Конфликты в организациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 09:46, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - изучить специфику межличностных конфликтов в организации. Задачи работы:
изучить специфические особенности конфликтов в организациях;
проанализировать причины возникновения конфликтных ситуаций в организациях;
рассмотреть мотивы возникновения конфликтов;
изучить особенности мотивационно-потребностной сферы личности и выявить их влияние на выбор стратегии поведения в конфликте.

Содержание работы

Введение….……………………………………………………………………….3

1. Общее понятие конфликта, его разновидности………………………………5

1.1 Конфликт как форма взаимодействия, виды конфликтов, их особенности………………………………………………………………………………….5

1.2 Специфика конфликтного взаимодействия в организациях……………….8

1.3 Причины возникновения конфликтов в организации……………………..11

1.4. Мотивы возникновения конфликтов………………………………………14

1.5 Стратегии поведения в конфликтных ситуациях………………………….16

2. Практическое исследование влияния потребностей на выбор стратегии поведения…………………………………………………………………………....19

2.1. Построение и организация эксперимента………………………………….19

2.2. Процедура эксперимента……………………………………………………21

Выводы…………………………………………………………………………...26

Заключение……………………………………………………………………….27

Список литературы………………………………………………………………28

Файлы: 1 файл

Кофликт (организация).doc

— 301.00 Кб (Скачать файл)
  •  
    потребности - состояния, создаваемые дефицитом материальных или идеальных объектов, которые стимулируют активность субъекта. Классификация потребностей включает: потребности в безопасности, признании, социальной принадлежности, познавательные потребности, эстетические потребности и т.п.

 
Необходимо отметить, что данные потребности могут возникать  не только у отдельных личностей, но и свойственны социальным группам, целым обществам и государствам.

  •  
    интересы – представляют собой осознанные потребности, обеспечивающие направленность оппонентов на объект конфликта и способствующие проявлению его конфликтного поведения.
  •  
    ценности – совокупность качеств внутренней структуры личности, выступающих для нее особо значимыми и определяющих основу сознания и поведения. Ценности можно разделить на общечеловеческие, культурные, личностные и т.д.
  •  
    цели – это осознание возможного результата, к которому должны привести предпринимаемые действия. В рамках конфликтного взаимодействия целью выступает конечный результат, который оценивается с позиции полезности (для личности, референтной группы или коллектива в целом). Принято выделять тактические (ориентированные на овладение объектом конфликта) и стратегические цели (определяющие порядок достижения, средства воздействия и т.д.).
  •  
    идеалы – некие обобщенные образы, характеризующие наилучшее состояние объекта, сформированные каждым конкретным человеком на основании обобщения социального и личного опыта и определяющие жизненную позицию.
  •  
    убеждения – система ценностей личности, которая определяет выбор стратегии поведения в соответствии с персональными взглядами, интересами и потребностями.

 
Мотивы поведения конкретного  человека или группы определяются не только внутренними составляющими. Они также возникают исходя из конкретной социальной ситуации, имеющихся социальных условий. Это обусловлено тем, что реформы общества закономерно сказываются на трансформации общественного сознания, что в свою очередь способствует изменению потребностей, интересов, ценностей, целей, идеалов и убеждений конкретных людей, а следовательно и мотивации в целом [13].  
 
Вместе с тем, необходимо отметить, что в процессе конфликтного взаимодействия установить истинные мотивы оппонентов весьма затруднительно. Дело в том, что участники конфликта зачастую декларируют в качестве мотивов вступления в конфликт одни причины, когда в реальной ситуации мотивами служат совершенно другие факторы.  
 
Таким образом, мотивы вступления в конфликтное взаимодействие представляют собой внутренние побудительные силы, подталкивающие субъектов конфликтного взаимодействия к открытому противостоянию. В качестве мотивов возникновения конфликта могут выступать: потребности, интересы, ценности, цели, идеалы, убеждения и т.д. Помимо этого на мотивацию участников конфликта оказывает влияние конкретная социальная ситуация, имеющиеся социальные условия. 
1.5 Стратегии поведения в конфликтных ситуациях 
Конфликтное взаимодействие между людьми требует от каждого участника выбора той или иной стратегии поведения с целью достижения максимально выгодного результата. В настоящее время различают следующие стратегии поведения в конфликте: уход, принуждение, компромисс, уступка или сотрудничество. Выбор стратегии осуществляется на основании учета следующих факторов: соотнесения собственных интересов и интересов оппонента, ценности имеющихся межличностных отношений с противоположной стороной и др. Именно данные показатели позволяют охарактеризовать каждую стратегию [14,15]. 
 
