Трудности, возникающие при гашении и  локализации конфликтов, требуют  тщательного анализа всего конфликта, установления его возможных причин и последствии.

Понятие конфликта

     Конфликт (от лат. conflictus столкновение) — возникновение трудноразрешимых противоречий, столкновение противоположных интересов на почве соперничества, отсутствия взаимопонимания по различным вопросам, связанным с острыми эмоциональными переживаниями.

     В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоположные позиции сторон по какому-то вопросу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов и т.п. Конфликтная ситуация, таким образом, предполагает обязательное наличие субъектов и объектов конфликта. Однако чтобы конфликт начал развиваться, необходим инцидент, когда одна из сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой. Если противоположная сторона отвечает тем же, конфликт из потенциального перерастает в актуальный и может развиваться в дальнейшем как прямой или опосредованный, деструктивный или конструктивный.

     Конфликтология, как зарождающаяся наука, опирается на синтез социально-психологических, юридических и педагогических знаний. Это наука о закономерностях развития и методах разрешения конфликта, а также предотвращения его отрицательных последствий.

     Конфликтология  не только наука, но и искусство, которое включает мастерство ведения спора и диалога. Термин «искусство» лишь подчеркивает огромное значение личностно-творческого фактора и практического воплощения системы комплексных знаний в области конфликтологии, потому что даже идеальное знание их основ не позволит решить проблему конфликта без искусного и мастерского применения на практике технологий предотвращения отрицательных последствий конфликтных ситуаций. 

Причины возникновения конфликтов 

     Причина конфликта является тем пунктом, вокруг которого разворачивается конфликтная ситуация. Можно выделить следующие типы причин:

     наличие противоположных ориентаций.

     У каждого индивида и социальной группы имеется определенный набор ценностных ориентаций относительно наиболее значимых сторон социальной жизни. Все они различаются и обычно противоположны. В момент стремления к удовлетворению потребностей, при наличии блокируемых целей, достичь которых пытаются несколько индивидов или групп, противоположные ценностные ориентации приходят в соприкосновение и могут стать причиной возникновения конфликтов. Конфликты по причине противоположных ценностных ориентаций крайне разнообразны. Наиболее острые конфликты появляются там, где существуют различия в культуре, восприятие ситуации, статусе или престиже. Конфликты, причиной которых служат противоположные ориентации, могут протекать в сферах экономических, политических, социально-психологических и других ценностных ориентаций.

     идеологические причины.

     Конфликты, возникающие на почве идеологических разногласий, являются частным случаем конфликта противоположности ориентации, разница между ними состоит в том, что идеологическая причина конфликта заключается в разном отношении  к  системе  идей,  которые оправдывают  и узаконивают отношения субординации, доминирования и основополагающие мировоззрения у различных групп общества.

     причины, заключающиеся в различных формах экономического и социального неравенства.

     Этот  тип причин связан со значительными  различиями в распределении ценностей  между индивидами или группами. Неравенство  в распределении ценностей существует повсеместно, но конфликт возникает только при такой величине неравенства, которая расценивается как весьма значительная.

     причины, лежащие в отношениях между элементами социальной структуры. 
Конфликты   появляются   в   результате   разного   места,   которое   занимают структурные элементы в обществе, организации или упорядоченной социальной группе. Конфликт по этой причине может быть связан, во-первых, с различными целями, преследуемыми отдельными элементами. Во-вторых, конфликт по этой причине бывает связан с желанием того или иного структурного элемента занять более высокое место в иерархической структуре.

     Любая из перечисленных причин может послужить  толчком, первой ступенью конфликта  только при наличии определенных внешних условий. Что же должно случиться, чтобы возник конфликт, чтобы актуализировалась соответствующая причина? Очевидно, что помимо существования причины конфликта вокруг нее должны сложиться определенные условия, служащие питательной средой для конфликта.

     Причины личностных конфликтов: страх за собственную безопасность; недостаточное общественное признание; чувство обиды; зависть или месть; завышенная самооценка. Внутреннее напряжение требует разрядки. Личностный конфликт является односторонним и легко исчерпывается, если лицо, в адрес которого сделан упрек или агрессивный выпад, не ответит тем же. Но такой конфликт может втянуть в свою орбиту других людей и расти, как снежный ком. Это разрушает сотрудничество. Специалисту желательно прогнозировать и предугадывать поведение конфликтных людей, уметь отличать истинную причину и следствие. 
 
 
 

     Основные  виды конфликтов.

     Система классификации конфликтов. 

     По  характеру возникновения выделяют четыре типа конфликтных ситуаций и четыре типа инцидентов: объективно-целенаправленные, объективно-нецеленаправленные, субъективно-целенаправленные, субъективно-нецеленаправленные.

     Фиксируя  приведенные параметры конфликтных ситуаций и инцидентов (субъективность — объективность, целенаправленность — не целенаправленность), мы получаем множество различных по характеру конфликтов. Характер же окончания инцидента и конфликтной ситуации жестко связан с особенностями их возникновения. Субъективно возникшие конфликтные ситуации и инциденты могут закончиться как субъективно, по инициативе одного из оппонентов, так и объективно, в результате изменения конфликтной, ситуации.