Принуждение (борьба, соперничество). Для предпочитающих такое поведение на первом месте стоят личные интересы по сравнению с интересами оппонента. В любом случае приходится выбирать между борьбой и взаимоотношениями. Данная стратегия является целесообразной только в двух случаях: при защите интересов дела от посягательств на них со стороны конфликтной личности или при угрозе существованию организации, коллектива. В других случаях она деструктивна.  
 
Стратегия ухода характеризуется стремлением избежать конфликтного взаимодействия. По сути, у людей предпочитающих такое поведение низкий уровень нацеленности как на реализацию собственных интересов, так и на реализацию интересов соперника. Данное поведение не оказывает существенного влияния на межличностные отношения и фактически выступает в виде взаимной уступки. Использование ухода благотворно когда проблема является несущественной для обеих сторон. Если же ситуация затрагивает одну из сторон сильнее, то существует вероятность возобновления конфликта.  
 
Уступка со стороны одного из участников конфликта также ориентирована на уход от проблемы. В данном случае на первом месте стоят интересы соперника, а уступающий жертвует своими.  
 
Причинами выбора данной стратегии могут быть стратегические цели, неадекватная оценка предмета конфликта, индивидуально-психологические особенности.  
 
Стратегия компромисса подразумевает наличие баланса интересов участников конфликта. В данном случае, осуществляется как взаимный учет интересов, так и сохраняются межличностные отношения, поднимаясь на новый уровень. Выбор стратегии компромисса может привести к разрешению конфликта, однако зачастую данное поведение является частью дальнейшего поиска взаимоприемлемого решения.  
 
Сотрудничество – наиболее конструктивная стратегия, которая характеризуется не только на признании значимости интересов обеих сторон, но и на признании ценности межличностных отношений. Возможность использования данной стратегии обусловлена значимостью для сторон предмета конфликтного взаимодействия. Если значимость примерно равна, то данная стратегия может реализовываться. Для данной стратегии характерно включение поведения, свойственного для всех других стратегий, способствующего совместному решению возникшей проблемной ситуации [15].  
 
На базе учета значимости собственных интересов (напористость) и интересов оппонента (кооперация) К.Томасом была разработана двухмерная модель регулирования конфликтов.  
 
По мнению К. Томаса избегание конфликта не способствует достижению успеха ни одной из сторон. Такие стратегии как приспособление, соперничество или компромисс приводят к ущемлению интересов одной из сторон. Только сотрудничество позволяет обеим конфликтующим сторонам достичь взаимной выгоды.  
 
Таким образом, конфликтное взаимодействие между людьми требует от каждого участника выбора той или иной стратегии поведения (уход, принуждение, компромисс, уступка или сотрудничество). Выбор стратегии осуществляется на основании учета следующих факторов: соотнесения собственных интересов и интересов оппонента, а также ценности имеющихся межличностных отношений с противоположной стороной. Именно данные показатели позволяют охарактеризовать каждую стратегию. Из имеющихся стратегий поведения максимальный выигрыш для обеих сторон может принести только сотрудничество.  
2. Практическое исследование влияния потребностей на выбор  
 
стратегии поведения 
 
2.1. Построение и организация эксперимента 
Эмпирическое изучение взаимосвязи между степенью удовлетворенности основных потребностей и выбором стратегии поведения в конфликтной ситуации производилось на базе строительной компании. Испытуемыми выступали мужчины от 24 до 35 лет в количестве 30 человек. Женщины участия в исследовании не принимали, так как коллектив однополый.  
 
Для получения исходных данных были использованы следующие методики:

  1.  
    Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса (в адаптации Н.В. Гришиной).

 
Анализ данной методики осуществляется в соответствии со специальным ключом, который позволяет 12 суждений о поведении конкретного человека в конфликтной ситуации в зависимости от ответа отнести к одной из пяти стратегий поведения в конфликте (соперничество, приспособление, компромисс, избегание, сотрудничество) Данные суждения в различных сочетаниях сгруппированы в 30 пар. Из каждой пары необходимо выбрать суждение, которое характеризует поведение в конфликтной ситуации. Текст методики представлен в приложении 1. 
 
В процессе обработки полученных данных за каждый ответ, совпадающий с ключом, соответствующему типу поведения в конфликтной ситуации начисляется один балл. Доминирующим считается тип (типы) набравшие максимальное количество баллов. Ключ к методике представлен в приложении 2. 
 
Инструкция к тесту: 
 
В каждой паре выберите то суждение, которое наиболее точно описывает Ваше типичное поведение в конфликтной ситуации. 
 
2. Методика диагностики степени удовлетворенности основных потребностей (Приложение 3). 
 
Данная методика была предъявлена испытуемым со следующей инструкцией: «Перед вами 15 утверждений, которые вы должны оценить, попарно сравнивая их между собой. 
 
Сначала оцените 1-е утверждение со 2-ым, 3-им и т.д. и результат впишите в 1-ю колонку. Так, если при сравнении первого утверждения со вторым, предпочтительнее для себя вы сочтете второе, то в начальную клеточку впишите цифру 2. Если же предпочтительным окажется первое утверждение, то впишите цифру 1. Затем, то же самое проделайте со вторым утверждением: сравните его сначала с 3-м, потом с 4-ым и т.д., и вписывайте результат во вторую колонку. 
 
Подобным же образом работайте с остальными утверждениями, постепенно заполняя весь бланк (Приложение 4). 
 
Во время работы полезно к каждому утверждению вслух проговорить фразу «Я хочу…». 
 
Анализ результатов осуществляется посредством подсчета количества баллов (т.е. выборов), выпавших на каждое утверждение. После окончания подсчета утверждения распределяются по иерархии в соответствии с количеством баллов, 5 утверждений, получивших максимальное количество баллов, являются главными потребностями. 
 
В дальнейшем определяется степень удовлетворенности данных потребностей. Для этого подсчитывается сумма баллов по пяти секциям по следующим вопросам: 1. Материальные потребности: 4,8,13; 2. Потребности в безопасности: 3,6,10; 3. Социальные (межличностные) потребности: 2,5,15; 4. Потребности в признании: 1,9, 12; 5. Потребности в самовыражении: 7,11,14. 
 
В результате подсчитывается сумма баллов по каждой из 5-ти секций и выстраивается график результатов, который иллюстрирует три зоны удовлетворенности по пяти потребностям (Приложение 5).

2.2. Процедура  эксперимента 
По методике диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса были получены следующие данные, характеризующие предпочитаемые стратегии поведения испытуемых в конфликтной ситуации, представленные в таблице 1. 
 
Таблица 1  
 
Результаты диагностики по методике К. Томаса (адаптация Н.В. Гришиной)

 
№ участника  
 
опроса

 
Соперничество

 
Сотрудничество

 
Компромисс

 
Избегание

 
Приспособление

 
1

 
8

 
6

 
8

 
5

 
3

 
2

 
7

 
7

 
7

 
4

 
5

 
3

 
7

 
6

 
7

 
6

 
4

 
4

 
7

 
7

 
6

 
6

 
4

 
5

 
6

 
7

 
8

 
5

 
4

 
6

 
7

 
7

 
6

 
5

 
5

 
7

 
8

 
6

 
6

 
4

 
6

 
8

 
9

 
7

 
5

 
4

 
5

 
9

 
7

 
8

 
6

 
5

 
4

 
10

 
6

 
7

 
7

 
6

 
4

 
11

 
6

 
8

 
6

 
5

 
5

 
12

 
6

 
7

 
6

 
6

 
5

 
13

 
9

 
7

 
5

 
4

 
5

 
14

 
9

 
8

 
5

 
4

 
4

 
15

 
6

 
7

 
5

 
6

 
6

 
16

 
5

 
6

 
6

 
8

 
5

 
17

 
7

 
8

 
7

 
4

 
4

 
18

 
6

 
8

 
6

 
5

 
5

 
19

 
6

 
7

 
8

 
5

 
4

 
20

 
9

 
6

 
6

 
5

 
4

 
21

 
8

 
6

 
5

 
7

 
4

 
22

 
7

 
8

 
6

 
4

 
5

 
23

 
8

 
6

 
10

 
2

 
4

 
24

 
6

 
7

 
7

 
5

 
5

 
25

 
8

 
8

 
7

 
5

 
2

 
26

 
9

 
7

 
5

 
4

 
5

 
27

 
2

 
10

 
10

 
7

 
3

 
28

 
5

 
9

 
8

 
7

 
1

 
29

 
4

 
8

 
6

 
5

 
7

 
30

 
6

 
7

 
8

 
5

 
4


 
Сопоставление полученных данных позволяет  утверждать, что наиболее предпочитаемыми  в конфликтных ситуациях у  опрошенных молодых людей являются такие стратегии поведения как  сотрудничество, соперничество и  компромисс. К стратегиям избегания и приспособления испытуемые также прибегают, но значительно реже.  
 