     В развитии каждого конфликта можно  фиксировать момент возникновения новой конфликтной ситуации и инцидента, а также их прекращение. Любое изменение конфликтной ситуации приводит либо к прекращению данного конфликта (если инцидент уже начался), либо к началу нового конфликта.

     Конфликты, происходящие в процессе трудовой деятельности человека, называются деловыми. Закономерность динамики деловых конфликтов заключается в том, что они перерастают в личностно-эмоциональные конфликты. Затянувшийся же деловой конфликт может привести:

1) к потере  объекта конфликта и перерасти  в личностный;

2) к формированию  негативного отношения оппонентов друг к другу.

     Личностно-эмоциональные  конфликты основываются на внутренних  психологических причинах — личностных качествах оппонентов.

     По  степени проявления конфликты подразделяются на скрытые и открытые, случайные и хронические.

     Скрытый конфликт затрагивает обычно двух людей, которые до поры до времени стараются не показывать вида, что конфликтуют. Но как только у одного из них сдают нервы, конфликт превращается в открытый.

     Конфликты бывают случайными (стихийно возникающими) и хроническими (сознательно провоцируемыми). Во втором случае они влияют на производительность труда, приводят к снижению качества продукции. Поэтому при анализе причин и источников конфликта следует искать его виновника, цели и мотивы провокации.

     Различают две формы производственных конфликтов:

  • вертикальные – между руководителями и подчиненными в конкретном производственном коллективе;
  • горизонтальные – между членами коллектива, работниками производства.
 

Основные  противоречия и виды конфликтов. 

     Выделяют  следующие источники конфликтов: противоречия, возникающие на производственной основе, внутриличностные противоречия, выражающиеся в отрицательных взаимоотношениях, и конфликтная личность.

  1. Производственно-деловой конфликт – проблемная ситуация, возникающая на производстве в процессе деловых отношений. Конфликт, как айсберг: его поверхностная часть имеет глубинные мотивы, которые являются внутренней причиной конфликтной ситуации.
  2. Межличностный конфликт – проблемно-конфликтная ситуация, в которой люди либо преследуют несовместимые цели, либо придерживаются несовместимых ценностей и норм, пытаясь реализовать их во взаимоотношениях друг с другом, либо одновременно в острой конкурентной борьбе стремятся к достижению одной и той же цели, которая может быть достигнута только одной из конфликтующих групп или сторон.
  3. Межгрупповой конфликт, как один из видов межличностного конфликта, - это конфликт, в котором в качестве конфликтующих сторон выступают социальные группы, преследующие несовместимые цели и своими действиями препятствующие друг другу.

     Особую разновидность представляют:

           а) ролевой конфликт — ситуация, в которой от человека требуется одновременное исполнение двух или более несовместимых ролей, типов поведения;

           б) моно  и поликаузальный конфликты имеют в своей основе соответственно одну или много причин.

     Как правило, межличностные и производственные конфликты имеют несколько причин, прослеживается даже своеобразная причинная иерархия.

  1. Внутриличностные конфликты возникают при столкновении противоположных мотивов, потребностей, интересов у одного и того же человека. В их основе лежит негативное психологическое состояние личности: внутренние переживания, обиды и разочарования. Люди, склонные к бурным внутриличностным переживаниям, характеризуются импульсивностью, завышенным уровнем притязаний и критичности к поступкам окружающих, низкой самокритичностью.
  2. Конфликтная личность –  это человек с завышенным самомнением, выражающий постоянную тревогу, неудовлетворенность, претензии и необоснованные притязания к другой личности или коллективу.

     Внутриличностные  конфликты часто имеют затяжной характер и трудноразрешимы, так как перевоспитать человека или изменить его взгляды на жизнь значительно сложнее, чем усовершенствовать условия труда. 
 

     Психологическое состояние конфликтующих. 

     Если  внимательно присмотреться к  стилю общения отдельных руководителей в конфликтных ситуациях, можно заметить типичность этого поведения. Для одного характерным лозунгом является: «Лучшая защита - нападение» (свойственно «практикам»).  Для другого – «Лучше плохой мир,  чем хорошая война» (чаще проявляется в поведении «собеседников»). Для третьего – «Пускай думает, что он победил» (отличает «мыслителей»).

     «Собеседники» не способны на длительное противостояние. Иначе протекает конфликт у «мыслителей» и «практиков». Погруженность в  себя, медлительность «мыслителя» способствует затяжным состояниям напряженности отношений. «Действенность» практического типа также увеличивает продолжительность конфликта. Самые опасные для деловых и личных отношений - длительные конфронтации. Ведь они препятствуют выяснению отношений в общении. Конфликтующие личности закрепляют при очень долгом напряжении свое негативное состояние. Практический тип личности компенсирует сложности отношений ориентацией либо на длительность, либо на поиск других контактов.

Информация о работе Конфликты в организации и пути их решения