Анализ результатов по методике диагностики степени удовлетворенности основных потребностей представлен в таблице 2.  
 
Таблица 2 
 
Результаты тестирования по методике диагностики степени удовлетворенности основных потребностей

 
№ участника опроса

 
Потребности

 
материальные 
 
потребности

 
потребность в 
 
безопасности

 
социальные 
 
потребности

 
потребности в 
 
признании

 
потребности в 
 
самовыражении

 
1

 
32

 
14

 
26

 
25

 
30

 
2

 
28

 
12

 
19

 
31

 
25

 
3

 
35

 
14

 
20

 
30

 
31

 
4

 
22

 
18

 
28

 
38

 
33

 
5

 
18

 
11

 
22

 
26

 
30

 
6

 
16

 
15

 
24

 
20

 
6

 
7

 
28

 
12

 
18

 
16

 
25

 
8

 
23

 
16

 
14

 
29

 
32

 
9

 
14

 
20

 
25

 
22

 
28

 
10

 
20

 
9

 
15

 
25

 
18

 
11

 
28

 
26

 
18

 
17

 
15

 
12

 
32

 
24

 
18

 
26

 
22

 
13

 
36

 
32

 
29

 
22

 
26

 
14

 
26

 
30

 
28

 
32

 
25

 
15

 
16

 
14

 
24

 
21

 
10

 
16

 
27

 
16

 
14

 
24

 
30

 
17

 
21

 
11

 
16

 
28

 
18

 
18

 
31

 
29

 
25

 
20

 
22

 
19

 
19

 
12

 
24

 
26

 
32

 
20

 
28

 
10

 
19

 
30

 
26

 
21

 
26

 
31

 
25

 
30

 
18

 
22

 
20

 
11

 
16

 
25

 
18

 
23

 
28

 
25

 
19

 
18

 
14

 
24

 
26

 
15

 
12

 
22

 
30

 
25

 
18

 
16

 
25

 
21

 
9

 
26

 
30

 
12

 
18

 
26

 
28

 
27

 
25

 
13

 
12

 
20

 
30

 
28

 
23

 
16

 
15

 
28

 
32

 
29

 
16

 
20

 
22

 
21

 
26

 
30

 
22

 
11

 
15

 
25

 
16


 
Распределение данных потребностей по степени значимости для каждого конкретного испытуемого отражено в таблице 3. 
 
Таблица 3 
 
Степень значимости потребностей

 
№ участника опроса

 
Потребности

 
материальные 
 
потребности

 
потребность в 
 
безопасности

 
социальные 
 
потребности

 
потребности в 
 
признании

 
потребности в 
 
самовыражении

 
1

 
1

 
5

 
3

 
4

 
2

 
2

 
2

 
5

 
4

 
1

 
3

 
3

 
1

 
5

 
4

 
2

 
3

 
4

 
4

 
5

 
3

 
1

 
2

 
5

 
4

 
5

 
3

 
2

 
1

 
6

 
3

 
4

 
1

 
2

 
5

 
7

 
1

 
5

 
3

 
4

 
2

 
8

 
3

 
4

 
5

 
2

 
1

 
9

 
5

 
4

 
2

 
3

 
1

 
10

 
2

 
5

 
4

 
1

 
3

 
11

 
1

 
2

 
3

 
4

 
5

 
12

 
1

 
3

 
5

 
2

 
4

 
13

 
1

 
2

 
3

 
5

 
4

 
14

 
4

 
2

 
3

 
1

 
5

 
15

 
3

 
4

 
1

 
2

 
5

 
16

 
2

 
4

 
5

 
3

 
1

 
17

 
2

 
5

 
4

 
1

 
3

 
18

 
1

 
2

 
3

 
5

 
4

 
19

 
4

 
5

 
3

 
2

 
1

 
20

 
2

 
5

 
4

 
1

 
3

 
21

 
3

 
1

 
4

 
2

 
5

 
22

 
2

 
5

 
4

 
1

 
3

 
23

 
1

 
2

 
3

 
4

 
5

 
24

 
2

 
4

 
5

 
3

 
1

 
25

 
3

 
4

 
1

 
2

 
5

 
26

 
1

 
5

 
4

 
3

 
2

 
27

 
2

 
4

 
5

 
3

 
1

 
28

 
3

 
4

 
5

 
2

 
1

 
29

 
5

 
2

 
3

 
4

 
1

 
30

 
2

 
5

 
4

 
1

 
3

Информация о работе Конфликты в организациях